I. Организация начала урока | Приветствие обучающихся. На прошлых уроках мы путешествовали на поезде по страницам азбуки, побывали на станциях «Математическая азбука» и «Буквенная», вы узнали, что музыка звучит на разных уроках, переменках и в школьном звонке. Побывав на станции «Музыкальная азбука», вы узнали, из чего состоит музыка. Из чего состоит музыка? Сколько нот в музыкальной азбуке? Как они называются? | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе -Из нот -Семь До, ре, ми, фа, соль, ля, си | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Проявляют эмоциональное отношение к учебно-познавательной деятельности | Фронтальная. Наблюдение |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | – Сегодня мы продолжим путешествовать в мир музыки, где нас ждет много неизведанного. Откройте учебник на стр. 24. Как выглядит муза? Как она одета? Это значит, что она приглашает нас отправиться в путешествие в прошлое, где познакомит нас с музыкальными инструментами. - Хотите узнать, как появились музыкальные инструменты? Целью нашего путешествия будет знакомство с музыкальными инструментами прошлого. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Сарафан и лапти Рассуждают, высказывают свое мнение, обосновывают. – Пейзажи, природа, утро | Формулируют и принимают учебную задачу. Участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки; оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Фронтальная. Устный опрос, работа с учебником |
III. Актуализация знаний | Прошлое все то что, было, Никакая в мире сила Все обратно не вернет. Время лишь вперед идет. То, что видим мы сейчас,- Настоящее для нас, Будущее- то, что будет, И его не знают люди. Как же нам попасть в прошлое? Отправимся в прошлое на машине времени. Займите места в машине времени. Экипаж к полету готов? -Первая остановка во времени- Деревня. Мы попали в прошлое! Послушайте, чей это голос? Звучит дудочка -Муза дает нам подсказку Очень весело поет, Если дуете в нее. Не палочка, не трубочка, А что же это? Дудочка | Слушают учителя. -Построить машину времени, космический корабль итд. -Да Слушают, рассуждают, высказывают свое мнение. Отвечают на вопрос | Активизируют имевшиеся ранее знания, активно погружаются в тему, высказывают предположения, строят различные варианты решения. Проявляют интерес к учебному материалу; владеют знаниями основных моральных норм поведения; воспринимают речь учителя, одноклассников | Фронтальная, индивидуальная. Устный опрос, |
IV. Первичное усвоение новых знаний | -Дудочка была первым музыкальным инструментом и появилась очень давно как она появилась вы узнаете из стихотворения Сидел рыбак на берегу реки, И перед ним качались по ветру тростинки. Сухой тростник он срезал и скважины проткнул, Один коней зажал рукой, в другой конец подул. И будто оживленный, тростник заговорил, То голос человека и голос ветра был. Лермонтов - Из чего была сделана дудочка? У музы есть песня о дудочке. Сядьте как слушатели и послушайте ее. (Камышина-дудочка).–Из чего еще делали дудочки? Как поет дудочка? Как звучит музыка дудочки? Попробуем спеть эту песню, показывая игру на воображаемой дудочке. ФИЗ.МИНУТКА | Слушают учителя. –Рассуждают. Слушают учителя. Из камыша. Ду-ду-ду. Грустно, печально. Исполняют песню | Воспринимают и выражают свое отношение к музыкальному произведению. Формируют первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека. Воспринимают, осмысливают, запоминают учебный материал, основные вопросы, подлежащие усвоению. Формируют умение учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками | Фронтальная. Устный опрос, слушание |
V. Первичная проверка понимания | –Пришло время, и дудочка прижилась в народе. Но был еще один музыкальный инструмент. Отгадайте какой? Приложи к губам я трубку, Полилась по лесу трель. Инструмент тот очень хрупкий, Называется… свирель Давайте послушаем произведение. Звучит «полянка». – Как вы думаете, почему это инструмент называют свирелью? (За ее необычный звук. Похожий на свист.) - Как звучал русский народный наигрыш в исполнении свирели? – Кто в старину играл на свирели? Муза нам подскажет, отгадайте загадку: Поет свирель, поет свирель, Пасет коров он целый день, И гонит стадо на лужок. Поет, играет…пастушок Посмотрите, вот и сам пастушок. Уж очень нравится девицам-красавицам игра на свирели и пение пастушка, они даже завели хоровод. Давайте мы с вами тоже поиграем на воображаемой свирели. Фрагмент рн наигрыша «Полянка» Послушайте песню и подумайте кто ее исполняет. Звучит «Пастушья песня» Кто ее исполнял? Как пела их пастушья свирель? Только у одного из пастушков был еще какой-то инструмент, как он называется? Посмотрите на экран Слайд А почему у него такое название? Интересно, как он звучит, давайте послушаем. Сядьте как слушатели. Звучит «Во кузнице.». | Отвечают на вопросы, рассуждают, обосновывают ответ. Высказывают предположения, обосновывают их. Весело, легко Слушают, высказывают предположения. Слушают, высказывают предположения. -Хор мальчиков -Ту-ру-ру -Рожок - похож на рог животного. Слушают. | Определяют правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов. Извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель иллюстрация и др.). Сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности | Фронтальная, индивидуальная. Устный опрос, работа с учебником, слушание |
- Какой звук у рожка? -Как выдумаете, для чего используют пастухи сильное и пронзительное звучание рожка? –Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. Изготавливают рожок из березы, клена или можжевельника. Рожок имеет разные названия: пастушеский, русский, песенный. | Отвечают на вопросы учителя. -Сильный и пронзительный Рассуждают. Слушают учителя. | Понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентированных на позицию партнера в общении и взаимодействии |
VI. Первичное закрепление | –Интересно, а раньше играли только на духовых инструментах? Как вы думаете? Муза говорит, что не только на духовых инструментах. Но, а на каком, вы узнаете прямо сейчас. Звучит «Как под яблонькой» Какой инструмент звучал? Слайд с гуслями –Они являются наиболее древним русским струнным шипковым музыкальным инструментом. На что похожи гусли? Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Играют на них как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные пальцами левой руки, или струны защипывают обеими руками | Отвечают на вопросы учителя –На крыло птицы | Анализируют, сравнивают, группируют различные объекты, явления, факты. Осуществляют анализ музыкального произведения; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера. Развивают музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоциональном отношении к искусству | Фронтальная. Устный опрос, слушание |
VII. Информация о домашнем задании | – Нарисуйте дома эти четыре музыкальных инструмента (Дудочка, свирель, рожок, гусли.) | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | Фронтальная, индивидуальная. Слушание, работа с дневниками |
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия) | –– Вы многое узнали про музыкальные инструменты. Пора возвращаться в настоящее время! –Итак, занимаем места в машине времени Экипаж к полету готов? Звук машины времени Обратный отсчет! Вот мы и вернулись в наше время. –Расскажите, с какими музыкальными инструментами вы познакомились –Из чего они были сделаны? –Какому народу принадлежат эти инструменты? –Все ли справились с заданиями урока? Что вам больше всего понравилось на уроке? | Отвечают на вопросы учителя –Дудочка, свирель, рожок, гусли. –Из тростника, камыша, дерева. –Русскому Отвечают на вопросы учителя | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке, осуществляют самооценку на основе критерия успешности; понимают причины успеха или неуспеха | Фронтальная. Устный опрос |