Определение темы урока. Рассказ Тэффи, с которым мы познакомимся на сегодняшнем уроке, называется «Жизнь и воротник». Предположите, о чём рассказывается в этом произведении? К доске приглашается ученица для примерки воротничка с жёлтой лентой. Вопросы к классу: - Как изменилась девушка? - Это изменение внешнее или внутреннее? - Может ли измениться характер, жизнь человека из-за вещей? | Работа в группах. Выступление групп. (параллельно – тезисная запись предположений на доске) Воротничок её украсил. Скорее - внешнее, хотя, внутренние перемены также присутствуют: она улыбается, значит и её настроение улучшилось. Большинство учащихся дадут отрицательный ответ. | -формируются учебные и познавательные мотивы для дальнейшего знакомства с произведением -учащиеся умеют искать и выделять нужную информацию и передавать собственные мысли через текст-рассуждение -выделяют и формулируют познавательную цель - выдвигают гипотезы. |
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым автором; постараемся выявить проблематику рассказа через анализ текста; попытаемся понять, как вещи могут влиять на жизнь человека. Сейчас ученик перечислит вам некоторые интересные факты из жизни Тэффи. 13-летней девочкой ходила к Л.Н.Толстому просить за князя Андрея, чтобы тот не умирал… Но от волнения не смогла внятно сформулировать мысль и получила от писателя только автограф; Среди её читателей и почитателей были Николай II, Григорий Распутин, Владимир Ильич Ленин; К 300-летию дома Романовых у Николая II спросили, чьи произведения он хотел бы видеть в юбилейном сборнике, Государь изрёк "Одну Тэффи!" Е.Шварц называл её "королевой русского юмора"; Саша Чёрный писал: "Аполлон сжалился и послал нам Тэффи. Не женщину – писательницу, а писателя большого, глубокого и своеобразного". Всё это о Надежде Александровне Лохвицкой. Псевдоним Тэффи (1872-1952) слайды, завершающий - портрет Обратимся к тексту рассказа «Жизнь и воротник», чтобы узнать, верны ли предположения, сделанные вами в начале урока. Поскольку рассказ написан в начале 20-го века, некоторые слова могут быть вам непонятны, давайте с ними познакомимся. слайд 1. Гостиный двор – построенные в старину торговые ряды, обычно каменные. 2. Мануфактура (устар.) – ткань, текстильные изделия. 3. Извозчик (устар.) – наемный экипаж с кучером. 4. Корюшка – небольшая морская промысловая рыба. 5. Омнибус (устар.) – многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров. 6. Профукать – промотать, потратить. Теперь предлагаю прослушать чтение рассказа в исполнении ученика. - Понравился рассказ? Продолжаем нашу работу. Ответьте на вопросы по содержанию рассказа (устно): 1) Кто герои рассказа? А кто главный герой? слайд 2) Где и когда происходит действие? Какие детали это подчеркивают? 3) Чем занималась Олечка Розова до истории с воротником? Много ли у нее было дел? Работа в группах Теперь прошу поработать в группах. Ответьте на вопросы, которые записаны на ваших бланках. При подготовке пользуйтесь текстом произведения. (Раздаются отпечатанные вопросы и задания с местом для записей). | Учащиеся знакомятся с представленными определениями. Героиня рассказа – Олечка Розова, упоминаются также другие лица: муж, бабушка, студент. Главный герой - воротник. Действие происходит в Москве, так как Гостиный двор – это Москва, а было это очень давно – тогда еще ездили на извозчиках. Она вела маленькое семейное хозяйство, детей не было; судя по тому, как быстро расправилась с хозяйственными деньгами, жили с мужем скромно. Задание №1. Проследить перемены в Олечке после покупки воротника. (Олечка начала приобретать другие вещи, которые, якобы, требовал воротник: юбку с глубокими складками, новые башмаки, шляпу, пояс и перчатки… Она стала вести странную жизнь. Не свою… Обманывает, выклянчивает деньги, обстригла волосы, стала курить, громко хохотала, если слышала какую-нибудь двусмысленность. Наконец, изменила мужу). №2. Какие качества характера можно определить у героини? Привести примеры. (Бесхарактерность, слабоволие, паразитический образ жизни, способность совершать позорные поступки как результат выше перечисленного). №3. Какой художественный прием лежит в основе рассказа? Обосновать. (Основной художественный прием – олицетворение. Рассказ построен на одушевлении неодушевленного предмета, который не просто действует самостоятельно, а управляет жизнью своего владельца). №4. Какие уроки можно вынести из содержания рассказа? Есть ли в наше время такие Олечки? Формулируют ответ, аргументы. Выступление групп. | -владеют коллективными формами работы. -владеют навыками поиска и выделения нужной информации. -умеют формулировать выводы. -умеют выполнять самооценку и оценивать работу других, аргументировать свою точку зрения. |
Рефлексия. - Оправдался ли наш прогноз? - Что случилось с Ольгой, с воротником? - Как вы думаете, не попадет ли она вновь под влияние какой-нибудь вещи? Учитель сообщает учащимся о д/з: слайд Написать сочинение-рассуждение в котором вы выразите своё согласие/несогласие со словами Смайлса Самюэла: «Человек без принципов и воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса, он меняет своё направление с каждой переменой ветра». | Дают аргументированные ответы на вопросы. Обсуждают их. Записывают домашнее задание в дневники. | - активно включается в диалогическое общение, отстаивает свое мнению доброжелательно и толерантно; - осуществляет оценку познавательной деятельности и её результатов. |