Работа с текстом «На развилке жизненных дорог» до чтения. – Прочитайте название рассказа на карточках № 1. О чём может быть рассказ с таким названием? - Посмотрите на иллюстрацию к тексту. Это картина Питера Брейгеля «Слепые». Как вы думаете, почему именно её подобрали к тексту? ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/01/s_5bdaf50e24a35/984498_1.jpeg) – Проверим свои предположения. Работа с текстом «На развилке жизненных дорог» во время чтения. Учитель организует комментированное чтение текста. Вот идёт человек по жизни, а перед ним две разные дороги. Одна – широкая, но неосвещённая. На ней то и дело встречаются скалы страха и отчаяния, скрытые туманом равнодушия и безразличия. А иногда путь преграждают завалы зависти и злости. Путников на этой дороге множество, но они всё время спотыкаются о камни неправды и одиночества, потому что идущие рядом ничего не слышат и не хотят помогать друг другу. Прорываясь сквозь заросли обид и вины, люди иногда отталкивают тех, кто послабее. (Легко ли идти по такой дороге? Что ждёт человека в конце этой дороги?) Вторая дорога – узкая, но светлая. Там у каждого есть свой фонарь, освещающий путь. Этот фонарь – собственная совесть. И люди здесь другие: они не только слышат, что ты говоришь, но и понимают, что ты чувствуешь. По обеим сторонам дороги красиво подстрижены газоны дружбы и взаимовыручки, а на клумбах благоухают цветы любви, уважения и прощения. Уютную тень усталому путнику дают деревья взаимопонимания и душевного спокойствия. Дорогу пересекает река красоты и добра, а переправиться через неё можно по мостику добрых дел. Каждый из нас может правильно выбрать свой жизненный путь, но для этого нужно понять, что в жизни по-настоящему важно. (А легко ли идти по такой дороге? Что ждёт человека в конце этой дороги?) Работа с текстом «На развилке жизненных дорог» после чтения. - Ребята, объясните, как вы понимаете смысл художественных образов: скалы страха, завалы зависти, камни неправды (препятствия на дороге жизни), газоны дружбы, цветы уважения, река добра (означают дружбу между идущими по дороге, их уважение друг к другу, они добрые) - Подтвердились ли наши предположения о содержании текста? Работа в парах с рисунком и карточками со словами. - Перед вами на парте карточки-помощники со словами. Прочитайте эти слова Дружба, уважение, прощение, любовь, добро, одиночество, неправда, зависть, злость, обиды, равнодушие | - Где мы их уже встречали? -- Соотнесите их с художественными образами на картинках карточек 2 и 3. Выберите и приклейте подходящие слова на изображение той дороги, по которой вы хотели бы пойти. - Покажите друг другу ваши работы, прикрепляя магнитами на доске. - Что же мы видим!? Вы все желаете шагать в жизни по светлой дороге! Как я рада за вас! Вывод после выполнения задания: - Какие слова вы не стали использовать? Как их можно назвать? – Давайте ещё раз вспомним, о каких духовных ценностях поведал нам автор текста? Прочтём хором. На слайде слова: дружба, взаимопомощь, уважение, прощение, любовь, взаимопонимание, добро, душевное спокойствие, взаимовыручка. - Давайте представим нашу дорогу, которую мы построили в своих работах перед собой и отправимся по ней в путь. |