Цель: Совершенствовать умение определять время глагола, род и число глаголов в прошедшем времени
Этап урока | Содержание учебного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Вступительный этап 1. Организационный момент. 3 МИН | Слайд №1 Учитель: Здравствуйте ребята, поприветствуйте наших гостей. Присаживайтесь. Наш урок я хочу начать с притчи. Психологический настрой «Все в твоих руках». (Слайд 2) Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». В наших силах сделать урок полезным и интересным. Будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем друг друга успехами. - У каждого из вас на парте есть карта-планшет (Приложение №1), в этих картах вы ставите оценку себе на каждом этапе и команда оценивает вашу работу. Сейчас постарайтесь отразить свои эмоции, настроение в рисунке на вступительном этапе. (улыбка, грустное лицо ) | Приветствует обучающихся, проверка готовности к уроку. Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. Метопредметность: Литературное чтение | Настраиваются на работу. | Л: Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения человеческих норм. Выражать положительное отношение к процессу познания Р: Настроиться на успешную деятельность |
Орфографическая пятиминутка. 5 мин | -Ребята, на партах у вас есть карточка К-1. -Прочитайте текст (Слайд № 3 ) Звёзды ясные, звёзды прекрасные Наш…птали цветам ска…ки ч…дные. Лепестки улыбнулись атласные, Задр…жали листы изумрудные. (фронтальная работа) -Объясните пропущенные орфограммы Откройте тетради, запишите число и вид работы (классная работа) (один ученик у доски, остальные работают в тетради) -Прочитайте второе предложение. Дайте характеристику данному предложению. Если потребуется помощь, можете воспользоваться Приложением №2 Характеристика предложения: По цели высказывания: Повествовательное Вопросительное Побудительное Восклицательное или невосклицательное Распространённое или нераспространённое. Простое или сложное Если предложение сложное, то Назовите простые предложения, из которых оно состоит (подчеркните их грамматические основы). Укажите, какие они (распространённые или нераспространённые). (Слайд № 3 щелчок ) -Выполните оценку своей работы. Выставьте отметку в карте – планшете. | Способствовать развитию орфографической зоркости. Организовать коммуникативное взаимодействие в ходе повторения орфографических правил | Индивидуальная работа. Взаимопроверка . Анализируют и определяют тип орфограммы и вспоминают алгоритм проверки данной орфограммы | П: классифицировать слова по изученным орфографическим правилам, находить способы проверки на данный вид орфограммы Р: самостоятельно определяют важность выполненного задания К: соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль |
Повторение, мотивация к учебной деятельности 10 мин | -Звёзды всегда притягивали внимание человека. И он мечтал отправиться в необыкновенное путешествие. -Когда впервые человек покорил космос? (в1961 годы 12 апреля) -Кто был первым космонавтом? (Юрий Гагарин) Ближайшая к нам звезда? (Солнце) -Я предлагаю отправиться в космическое путешествие в далёкую галактику «Части речи» (Слайд 4 ) -Назовите планеты, которые нам могут там встретиться. (слайд 4 щелчок ) (существительное, прилагательное, глагол, предлог, союз, наречие) - Я предлагаю отправиться на одну из этих планет. Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет иль поёт, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Все расскажет нам … (глагол!) (слайд 4 щелчок) -Правильно, речь пойдёт о планете, на которой живут глаголы. Работа в парах: -У каждого космонавта есть дублёр и у вас есть напарник. Очень важно уметь работать с напарником. -Возьмитесь за руки и покажите свою готовность к работе в парах. - Оформите пропуск на космодром. Пропуском будет К -2. Подберите ключ к каждой ступени ракеты. Соедините её стрелкой с соответствующим понятием. К -2 Глагол Таблица №1 | Глагол | что делать? что сделать? | Обозначаю | по временам | Отвечаю на вопросы | неопределённую форму | имею | сказуемым | В предложении чаще всего бываю | действие предмета или его состояние | изменяется | часть речи | | | - Проверьте с помощью интерактивной доски. (Слайд 5) -Оцените свою работу. | Организовать диалог с учащимися, создать условия для повторения изученного материала по теме «Глагол». Организовать практическую работу по закреплению данного этапа урока. Дифференцированная работа для учащихся Метапредметность: окружающий мир. | Фронтальная работа Групповая работа. Вступают в обсуждение проблемного вопроса. Высказывают своё мнение, предлагают свои пути решения предложенной учебной задачи. Индивидуальная работа.закрепление ранее полученных знаний | Р: Учатся принимать и сохранять учебную задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Определять правильность выполненного задания. П:Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Представлять информацию в виде таблицы, схемы. К: развивать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог; Сотрудничать в совместном решении задачи |
V. Актуализация знаний. 2 мин | Слайд №6 Этот хитренький глагол Себе ВРЕМЯ изобрел. «Ухожу», - кричит сегодня. « А вчера, - кричит, - ушел». «Завтра, - скажет, - я уйду!» Позавидуйте ему! -Что изобрёл себе глагол? (Время. Слайд 7 ) - Какие временные формы встретились в стихотворении у глагола уходить? (Три: будущее, прошедшее, настоящее) | Актуализировать учебные знания и умения для восприятия нового материала | Участвуют в обсуждении. Определяют способ проверки временных форм глагола | Р: самостоятельно учитывать ориентиры своей деятельности П: развивать операцию мышления (сходство и различие объектов) К: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения |
Постановка темы и целей урока | (Слайд 7) -Прочитайте слова. запели | запело | запел | запела | -Что заметили? (К какой части речи относятся эти слова? В форме какого времени стоят?) (Это глаголы прошедшего времени) -Докажите. (Они образованы при помощи суффикса –л) - Определите тему урока. (глаголы прошедшего времени) (слайд №8) -Проведём исследование. -Что заметили в словах?( Глагол изменяется по числам ед.ч, м.ч: глагол изменяется по родам ж.р, м.р и ср.р.) Найдём подтверждение своему исследованию в учебнике на с.76 -Чем отличаются эти глаголы? (окончанием) - -Мы умеем определять, от чего зависит число и род глагола в прошедшем времени? (нет) -Значит цель нашего урока: ………(научиться определить число и род глагола в прошедшем времени). (слайд 8 щелчок) -Над этой целью мы будем работать. | Создать условия для повторения временных форм глагола, неопределённой формы глагола, знаний о глаголах прошедшего времени, особенности состава глагола в прошедшем времени. (суффикс –л). Включить учащихся в обсуждение темы урока. Организует формулирование проблемы урока и определение списка задач для решения данной проблемы | Участвуют в диалоге Извлекают необходимую информацию из таблицы. Анализируют, сравнивают и группируют слова. Высказывают и защищают свое мнение. Сравнивают, высказывают предположения. Определяют тему, проблему, цель и задачи урока | Р: определяют цель учебной деятельности, стоящую проблему . Планируют алгоритм её решения – определяют учебные задачи с помощью учителя. П: делать обобщения, искать и выделять необходимую информацию К: строить речевые высказывания. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме |
Физкультминутка | -Но путешествие в космосе потребовало от нас много сил. Сделаем зарядку. (слайд №9) В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх) А внизу леса, поля- Расстилается земля. (Низкий наклон вперёд, Руки разводятся в сторону) Мы летим к другим планетам Объявляем всем об этом. (Ученики поднимают руки) И с Большой Медведицей В синем небе встретимся (Ученики шагают). | Создать динамическую паузу | Выполнить комплекс упражнений | Л: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни |
Исследование. Применение знаний. | Продолжим работу. Перед нами будут стоять задачи, которые прописаны в учебнике на с. 75(Будем учиться) Решим эти задачи с помощью УПР. 49 -Прочитайте текст. Работаем с карандашом -Выделите в тексте глаголы прошедшего времени 1 предложение -Найдите слово в первом предложении, с которым связан глагол прошедшего времени (струя) -Определите у слова число и род (ед.ч.ж.р) -Сделайте вывод: (если слово стоит в ед.ч.ж.р. , то и связанный с ним глагол в форме ед.ч. ж.р) -Всем понятно? (Если да-то объясняют самостоятельно, если нет –разобрать ещё одно предложение) -Закрепим полученные знания на практике -Вспомните порядок определения числа и рода глагола прошедшего времени. ( Слабые) К-3 (всем) существительное | глагол | Число | кровать | сломалась | | мальчик | убежал | | облако | скрылось | | Кровати | сломались | | Мальчики | убежали | | облака | скрылись | | К-4 (сильным) существительное | глагол | род | кровать | сломалась | | мальчик | убежал | | облако | скрылось | | | | | К-4 а) (слабым) существительное | глагол | | род | кровать | сломалась | Она | | мальчик | убежал | Он | | облако | скрылось | оно | | | | | | Фронтальная проверка | Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности | Выполняют упражнение. Составляют алгоритм под руководством учителя, в дальнейшем опираясь на него | Л: развивать способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности |
Итог урока | -Вернёмся к теме урока (слайд №10) Прошедшее время глагола -Что учились определять у глагола? (число и род) -Как определяется число и род глагола прошедшего времени? -Рассмотрите и объясните алгоритм работы над определением числа и рода глагола в прошедшем времени Находим слово, с которым связан глагол | Определяем число | множественное | з адаём вопрос | е динственное | | | Определяем род | | | | | | М.р. | | г лагол | Ср.р | | | Ж.р | | | | П: извлекать информацию, представленную в разных формах (схема) |
Рефлексия | - Что на уроке у вас хорошо получалось? -Всё ли было понятно? -Над чем надо ещё поработать? -Был ли урок полезен для вас? Постарайтесь отразить свои эмоции в рисунке | | | |
Оценка своей работы | Выставьте себе отметку за урок. Листы оценки сдайте учителю. | | | |
Оценка работы учащихся учителем | | | | |
Домашнее задание по выбору | 1) С. 76 учить, упр. 52 2) Записать 2 пословицы, в которых встречаются глаголы, определить их время* | | | |
| | | | |