СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Мировой океан и его части"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Мировой океан и его части", разработан в технологии проблемного диалога. Используются все формы работы: и индивидуальная, и групповая и фронтальная. Технология проблемного диалога очень нравится ребятам.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Мировой океан и его части"»

Кузнецова Ирина Александровна

учитель географии МАОУ СОШ № 74

г. Ижевск


Технологическая карта урока по учебному предмету

«География» в 6 классе на тему

«Мировой океан и его части»


I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Авторы УМК:

А.А. Лобжанидзе

Тема урока:

«Мировой океан и его части».

Тип урока:

Урок изучения нового материала.

Технология:

Проблемно-диалогическое обучение. Сотворчество.

Цель:

Создание условий для углубления знаний обучающихся о Мировом океане как непрерывном водном пространстве и его частях.

Задачи:

1. Научить распознавать части Мирового океана.

2. Формировать умения работать с географической картой.

Необходимые ресурсы:


1. Учебник «География. Планета Земля.» А.А. Лобжанидзе.

2. Тетрадь.

3. Мультимедийный проектор и экран для сопровождения урока презентацией «Мировой океан и его части».

4. Карточки, из которых необходимо составить определение Мирового океана(Приложение 1).

5. Карточки для командной работы «Составьте маршрут путешествия вокруг Земли, только по водам Мирового океана»(Приложение 2).

5. Домашнее задание «Характеристика океанов» (Приложение 3).

Необходимые понятия:

«Конфликт», «стратегия поведения», «этап конфликта», «сотрудничество».

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные

Метапредметные

Предметные

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

- уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;


Регулятивные:

- ставить и формулировать основной вопрос урока;

- выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Коммуникативные:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  

- работать индивидуально и в группе;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Познавательные:

- добывать и критически оценивать информацию;

- систематизировать информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы;

- выполнять учебные задания: приводить примеры, объяснять смысл высказываний, договариваться друг с другом, оценивать свое поведение.

- объяснять смыслпонятий:Мировой океан, море, пролив, залив, внутренние и окраинные моря;

-уметь использовать географическую карту как источник информации о Мировом океане и его составных частях.

- добывать и критически оценивать информацию:о Мировом океане и его частях.


III. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап

Время

Формы учебного взаимод-я

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(прием «Яркое пятно») и актуализация знаний






Формулирование темы урока

(3 мин)

Диалог







Подводящий к теме урока диалог

-Предлагает учащимся закрыть глаза и прослушать фонограмму, на которой звучит шум прибоя, моря, океана.



Что вы услышали на фонограмме?


-Значит, о чем будет идти речь сегодня на уроке?

-А, моря и океаны – это часть чего?

-Значит, тема нашего урока?

-Точнее, «Мировой океан и его части». Фиксирует на доске или (Слайд 1)

Слушают, представляют образы




-На фонограмме мы услышали шум прибоя, шум моря, океана.

-Сегодня мы будем говорить об океане, о море

-Мировой океан


-«Мировой океан»


Л: осознание своих возможностей.

П: синтез как составление целого из частей,

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


II. Создание проблемной ситуации и актуализация знаний.












Формулирование проблемы



(7 мин)







Проблемный диалог, работа с текстом

-Что же такое Мировой океан? Предлагает ученикам набор слов на карточках (гидросферы, воды, морей, океанов, основная, включающая, часть),(Приложение 1) из которых необходимо составить определение Мирового океана. Работа осуществляется в парах.

-Запишем правильное определение в тетрадь.

лайд 2) или определение на доске


-Ребята, сегодня буквально перед вашим уроком мне пришло сообщение от туристического агентства с предложением отправиться в путешествие вокруг Земли по водам Мирового океана.

-Что вы по этому поводу думаете?

-Возможно ли, совершить путешествие вокруг Земли, только по водам Мирового океана?

(записываем на доске) Слайд 3

Учащиеся получают карточки, осмысливают и предлагают свои определения.





Записывают в тетрадь.




Внимательно слушают, осознают. Активизируют мышление.


Учащиеся предлагают свои гипотезы

О: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; подведение под понятие;

понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; анализ; формулирование проблемы.

Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Л: смыслообразование

К: планирование учебного сотрудничества, - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции.

III.Выдвижение гипотез



(3 мин)

Подводящий диалог

Какие у вас есть предположения?

Как вы считаете, возможно, или нет?

-Почему?

(учитель принимает все версии и записывает их на доске)

Как доказать, что Мировой океан везде?


- Обучающиеся предлагают свои версии, записывают их.

П: установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез; самостоятельное создание способов решения проблемы

Л: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

IV. Актуализация знаний.

(5-10 мин)








































Планирование деятельности

(5 мин)

Фронтальная работа







Работа с учебником, работа с картой











Работа в парах











Подводящий диалог



Фронтальная работа

-Чтобы ответить на наш вопрос, давайте вспомним, что мы уже знаем по данному вопросу.

-Какая площадь мирового океана? Мы знаем, что S Земного шара = 510 млн. кв. км.

S суши = 149 млн. кв. км. (Слайд4)

-Что еще вы знаете?

Начинают строить схему «Мировой океан»

-Записывают Океаны

-Назовите океаны и покажите их на карте





-Расположите океаны от самого большого по площади до самого маленького

Тихий океан- 178,7 млн.кв.км,

Атлантический - 91,7млн.кв.км,

Индийский – 76,2млн.кв.км,

Южный – 20,3 млн. кв.км,

Северный Ледовитый- 14,8 млн. кв.км

(Слайд 5)


-Записали в схему «Мировой океан» моря




-Что такое море?

-значит, нам с вами предстоит это узнать…

-Ребята, ачто еще нам нужно узнать, чтобы ответить на наш вопрос урока?


-Корректирует план, предложенный учениками:

1) Узнать части Мирового океана

2) Найти новые географические объекты на карте

3) Совершить кругосветное путешествие по водам Мирового океана

План фиксируется на доске (Слайд6)

-Мировой океан, занимает большую часть Земли


-?

-SМирового океана = 361 млн. кв. км.

-Мировой океан – это воды морей и океанов










-Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый, Южный (могут не сказать) Показывают на карте у доски


- Тихий океан,

Атлантический океан, Индийский океан,

Южный океан,

Северный Ледовитый океан



-Воды Мирового океана – это и воды многочисленных морей (Черное, Средиземное, Красное, Беренгово, Азовское)


-учащиеся предлагают свои версии









П: структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения проблемы; самостоятельное создание алгоритма решения задачи, осознанное построение речевого высказывания в устной форме

К: планировать учебного сотрудничества; слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

Р: составление плана и последовательности действий

Физкультурная минутка



А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя, 
А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно 
Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок, 
Продолжаем наш урок. 

Выполняют физкультминутку


Л: Проявляют заботу о своем физическом и психологическом благополучии и работоспособности на уроке

V. Поиск решения (открытие нового знания)


(10-15 мин)






















































Фронтальная работа












Индивидуальная работа





Подводящий к новому знанию диалог





















Работа в парах

















Работа в группах





-Согласно нашему плану, рассмотрим части Мирового океана.

Загадывает загадку.

Обманывать не стану,
- Я меньше океана,
Но я большое, всё же,
На океан похоже.
Могу спокойным быть,
Могу и заштормить.
Есть у меня всегда
Солёная вода

Верно, найдите в учебнике определение, что такое море.

Вашему вниманию приведены названия некоторых  морей, которые разделены на 2 группы:

1 группа: Черное море, Каспийское море                           

2 группа:   Берингово море, Аравийское море

 - Найдите их  на карте атласа с.18-19. Попробуйте определить, в чем их отличие  

 - То есть, если море внутри материка, как оно будет называться?




А, если снаружи или по окраине суши?

Записали в схему «Мировой океан» окраинные и внутренние моря. Нашли определение, прочитали.

Показывает на карте проливы и спрашивает: Как вы думаете, что это за географические объекты?

Давайте внимательно посмотрим на карте часть Мирового океана (показывает н-р Беренгов пролив), что интересного можем увидеть?

Помним, что мы рассматриваем водные объекты, значит, не проходит, а?


-Значит, как будет называться эта часть Мирового океана?

-Найдите у себя на карте этот географический объект, назовите его.

Дополним нашу схему «Мировой океан» проливами. Найдите в учебнике, определение пролива.

Работа в парах, предлагает ребятам найти проливы: Магелланов (подсказка 1 –Южная Америка, подсказка 2 – о.Огненная Земля),

Дрейка (подсказка 1 – о.Огненная Земля, подсказка 2 – Юж. Шетландские острова),

Гибралтарский (подсказка 1 – Африка, подсказка 2 – Пиринеский полуостров, но для быстрого нахождения Испания-Мадрид),

Ла-Манш (подсказка 1 – Франция, подсказка 2 – Великобритания).

По аналогии, подводящий диалог к определению залива. Находим заливы.


-Части Мирового океана, мы с вами назвали, на карте их нашли.

-А, теперь самое время отправиться в путешествие по водам Мирового океана вокруг Земли.

6 групп, каждой, из которой выдается задание: Составьте маршрут путешествия вокруг Земли, только по водам Мирового океана. Пункт отправления 1 и 4 команды Мехико (Мексика); 2 и 5 команды Лиссабон (Португалия), 3 и 6 команды Мурманск (Россия). (Приложение 2)











-Море


Находят, читают







-Черное море и Каспийское, находятся внутри материка

-внутренним

-Берингово море и Аравийское море, находятся с наружи материка.

-окраинным

Записали в схему


Прочитали определение


-? Затрудняются ответить?




-Проходит между участками суши


-протекает

-проливается


-пролив


Беренгов пролив

Находят, читают несколько человек по очереди.



Находят части Мирового океан, выход и показываю у доски










Ребята, делятся на команды опытных моряков – первооткрывателей.



Читают задание и приступают к его выполнению. Результат (маршрут) отмечают в контурной карте.

Озвучивают полученные результаты, и маршрут путешествия показывают на карте.

П:поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; синтез как составление целого из частей,

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей; преобразовывать информацию из одного вида в другой.

К: инициативное сотруд-ничество в поиске и сборе информации; контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Л: учебно - познавательный интерес; самоопределение, смыслообразование; осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

Р: проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль

VI.Вывод по проблеме

(2 мин)


Сотворчество

-Ребята, как мы ответим на поставленный в начале урока вопрос?


-А какой можно сделать вывод о Мировом океане?

Вывод записываем на доске или слайд7

-Можно совершить путешествие вокруг Земли по водам Мирового океана.

-Мировой океан един.

Слайд 7


Л: проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

П: структурирование знаний

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


VII. Применение нового знания

Фронтальная работа

Задание для всего класса, определить, что лишнее

  1. Бенгальский АтлантическийГудзоновслайд 8

  2. Финский Панамский Суэцкий

слайд 9

  1. Индийский ГибралтарскийЮжный слайд 10

  2. Ла –МаншМагелланов Мексиканскийслайд 11

  3. АзовскоеОхотское Баренцево

слайд 12

Внимательно читают и отвечают

-Беренгов (океан среди заливов)

-Финский (залив среди каналов)

-Гибралтарский (пролив среди океанов)

-Мексиканский (залив среди проливов)

-Азовское (маленькое море по площади среди крупнейших морей России)

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; структурирование знаний.

Р: контроль

Л: оценивание усваиваемого содержания


VIII.Рефлексия эмоционального настроения


– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто из одноклассников оказал вам большую помощь?

– Кому сегодня можно поставить отличную оценку и почему?

Обязательно отмечаем учеников, которые: правильно сформулировали тему урока

хорошо работали с картами

хорошо работали с текстом

хорошо работали в группе

которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.


Учащиеся высказывают свое мнение

Л: осознание учениками своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, оценка действий партнера

Домашнее задание


Отметьте на контурной карте, части Мирового океана, чем больше, тем лучше и заполните таблицу «Характеристика океанов» (Приложение 3).

Записывают задание в дневник



Примечание: (П) – познавательные УУД

(К) – коммуникативные УУД

(Р) – регулятивные УУД

(Л) – личностные УУД


Приложение 1

Задание 1. к уроку «Мировой океан и его части»

Ребята, из предложенных ниже слов составьте определение, что такое Мировой океан?

гидросферы

воды

море

океанов

основная

включающая

часть

Полученное определение прочитайте и запишите в тетрадь.















Приложение 2



Команда 1

Друзья, вы познакомились с Мировым океаном, изучили части Мирового океана (океаны, моря, заливы, проливы и каналы)?

Можете найти на карте Мировой океан и его части?

Если да, то вам можно смело отправиться в путешествие по водам Мирового океана вокруг Земли.

Работайте сообща и выберите самый оптимальный путь.

Если, возникли трудности, обращайтесь к капитану корабля (к учителю)

Ваша точка отправления: г. Мехико (Мексика)


Удачного плавания!


Команда 4

Друзья, вы познакомились с Мировым океаном, изучили части Мирового океана (океаны, моря, заливы, проливы и каналы)?

Можете найти на карте Мировой океан и его части?

Если да, то вам можно смело отправиться в путешествие по водам Мирового океана вокруг Земли.

Работайте сообща и выберите самый оптимальный путь.

Если, возникли трудности, обращайтесь к капитану корабля (к учителю)

Ваша точка отправления: г. Мехико (Мексика)


Удачного плавания!


Команда 2

Друзья, вы познакомились с Мировым океаном, изучили части Мирового океана (океаны, моря, заливы, проливы и каналы)?

Можете найти на карте Мировой океан и его части?

Если да, то вам можно смело отправиться в путешествие по водам Мирового океана вокруг Земли.

Работайте сообща и выберите самый оптимальный путь.

Если, возникли трудности, обращайтесь к капитану корабля (к учителю)

Ваша точка отправления: г. Бангкок (Таиланд)


Удачного плавания!




Команда 5

Друзья, вы познакомились с Мировым океаном, изучили части Мирового океана (океаны, моря, заливы, проливы и каналы)?

Можете найти на карте Мировой океан и его части?

Если да, то вам можно смело отправиться в путешествие по водам Мирового океана вокруг Земли.

Работайте сообща и выберите самый оптимальный путь.

Если, возникли трудности, обращайтесь к капитану корабля (к учителю)

Ваша точка отправления: г. Бангкок (Таиланд)


Удачного плавания!


Команда 3

Друзья, вы познакомились с Мировым океаном, изучили части Мирового океана (океаны, моря, заливы, проливы и каналы)?

Можете найти на карте Мировой океан и его части?

Если да, то вам можно смело отправиться в путешествие по водам Мирового океана вокруг Земли.

Работайте сообща и выберите самый оптимальный путь.

Если, возникли трудности, обращайтесь к капитану корабля (к учителю)

Ваша точка отправления: г. Мурманск (Россия)


Удачного плавания!



Команда 6

Друзья, вы познакомились с Мировым океаном, изучили части Мирового океана (океаны, моря, заливы, проливы и каналы)?

Можете найти на карте Мировой океан и его части?

Если да, то вам можно смело отправиться в путешествие по водам Мирового океана вокруг Земли.

Работайте сообща и выберите самый оптимальный путь.

Если, возникли трудности, обращайтесь к капитану корабля (к учителю)

Ваша точка отправления: г. Мурманск (Россия)


Удачного плавания!









Приложение 3

Характеристика океанов (часть 1)


Название океанов

Характеристика океанов

Площадь океана?

С какими другими океанами связан?

Какие материки омывает?

Какова максимальная глубина?

Тихий океан





Атлантический океан





Индийский океан





Южный океан





Северный Ледовитый океан









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!