СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку окружающего мира "Какие бывают растения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование первоначальных представлений детей о деревьях, кустарниках, травах проходит на примере растительности, произрастающей на территории  Центрально-Чернозёмного государственного заповедника имени профессора В.В.Алёхина, расположенного в Курской области.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку окружающего мира "Какие бывают растения"»

Тема урока: Какие бывают растения.

Класс: 2

Программа: Школа России

Учебник: Окружающий мир /А.А.Плешаков - М.: Просвещение, 2019.

Место и роль урока: урок открытия нового знания

Цель урока: создание условий для формирования первоначальных представлений детей о деревьях, кустарниках, травах, растущих в Центрально-Чернозёмном государственном заповеднике имени профессора В.В.Алёхина.

Задачи:

образовательная: познакомить детей с названиями групп растений, с растениями, относящимися к той или иной группе (дерево, кустарник, трава); учить различать травянистые и древесные формы растений; распознавать растения края;

развивающие: учить наблюдать, делать выводы; развивать мышление, речь, память, воображение, эстетический вкус;

воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру; учиться замечать и ценить красоту мира растений;

деятельностная: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Личностные результаты: овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные результаты: приводить примеры деревьев, кустарников, трав, уметь их различать;

рассматривать и сравнивать растения гербария.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

• освоение способов решения проблем исследовательского характера

• освоение основ познавательной рефлексии

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по признакам

Регулятивные УУД:

• понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

• формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Коммуникативные УУД:

• активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач

• готовность слушать собеседника и вести диалог

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности


Этап урока

Цель

Содержание учебного материала

УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности

Создать эмоциональный

настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу.


Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья!

Л

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.


Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.

- Давайте вспомним тему предыдущего урока. А тема зашифрована в загадке.


Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая? (Вода) Слайд 1.


- И сейчас нам предстоит вспомнить, что мы знаем о воде.

1. Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой

Как поймаешь на ладонь. (Снег)


2. Рыбам зиму жить тепло,

Крыша – толстое стекло. (Лед)


3. Сквозь густую пелену

Ничего я не пойму.

Дом, деревья, водоем

Серый гость накрыл плащом. (туман).


- Что объединяет все эти загадки? (Все это вода)

- Где в природе встречается вода? (В ручьях, реках, морях)

- А надо ли охранять воду?

- Какое значение имеет вода для живых организмов? (Без воды человек может прожить несколько дней, растения завянут, животные умрут)

- Как люди охраняют воду? (Ставят очистные сооружения, не бросать мусор в воду)

-Вы приготовили фотографии и стихотворения о море для нашего коллективного творческого проекта «Красота воды». Кто выступит первым?

- Спасибо, ребята. А я приготовила обложку. Во внеурочное время мы соберём книжку-раскладушку.

ПРЛК

Ставит проблемный вопрос. Проводит параллель с ранее изученным материалом.


Вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы учителя.

Выявление места и причины затруднения

На основе

соотнесения

своих знаний и поставленной проблемой выявить и определить причину затруднения подвести к теме урока.

-Слайд 2.

-На фото изображено море? (Нет, это река.) Докажите.

- Верно, ребята, это пойма реки Псёл. Эта фотография сделана на одном из шести участков Центрально-Чернозёмного природного биосферного заповедника им. Профессора Алёхина, который называется Пойма Псла. И мы на уроке отправляемся на экскурсию по уголкам заповедной природы.

- Здесь река, журча, течёт,

Солнце спину не печёт,

Тень прохладу обещает,

И меня к себе влечёт.

Между ёлочек иду,

Может, здесь грибы найду.

Только спрятались маслята,

Мухоморы на виду.

Вижу белку на суку,

Слышу близкое "ку-ку".

Еж калачиком свернулся,

Отдыхает на боку.

Показался и исчез -

Я подумал: леший, бес...

Он всегда загадок полный -

Заповедный, что же?.. (лес) Слайд 3.

- Что растёт в лесу? (перечисление детьми)

-Как всё перечисленное вами назвать одним словом?

- Какая же тема нашего урока?

-Да, тема нашего урока: «Какие бывают растения?» Слайд 4.

-Что вы уже знаете по этой теме?( части растений, комнатные и садовые, лиственные и хвойные)

-Что ещё вы хотели бы узнать о растениях?

ЛРП

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Выдвигает проблему . Подводит к теме урока. С помощью подводящего диалога подводит к проекту будущих учебных действий.

Формулируют тему урока.

Построение проекта выхода из затруднения

Практическим способом выявить группы растений, сконструировать проект будущих учебных действий.

- У вас на партах лежат карточки с загадками и рисунками отгадками. Предлагаю отгадать загадки.


1. Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила.

А о чём она грустит,

Никому не говорит. (ива)


2. Кто ни прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки.(репейник)


3. Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (малина)


4. Был цветочек золотой,

За неделю стал седой.

А денёчка через два

Облысела голова. (одуванчик)


5. У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви-только на макушке. (сосна)


6. Где-то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка.

Там красные таблетки

Развешаны на ветке. (Шиповник)


-Распределите растения в три группы.

- На какие группы вы распределили?

Слайды 5

- Посмотрите, какие растения растут на территории заповедника. Знаете ли вы как они называются? К какой группе они относятся?

(1. Пион тонколистный – травянистое растение. Цветёт в мае довольно коротко, но необычно ярко. В народе называется "воронец". На территории заповедника произрастают 9 видов растений, занесённых в Красную книгу России. Пион тонколистный – один из этих редких видов.

2.Калина обыкновенная, или красная Калину очень любили в старину; народ сложил о ней песни и сказки. Это одно из самых любимых его растений. Во время цветения стоит калина торжественная, в белом кружевном наряде. А осенью её украшают красивые розовые, пурпурные, бордовые листья и гроздья красных плодов. За их окраску, напоминающую раскалённый металл, народ и дал ей такое имя.

3. Ильм шершавый называют чаще вязом.

4. Берёза

- Какие вы знаете загадки о берёзе? Пословицы?


Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой.


5. Горицвет весенний, или адонис

Цветы горицвета красивы, особенно весной, когда почти вся природа окрашена еще в серые тона, они вызывают прекрасные ассоциации. Существует древняя поэтическая легенда об Адонисе, юноше необыкновенной красоты, которого любила Афродита. Согласно греческому мифу, богиня любви все время проводила с юным красавцем, охотясь с ним в горах и лесах Кипра на зайцев, пугливых оленей и серн, избегая охоты на львов, медведей и кабанов, чтобы не случилось с Адонисом несчастья. Редко покидала богиня своего возлюбленного, а если покидала, просила его помнить о ее предупреждении.

Однажды, во время охоты, в отсутствие Афродиты, собаки Адониса напали на след огромного кабана. Они подняли зверя и с яростным лаем погнали его. Адонис радовался такой добыче, не предчувствуя несчастья. Он бросился в кусты, где скрывался кабан и уже был готов пронзить разъяренного зверя своим копьем, но кабан предупредил охотника: он кинулся на Адониса и своими огромными клыками смертельно ранил его. От страшной раны Адонис умер.

Узнав о смерти Адониса, Афродита, переполненная горем, пошла в горы Кипра искать тело любимого юноши. Она шла, не разбирая дороги, по крутым горным стремнинам, среди мрачных ущелий, по краям глубоких пропастей... Наконец, Афродита нашла тело Адониса, горько плакала она над погибшим прекрасным юношей. Чтобы навсегда сохранить память о нем, она велела вырасти из крови Адониса нежному адонису.

6. Тёрн называют терновником или колючей сливой. Плоды созревают в августе-сентябре и держатся на дереве всю зиму до весны. По вкусу плоды терпко-кислые. После первых заморозков терпкость уменьшается, и плоды становятся более-менее съедобными.


- Распределите растения в три группы. Слайд 6.


Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

(Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

(Ходьба на месте.)


- О каком растении идёт речь?

- У него зелёные листья. Что это может быть?

- У него зелёные листья и корень. О чём речь сейчас?

-У него зелёные листья, корень и большой ствол, покрытый корой. Что это такое? (Дерево)


РПК


Читают загадку, переворачивают карточку, проверяя себя по рисунку.

Реализация построения проекта

Научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию

- Слайд 7.

- Чем деревья отличаются от остальных растений?

Слайд 8.

-У деревьев есть один большой ствол,

покрытый корой, от которого отходят ветви. Ветви образуют крону.

-- Все ли деревья одинаковы в лесу?

- Рассмотрите гербарий и подумайте, какие это деревья? (Лиственные и хвойные)

- Слайд 9. Назовите деревья. (рябина, ель) Чем различаются деревья?

Какие деревья мы называем лиственными, а какие хвойными? Слайд 10.

Слайд 11. – Знакомы ли вам эти растения? (Бузина, тёрн, шиповник, черёмуха)

- Назовём растения одним словом. Это - … (кустарники)

- Слайд 12. Чем кустарники отличаются от деревьев? Назовите главные существенные признаки, которые помогут вам определить кустарник.


(Кустарник имеет не один ствол, а много стволиков. Они разной толщины и высоты. Один стволик кустарника живёт в среднем 20-50 лет. Но постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволики.)


-Слайд 13. Сформулируйте вывод, чем кустарники отличаются от деревьев.

- Слайд 14. Кустарники, как и деревья, бывают лиственные и хвойные. В нашей местности в природе не встречаются хвойные кустарники. Можжевельник и другие выращивают для дизайна садов и парков.

- Слайд 15. Знакомо ли вам это растение? По внешнему виду к какой группе отнесли бы?


- Волчеягодник боровой - зимнезелёный карликовый кустарничек. Живёт свыше 200 лет. В первой половине мая верхушки побегов выпускают сиренево-розовые душистые цветки. Плод — жёлто-бурая ягода. Из-за декоративных и лекарственных свойств растения люди хищнически уничтожали «багничку» (так в народе называют волчеягодник боровой), из года в год его становилось всё меньше. Потеря такого растения невосполнима. Этот редкий вид занесён в Красную книгу.


- Какие ещё растения могут быть кроме деревьев и кустарников? (Травы, травянистые растения).

-Внимание на экран. Слайд 16.

- Чем отличаются травы от деревьев и кустарников? ( У трав стебли мягкие и сочные)

-Слайд 17.

-Действительно, травы имеют зелёные сочные стебли; они почти всегда ниже деревьев и кустарников. К травянистым растениям относятся: колокольчики, васильки, крапива, лопух, пшеница, рожь, подсолнечник… И прострел раскрытый, который называют сон-травой. А вы какие травы можете назвать?

-Слайд 18. Предлагаю вам рассмотреть ещё 4 травянистых растения, произрастающих на территории ЦЧЗ, и занесённых в Красную книгу: проломник Козо-полянского, венерин башмачок, ковыль перистый, рябчик русский.

РПК

Предлагает рассмотреть и сравнить различные растения, сформулировать выводы и занести полученные выводы в схемы.

Выделение и анализ нужной информации и занесение её в схемы.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Закрепить обработанную информацию путём проговаривания.

-А сейчас мы по учебнику проверим как вы поняли новый материал. Прочитали задание. ( Папа нарисовал несколько растений. Какие из них деревья, какие травы, какие кустарники?) Отвечать будем устно.

РПКЛ

Предлагает распределить растения на группы.

Выполняют задания учебника.

Физкультминутка

Физическая разминка и закрепление знаний.

Я буду называть различные растения. Полным приседанием вы показываете травы, стоя в полный рост – кустарники, руки вверх – деревья. (Дуб,

ромашка, осина, сирень, подорожник, ель, шиповник,

одуванчик, сосна, ландыш, лиственница, малина.





Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Проверить уровень приобретённых знаний.

  1. Индивидуальная работа в тетради.

  2. Заполнение схемы (работа в парах)

  3. Фронтальная работа: продолжите пословицы.

Лес и вода – брат и (сестра).

Много леса – (береги), мало леса – (посади).


  1. Викторина.

Из какого дерева делают спички? (осина)

А лыжи? (берёза). А пианино? (ель)

У каких деревьев осенью листья красные? (клён, рябина)

Какие деревья дают сладкий сок? (берёза, клён)

Какой вред может нанести сбор сока дереву? (засохнет)

Чем похожи дерево и винтовка? (есть ствол)


ПРК

Создаёт ситуацию успеха. Организует самостоятельную работу и работу в парах для самооценки.

В тетрадях для самостоятельных работ выполняет задания. Проверяет работы в парах.

Включение в систему знаний и повторение

Научить применять приобретённые знания в жизни. Организовать поиск информации, в которой тренируется использование изученного материала и автоматизация умственных действий.

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

- Если представить лес в виде лестницы, какие растения вы расположите на верхней ступеньке? А на следующих, опускаясь ниже? (Деревья, кустарники, травы). Слайд19.

- Ребята посадили небольшой еловый лес. Они тщательно за ним ухаживали: все дорожки в лесу заасфальтировали, каждую травинку выпололи, выгребали и убирали опавшую хвою. Скоро ёлочки перестали расти, погибли. Почему?

- Слайд 20.

- Человек должен не только использовать растения, но и охранять их, беречь. От того, что человек неумело пользуется окружающей природой, некоторые виды растений совсем исчезли. А некоторые на грани исчезновения. Учёные такие растения занесли в Красную книгу. Красная книга – это книга “боли”, тревожный сигнал Природы о сокращении численности животных и растений, об угрозе их истребления или о переходе в разряд редких.

ПРК



Рефлексия учебной деятельности

Проверка способности самооценки, как личностный результат

- На уроке все хорошо работали. А кто же на ваш взгляд лучше выступал?

- При выполнении какого задания вы испытывали трудность?

- С каким настроением вы уйдете с урока?

- Как вы будете себя вести с растениями?

- Какое задание вам хотелось бы выполнить дома?

- Как вы оценили работу всего класса?

Л


Оценивают свою работу на уроке