Этап урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | 1. Громко прозвенел звонок. Вспомним правила поведения ученика на уроке. 2. Великий математик Джорж Пойа сказал: «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому». - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания) - А чтобы узнать что-то новое, мы должны?...(вспомнить то, что уже знаем). А для чего нам пригодятся наши знания? (Чтобы открыть новое.) Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ») | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. | Проговаривают правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. | К: совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им, уметь оформлять свои мысли в устной форме П: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10 мин) Цели: - организовать актуализацию умений задачи на нахождение целого или частей; - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. | -Сколько фигур изображено?(6). На какие группы можно разделить данные фигуры (плоские и объёмные). Какие фигуры попадут в группу «плоские фигуры»? Какие в группу «объёмные»? Фигур какой группы больше? На сколько? Как узнали? (составили пары и узнали, скольким фигурам пары не хватило) У нас появились числа 2 и 4 . Придумайте задачу с этими числами и фигурами. Фиксация индивидуального затруднения. У вас на партах лежат листочки. На них я написала все возможные математические выражения с этими числами. Выполните вычисления. 2+4= 4×2= 2-4= 2×4= 4+2= 4:2= 4-2= | Организует актуализацию умений решать задачи на нахождение целого или частей. Организует обобщение актуализированных знаний. Предлагает задание для пробного действия. Организует выполнение учащимися пробного учебного действия. Организует фиксирование индивидуального затруднения. | Выполняют задание. Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю). | Р: проговаривать последовательность действий на уроке. П: преобразовывать информацию из одной формы в другую К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Р: проговаривать последовательность действий на уроке. |
III. Выявление места и причины затруднения (2 мин) Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | - Поднимите руку те, кто решил все примеры. - В каком месте возникло затруднение? (не смогли решить пример 2-4). - Почему возникло затруднение? (Не знаем, можно ли переставлять числа при вычитании). | Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. | К: оформлять свои мысли в устной форме. П: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин) Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства. | -Разделим выражения на 2 группы (+ и -) - Какой секрет мы знаем про сложение чисел? (складывать числа можно в любом порядке) - Что значит + число; - число?(идёт работа с каждым выражением) - Какую цель ставим? (можно ли переставлять числа при вычитании). - Наметим наш план действий: 1. Сами попробуем выполнить задание: составим модель с помощью фишек или воспользуемся линейкой. 2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя. 3. Устраним затруднение. 4. Применим новое знание. - Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель) Физкультминутка | Организует постановку цели урока. Организует составление совместного плана действий. Организует определение средств. | С помощью учителя ставят цель урока. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Называют средства. | Р: проговаривать последовательность действий на уроке. К: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Р: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке. |
V. Реализация построенного проекта (10 мин) Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока. | Предлагаю провести исследование. Согласны? -Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать?(дружно, старательно, внимательно, с уважением) Работа в группах. Каждая группа получает карточки с числами. Все получают план работы. 1.Составьте два примера на вычитание. 2. Выполните вычисления с помощью линейки.. 3. Сделайте вывод. Дети работают в парах. У нас получились примеры…. Мы заметили, что …(из меньшего числа нельзя вычесть большее) -К какому выводу мы пришли? (Числа при вычитании переставлять нельзя. Из меньшего числа нельзя вычесть большее.). Выставляется эталон. Проверим правильность нашего вывода по учебнику с.17 | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках. Организует уточнение темы урока. | Под руководством учителя выполняет составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках. Под руководством учителя формулируют тему урока. | П: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке К: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Р: работать по плану. |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7 мин) Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Учебник с. 18 №7-8 Образец рассуждения: 1-2= 1)определяю, какие числа даны 2)сравниваю числа 3)смотрю, какое из чисел (меньшее или большее) стоит на первом месте 4)применяю правило 5)если это возможно, выполняю вычисление | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. | Р: уметь вычитать числа, используя правило, проговаривать последовательность действий на уроке. К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин) Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Самостоятельная работа с проверкой по эталону) Тетрадь №4, 5 с.12-13; №9 с.14 Эталон для самопроверки. - У кого всё правильно? - У кого есть ошибки? - В каком месте ошибки? - В чём причина? Самооценка по алгоритму. (с использованием смайликов) | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Организует самооценку | Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выполняют самооценку | Р: уметь вычитать числа, используя правило; проговаривать последовательность действий на уроке; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | - Мы хорошо потрудились и теперь подводим итог работы на уроке. - Какую цель ставили? Достигли цели? Расскажите, чему научились на уроке. - Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики. | Р: проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |