СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку русского языка "Как еще могут изменяться слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал к уроку поможет учителю начальных классов познакомить учащихся с изменением имен существительных по падежам.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку русского языка "Как еще могут изменяться слова"»

Дата проведения: 05.11.24

Класс: 3 «в»

УМК: Гармония

Тема урока: «Как ещё могут изменяться слова?»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: ознакомление учащихся с падежами и изменением слов разных частей речи по падежам.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с изменением имён существительных по падежам.

  • Формировать умение определять именительный падеж имён существительных.

Развивающие:

  • Развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма, речь.

  • Развивать познавательный интерес к языку, логическое мышление, память.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе;

  • Воспитывать навыки восприятия нового материала, любовь к изучению русского языка, взаимопонимание и взаимопомощь.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с понятиями «падеж», «именительный падеж», с шестью парами падежных вопросов.

Регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранить учебную задачу, выполнять коллективные действия для ее решения, организовывать свою
деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ, оценивать результат своей деятельности, выделять и осознавать, что уже усвоено и что ещё предстоит усвоить, оценивать результат своей деятельности.

Познавательные УУД: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, совместной деятельности, повышать точность речи за счет выбора языковых средств, умение
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные УУД: создать условия для проявления положительного отношения к урокам русского языка, уметь вести диалог.

Оборудование для учителя: учебник, конспект, презентация.

Оборудование для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе.











План урока:

I. Организационный момент (30 сек)

II. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (30 сек)

III. Актуализация знаний (3 мин)

IV. Подведение к теме урока, сообщение темы, цели урока (2 мин)

V. Изучение нового материала (10 мин)

Физкультминутка (1 мин)

VI. Работа по теме урока (15 мин)

VII. Закрепление (5 мин)

VIII. Подведение итогов (1 мин)

IX. Рефлексия (30 сек)

X. Домашнее задание (1 мин)

XI. Организационный момент (30 сек)




Ход урока

Этап

урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П - парная, Г – групповая)

Дидактические

средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

(Предметные, метапредметные, личностные)

I. Организационный момент

Организованно начать урок.

С: беседа

- Здравствуйте ребята, садитесь.

Приветствуют учителя, садятся за парты

Ф


Контроль со стороны учителя

Р: организовывать свою деятельность.

II. Мотивация к учебной деятельности

Замотивировать детей на работу.

С: беседа

- Отправляемся мы снова

В мир родного языка

Мы разгадывать готовы,

Его тайны до звонка.




- Если вы готовы начать урок, просигнализируйте.

Слушают, настраиваются на урок





Сигнализируют

Ф


Контроль со стороны учителя

Л: формировать положительное отношение к учению; развивать интерес к расширению знаний русского языка.

III. Актуализация знаний.

Повторить ранее изученный материал.

С: беседа


- Что вам известно о части речи имени существительном?

- Это самостоятельная часть речи или служебная?

- На какой вопрос отвечает?

- Что обозначает?

- Как изменяется имя существительное?



- Приведите примеры имен существительных. Ставьте их в начальную форму.



- Предполагаемые ответы учащихся.





- По числам и родам в ед. числе


- Приводят примеры

Ф


Контроль со стороны учителя, самоконтроль.

П: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

К: выслушивать и объективно оценивать мнение учащихся класса; смело высказывать свою точку зрения, приводя обоснованные аргументы в ее поддержку.

IV. Подведение к теме урока, сообщение темы цели урока.

Подвести учащихся к теме урока, определить цель урока.

С: беседа

П: наблюдение над фактами языка




























П: упражнение



С: беседа

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число 5 ноября, классная работа.

- Ребята, посмотрите на слайд.

Прочитайте слова.




- О ком можно составить предложения из этих слов?

- Что в каждом предложении будет сообщаться?

Составьте предложение про ученика. Запишите его в тетрадь.

- Составьте предложение про учителя. Запишите предложение.

Один ученик записывает предложения на доске, остальные в тетрадь.

- Ребята, у нас разные получились предложения?

- Какие изменения заметили в словах?

- Что изменилось? (форма слова)

- Выделите ту часть слова, которая изменилась.

- Что будете выделять?


Вывод: какие же изменения в словах произошли в двух разных предложениях?



- Ребята, продолжаем с вами наблюдать за словами. Откройте ТПО на с.50, находим упр.190.

- Изменялось слово сестра?

- Чтобы выбрать правильную форму, нам будут помогать вот эти слова, от которых будем задавать вопросы к слову сестра.

- Вписываем в пропущенные места слово сестра.


- Пришлось изменять форму слова?

- Зачем изменили?




- По команде каких вопросов мы изменяли?

- Выделите окончания слова сестра.

- Продолжаем наблюдать за словами. ТПО упражнение 191, с.51.

- Впишите формы слова в пропущенные места и выделите в них окончание.

- Зачем мы шесть раз меняли форму слова?

- Знаете как такое изменение называется в русском языке? Или как могут еще изменяться слова?

- Сегодня мы на уроке и узнаем, как ещё могут изменяться слова.


- Записывают число.





- Читают.




- Об ученике, об учителе.


- Составляют



- Выполняют.


- Да, разные

- Изменилась форма слова.


- Окончание.

- Изменилась форма слова, то есть окончание.






- Да




- Вписывают слова.


- Да

- Чтобы было понятно



- Ответы детей.




- Выполняют.




- Нет

Ф

Слайд

Тетрадь

ТПО

Контроль со стороны учителя

П: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

К: выслушивать и объективно оценивать мнение учащихся класса; смело высказывать свою точку зрения, приводя обоснованные аргументы в ее поддержку.

V. Изучение нового материала

Познакомить учащихся с изменением имён существительных по падежам

С: беседа,

П: упражнение, наблюдение над фактами языка






































С: беседа

- Прочитаем и узнаем новое об изменении слов.

- Откройте учебник на с.77









- Смотрим на таблицу.

- Ребята, мы с вами начнём с верхней ступеньки. На что похоже?

- Посмотрите после черты, что значит слово падеж.

- Посчитаем, сколько ступенек.

Вывод:

- Так сколько падежей в русском языке?


Правило на с.77 упр.193

- Продолжим с вами узнавать новое. Обратите внимание на рамочку.





- Как называется первый падеж?

- Почему он так называется?

Вывод: именительный падеж считается главным из падежей, потому что даёт имя предмету и требует ответа на вопросы кто? что?


Правило на с.78

- Ребята, обратите внимание на ещё одно правило.

- Вы уже знали про начальную форму имени существительного, но не знали, в каком падеже они употребляются. Они употребляются в именительном падеже.

- Вернёмся к упр.190 и 191. Теперь назовём научным словом изменения слов сестра и река.

- Как мы изменяли слова?

- В каких предложениях слова употреблены в именительном падеже?


- Спросите у себя дома, что взрослые знают о падежах.









- Открывают учебник.










- На лесенку.






- 6 падежей




























- По падежам












Ф

Учебник

Слайд
































Текущий контроль

П: грамотно строить речевые высказывания в устной и письменной речи;

Р:

понимать, принимать и сохранять учебную задачу, выполнять коллективные действия для её решения, контролировать процесс решения и результат.

Физкультминутка

Предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности .

П: игра

- Немного отдохнём, встаём из-за парт.


- Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.


- Продолжаем работать.

Встают из-за парт


Повторяют движения



Садятся за парты

Ф


Контроль со стороны учителя, самоконтроль

Р:

развивать умения принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней.

VI. Первичное закрепление

Закрепить знания учащихся о изменении имён существительных по падежам

С: беседа,

П: упражнение

Наблюдение над фактами языка

Упражнение 194.

- Рассмотрим предложение на доске, эти предложения есть у вас в учебнике на странице 78.


- Прочитайте предложение.

- Решим орфографическую задачу в слове побежал.



- Ребята, всё ли в предложении удачно?

- Почему?



- Какая часть речи поможет избавиться от повторения слова? Улучшим предложение и запишем в тетрадь.

- Запишите предложение к себе в тетрадь.

- Найдите имя существительное в именительном падеже и отметьте его галочкой.

- Подставьте местоимения на место других имен существительных и понаблюдайте может ли эта часть речи тоже изменяться по падежам.

- Изменяется местоимение у нас?

- Проверим наш вывод.

- Обратите внимание на доску. Прочитаем сообщение.





- Так как изменяются личные местоимения?

Вывод: личные местоимения изменяются по падежам так же, как и имена существительные.






- Читают.

- Безударный гласный звук в корне, проверочное слово бег.

- Нет

- Повторяется одно и то же слово.

- Местоимение


- Записывают.






- Да








- По падежам


Ф, И

Учебник


Слайд





























Самоконтроль

Р:

понимать, принимать и сохранять учебную задачу, выполнять коллективные действия для её решения, контролировать процесс решения и результат.



VII. Закрепление


Закрепить умение определять существительные в именительном падеже

С: беседа,

П: упражнение.

- Закрепим сегодняшний материал.

-Прочитайте слова. Найдите имена существительные и местоимения, в именительном падеже. Как будете действовать?

Она, о кошке, дети, они, маму, мы, цветок, собакой, друзья, у него, около дерева, машина, он, рекой, стол, её.




- На какой вопрос отвечают имена существительные и местоимения в именительном падеже?


- Хорошо, молодцы!





(задавать вопросы что? или кто?)






- дети, цветок, друзья, машина, стол.

- она, они, мы, он



- кто? что?



Ф












Слайд









Контроль со стороны учителя.

П: уметь ориентироваться в собственной системе знаний.


VIII. Подведение итогов

Подведение итогов о полученных знаниях на уроке.

С: беседа

- Подведём итог нашего урока. Сегодня мы искали ответ на вопрос: Как могут еще изменяться слова?

- Какой падеж главный у имени существительного?

- Почему им.п. считается главным?






- За работу на уроке оценку «5» получают … Вы были очень активными и ответы были правильными.

- Оценка «4» получают … Вам нужно быть более активными и заинтересованными.

Отвечают на вопросы учителя.


Слова могут изменяться по падежам

- По падежам

- Именительный

- Он даёт название именам существительным, именует их.

Ф





Слайд


Текущий контроль

Р:

выделять и осознавать, что уже усвоено и что ещё предстоит усвоить.

К:

уметь вести диалог.

IX. Рефлексия

Оценка своих результатов.

С: беседа



И


Текущий контроль

Р:

выделять и осознавать, что уже усвоено и что ещё предстоит усвоить.

К:

уметь вести

диалог.

Р:

оценивать результат своей деятельности.

X. Домашнее задание

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов домашнего задания.

С: беседа

- Открываем дневники, записываем домашнее задание: прочитать еще раз все правила, которые мы с вами сегодня изучали

Стр.77-79, правила учить, упр.196

Записывают домашнее задание

И


Самоконтроль

Р:

оценивать результат своей деятельности.

XI. Организационный момент

Сформировать у учащихся положительное отношение к предмету.

С: беседа

- Урок окончен, можете быть свободны.

Прощаются с учителем.

Ф


Текущий контроль