СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку: "Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку: "Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа"»

Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа


Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: усвоение правописания ь после шипящих в глаголах второго лица единственного числа.

Метапредметные умения.

Познавательные: осмысление различия написания разных частей речи с шипящей на конце, владение устной и письменной речью.

Регулятивные: способность к самоконтролю, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать свою позицию.

Личностные умения: проявлять интерес к предметной деятельности.

Ожидаемый результат: каждый учащийся умеет различать части речи, владеет навыком правописания ь после шипящих в глаголах, существительных, кратких прилагательных, комментируя ход своих рассуждений.

Оборудование урока: учебники, интерактивная доска, карточки для работы.




Технологическая карта урока:


Этап урока,

время

Учитель

Ученики

Универсальные учебные действия, сформированные деятельностью ученика и учителем

1.Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.



II. Языковая разминка.

 

 

 

Послушайте стихотворение и подумайте, о какой части речи пойдет разговор сегодня на уроке.

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.

- В чём смысл этого стихотворения? Для чего нужно знать, как правильно употреблять, образовывать и писать глаголы?

  • Это часть речи «глагол».

  • По частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании.

Л: мотивация, смыслообразование; П: моделирование, построение логической цепи рассуждений; Р:корекция, волевая саморегуляция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

III. Актуализация.

-Предлагаю вопросы, которые помогут узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Глагол» .


- Итак, какая часть речи будет сегодня на уроке главным действующим лицом?

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.


А. Глагол- это часть речи, которая обозначает ……….(действие предмета) и отвечает на вопросы ……………. В предложении глагол обычно бывает ………

В прошедшем времени глаголы изменяются по ……(числам), а в (единственном)……… числе по (родам) ……. . В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по ………..(числам и лицам)




П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ;  Р: высказывать предположения на основе наблюдений; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника Пр: роль буквы Ь в русском языке

IV. Формулирование темы урока, постановка задач урока.

- Запишите слова, объясните их правописание.

- Скажите, обозначает ли мягкость ь в данных слова? Почему?

-  Почему же ставится мягкий знак в этих словах?

- Подумай!

ЧИТАЕШ? УМЕЕШ? СЛУШАЕШ? СТОИШ?

- Какой частью речи являются данные слова?

- Какие признаки объединяют эти глаголы в одну группу?

- Как вы думаете, почему после каждого глагола стоит вопросительный знак?

- Назовите ТЕМУ НАШЕГО УРОКА?

- Цель нашего урока…?



Тишь Беречь

Дочь Стеречь

Рожь Жечь

- Нет, не обозначает, потому что шипящие ж и ш всегда твердые, а ч и щ всегда мягкие.

- В первом столбике написаны слова женского рода, а во втором столбике – глаголы неопределенной формы.



- Глаголы


- Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящим на конце


  • Необходимо выяснить, пишется ли в этих глаголах мягкий знак и почему



  • Мягкий знак после шипящих на конце глаголов

- Выяснить пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица ед. числа

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.


V Изучение нового материала

- Для того, чтобы ответить на вопрос: пишется ли ь после шипящих на конце глаголов, давайте подумаем!
– Внимательно прочитайте предложения. Это просто предложения или что-то иное?  Объясните их значение.


–– Выпишите выделенные слова: 1. определите какой частью речи они являются ;

2. определите, в каких формах они стоят .

Сделайте вывод, что интересного вы заметили в написании глаголов? 

Что наш учебник говорит о написании ь в глаголах? §121. Выделите изученную орфограмму в записанных глаголах.

Теперь возвращаемся к слайду ЧИТАЕШ? УМЕЕШ? СЛУШАЕШ? СТОИШ? Что заменит ? на конце данных глаголов? Почему?

- Пословицы В них содержится народная мудрость!

  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

  • Что посеешь, то и пожнешь

- Глаголы в н.ф., во 2л. ед.ч.



-На конце после шипящих пишется ь

-В глаголах 2 лица единственного числа после ш всегда пишется мягкий знак.




П: анализ, синтез, подведение под понятие, выведение следствий, моделирование, использование знаково−символических средств, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Р: высказывать предположения на основе наблюдений; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

Физкультминутка

А теперь немного отдохнём. Раз сегодня мы говорим о глаголах, то и физкультминутка будет связана именно с этой частью речи. Выполняйте то, что я говорю.

Ты встаешь со стула, поворачиваешь голову вправо, влево. Поднимаешь вверх руки, встаешь на носочки и пытаешься дотянуться до потолка, потом медленно опускаешь руки и снова садишься на свое место.


Выполняют физкультминутку.



VI . Закрепление Развитие учебно­ языковых умений.


- Прочитайте предложение.

- В какой форме употреблены глаголы в этом предложении?

- Замените глаголы 1-го лица ед. числа на глаголы 2-го лица ед. числа. Запишите получившееся предложение.




- Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, одеваюсь, завтракаю и иду в школу.


- В форме 1-го лица ед. числа



- Утром ты встаешь, делаешь зарядку, умываешься, одеваешься, завтракаешь и идешь в школу.)

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию (из текста в таблицу или схему).




VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- К данным глаголам необходимо подобрать и записать слова – антонимы. (Антонимы - это противоположные по смыслу слова)

.

-Выполняют в теради задание.

ненавидишь -………………..любишь

сядешь - ……………встанешь

хвалишь - …………….ругаешь

найдешь - …………….потеряешь

строишь - ……………..ломаешь


Р: Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

VIII. Рефлексия.

– А теперь, заканчивая наш урок, подведем итог. Что нового о глаголе вы узнали сегодня на уроке. Оценивание.


Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою и деятельность товарищей.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

 

IX. Домашнее задание.

Стр. 130 знать правило, упр 690


 

 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!