Этап урока, время | Учитель | Ученики | Универсальные учебные действия, сформированные деятельностью ученика и учителем |
1.Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | | |
II. Языковая разминка. | Послушайте стихотворение и подумайте, о какой части речи пойдет разговор сегодня на уроке. Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Всё в действие придет. Летит ракета. Люди строят зданья. Цветут сады. И хлеб в полях растёт. - В чём смысл этого стихотворения? Для чего нужно знать, как правильно употреблять, образовывать и писать глаголы? | | Л: мотивация, смыслообразование; П: моделирование, построение логической цепи рассуждений; Р:корекция, волевая саморегуляция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
III. Актуализация. | -Предлагаю вопросы, которые помогут узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Глагол» . - Итак, какая часть речи будет сегодня на уроке главным действующим лицом? - Откройте тетради, запишите число, классная работа. | А. Глагол- это часть речи, которая обозначает ……….(действие предмета) и отвечает на вопросы ……………. В предложении глагол обычно бывает ……… В прошедшем времени глаголы изменяются по ……(числам), а в (единственном)……… числе по (родам) ……. . В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по ………..(числам и лицам) | П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р: высказывать предположения на основе наблюдений; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника Пр: роль буквы Ь в русском языке |
IV. Формулирование темы урока, постановка задач урока. | - Запишите слова, объясните их правописание. - Скажите, обозначает ли мягкость ь в данных слова? Почему? - Почему же ставится мягкий знак в этих словах? - Подумай! ЧИТАЕШ? УМЕЕШ? СЛУШАЕШ? СТОИШ? - Какой частью речи являются данные слова? - Какие признаки объединяют эти глаголы в одну группу? - Как вы думаете, почему после каждого глагола стоит вопросительный знак? - Назовите ТЕМУ НАШЕГО УРОКА? - Цель нашего урока…? | Тишь Беречь Дочь Стеречь Рожь Жечь - Нет, не обозначает, потому что шипящие ж и ш всегда твердые, а ч и щ всегда мягкие. - В первом столбике написаны слова женского рода, а во втором столбике – глаголы неопределенной формы. - Глаголы - Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящим на конце - Выяснить пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица ед. числа | Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
V Изучение нового материала | - Для того, чтобы ответить на вопрос: пишется ли ь после шипящих на конце глаголов, давайте подумаем! – Внимательно прочитайте предложения. Это просто предложения или что-то иное? Объясните их значение. –– Выпишите выделенные слова: 1. определите какой частью речи они являются ; 2. определите, в каких формах они стоят . Сделайте вывод, что интересного вы заметили в написании глаголов? Что наш учебник говорит о написании ь в глаголах? §121. Выделите изученную орфограмму в записанных глаголах. Теперь возвращаемся к слайду ЧИТАЕШ? УМЕЕШ? СЛУШАЕШ? СТОИШ? Что заменит ? на конце данных глаголов? Почему? | - Пословицы В них содержится народная мудрость! -
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. -
Что посеешь, то и пожнешь - Глаголы в н.ф., во 2л. ед.ч. -На конце после шипящих пишется ь -В глаголах 2 лица единственного числа после ш всегда пишется мягкий знак. | П: анализ, синтез, подведение под понятие, выведение следствий, моделирование, использование знаково−символических средств, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Р: высказывать предположения на основе наблюдений; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
Физкультминутка | А теперь немного отдохнём. Раз сегодня мы говорим о глаголах, то и физкультминутка будет связана именно с этой частью речи. Выполняйте то, что я говорю. Ты встаешь со стула, поворачиваешь голову вправо, влево. Поднимаешь вверх руки, встаешь на носочки и пытаешься дотянуться до потолка, потом медленно опускаешь руки и снова садишься на свое место. | Выполняют физкультминутку. | |
VI . Закрепление Развитие учебно языковых умений. | - Прочитайте предложение. - В какой форме употреблены глаголы в этом предложении? - Замените глаголы 1-го лица ед. числа на глаголы 2-го лица ед. числа. Запишите получившееся предложение. | - Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, одеваюсь, завтракаю и иду в школу. - В форме 1-го лица ед. числа - Утром ты встаешь, делаешь зарядку, умываешься, одеваешься, завтракаешь и идешь в школу.) | Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию (из текста в таблицу или схему). |
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - К данным глаголам необходимо подобрать и записать слова – антонимы. (Антонимы - это противоположные по смыслу слова) . | -Выполняют в теради задание. ненавидишь -………………..любишь сядешь - ……………встанешь хвалишь - …………….ругаешь найдешь - …………….потеряешь строишь - ……………..ломаешь | Р: Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта). Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
VIII. Рефлексия. | – А теперь, заканчивая наш урок, подведем итог. Что нового о глаголе вы узнали сегодня на уроке. Оценивание. | Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою и деятельность товарищей. | П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). |
IX. Домашнее задание. | Стр. 130 знать правило, упр 690 | | |