1.Мотивация к учебной деятельности | Приветствует учеников, представляется и настраивает на урок. - Здравствуйте, меня зовут Дарья Алексеевна и урок русского языка сегодня проведу у вас я. - Повернитесь друг к другу, прикоснитесь ладошками, подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас с вами всё получится и зажгите наше солнышко своими улыбками. (слайд) - Урок русского языка - сложный, требующий вашего старания, стремления к знаниям, внимания, аккуратности. Со всеми трудностями можно справиться, если человек все делает с хорошим настроением - Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить. - Чему мы учимся на уроках русского языка? Предлагает открыть тетради и записать число и классную работу. - Для начала предлагаю вам открыть тетради и записать число, классная работа как на доске. Покажите свою готовность. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Слушают установку учителя. Высказывают свои предположения. Оформляют тетради по образцу: Двадцатое декабря. Классная работа. | ЛУУД: осознание социальной роли обучающегося; | Формирование готовности восприятия учебного материала |
2. Актуализация опорных знаний | Проводит минутку чистописания. - Ребята, давайте выполним с вами минутку чистописания. - Сегодня мы будем прописывать букву, но какую, вы узнаете, если отгадаете загадку. - Эту букву не читаем, С нею мы слова смягчаем, В середине, в конце слова, Встретить её можем снова. Без неё нельзя никак, Это, дети, -... - Верно, это буква ь, давайте с вами составим портрет буквы ь. - Что вы знаете о букве ь? - Пропишите на первой строчке букву ь в чередовании. - Сели ровно! Пишем аккуратно и красиво, спины держите ровно. А теперь ниже пропишите соединения ьм, ьт, ье. - Ребята, каким соединением пишем первый слог? А второй? А третий? Проводит словарную работу. - Сегодня на уроке мы познакомимся со словарными словами, которые являются отгадками на наши загадки. - Отгадайте первую загадку. И мальчишки, и девчонки очень любят нас зимой, Режут лёд узором тонким, не хотят идти домой. Мы изящны и легки, мы - фигурные... - Верно, коньки. Запишите слово в тетрадь. Обозначьте орфограмму, поставьте ударение. - А вы знаете, что такое коньки? - Слово «коньки» обозначает - узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду. - А вы знаете, почему коньки назвали коньками? - Это слово назвали так, потому что передняя часть деревянных коньков была украшена конской головой — отсюда и ласковое название, уменьшительное от слова «конь»: коньки. - Отлично! Отгадайте следующие загадки. 1.Под крышей — четыре ножки, А на крыше — суп да ложки. 2.Если ты устал играть, То ложишься на… -Как назвать эти предметы одним словом? - Верно! Следующее слово, над которым мы поработаем –это слово мебель. Запишите слово в тетрадь. Обозначьте орфограмму, поставьте ударение. - А какая мебель стоит у вас в комнате? Объясняет лексическое значение слова «мебель». - Слово «мебель» обозначает изделия из твёрдых материалов (часто с мягкой обивкой), предназначенные для сидения, лежания, хранения небольших предметов, обычно – предметы комнатной обстановки. - Предлагаю вам составить предложения со словом «коньки». - Запишите себе в тетради предложение: Дети катаются на коньках. Подчеркните орфограмму в слове коньках. -Ребята, написания слов «коньки» и «мебель» вы должны запомнить. | Выполняют минутку чистописания. - Буква ь. - Эта буква не обозначает звука, обозначает мягкость согласного звука, не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы. Оформляют тетрадь по образцу. Прописывают соединения с буквой ь. - Первый слог-нижним, при помощи наклонной; второй- верхним, при помощи наклонной; третий - средним при помощи наклонной; Отгадывают загадку. - Коньки Записывают слово в тетрадь, обозначают орфограмму, ставят ударение: коньки Высказывают свои предположения. - Нет. Слушают рассказ учителя. Отгадывают загадки. - Стол - Кровать - Мебель Записывают слово в тетрадь, обозначают орфограмму, ставят ударение: мебель Высказывают свои предположения. Слушают объяснения учителя. Составляют и называют предложения со словом коньки. Записывают в тетрадь предложение данное учителем: Дети катаются на коньках. | РУУД: выполнять учебные действия устно и письменно РУУД: выполнять учебные действия устно и письменно; ЛУУД: развитие навыков сотрудничества с учителем ЛУУД: развитие навыков сотрудничества с учителем КУУД: развивать умение принимать участие в общей беседе, выполняя правила речевого поведения КУУД: развивать умение принимать участие в общей беседе, выполняя правила речевого поведения ЛУУД: развитие навыков сотрудничества с учителем КУУД: развивать умение принимать участие в общей беседе, выполняя правила речевого поведения. РУУД: выполнять учебные действия устно и письменно; | Демонстрация Игровой метод «Рисуем портрет буквы» Показ Показ Игровой метод «Загадки» Беседа Рассказ Демонстрация Игровой метод «Загадки» Беседа Демонстрация Беседа Демонстрация |
3.Организация познавательной деятельности 3.1. Целеполагание | Подводит к теме урока. - Посмотрите на слайд. Перед вами даны слова. Читает слова. окун.., пал..чик, ден…, пен.., ал..бом, крыл..цо - Какая буква пропущена? - Где пропущена буква ь? - Какие трудности возможны при написании слов с ь? - Хорошо, может кто-нибудь из вас догадался, какая у нас сегодня тема урока? Ставит с учениками цель урока. - Верно, как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? | Смотрят на слайд. Слушают учителя. - Пропущена буква ь –На конце слова и в середине слова перед согласным. - Мягкий знак пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, ю, и, я. - Тема урока: «Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными» - Мы будем учиться писать слова с мягким знаком в конце и в середине слова перед согласными. | РУУД: выполнять учебные действия устно КУУД: формулировать собственное мнение и аргументировать его РУУД: выполнять учебные действия устно | Демонстрация Проблемный диалог Беседа |
3.2. Открытие нового знания | Организует работу с учебником. - Ребята, сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение 204 на стр.125. Прочитайте задание. Что нам нужно сделать в этом упражнении? - Это упражнение мы выполним с вами у доски. Запишем пары слов и подчеркнём буквы, указывающие на мягкость предшествующего согласного звука. - В каких словах все согласные звуки мягкие? Произнесите эти согласные звуки. - Давайте сделаем вывод: Где стоит мягкий знак в словах? Что он показывает? Организует работу с правилом. - Теперь, проверим правильность ваших рассуждений, прочитайте правило на стр.125. - Что вы узнали из этого правила? - Оказались ли наши предположения верными? - Также вы должны знать, что буква «мягкий знак» в словах – это орфограмма. | Читают задание. - Нужно изменить каждое слово так, чтобы оно обозначало один предмет. Выполняют упражнение 204 у доски с комментированием и самостоятельно в тетрадях. Скатерти – скатерть, снегири – снегирь, медведи – медведь, тюлени – тюлень. - Лебеди – лебедь, тюлени – тюлень. [л], [б], [д], [т], [л], [н] - Мягкий знак стоит в конце слов. Он показывает мягкость предшествующего согласного. Читают правило на с.125 - Мы узнали, что мягкий знак обозначает мягкость согласного звука на конце и в середине слова. - Да, мы оказались правы. Слушают учителя. | РУУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу; ЛУУД: развитие навыков сотрудничества с учителем РУУД: выполнять учебные действия устно и письменно. | Работа с учебником Работа у доски с комментированием Диалог Работа с учебником Беседа |
3.3. Первичное закрепление Физминутка | Организует работу с упражнением 205. Закрепляет изученный материал. - Продолжаем нашу работу. Предлагаю вам выполнить упражнение 205. Прочитайте выразительно стихотворение. - Какие буквы в словах пропущены? - А какие звуки обозначены этими буквами? Прочитайте задание. Что нам нужно сделать? - Хорошо, это упражнение вы выполните самостоятельно в тетради, а после мы проверим, как вы справились с этим заданием. - Давайте сделаем вывод: Где стоит мягкий знак в словах? Что он показывает? Организует проведение физминутки. - Я предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить необычную физминутку. - Я буду называть слова. Если в них встречается Ь в конце, то вы хлопаете в ладоши, а если в середине, то топаете. Слова: ель, мель, мальчик, пальчик, пеньки, олень, тюлень, гусь, учитель, сирень, снегирь, школьник, мебель, день, радость, лебедь, декабрь. | Читают стихотворение. - н, т, л - [н], [т], [л]. Списать стихотворение и вставить пропущенные буквы. Работают над упражнением 205. - Мягкий знак стоит в конце и в середине слов. Он показывает мягкость предшествующего согласного. Выполняют физминутку. | РУУД: выполнять учебные действия устно и письменно. ПУУД: работать с информацией, представленной в разных формах под руководством учителя и самостоятельно КУУД: формулировать собственное мнение и аргументировать его | Диалог Работа с учебником Беседа |
3.4. Самостоятельная работа | Организует самостоятельную работу по карточкам. - Сейчас, ребята, вы выполните самостоятельную работу по карточке, которая лежит на вашем рабочем столе. - Но прежде, чем вы приступите к выполнению самостоятельной работы, я предлагаю вам вспомнить правило переноса слов с мягким знаком. Откройте стр. 126 и прочитайте правило. - Теперь можете приступать к выполнению самостоятельной работы. Вам нужно разделить данные слова для переноса и записать себе в тетрадь. Коньки, крыльцо, школьница угольки, кольцо, учительница. - Покажите свою готовность. - Предлагаю вам обменяться тетрадями со своим соседом по парте и выполнить взаимопроверку по эталону. - Оцените работу своего соседа по следующим критериям: 5 – безошибочно выполнена работа, 4 – допущена 1-2 ошибки, 3- допущено 3-4 ошибки, более 4 ошибок – оценку не ставить. -Отлично! Поднимите руки те, у кого стоит 5, 4, 3 и у кого больше 4 ошибок. - Я рада, что большинство из вас хорошо справились с заданием. | Слушают учителя. Открывают учебники на стр.126 и читают правило. Выполняют самостоятельную работу. Показывают свою готовность. Выполняют взаимопроверку по эталону. Оценивают по критериям. | РУУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу; ПУУД: работать с информацией, представленной в разных формах под руководством учителя и самостоятельно ЛУУД: развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | Самостоятельная работа Работа с учебником Взимопроверка Проверка по критериям |
3.5. Повторение и включение в систему знаний | Подводит итог урока. - Давайте подведём итог урока и вспомним, что мы делали сегодня на уроке? - С какой орфограммой вы сегодня познакомились? - Какая тема нашего сегодняшнего урока? - Чему мы учились на уроке? - Какую цель мы с вами поставили? Достигли ли мы её? - Были ли трудности на уроке? | Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои предположения. - С орфограммой мягкий знак. - Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными - Уметь обозначать мягкость согласных на письме при помощи буквы ь. Да, достигли. Высказывают свои предположения. | КУУД: развивать умение принимать участие в общей беседе, выполняя правила речевого поведения. | Обобщающая беседа |
4.Рефлексия учебной деятельности | Проводит рефлексию учебной деятельности учеников. - Наш урок подходит к концу, предлагаю вам оценить свою деятельность. Проводит рефлексию «Смайлик». Жёлтый смайлик- тему понял, но есть вопросы. Зелёный смайлик- всё понял, нет вопросов. - Поднимите смайлики. Ребята, я рада, что сегодняшний урок у вас не вызвал никаких затруднений. Проводит инструктаж домашнего задания. -Послушайте домашнее задание. - стр.125 правило, упр.206: Прочитайте. Подберите к каждому слову однокоренное. Запишите слова парами. Подчеркните в словах мягкий знак. Разделите для переноса выделенные слова. -Встали, ребята! Урок окончен, спасибо за урок. | Оценивают свою деятельность на уроке в графической форме. Записывают домашнее задание. Слушают учителя. Прощаются с учителем. | ЛУУД: развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; | Самооценка |