Сфера духовной жизни
Технологическая карта урока
Тема урока | СФЕРА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ |
Тип урока | Ознакомление с новым материалом |
Дата урока | |
Образовательные ресурсы | Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. Презентация «Духовная сфера» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rusedu.ru/detail_8559.html Д. С. Лихачев Декларация прав культуры (фрагменты) |
Продолжение табл.
План урока | 1. Духовная сфера общества. 2. Культура личности и общества. 3. Развитие культуры в современной России |
Цель урока | Создать условия для формирования представление о духовной сфере общества и развитии культуры в современной России |
Формы и методы обучения | Методы: объяснительно-иллюстративный. Формы: индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Культура, духовная сфера общества |
Планируемые образовательные результаты |
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность |
Научатся: определять что включает в себя понятие культуры как достижения человека в преобразовании мира, что представляет собой духовная сфера. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Целостно-смысловая компетенция Умеют: определять понятия, вступать в речевое общение, работать с книгой |
5 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этапы урока | Время (мин) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации со-взаимо-действия на уроке | Универсальные учебные действия УУД | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Организационный момент | 4 | | Знакомит с темой, целями и планом урока | Записывают тему и план урока в тетрадь | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу | Работа в тетради |
II. Актуализация знаний | 3 | Беседа по теме «Сфера духовной жизни» | Организует диалог с учащимися по вопросам: – В чем проявляется взаимосвязь основных сфер общественной жизни? | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевые высказывания в устной форме о сферах духовной жизни, формулируют ответы на вопросы учителя; | Устный опрос |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | Что составляет духовный мир человека? Почему культура нашей страны называется многонациональной? | | | логические – устанавливают причинно-следственные связи | |
III. Изучение нового матери-ала | 20 | 1. Презентация «Духовная сфера». 2. Задания в рабочей тетради № 1, 2, с. 15. 3. Работа с документом. Д. С. Лихачев «Декларация прав культуры» (см. приложение) а) чтение статей документа; б) беседа по вопросам | 1. Показывает и поясняет слайды презентации. 2. Поясняет задания выполняемые учащимися в рабочей тетради. 3. Проводит беседу по вопросам: – Для чего была написана Д. С. Лихачевым Декларация прав культуры? Что, согласно Декларации мы относим к духовной культуре? На чем должна строиться государственная политика в области культуры? Кто следит за сохранением культурных ценностей? | 1. Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь. 2. Выполняют задания. 3. Читают текст, отвечают на вопросы | 1. Индивидуальная. 2. Индивидуальная. 3. Фронтальная | Познавательные: общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знаний представлений о социальных нормах; осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение и формулирования цели; Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск информации; логические – строят логическую цепь рассуждений | 1. Записи в тетради. 2. Задания в рабочей тетради. 3. Беседа по вопросам к документу |
IV. Первичное осмыс- ление и закрепление | 7 | Задания в рабочей тетради № 3, 4, с. 15–16 | Поясняет задания выполняемые учащимися в рабочей тетради | Выполняют задания в рабочей тетради | Индивидуальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Познавательные: логические – в письменной форме анализируют объекты; общеучебные – осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти) | Задания в рабочей тетради |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщающая беседа | Проводит беседу по вопросам: – Что мы относим к духовной сфере жизни общества? Какие особенности характеризуют культурную жизнь России? | 1. Отвечают на вопросы. 2. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: развивают способность к самооценке; Регулятивные: определяют уровень усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
VI. Домашнее задание | 2 | § 1. Задания в рабочей тетради № 5, 6, 7, с. 17 | Объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная | | |
Приложение
Д. С. Лихачев. Декларация прав культуры (фрагменты)
Статья 1. В настоящей Декларации под культурой понимается сотворенная человеком материальная и духовная среда обитания, а также процессы создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества. Культура включает в себя:
а) Культурно-историческое наследие как форму закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества (язык, идеалы, традиции, обычаи, обряды, праздники, памятные даты, фольклор, народные промыслы и ремесла; произведения искусства, музейные, архивные и библиотечные фонды, коллекции, книги, рукописи, письма, личные архивы; памятники археологии, архитектуры, науки и искусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли, достопримечательные места и другие свидетельства исторического прошлого; уникальные ландшафтные зоны и местности археологического, исторического и научного значения, совместные творения человека и природы, современные сооружения, представляющие особую ценность с точки зрения истории, искусства или науки, а также другие предметы и явления, обладающие историко-культурной ценностью);
б) Социальные институты и культурные процессы, порождающие и воспроизводящие духовные и материальные ценности (наука, образование, религия, профессиональное искусство и любительское творчество, традиционная народная культура, просветительская, культурно-досуговая деятельность и т. д.);
в) Инфраструктуру культуры как систему условий создания, сохранения, экспонирования, трансляции и воспроизводства культурных ценностей, развития культурной жизни и творчества (музеи, библиотеки, архивы, культурные центры, выставочные залы, мастерские, система управления и экономического обеспечения культурной жизни).
Статья 2. Культура является определяющим условием реализации созидательного потенциала личности и общества, формой утверждения самобытности народа и основой душевного здоровья нации, гуманистическим ориентиром и критерием развития человека и цивилизации. Вне культуры настоящее и будущее народов, этносов и государств лишается смысла.
Статья 3. Культура каждого народа, большого и малого, имеет право на сохранение своей уникальности и самобытности. Вся совокупность явлений и продуктов материальной и духовной культуры народа составляет органичное единство, нарушение которого ведет к утрате гармоничной целостности всей национальной культуры.
Статья 4. Культура каждого народа имеет право на сохранение своего языка как основного средства выражения и сохранения духовно-нравственного своеобразия нации, формы бытования национального самосознания, как носителя культурных норм, ценностей, идеалов.
Статья 5. Участие в культурной жизни есть неотъемлемое право каждого гражданина, поскольку человек является творцом культуры и ее главным творением. Свободный доступ к культурным объектам и ценностям, которые по своему статусу являются достоянием всего человечества, должен быть гарантирован законами, устраняющими политические, экономические и таможенные барьеры.
Статья 6. Культура каждого народа имеет право на участие в гуманистическом развитии всего человечества. Культурное сотрудничество, диалог и взаимопонимание народов мира являются залогом справедливости и демократии, условием предотвращения международных и межэтнических конфликтов, насилия и войн.
Статья 7. Культура обладает правом на международную защиту в ситуации войн и межэтнических конфликтов. Любые действия, ведущие
к уничтожению памятников истории и культуры, включая периоды войн, межгосударственных и межэтнических конфликтов, должны быть
в международно-правовом плане квалифицированы как преступление против человечества.
Статья 8. Культура обладает правом на поддержку со стороны государства, которое несет юридические и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим за сохранение и развитие культурного наследия всех народов и этносов, проживающих на его территории.
Статья 9. Государство обеспечивает равенство возможностей и условий культурного развития всех граждан, определяет направления, содержание и формы государственной поддержки культуры с учетом национальных традиций, уровня политического и экономического развития общества.
Статья 10. Государственная политика в сфере культуры должна строиться на уважении человеческого достоинства, обеспечении свободы выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни и творчестве.
Статья 11. На государственных организациях (воспитательных, образовательных, информационно-просветительных) лежит прямая обязанность воспитывать уважение граждан к отечественной культуре, ее истории, традициям, национальным языкам, к носителям национального самосознания, формировать представление о месте национальной культуры в духовном наследии человечества, ее вкладе в сокровищницу мировой культуры.
Статья 12. Как гарант сохранения и развития культурного наследия государство обязано:
а) рассматривать в качестве приоритетной задачи сохранение культурного достояния нации и обеспечивать его передачу будущим поколениям, уделяя особое внимание системе образования и воспитания как социальному институту культурной преемственности;
б) содействовать воспитанию у граждан интереса, любви и уважения к культурному наследию своего народа, к культуре других народов мира;
в) обеспечивать художественное и эстетическое воспитание подрастающего поколения, поддержку молодых дарований и воспроизводство творческой элиты;
г) способствовать интеграции культурного потенциала каждого этноса в духовную жизнь всей нации;
д) брать под защиту объекты и памятники культуры, нуждающиеся в охране, консервации, реставрации и музеефикации;
е) осуществлять финансовую и организационную поддержку в издании полных каталогов музейных фондов, а также особо ценных малых собраний и отдельных произведений, хранящихся в частных руках;
ж) использовать для реставрации особо значительных памятников истории и культуры специалистов, имеющих международные дипломы высшей категории;
з) привлекать к судебной ответственности виновных за уничтожение, искажение или нанесение какого-либо ущерба произведениям, предметам и объектам, имеющим культурную ценность;
и) выявлять, учитывать и охранять составляющие достояние народа культурные ценности от незаконного ввоза, вывоза и передачи на них прав собственности;
к) не допускать разрушения созданных как единое целое исторических центров, ансамблей памятников истории и культуры, имеющих общечеловеческое значение (здания, алтари, деисусы, диптихи, триптихи, гарнитуры мебели, библиотеки, коллекции и т. д.);
л) обеспечивать стабильное местопребывание произведений культуры, имеющих национальное и общемировое значение, и допускать их перемещение только по особым причинам исключительно культурного характера;
м) сохранять исторические поселения как единое культурное и стилевое целое.
Статья 14. Как субъект власти государство обязано:
а) рассматривать культуру как основу духовной безопасности народа, как базовую предпосылку и критерий выработки моделей общественных преобразований;
б) считать главной целью национальной культурной политики создание системы экономических, правовых и иных условий, способствующих спасению, сохранению и развитию культуры как духовной основы существования народа и предпосылки воплощения личностного потенциала каждого гражданина;
в) создавать условия для развития науки как важнейшего интеллектуального и духовного ресурса нации;
г) всесторонне поддерживать систему образования как ведущего социального института, обеспечивающего приобщение человека к отечественной и мировой культуре;
д) вырабатывать механизмы противодействия экспансии массовой коммерческой культуры, ведущей к деградации личности, угрожающей как сохранению самобытности национальных культур, так и культурному развитию человечества в целом;
е) обеспечивать минимум культурного развития членам общества, испытывающим трудности в реализации одного из фундаментальных прав человека на участие в создании, сохранении, распространении и потреблении культурных ценностей;
ж) поощрять создание материальной базы, отвечающей задачам культурной политики, развивать и укреплять сеть культурных и художественных учреждений как в крупных центрах, так и в небольших городах и сельской местности;
з) поддерживать негосударственные организации, способствующие развитию культурной жизни, обеспечивать правовые гарантии и создавать реальные условия для развития благотворительности в сфере культуры (включая налоговую политику);
и) стимулировать инициативу и участие различных групп населения в создании, сохранении, распространении и потреблении ценностей культуры;
к) осуществлять государственную политику в области подготовки компетентных кадров, способных осуществлять организационно-управленческую, консультативную, художественно-творческую, научно-исследовательскую, экспертную деятельность в сфере культуры;
л) обеспечивать сохранение национальной культуры как гармоничной целостности и информировать общественность о возможных негативных последствиях для духовного здоровья нации утраты даже отдельных ее явлений и объектов.
Статья 16. Для обеспечения выполнения положений Декларации при ЮНЕСКО по решению Генеральной конференции учреждается комиссия по соблюдению прав культуры, действующая на основе положения, выработанного Исполнительным советом.