Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: беседа Формы организации: фронтальный Наглядный метод: учебная презентация Форма контроля: внешний контроль | Приветствие. Эмоциональный настрой на урок - Добрый день, ребята! Меня зовут Савелий Сергеевич, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Мне очень приятно видеть вас сегодня. - Сегодня на протяжении всего урока мы будем измерять наше настроение, а поможет нам с вами в этом «Эмоциональный термометр». Если настроение у нас с вами хорошее, то значок показателя будет подниматься вверх, если настроение будет плохое, то значок будет спускаться. На столах у вас лежат сигнализаторы настроения. Поднимите вверх и покажите мне красный цвет, если у вас плохое настроение, оранжевый – значит вы грустные, жёлтый - настроение почти хорошее, а зелёный цвет сигнализирует, что у вас очень хорошее настроение. На протяжении урока я буду вас просить сигнализировать мне. | Подготовка к уроку. Настрой на урок. Слушают Сигнализируют настроение | Познавательные УУД: 1) Учимся строить речевые высказывания. 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; | Эмоциональные термометр |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа Формы организации: фронтальный Наглядный метод: учебная презентация Форма контроля: внешний контроль | Повторение изученного материала - А теперь откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Десятое марта. Классная работа. На минутку чистописания сегодня возьмём словарные слова: солдат, победа. Напишите эти два слова во всей строке. Начнем наш урок с загадки, которая поможет вам определить тему урока. Я делу отдаюсь с полна, Я изменяю имена, Я о себе такого мнения Огромная роль ... (местоимения) - Что такое местоимения? - Какую роль выполняют местоимения в устной и письменной речи? - Какую часть речи чаще всего заменяют местоимения? -Напишите до конца строки: Он, она, оно, они. - Что объединяет эти слова? - А что еще вы знаете об этих местоимениях? Посмотрите на них, они очень похожи, но чем-то отличаются. | - Местоимения - Местоимение - это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. - Они делают речь разнообразной, позволяют избежать повторов. - Существительное. Прописывают в тетради. - Это местоимения 3 лица в И.п. - Они имеют род: он – м.р., она – ж.р., оно – с.р., они – мн.ч.. | Познавательные УУД: 1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 2) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 3) формируем умение находить ответы на вопросы. | |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа Формы организации: фронтальный Наглядный метод: учебная презентация Форма контроля: внешний контроль | (появляются на экране) Ему, её, с ними. - Сравните местоимения в первой и во второй сточке. В чем сходство этих местоимений? - А чем же они отличаются? - Какой вывод мы можем сделать? - Какая тема нашего сегодняшнего урока? - Какие цели мы поставим на урок? Просигнализируйте мне ваш настрой на уроке прямо сейчас. | - Это все местоимения 3-го лица. - В 1-ой строчке местоимения в И.п., а во 2-ой в форме косвенных падежей. - Местоимения 3-го лица изменяются по падежам. - Изменение местоимений 3-го лица по падежам. - Научиться изменять местоимения 3-го лица по падежам, распознавать местоимения 3-го лица в косвенных падежах. | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД: - умение планировать деятельность - осуществлять самоконтроль по плану - корректировать и оценивать | Учебная презентация |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный: фронтальная беседа, объяснение Наглядный: учебная презентация Форма контроля: самоконтроль | - Обратите внимание на таблицу на экране, она принесла нам задание: просклонять местоимения. - Что значит просклонять? - Заполним её вместе. Им. (кто? что?) | Он | Она | Они | Р. кого? чего? у кого? | его (у) него | её (у) неё | их (у) них | Д. кому? чему? к кому? | ему к нему | … | … | В. кого? что? за кого? | его за него | | | Т. кем? чем? с кем? | им с ним | | | П. о ком? о чём? | о нём | | | - «Родительный падеж кого? чего? – ЕГО» А теперь продолжаем по цепочке, наполнять нашу таблицу грамматическими особенностями этой части речи. Заполняем по столбикам. - Сравните формы местоимений м.р. и с.р. Что вы заметили? - А если сравнить м.р и ж.р., то что можно сказать о них? - С каким падежом совпадает Р.п. местоимений? - Обратите внимание как изменились местоимения в П.п., что новое у них появилось? Откройте учебник на стр. 60 проверьте правильно ли мы её заполнили. - А теперь внимательно не допуская ошибок спишите таблицу в тетрадь. - Обменяйтесь тетрадями и проверьте, не допустил ли ваш одноклассник ошибок при списывании, ведь эта информация нам очень нужна и очень важна. | - Изменять по падежам Выполняют устную работу по упражнению. - Что они склоняются одинаково. - Склоняются по-разному. - с В.п. - Буква н- в начале местоимения. Сравнивают. Списывают. Взаимопроверка. | П: структурирование знания К: умение высказывать и аргументировать свои мысли К: инициативность в общем поиске нового знания | Учебная презентация, учбник |
Динамическая пауза (2 минуты) | Физминутка (хлопните в ладоши если услышите местоимение) Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если он и я, и ты, Если мы сорвём цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты. И не будет доброты, И не будет красоты, Если только я и ты, Если мы сорвём цветы. | Хлопают, когда слышат местоимение. | | |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Практический: задание Формы организации: внешний контроль | Просигнализируйте мне ваше настроение. Откройте учебник на странице 61, упражнение 127. (По поднятой руке) Прочитайте и определите начальную форму местоимений. Прочтите задания к упражнению. Как мы выполним упражнение? Спишите второе и третье словосочетания по образцу ниже. Сверьте с образцом на доске. Отметьте, как вы усвоили материал. | Сигнализируют Отвечают по поднятой руке. - Он, она, они Устный ответ Выполняют упражнение. Проверяют | П: работать по предложенному плану; П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Эмоциональный термометр, учебник, учебная презентация |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический: выполнение заданий (самостоятельная работа) Форма: самоконтроль | Посмотрите на упражнение 128. Прочтите текст (по руке). Прочитайте задания к тексту. Поделите текст на части. Прочитайте текст. Какая главная мысль есть во всех частях? Как можно озаглавить текст? Запишите в тетради упражнение 128, напишите заголовок, спишите текст по абзацам (так, как мы его поделили на части), подчеркните местоимения, определите у каждого род, число и падеж. Кто готов прочитать, что у него получилось на оценку? (по руке) Чему мы сейчас учились? | Читают Объясняют задания - Ветка, совесть, стыдно, прощение Читают Выполняют упражнение Отвечают на оценку. | П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям | Учебная презентация, учебник |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа Форма организации: фронтальная | Выполним упражнение 130 вместе по цепочке у доски. Прочитайте, что нам нужно сделать. Начнём с 3 ряда и по цепочке запишем по одному словосочетанию на доске. Остальные пишут в тетрадях упражнение 130 и вместе с нами выполняют упражнение. | Читают Выполняют упражнение | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД: - умение планировать деятельность - осуществлять самоконтроль по плану - корректировать и оценивать | учебник |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа Форма организации: фронтальная | Подводит итоги -Наш урок подошел к концу. -Давайте вспомним тему урока -Какая была цель урока? Достигли мы её? Сейчас закрепим усвоенное, выполнив задание все вместе. В тексте допущены ошибки, нужно их исправить. Читаем по предложению и исправляем его. Нужно местоимения поставить в правильную форму. Я люблю перечитывать евоную книгу. Люблю путешествовать с ею? На ему картине написана девочка с персиками. За ими внимательно наблюдали Ними робко выглянуло из-за тучки и осветило землю. Её гордились родители и друзья. -Оцените свою работу на уроке просигнализировав мне светофором. - Поиграем в игру «Закончи предложение», я говорю начало предложения, вы продолжаете. Итак, сегодня на уроке: - я узнал… - я научился… - я был (каким?) учеником… Запишите домашнее задание: учебник, страница 62, упражнение 131. За работу на уроке оценки получают…(оценивание учителем) - Спасибо за урок! | - «Склонение личные местоимений 3-го лица» Научиться изменять местоимения 3-го лица по падежам. - Да! Сигнализируют Проводят саморефлексию Записывают домашнее задание | Познавательные УУД: 1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; | Учебная презентация, эмоциональный термометр |