Мотивация к учебной деятельности | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/26/s_5bd306f03608f/978425_1.png) Чтобы узнать тему нашего урока послушайте стихотворение-загадку. Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду- Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады, И хлеб в саду растёт. - О какой части речи говорится в этом стихотворении? (о глаголе). - Тема нашего урока: «Обобщение и систематизация знаний о глаголе» | Проявление интереса к материалу изучения. Вступают в диалог.
Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний о глаголе» | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
II . Актуализация знаний Постановка цели | Работа в тетради Число. Классная работа. - Посмотрите на доску. Здесь записан ряд слов: светить, греть, корм, появляться, пригревать, пробуждаться, обида, распускаться, щебетать, игра, готовить, зелёный. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/26/s_5bd306f03608f/978425_2.png) -Какие слова здесь лишние? - Что вы можете сказать о глаголах? (н.ф.) - Поставьте в форму: Светить (н.вр., 2л., ед.ч) Греть (пр.вр., 3 л, мн.ч.) Появляться (буд.вр, 1 л, ед.ч) Готовить (н.вр., 3 л., мн.ч.) - Образуйте от остальных слов глаголы в н.ф. - А теперь, исходя из вышесказанного, попробуйте определить, какие цели и задачи будем решать на уроке. УПРАЖНЯТЬСЯ… (в определении спряжения глаголов, времени, рода, вида, формы глаголов, употреблении в речи, словообразовании глаголов) РАЗВИВАТЬ… (память, внимание, логическое мышление, «орфографическую зоркость».) ВОСПИТЫВАТЬ В СЕБЕ… (стремление к получению прочных знаний, умение работать в парах, в группах, в коллективе.) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/26/s_5bd306f03608f/978425_3.png) | Учащиеся подписывают в тетради число и «Кл.работа» Анализируют, делят на столбики, объясняют свой выбор. Определяют тему урока. Корм, игра, зелёный, обида Светить (н.вр., 2л., ед.ч) светишь Греть (пр.вр., 3 л, мн.ч.) греют Появляться (буд.вр, 1 л, ед.ч) появлюсь Готовить (н.вр., 3 л., мн.ч.) готовят | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. |
IV Обобщение и систематизация знаний | При каких условиях мы научимся правильно употреблять глаголы в своей речи? Повторение теоретической части - Давайте вспомним все, что мы знаем о глаголе. Поиграем в игру «Вопрос-ответ» ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/26/s_5bd306f03608f/978425_4.png) * Часть речи; * обозначает действие предмета; * отвечает на вопросы…; * изменяются глаголы по числам, лицам, временам, а в прошедшем – по родам; * имеет начальную форму и личную форму; * бывают изъявительного, условного и повелительного наклонения; * совершенного и несовершенного вида; * глаголы спрягаются; * сочетания - тся, - ться; * в предложении чаще бывает сказуемым. - Вы показали, что теоретические знания имеете, сейчас проверим ваши знания на практике. | -Необходимо хорошо знать правила, упражняться в изменении и словообразовании. Дети задают друг другу вопросы, отвечают на поставленные вопросы. | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция ; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
V. Применение знаний и умений в новой ситуации | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/26/s_5bd306f03608f/978425_5.png) Задание 1. Прочитайте текст. - Грамотно написан текст? Найдите ошибки. - О чём говорится в этом тексте? - Какое название ему можно дать? Как вы понимаете: «Озеро дымится белым паром» «Котелок бормочет на огне» «Спугнуть рассвет» -В каком времени употреблены глаголы в тексте? -Замените используемые глаголы глаголами в прошедшем времени, запишите получившийся текст. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/26/s_5bd306f03608f/978425_6.png) 1-2 группа – 1 часть 3-4 группа – 2 часть Всю ночь огонь костра то разгораится, то гаснет. Листва берез висит тихо, роса стекаит по белым стволам. В тишине зарождаится рассвет. Озеро дымится белым паром. Еще все спит: спит вода, спит рыба, спят птицы и только совы летают у костра. Котелок бормочет на огне. Мы говорим шепотом: боимся спугнуть рассвет. ( По Паустовскому К.) - Зачитайте свои тексты. - Что вы знаете о глаголах прошедшего времени? - Какое умение отрабатывали, выполняя данное задание? Работа в группах Правила работы в группе Каждый высказывает свое мнение. Каждый выслушивает мнение товарища. Каждый умеет защищать свой выбор. Придя к общему мнению, умейте его доказать. Умей не только слушать, но и слышать Задание по группам 1 группа Морфологический разбор глагола – сверкала. 2 группа Образуй от данных слов глаголы трёх времён. Настоящее время Прошедшее время Будущее время Игра – ___________ ____________ __________ Обида – ___________ ___________ ____________ Зелёный –__________ __________ __________ 1.Образуйте с помощью приставок новые глаголы от слова говорить (2 мин.) При проверке называют глагол, объясняют его значение. 2. Подберите синонимы к слову – говорить. 4 группа — Прочитайте стихотворение И.Токмаковой: Зябн…т осинка Дрож…т на ветру Стын…т на солнышке Мёрзн…т в жару. З а д а н и я. 1.Вставьте гласные в окончания глаголов, обоснуйте свой ответ 2. Что вы можете сказать об этом предложении? 3. Расставьте знаки. 4. Назовите слова с безударными гласными в корне. Физкультминутка. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/26/s_5bd306f03608f/978425_8.png) Проверка результатов работы всех групп с использованием по веб-камеры. | Учащиеся находят ошибки и доказывают правильность написания, действуя по алгоритму - н.ф – спряжение - время, число, лицо - окончание - над озером спустился туман - вода в котелке кипит - не нарушить покой Глаголы прошедшего времени изменяются по родам. Ср.р - - о Ж.р. - -а М.р. - - Мн.ч - -и - Отработка умения изменять временную форму глагола. Правильно писать окончания глаголов. Развитие речи. Орфографическую зоркость.
-Повторить правила работы в группе. Самостоятельная работа в группах. Формулировка ответа.
Объяснять, заявлять, болтать, лепетать и др.
Защита групп (опора на алгоритм, доказывают, обосновывают свои ответы). Другие группы могут задать уточняющие вопросы. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. |
VII. Рефлексия учебной деятельности | Рефлексия (метод «Закончи фразу») СЛАЙД 9 - На экране записаны 3 незаконченные фразы: ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/26/s_5bd306f03608f/978425_10.png) У меня сегодня получилось… Мне сегодня было трудно… Мне понравилось… - Вспомните обо всем, что было на уроке, и закончите фразы. - Желающие закончить первую фразу… - Кто с ними согласны, поднимите руки! Я рада за вас! - 2 фразу… Кто его поддерживает? Не переживайте, мы еще поработаем по этой теме, и у вас, тоже, все получится! - 3 фразу… Кто солидарен с ними? - Мне тоже понравилось, как вы сегодня работали! Д.З. Выписать из словарика 5 слов(существительных или прилагательных), а затем образовать от каждого из них 3 временные формы глагола. СЛАЙД 10 - Молодцы! Всем спасибо за урок! | СЛАЙД 9 – на слайде уже есть запись. По клику (по очереди) каждая фраза выделяется за счет изменения цвета заливки. Затем, когда выделяется следующая фраза, то предыдущая возвращается к исходному цвету и т. д. Дети сообщают, что у них получилось на уроке, что нет, и что больше всего понравилось. | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |