СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку русского языка «Обобщение и систематизация знаний о глаголе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта

УМК "Школа России"

тип урока: Обобщение

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку русского языка «Обобщение и систематизация знаний о глаголе»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Межевская средняя общеобразовательная школа

Межевского муниципального района Костромской области







ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Урока русского языка по теме:

«Обобщение и систематизация знаний о глаголе»

УМК «Школа России»

4 класс





Составила и провела:

Смирнова Светлана Николаевна,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории





Урок адаптирован к требованиям ФГОС второго поколения.

Построен на основе деятельностного подхода.

Цель урока: повторить, углубить и расширить знания учащихся о глаголе.

Задачи урока:

I. Предметные

1. Систематизировать и закреплять умение писать безударные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

2. Развивать орфографическую зоркость, т.е. умение видеть орфограмму в предлагаемом языковом материале.

3. Учить применять орфографические знания в повседневной жизни.

II. Метапредметные

1. Познавательные УУД:

- закреплять умение представлять информацию в виде алгоритма;

- формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы.

2. Регулятивные УУД:

- формировать умение концентрировать внимание;

- закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.

3. Коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в группе, в паре;

- учить при.мам представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы.


III. Личностные результаты

1. Формировать положительную мотивацию к обучению.

2. Создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету.



Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, VED-камера, компьютер, презентация, карточки-задания, электронная физкультминутка.

 

 




Содержание деятельности.

Этапы урока.

Действия учителя

Действия ученика

УУД (Л, Р, П, К)

или оформл доски

  1. Мотивация к учебной деятельности

Чтобы узнать тему нашего урока послушайте стихотворение-загадку.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в саду растёт.

- О какой части речи говорится в этом стихотворении? (о глаголе).

- Тема нашего урока: «Обобщение и систематизация знаний о глаголе»

Проявление интереса к материалу изучения. Вступают в диалог.







Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний о глаголе»

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II . Актуализация знаний

Постановка цели

Работа в тетради

Число.

Классная работа.

- Посмотрите на доску. Здесь записан ряд слов:

светить, греть, корм, появляться, пригревать, пробуждаться, обида, распускаться, щебетать, игра, готовить, зелёный.

-Какие слова здесь лишние?

- Что вы можете сказать о глаголах? (н.ф.)

- Поставьте в форму:

Светить (н.вр., 2л., ед.ч)

Греть (пр.вр., 3 л, мн.ч.)

Появляться (буд.вр, 1 л, ед.ч)

Готовить (н.вр., 3 л., мн.ч.)

- Образуйте от остальных слов глаголы в н.ф.


- А теперь, исходя из вышесказанного, попробуйте определить, какие цели и задачи будем решать на уроке.

УПРАЖНЯТЬСЯ… (в определении спряжения глаголов, времени, рода, вида, формы глаголов, употреблении в речи, словообразовании глаголов)

РАЗВИВАТЬ… (память, внимание, логическое мышление, «орфографическую зоркость».)

ВОСПИТЫВАТЬ В СЕБЕ… (стремление к получению прочных знаний, умение работать в парах, в группах, в коллективе.)


Учащиеся подписывают в тетради число и «Кл.работа»

Анализируют, делят на столбики, объясняют свой выбор.

Определяют тему урока.












Корм, игра, зелёный, обида


Светить (н.вр., 2л., ед.ч) светишь

Греть (пр.вр., 3 л, мн.ч.) греют

Появляться (буд.вр, 1 л, ед.ч) появлюсь

Готовить (н.вр., 3 л., мн.ч.) готовят


Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные: знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

IV Обобщение и систематизация знаний


При каких условиях мы научимся правильно употреблять глаголы в своей речи?


Повторение теоретической части

- Давайте вспомним все, что мы знаем о глаголе.

Поиграем в игру «Вопрос-ответ»

* Часть речи;

* обозначает действие предмета;

* отвечает на вопросы…;

* изменяются глаголы по числам, лицам, временам, а в прошедшем – по родам;

* имеет начальную форму и личную форму;

* бывают изъявительного, условного и повелительного наклонения;

* совершенного и несовершенного вида;

* глаголы спрягаются;

* сочетания - тся, - ться;

* в предложении чаще бывает сказуемым.

- Вы показали, что теоретические знания имеете, сейчас проверим ваши знания на практике.

-Необходимо хорошо знать правила, упражняться в изменении и словообразовании.

Дети задают друг другу вопросы, отвечают на поставленные вопросы.



















Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция ;

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.


V. Применение знаний и умений в новой ситуации


Задание 1. Прочитайте текст.

- Грамотно написан текст? Найдите ошибки.


- О чём говорится в этом тексте?

- Какое название ему можно дать?

Как вы понимаете:

«Озеро дымится белым паром»

«Котелок бормочет на огне»

«Спугнуть рассвет»

-В каком времени употреблены глаголы в тексте?

-Замените используемые глаголы глаголами в прошедшем времени, запишите получившийся текст.

1-2 группа – 1 часть

3-4 группа – 2 часть

Всю ночь огонь костра то разгораится, то гаснет. Листва берез висит тихо, роса стекаит по белым стволам. В тишине зарождаится рассвет. Озеро дымится белым паром. Еще все спит: спит вода, спит рыба, спят птицы и только совы летают у костра. Котелок бормочет на огне. Мы говорим шепотом: боимся спугнуть рассвет.

( По Паустовскому К.)

- Зачитайте свои тексты.

- Что вы знаете о глаголах прошедшего времени?

- Какое умение отрабатывали, выполняя данное задание?



Работа в группах

Правила работы в группе

  1. Каждый высказывает свое мнение.

  2. Каждый выслушивает мнение товарища.

  3. Каждый умеет защищать свой выбор.

  4. Придя к общему мнению, умейте его доказать.

Умей не только слушать, но и слышать

Задание по группам

1 группа

Морфологический разбор глагола – сверкала.


2 группа

Образуй от данных слов глаголы трёх времён.
Настоящее время Прошедшее время Будущее время
Игра – ___________ ____________ __________
Обида – ___________ ___________ ____________
Зелёный –__________ __________ __________


      1. группа

1.Образуйте с помощью приставок новые глаголы от слова говорить (2 мин.)
При проверке называют глагол, объясняют его значение.

2. Подберите синонимы к слову – говорить.

4 группа
— Прочитайте стихотворение И.Токмаковой:
Зябн…т осинка
Дрож…т на ветру
Стын…т на солнышке
Мёрзн…т в жару.
З а д а н и я.
1.Вставьте гласные в окончания глаголов, обоснуйте свой ответ
2. Что вы можете сказать об этом предложении?
3. Расставьте знаки.
4. Назовите слова с безударными гласными в корне.
Физкультминутка.

Проверка результатов работы всех групп с использованием по веб-камеры.


Учащиеся находят ошибки и доказывают правильность написания, действуя по алгоритму

- н.ф – спряжение

- время, число, лицо

- окончание


- над озером спустился туман

- вода в котелке кипит

- не нарушить покой













Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

Ср.р - - о

Ж.р. - -а

М.р. - -

Мн.ч - -и

- Отработка умения изменять временную форму глагола. Правильно писать окончания глаголов. Развитие речи. Орфографическую зоркость.



-Повторить правила работы в группе.




Самостоятельная работа в группах.

Формулировка ответа.

















Объяснять, заявлять, болтать, лепетать и др.

















Защита групп (опора на алгоритм, доказывают, обосновывают свои ответы).

Другие группы могут задать уточняющие вопросы.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

VI. Контроль усвоения знаний.

Собери мозаику – отвечая правильно на поставленные вопросы, учащиеся открывают одно окошечко, за другим. При этом на слайде открывается картинка с надписью «МОЛОДЦЫ!»

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, аргументируя и доказывая правильность своего ответа.

.


VII. Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия (метод «Закончи фразу»)

СЛАЙД 9

- На экране записаны 3 незаконченные фразы:

 

У меня сегодня получилось…

Мне сегодня было трудно…

Мне понравилось…

- Вспомните обо всем, что было на уроке, и закончите фразы.

 - Желающие закончить первую фразу…

- Кто с ними согласны, поднимите руки! Я рада за вас!

- 2 фразу… Кто его поддерживает? Не переживайте, мы еще поработаем по этой теме, и у вас, тоже, все получится!

- 3 фразу… Кто солидарен с ними?

 

- Мне тоже понравилось, как вы сегодня работали!

Д.З.

Выписать из словарика 5 слов(существительных или прилагательных), а затем образовать от каждого из них 3 временные формы глагола.

СЛАЙД 10

- Молодцы! Всем спасибо за урок!

 

СЛАЙД 9 – на слайде уже есть запись.

По клику (по очереди) каждая фраза выделяется за счет изменения цвета заливки.

Затем, когда выделяется следующая фраза, то предыдущая возвращается к исходному цвету и т. д.

     Дети сообщают, что у них получилось на уроке, что

нет, и что больше всего понравилось.

 


Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.





Приложение

1группа

Морфологический разбор глагола – сверкала.












2 группа

Образуйте от данных слов глаголы трёх времён.


НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ

БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ

ИГРА




ОБИДА




ЗЕЛЁНЫЙ










      1. группа

1.Образуйте с помощью приставок новые глаголы от слова говорить (2 мин.)
При проверке называют глагол, объясняют его значение.

2. Подберите синонимы к слову – говорить.












4 группа
— Прочитайте стихотворение И.Токмаковой:


Зябн…т осинка
Дрож…т на ветру
Стын…т на солнышке
Мёрзн…т в жару.


З а д а н и я.
1.Вставьте гласные в окончания глаголов, обоснуйте свой ответ
2. Что вы можете сказать об этом предложении?
3. Расставьте знаки.
4. Назовите слова с безударными гласными в корне.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!