СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку ОДНКНР 5 класс Бережное отношение к природе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку ОДНКНР 5 класс Бережное отношение к природе»

Ребус Оксана Михайловна. Учитель истории МБОУ «Северная СОШ».

Проект технологической карты урока ОДНКНР.


Автор разработки

Ребус О.М.

Класс

5 класс

Тема урока

Бережное отношение к природе.

Цель урока

Выяснить, почему современный человек должен относиться к природе бережно и рационально. Дать возможность обучающимся понять и почувствовать, что природа нуждается в помощи.

Задачи урока

Образовательная: Пробуждать желание охранять природу от разрушений, а при необходимости восстанавливать её;

Развивающая: Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны;

Воспитательная: Воспитывать у детей уважительное, бережное отношение к природе, эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.

Планируемые результаты

Пред­метные:

Научатся:

соблюдать элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей. Соблюдать нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. Повышение экологической грамотности детей.

Получат возможность научиться: работать с текстом, получать опыт публичного выступления; высказывать собственное мнение, суждения.

Метапредметные:

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, факты и явления; Учатся не только  пользоваться природой, но и восстанавливать ее богатства.

Коммуникативные: фор­мулировать свою точку зрения; участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: самостоятель­но обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют: интерес к новому учебному материалу; любовь к своей местности, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде.

Оборудование

ноутбук, мультимедиа проектор.

Дидактические материалы

учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. Презентация подготовленная учителем. Аудио «Звуки природы». Памятка «Алгоритм работы в группе». Видео «Озеро Байкал» https://www.youtube.com/watch?v=2WLSq8V8xGc&list=PL4B83FE0578F7112C&index=21,

интересные факты об озере Байкал https://100-faktov.ru/ozero-bajkal/

фотографии озера Байкал




Этапы урока



Деятельность учителя



Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Примечания

Ориентационный.

Учитель приветствует, проводит проверку на наличие учебных принадлежностей, записывает отсутствующих.

Готовятся к уроку, приветствуют учителя, концентрируют внимание.

Фронтальная

Беседа


Моти­вационно-целевой

Учитель создаёт учебную ситуацию:

Поднимите руку, кто этим летом был в лесу?

Давайте закроем глазки, и представим, что мы в лесу, на огромной зеленой поляне.

(организует прослушивание фрагментов аудиозаписи – звуки леса).


-Что мы видим, слышим?


Ребята, откройте глаза и рассмотрите фотографии.

Чем ваши фантазии отличаются от реальности?

Выберите фото, которое вызывает у вас радость. Почему? И выберите фото, которое вызывает гнев, возмущение. Почему?



Назовите качества человека, относящегося к природе по-разному.


Учитель привлекает обучающихся к постановки учебной задачи.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Попробуйте сформулировать тему.

Учитель благодарит за сформулированные высказывания и просит записать тему урока в тетрадях.

Тема урока. Бережное отношение к природе.

Как вы думаете, чему нам предстоит научиться на уроке?

Учитель, в случае необходимости, корректирует учебную задачу.

Слушают звуки леса. Создают образы природы.

По цепочке высказывают свои впечатления (фантазии, представления).






Рассматривают фотографии, делятся своими впечатлениями от просмотренного, предлагают свои варианты деления фотографий на две группы, объясняют используемый принцип.

Отвечают на вопросы, высказывая собственное мнение. Дают нравственную оценку качествам человека.



Обсуждают тему урока. Обсуждают цели урока
и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа

Диалоговый метод

беседа




наглядный метод (галерея образов и метод сравнения)

Фронтальная работа

Словесный метод (дискуссия)

Использование аудио «Звуки леса»







Демонстрируются фото с загрязнённой и чистой природой.






Работа по теме урока


Организует работу с текстом учебника на стр. 49-50.

Предлагает выбрать любой текст (1-4), прочитать, проанализировать и ответить на вопрос «Как относились к природе разные народы? Чем объяснить такое отношение?» Ответ представить в виде таблицы:

название народа

отношение к природе

объяснение такого отношения к природе


Предлагает сделать вывод об отношении древних людей к природе.



Предлагает рассмотрите фотографии на стр.51 учебника, выберите одну и составьте по ней рассказ.


Работают в парах: читают, анализируют информацию, систематизируют, а затем желающие представляют свои ответы. Остальные обучающиеся дополняют ответы одноклассников в случае необходимости.





Формулируют вывод об отношении древних людей к природе.


Работая самостоятельно, составляют короткие рассказы о помощи человека животным, оказавшимся в опасной для их жизни ситуации.

Желающие представляют свои рассказы.

Практические методы: Исследовательский метод

Работа в группах

С текстом учебника









Самостоятельная работа с иллюстративным материалом

Организуется работа с таблицей и текстом учебника


Переключает внимание с интеллектуальной на физическую деятельность.
Проводит физкультминутку.

Выполняют упражнения

Здоровьесберегающий метод

Общеклассная работа



Организует работу по вопросам:

Почему же так важно охранять природу?

-А что может каждый из нас для охраны природы?


Предлагает, работая в группах, выполнить задание на выбор:

1. сочинить и изобразить листовку о защите природы

2. Изобразить агитационный плакат


Высказывают собственное мнение, предложение.




Активно взаимодействуя в группе (3-4 человека) изображают и представляют листовку или плакат.

Представитель группы представляет проект.

Творческая работа в группах (метод проектирования)

ИКТ-технологии.



Ребята, а как государство защищает природу?




Использует опережающее задание (сообщение обучающегося) для знакомства обучающихся с Чёрной книгой

-Про Красную книгу вы уже слышали, а кто из вас знает какие объекты попадают в Чёрную книгу?

Учитель предлагает записать определения: Красная книга и Чёрная книга.


Ребята, назовите ассоциации с словом заповедник?

Выслушивает высказывания обучающихся, записывает их в виде кластера на доске. Предлагает сформулировать определение.

Предлагает сравнить полученное определение с эталоном.

Заповедник  — это определённая территория (может быть лес, поле или смешанная местность), охраняемая законом, на которой запрещены любые виды человеческой деятельности, из-за обитания на ней редко встречающихся или вымирающих видов животных и растений.


Предлагает, работая в группах, познакомится с Баргузинским заповедником, расположенным на территории озеро Байкал, используя на выбор предложенную информацию:

1. текст учебника (стр. 53-54)

2. кейс (интересные факты об озере Байкал, фотографии озера Байкал)

3. Видео «Озеро Байкал».

Предлагает определить, в чём уникальность озера Байкал.

В чём важность создания заповедников.

Актуализируя информацию, полученную в начальной школе, отвечают на вопросы.


Слушают сообщение одноклассника о Красной книге, Чёрной книге, некоторых редких и исчезнувших животных.

Записывают необходимые определения.




Высказывают ассоциации, совместными усилиями формулируют определение и записывают его втетрадь.



Слушают учителя, делают необходимые записи.






Активно взаимодействуя друг с другом, определяют источники информации, которые они будут использовать. Изучают и анализируют информацию.








.





Видео «Озеро Байкал» https://www.youtube.com/watch?v=2WLSq8V8xGc&list=PL4B83FE0578F7112C&index=21,

интересные факты об озере Байкал https://100-faktov.ru/ozero-bajkal/

фотографии озера Байкал

Заключительный этап.

- Важно ли бережно относиться к природе? Почему?

Порассуждайте устно над вопросом: Человек в лесу гость или хозяин? Почему?

Обобщают свои знания, выражают свои мысли, подводят итог.



Рефлексия.

Не причини природе зла,
Ведь ты и сам ее частица,
Она всегда щедра к тебе,
Все, что несешь ей, отразится
В твоей душе, в твоей судьбе.
Иди к земле хорошим другом,
Ее защитником иди,
Чтоб только-
Пенье птиц над лугом,
Чтоб мир и солнце впереди!
(И.Дружинина)

Ребята, наш урок подошёл к концу.

Игра «Свободный микрофон». Представьте, что вам дали воз­можность высказать свое мнение о знакомстве с новой темой, употребив следующие фразы:

"На сегодняшнем уроке я узнал …"
"На этом уроке меня порадовало…"
"Я похвалил бы себя…"
"Особенно мне понравилось…"
"После урока мне захотелось…"


Оценивают свою работу на уроке, своё эмоциональное состояние. Определяют значимость полученных знаний.

Фронтальная работа

беседа


Домаш­нее задание

Учитель задаёт домашнее задание на выбор:

1. стр. 49-55 читать, пересказывать,

2. Написать правила поведения в лесу.

3. Проектно-исследовательская работа.

«Памятники природы Алтайского края». Найти информацию и подготовить сообщение об одном из памятников природы Алтая.

Записывают домашнее задание в дневники, если есть вопросы, задают их, слушают разъяснения учителя.

Индивидуальная работа





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!