4. Первичное усвоение новых знаний | Организует работу с иллюстрациями на стр.7 -Итак, для того, чтобы понять схожи ли хвойные деревья и есть ли у них различие, откройте учебник на странице 7. -Рассмотрите ветви ели и сосны обыкновенной. Что у них общего? -Иголки называются хвоинками. Хвоя – узкий, в виде иглы лист некоторых пород деревьев. -Какой сделаем вывод? Деревья, у которых на ветках хвоя называются… - Где созревают семена у хвойных деревьев? -Верно. И это еще один признак, объединяющий эти деревья. - А, есть ли у сосны и ели различие? Посмотрите внимательно. - Имеется ли различие у шишек изучаемых нами деревьев? Какая у них форма? - На ощупь у какого дерева шишка твердая, а у какого более мягкая? Организует чтение обучающимися информации о лиственнице сибирской - Среди хвойных есть необычное дерево, сейчас мы о нём подробно узнаем, прочитав статью учебника на с. 8. - Какая главная особенность лиственницы? - Как вы понимаете слово «долгожитель»? -А как вы думаете, нужны ли людям хвойные деревья? Например, в старину из сосны строили корабли. Ель – служит сырьём для изготовления бумаги и музыкальных инструментов (скрипки). Еловая хвоя в 6 раз богаче витамином С, чем лимон. Можно из неё делать настой, принимать ванны. -Ребята, догадайтесь, как называется лес, где растут одни ёлки? Сосны? - Какие вы еще знаете хвойные деревья? Вы, наверное, устали? (Ходьба на месте.) Да! (Хлопки в ладоши.) И поэтому все встали. (Руки вверх — потянулись.) Дружно вытянули шеи (Наклоны вперед.) И как гуси зашипели: «Ш-ш-ш». (Повороты туловища влево-вправо.) Пошипели, помолчали И, как зайцы, поскакали. (Прыжки на месте.) Поскакали, поскакали И за кустиком пропали. -В лесах, и не только обитает много птиц различных. Скажите, каких птиц вы знаете, или может, видите по дороге в школу, домой? - А всех ли их мы увидим в зимнее время года? - Правильно, ребята, не всех, а вы знаете, какие птицы зимуют в наших краях? -Сегодня мы также с вами поговорим о жизни птиц зимой, узнаем, как они приспосабливаются к зимнему времени года и на какие группы можно разделить птиц. - Ребята, откройте учебник на странице 9. Эмоционально читает текст в учебнике «Песни снегирей и птиц». - Ребята, вам понравилась песенка снегирей? - А давайте сравним песенки снегирей и синичек. Чем они отличаются? Как поют синички? - Так, почему же снегирей называют «тихопевами»? –Правильно. -Ребята, как называют птиц, которых мы можем увидеть зимой? К таким птицам относятся: снегири, дятлы, синицы, свиристели, воробьи, вороны, и другие. Проводит игру с использованием карточек - Ребята, предлагаю вам поиграть, я приготовила для вас небольшие карточки с описанием зимующих птиц. (раздает карточки) - Ваша задача прочитать описание птицы и по этой информации установить соответствие с изображением птиц на экране. -Как вы думаете, может ли человек помочь птицам выжить зимой? Чем? -Правильно, ребята. - Ребята, мы с вами познакомились с зимующими птицами, но ведь выделяют еще группы птиц, которые улетают от нас в теплые края, как же мы их назовем? -Каких перелетных птиц вы знаете? - Как вы думаете, почему с наступлением холодов им приходится улетать? - Ребята, вы все правы. - Ребята, чтобы выживать птицам в природе, им нужно хорошо питаться, поэтому большое значение для птиц имеет их клюв. Организует работу по учебнику на стр.10 -Обратимся к 10 странице. - Ребята, рассмотрите разновидности клювов птиц. -Вы могли заметить, что птицы различаются по типу питания. -Давайте прочитаем информацию в конце этой страницы, о том, на какие группы разделяются птицы по типу питания. Предлагает выполнить задание в учебнике по вариантам - Молодцы! Ребята, дальше автор учебника предлагает вам выполнить интересное задание. (по вариантам) - Учащимся, которые сидят за первым вариантом, пользуясь текстом учебника, нужно найти среди картинок, птиц, которые относятся к хищным и подготовится к объяснению своего выбора. - А второму варианту, соответственно, птиц, которые относятся к растительноядным. Подготовьтесь к объяснению своего выбора. Беседа - Молодцы, ребята! - Ребята, а вы знаете, что есть птицы, которые не летают? - Как же они тогда передвигаются? - Ребята, это удивительно, но в природе, действительно, существуют птицы, которые не летают. Такими являются, например, курица, пингвины, страусы. - Страус хоть и не летает, но бегает так быстро, что может догнать автомобиль. - А пингвины не летают, но зато прекрасно плавают. | И у ели, и у сосны есть иголки и шишки, они зеленые называются ХВОЙНЫМИ Семена созревают в шишках длина хвоинок (короткие у ели, длинные у сосны); продолговатые, более круглые У сосны- твердая, у ели более мягкая Свои листья-хвоинки лиственница сбрасывает на зиму Растет продолжительное время Да Кедр, туя, пихта Отвечают на вопросы Нет Синица, воробей, дятел, снегирь Громко и т.д. Их пение тихое и нежное Зимующие строить и вешать на деревьях кормушки, подсыпать в них зерна Перелетные Соловьи, ласточки, скворцы птицы улетают из-за того, что с наступлением холодов уменьшается их корм, ведь исчезают все насекомые, увядают растения, водоемы замерзают. | Учебник Стр.7 Учебник Стр.8 Учебник Стр.9 Аудиозапись 1 Аудиозапись 2 Приложение 1 и слайд 4 |