СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: Валентина Осеева «Хорошее»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: Валентина Осеева «Хорошее»»

Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе по теме:

Валентина Осеева «Хорошее»

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Тип урока: Изучение нового материала

Тема урока: Валентина Осеева «Хорошее»

Цель урока : обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение.

Задачи (планируемые результаты):

Предметные: знание нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности.

Личностные: ценить и уважать базовые ценности: «добро», «семья», «настоящий друг»; оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм; освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Метапредметные:

познавательные: -ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию; смысловое чтение; знаково- символические действия; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

регулятивные: -определять цель учебной деятельности и план выполнения заданий под руководством учителя; соотносить выполнение заданий с образцом; корректировать выполнение задания; оценка своего задания и саморегуляция.

коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи; выполнять различные роли в группе.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» 2 класс (Л.Ф. Климанова); рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс (Л.Ф. Климанова); компьютер, интерактивная доска, презентация (Power Point, 2007), карточки, светофоры.




Ход урока



Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные (универсальные учебные действия)

Ι.Организационный момент (1 мин)

Доброе утро! Придумано кем-то

 Просто и мудро при встрече здороваться!

 Доброе утро солнцу и птицам!

 Доброе утро улыбчивым лицам!

 И каждый становится добрым, доверчивым,

 Пусть доброе утро длится  до вечера!

- Садитесь!

- Посмотрите на себя, на свою парту. Готовы ли вы к уроку?

- Посмотрите на своего соседа. Подскажите, если что-то у него не так. - Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожмите друг другу руки.


Волевая саморегуляция,

действие смыслообразования.

Регулятивные: самоконтроль.

Коммуникативные: согласованность действий с партнером.

II. Актуализация знаний ( 10 мин)

-Мы не случайно так необычно начали наш урок.

Давайте вспомним название раздела, который мы изучаем

- Какой же он «Мой друг», давайте прочитаем какими качествами должен с вашей точки зрения должен обладать настоящий друг

У нас с вами получился вот такой « цветок дружбы».

Посмотрите на экран, одно из качеств человека выделено, какое это качество?

- Поработайте в группах. Запишите на листочках, как вы понимаете, что такое «доброта».

- Посмотрите на экран. На экране картинки, которые вам помогут.

- Т.е. вы хотите сказать, что доброта – это помощь другим людям, сопереживание, сочувствие.

- Где можно посмотреть точное значение этого слова?

- Два наших одноклассника уже поработали со словарем. Им слово.

- Что главное в объяснении значения слова?

- Как вы думаете, нужна ли доброта в нашей жизни?

- Конечно, вы правы, доброта – величайшая ценность нашей жизни.

-Предположите о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Тема урока: доброта в нашей жизни.

- Поможет раскрыть эту тему и ответить на вопрос - о каком человеке мы говорим, что он добрый - рассказ учебника.

- Давайте подумаем, какие задачи на урок мы поставим перед собой?

Сегодня на уроке у нас много гостей, давайте покажем, как мы умеем дружно работать.

- Ребята, чтобы у нас получился успешный урок, какими мы должны быть учениками?

Наша с вами задача «открыть» новое в литературной области. Чтобы «открыть» новое вам необходимо «подключить» внимание, старание, желание работать дружно, активно, уважая мнение говорящего, не стесняясь высказывать своё мнение по возникшим вопросам, диалог этот невозможен без усилий ума и сердца.

Распознавание положительных человеческих качеств.

Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; умение выделять существенную информацию из текста; умение работать со словарем; умение осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Коммуникативные:  умение участвовать в учебном диалоге при обсуждении увиденного; умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; умение оформлять свои мысли в устной форме.


III. Открытие нового знания ( 10 мин)

1. Работа с текстом

Учитель читает текст

  • Какой это рассказ – веселый или грустный?

  • Как зовут главного героя ?

  • Каким вы себе представляете мальчика?

  • Какое отношение к Юре у вас появилось?

  • Как же получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?

2. Самостоятельное чтение, работа по тексту

Ребята, прочитайте текст, отметьте карандашом о чём мечтал Юра? Кроме этого, подчеркните слова, лексическое значение которых вам не понятно. (Исследовательская работа по тексту проводится индивидуально.)

- Какие мечты были у Юры?

  • Хорошие ли были мечты у Юры?

  • Хотел ли он что-то сделать для себя?

  • Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?

  • Что такое «героический»? Кто такой герой?

  • Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестренка тонет, а он ее спасает. Что сестренка испытывает в этот момент? А что испытывает няня, Трезорка?


Развивать умение работать с текстом.

Личностные: способствовать формированию интереса к учебному материалу.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.


IV. Работа по теме урока (8 мин)

Беседа по рассказу.

Какие мечты были у Юры?

  • Хорошие ли были мечты у Юры?

  • Хотел ли он что-то сделать для себя?

  • Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?

  • Что такое «героический»? Кто такой герой?

  • Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестренка тонет, а он ее спасает. Что сестренка испытывает в этот момент? А что испытывает няня, Трезорка?

  • О ком думает Юра на самом деле?

  • В каком случае можно сделать что-то хорошее?

  • Почему Юра не заметил простых дел?

  • Мог ли мальчик, сделать что-нибудь хорошее людям, которые его окружали?

  • Ребята, давайте ответим на вопрос:

  • Какой же был Юра? для этого заполним схему (можно пользоваться словарем характеристик)

  • Хотели бы вы иметь такого друга как Юра?

- Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

Формировать умение отвечать на вопросы.


Регулятивные: уметь работать коллективно.

Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.


V. Физкультминутка ( 1 мин)

Музыкальная физкультминутка для глаз.


Коммуникативные: уметь выполнять физические упражнения по команде, вместе.

Личностные: уметь применять правила охраны своего здоровья.


VI. Закрепление изученного материала (10 мин)

Работа по теме урока.

Сейчас мы будем с вами читать этот рассказ по ролям.

  • Сколько действующих лиц в рассказе?

  • Давайте возьмем карандаши и отметим слова автора. Как их надо читать? (спокойно)

  • С какой интонацией надо читать слова сестры, няни, Трезорки?

  • Слова Юры мы будем одинаково читать?

  • Как нужно читать мысли Юры? (мечтательно)

  • А слова, обращенные к сестре, няне, собаке? (грубо)

  • - Ребята, как вы считаете, удалось ли нам, читая по ролям, передать правильную интонацию и настроение героев?

Формировать умение распределять роли.



Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков; уметь определять главную мысль текста; уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

VII. Рефлексия (3 мин)

- Сегодня мы познакомились еще с одним рассказом В.Осеевой.

В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:

«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

– Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

– Мало уметь читать, надо уметь думать,– сказала она.

- С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. Итак, как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».

- Над чем заставил вас задуматься этот рассказ?

- На какие же качества человека хотел обратить ваше внимание автор?

- Давайте вернемся к нашему дереву предсказаний. Оправдались ли ваши предположения?

- Почему наши предположения оказались неточными?

- О ком мы можем сказать, что он «добрый человек» и почему вы так думаете?

- Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль рассказа?

- Возьмите полоски. Если вы считаете, что главная мысль выделена синим цветом, то покажите синюю полоску, если красным- красную, если зелёным- зелёную.







Регулятивные: уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.

Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные: уметь определять главную мысль текста; уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков; уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы; уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.





VIII. Итог урока (1 мин)

Мудрым никто не родился, а научился.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Вежливости открываются все двери.

Вернемся к началу нашего урока. На какой вопрос мы должны были ответить?

Ребята, посмотрите на задачи нашего урока, все ли мы их выполнили?

Были ли у нас затруднения? Какие?





Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

IX. Домашнее задание (1 мин)

Домашнее задание распечатано на листочках.

1.Выразительное чтение произведения В.Осеевой «Хорошее» стр. 93 – 95

2. Подобрать 1-2 пословицы к данному произведению.

Или:

3. Составить рассказ «Хорошее» из собственной жизни.


Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой.