СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку русского языка по теме: "Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода" (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта поможет учителю интересно провести урок по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку русского языка по теме: "Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода" (4 класс)»

Технологическая карта


Фамилия, имя, отчество учителя: Войнаровская Елена Ивановна

Учебный предмет: русский язык. Класс: 4 «Б»

Автор(ы) УМК: А.В. Полякова

Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода».

Тип урока: повторение и обобщение изученного

Технология(и) обучения: личностно-деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии.

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты: - умение  определять окончания прилагательных;

-  усвоение учащимися правила определения окончаний прилагательных;

- умение определять мягкую и твердую основу прилагательных;

- обеспечение освоения учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного;

- умение составлять блок-схему (зависимости имени прилагательного от имени существительного по правилу определения окончания прилагательного);

- умение формулировать вопросы к прилагательному;

- умение составлять алгоритм для определения написания безударного окончания прилагательного

Метапредметные результаты:

-Регулятивные УУД.

Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке;

уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

- Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в паре, в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

- Познавательные УУД.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. 



Личностные результаты: - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.



Основные понятия: безударные падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода – орфограмма, блок-схема, алгоритм для определения грамотного написания безударного написания прилагательных.

Образовательные ресурсы:

- основные: учебник А. В. Поляковой «Русский язык»



- дополнительные: проектор, экран, презентация, компьютер, карточки с дифференцированным заданием, опорные схемы



-интернет-ресурсы: электронная физкультминутка  Королёвой  И. Н. учителя  начальных классов (источник http://www.rusedu.ru/ )

 http://rusedu.ru/, http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223, http://www.nachalka.com/, http://www.uroki.net/docnach.htm,http://www.proshkolu.ru/

http//aida.ucoz.ru, http://literatura5.narod.ru/pushkin5.html, blestki.com, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola-

  http://allforchildren.ru/pictures/pictures_index.php.













 

Этапы урока

 

Деятельность

учителя

Деятельность

обучаемых

Формируемые УУД

I этап. 

Организационный момент.


Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок.

-Здравствуйте, дорогие гости, ребята. Я рада вновь видеть ваши глаза, улыбки. Покажите и вы мне, с каким настроением начинаете наш урок. (Дети поднимают «личико»)

Могут даже у ребят

Сбыться все желания,

Нужно только, говорят,

Приложить старания!


Приветствуют учителя, повторяют правила посадки, проверяют свою готовность к уроку, показывают с помощью значка своё настроение.

 

 

 

 Коммуникативные

Регулятивные УУД (самооценка настроения)

 

II. Актуализация опорных знаний.

 

-Открываем тетради, записываем число, классная работа.

-Минутка чистописания. Составьте слово, запишите, образуйте однокоренные слова, выделите корень. Вернёмся к слову «зимний». Назовите часть речи. Докажите, что это имя прилагательное.

-Словарь: коньки, серебряный, декабрь, таять, февраль, погода, мороз, пороша, снегирь, ветер, иней, январь.

Обменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка и взаимооценка. Вспомним критерии отметок за словарный диктант.

Проверка (слайд 2).

-Какая общая тема этих слов? Назовите прилагательное. Составьте словосочетание, употребив его в именительном падеже, родительном, предложном.

- Как определить окончания прилагательных? (ответ хором).

Правило:  Когда есть прилагательное

И нужно обязательно

Узнать про окончание,

-Внимание, внимание!

Правил легче нет на свете:

Что в вопросе – то в ответе.

 




Записывают буквы: з, и, н, и, й, м, составляют слово «зимний», образуют однокоренные слова: зима, зимовать, выделяют корень. Доказывают, что слово «зимний» имя прилагательное.

Называют критерии отметок («5» - без ошибок и исправлений, «4» - 1 ошибка или 1-2 исправления, «3» -2 ишибки и много исправлений, «2» - более 3 ошибок. Проверяют тетрадь соседа по парте, выставляют отметку.

Называют общую тему: «Зима», находят прилагательное «серебряный», составляют словосочетания, употребив его в разных падежах.

Отвечают, зачем нужно учиться грамотно писать.


 Коммуникативные

Регулятивные УУД


III.  Формулировка темы урока, постановка цели


-Сформулируйте тему урока. Каковы цели урока?

-Зачем надо правильно писать окончания?

-Где это может пригодиться?

-Составим план работы для достижения целей.

-Какие средства нам помогут?

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Подведение детей к формулированию темы и целей урока.

Составление плана работы над темой.


Формулируют тему и цели урока. Отвечают, зачем нужно учиться грамотно писать.

Составляют план урока, называют средства (учебник, презентация, карточки).

Регулятивные УУД

Целеполагание

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

 

Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

IV. Этап обобщения и систематизации знаний.

 


 Послушаем отрывок из стихотворения И. Бунина «Крещенская ночь» в исполнении ученицы нашего класса под музыку П. Чайковского «Времена года» Январь.

(слайд 3)

-Что вы знаете об авторе?

Ива́н Алексе́евич Бу́нин (10 (22) октября 1870, Воронеж — 8 ноября 1953, Париж) — русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909), первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе (1933) В этом году исполняется 145 лет со дня рождения.

Поработаем с последним четверостишьем (слайд 4)

Организует работу в парах.

Проверка (слайд 5)

-Покажите зелёный цвет, если было легко выполнить задание и красный, если были затруднения.

Организует работу с таблицей окончаний.

Беседа по вопросам:

1) На какой вопрос отвечают прилагательные мужского и среднего рода в И.п. и В.п.? (ответы детей)    

2) На какой вопрос отвечают прилагательные мужского и среднего рода в Р.п.?  (ответы детей)

3) На какой вопрос отвечают прилагательные мужского и среднего рода в Д.п., Т.п. и П.п.? (ответы детей)    

( Слайд 6)

 

- Можно ли сказать, что безударное окончание прилагательных – это орфограмма?

- Предложите порядок рассуждения (алгоритм) для определения написания безударного окончания имён прилагательных. (Слайд 7)

 

-Вспомните блок-схему по правилу определения окончания прилагательного. (Слайд 9)

 

Теоретический материал повторили, теперь перейдем к практике.

Организует работу с индивидуальными карточками.

- Выберите уровень задания и выполните его самостоятельно.

Организует проверку. (слайды 10, 11, 12)

 

 Осуществляет:

-индивидуальный контроль;

-выборочный контроль.

1 уровень.

Допишите окончания имен прилагательных. Выделите окончания. Определите род.

(Какого?) Стар… дятла на гнезде не поймаешь. (Какого?) Нов.... друга желай, (какого?) стар.... не забывай. При (каком?)

ясн... солнышке и ягода краснеет. (Какому?) Мокр… зайцу дождь не страшен.

2 уровень.

Допишите окончания имен прилагательных. Выделите окончания. Определите

род и падеж. Сильн... мороз сковал ручьи. В морозн... воздухе слышен каждый

звук. На сосне мы заметили пёстр... дятла. Легко дышать чист... воздухом.

3 уровень.

Подберите и допишите имена прилагательные. Выделите

окончания, определите род и падеж.

Хорошо в _______________ лесу. Деревья стоят в

___________________ инее. Всё засыпано ________________ снегом. Особенно хороши ели в _______________уборе.


Ученица читает стихотворение.

Отвечают, что знают о И. Бунине.







Вставляют окончания, работая в парах.

Самооценка при помощи сигнальчика.







Фронтальная работа. Отвечают на вопросы.



Вспоминают понятие «орфограмма», алгоритм написания падежных окончаний прилагательных, блок – схему.























Выполняют дифференцированные задания, выбирая задания по уровню сложности.   Вставляют пропущенные буквы, выделяют окончания, определяют род, падеж. Самооценка и самопроверка.















 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

(Коммуникативные УУД)

Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках.

(Познавательные УУД)

 

 Регулятивные УУД (самооценка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания (Познавательные УУД, Регулятивные УУД – самоконтроль  и коррекция.

V. Электронная физкультминуткаhttp://www.rusedu.ru/

 Слайд 8

 

 

VI. Контролирующее задание

  

Организует закрепление знаний. Организует работу в группах. (слайд 13)

 (постановка,

цели и план действий);





Класс делится на группы. Выбрать куратора.

-Объясните смысл пословицы. Запишите её.

-На какие правила, вы опирались при выполнении задания? (ответы детей)

-Покажите на шкале активности, как вы работали в группе.





 

 

 

 

 

Организует

оценочные высказывания учащихся.

Резервное задание игра «Ералаш» (слайд 14)

 


Работают с упражнением учебника №70 страница 40.

1.Объясняют смысл пословиц, работая в группе.

2.Устанавливают соответствие падежу его окончаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Проверяют и оценивают свою работу в группе (при помощи шкалы активности).

 


 

 

Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания

(Познавательные УУД)

 

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка выполненной работы

Называют правило, на которое опирались при выполнении задания (Коммуникативные УУД, (Познавательные УУД )

 

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке 


Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности учащихся

на уроке.

- Какая тема урока была?

- Какие задачи ставили? Достигли цели?



- Заполните лист самооценки.

(Слайд №15, №16)

 

 


По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Заполняют лист самооценки.

 

Формулируют конечный результат своей работы

на уроке.

(Регулятивное УУД)

 

 

 

 

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

VII .Домашнее задание

Дает комментарий к домашнему заданию. Упражнение №71 или №72 по выбору.(слайд 17)

Выбирают домашнее задание.


Дидактические карточки для дифференцированной работы.

1 уровень.

Допишите окончания имен прилагательных. Выделите окончания. Определите род.

(Какого?) Стар… дятла на гнезде не поймаешь. (Какого?) Нов…. друга желай, (какого?) стар…. не забывай. При (каком?)

ясн… солнышке и ягода краснеет. (Какому?) Мокр… зайцу дождь не страшен.

2 уровень.

Допишите окончания имен прилагательных. Выделите окончания. Определите

род и падеж.


Сильн… мороз сковал ручьи. В морозн… воздухе слышен каждый

звук. На сосне мы заметили пёстр… дятла. Легко дышать чист… воздухом.


3 уровень.

Подберите и допишите имена прилагательные. Выделите

окончания, определите род и падеж.

Хорошо в _______________ лесу. Деревья стоят в

___________________ инее. Всё засыпано ________________ снегом. Особенно хороши ели в -------------------------уборе.


Лист самооценки.

1.

Я активно работал на уроке.




2.

Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся.



3.

Я знаю, что такое имя прилагательное.



4.

Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных.











Крещенская ночь

Иван Бунин



Темный ельник снегами, как мехом,

Опушили седые морозы,

В блестках инея, точно в алмазах,

Задремали, склонившись, березы.

Неподвижно застыли их ветки,

И меж ними на снежное лоно,

Точно сквозь серебро кружевное,

Полный месяц глядит с небосклона.

Высоко он поднялся над лесом,

В ярком свете своем цепенея,

И причудливо стелются тени,

На снегу под ветвями чернея.

Замело чащи леса метелью, -

Только льются следы и дорожки.

Убегая меж сосен и елок,

Меж березок до ветхой сторожки.

Убаюкала вьюга седая

Дикой песнею лес опустелый,

И заснул он, засыпанный вьюгой,

Весь сквозной, неподвижный и белый.

Спят таинственно стройные чащи,

Спят, одетые снегом глубоким,

И поляны, и луг, и овраги,

Где когда-то шумели потоки.

Тишина, - даже ветка не хрустнет!

А, быть может, за этим оврагом

Пробирается волк по сугробам

Осторожным и вкрадчивым шагом.

Тишина, - а, быть может, он близко...

И стою я, исполнен тревоги,

И гляжу напряженно на чащи,

На следы и кусты вдоль дороги,

В дальних чащах, где ветви и тени

В лунном свете узоры сплетают,

Все мне чудится что-то живое,

Все как будто зверьки пробегают.

Огонек из лесной караулки

Осторожно и робко мерцает,

Точно он притаился под лесом

И чего-то в тиши поджидает.

Бриллиантом лучистым и ярким,

То зеленым, то синим играя,

На востоке, у трона господня,

Тихо блещет звезда, как живая.

А над лесом все выше и выше

Всходит месяц, - и в дивном покое

Замирает морозная полночь

Я хрустальное царство лесное!

1886-1901






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!