СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта хода урока. Литература, 8 класс. «Анализ рассказа Н.А. Тэффи «Жизнь и воротник»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта хода урока. Литература, 8 класс. "Анализ рассказа Н.А. Тэффи "Жизнь и воротник".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта хода урока. Литература, 8 класс. «Анализ рассказа Н.А. Тэффи «Жизнь и воротник»»

Технологическая карта хода урока

Литература, 8 класс

«Анализ рассказа Н.А. Тэффи «Жизнь и воротник»

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Эпиграф:

«Человек без принципов и воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса, он меняет своё направление с каждой переменой ветра» (Смайлс Самюэл) слайд

- Как вы понимаете смысл эпиграфа?

- Что может произойти с безвольным человеком?

- Встречались ли вам в жизни слабохарактерные люди?


Учащиеся заранее разделены на группы.


Настраиваются на урок.


Дают ответы на вопросы к эпиграфу.

- проявляют активное желание к саморазвитию, потребность в достижении поставленных целей

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Определение темы урока. Рассказ Тэффи, с которым мы познакомимся на сегодняшнем уроке, называется «Жизнь и воротник». Предположите, о чём рассказывается в этом произведении?

К доске приглашается ученица для примерки воротничка с жёлтой лентой. Вопросы к классу:

- Как изменилась девушка?

- Это изменение внешнее или внутреннее?





- Может ли измениться характер, жизнь человека из-за вещей?

Работа в группах.

Выступление групп.

(параллельно – тезисная запись предположений на доске)





Воротничок её украсил.

Скорее - внешнее, хотя, внутренние перемены также присутствуют: она улыбается, значит и её настроение улучшилось.


Большинство учащихся дадут отрицательный ответ.

-формируются учебные и познавательные мотивы для дальнейшего знакомства с произведением

-учащиеся умеют искать и выделять нужную информацию и передавать собственные мысли через текст-рассуждение

-выделяют и формулируют познавательную цель

- выдвигают гипотезы.






ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым автором; постараемся выявить проблематику рассказа через анализ текста; попытаемся понять, как вещи могут влиять на жизнь человека.

Сейчас ученик перечислит вам некоторые интересные факты из жизни Тэффи.

13-летней девочкой ходила к Л.Н.Толстому просить за князя Андрея, чтобы тот не умирал… Но от волнения не смогла внятно сформулировать мысль и получила от писателя только автограф;

Среди её читателей и почитателей были Николай II, Григорий Распутин, Владимир Ильич Ленин;

К 300-летию дома Романовых у Николая II спросили, чьи произведения он хотел бы видеть в юбилейном сборнике, Государь изрёк "Одну Тэффи!"

Е.Шварц называл её "королевой русского юмора";

Саша Чёрный писал: "Аполлон сжалился и послал нам Тэффи. Не женщину – писательницу, а писателя большого, глубокого и своеобразного".

Всё это о Надежде Александровне Лохвицкой. Псевдоним Тэффи (1872-1952) слайды, завершающий - портрет


Обратимся к тексту рассказа «Жизнь и воротник», чтобы узнать, верны ли предположения, сделанные вами в начале урока.

Поскольку рассказ написан в начале 20-го века, некоторые слова могут быть вам непонятны, давайте с ними познакомимся.  слайд

1. Гостиный двор – построенные в старину торговые ряды, обычно каменные.

2. Мануфактура (устар.) – ткань, текстильные изделия.

3. Извозчик (устар.) – наемный экипаж с кучером.

4. Корюшка – небольшая морская промысловая рыба.

5. Омнибус (устар.) – многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров.

6. Профукать – промотать, потратить.

 


Теперь предлагаю прослушать чтение рассказа в исполнении ученика.


- Понравился рассказ? Продолжаем нашу работу. Ответьте на вопросы по содержанию рассказа (устно):

 1) Кто герои рассказа? А кто главный герой?  слайд






2) Где и когда происходит действие?  Какие детали это подчеркивают?





3) Чем занималась Олечка Розова до истории с воротником?  Много ли у нее было дел?






Работа в группах Теперь прошу поработать в группах. Ответьте на вопросы, которые записаны на ваших бланках. При подготовке пользуйтесь текстом произведения. (Раздаются отпечатанные вопросы и задания с местом для записей).













































Учащиеся знакомятся с представленными определениями.



















Героиня рассказа – Олечка Розова, упоминаются также другие лица: муж, бабушка, студент. Главный герой -  воротник.  


Действие происходит в Москве, так как Гостиный двор  – это Москва, а было это очень давно – тогда еще ездили на извозчиках.


Она вела маленькое семейное хозяйство, детей не было;  судя по тому, как быстро расправилась с хозяйственными деньгами, жили с мужем скромно.



Задание №1. Проследить перемены в Олечке после покупки воротника.

(Олечка начала приобретать другие вещи, которые, якобы, требовал воротник: юбку с глубокими складками, новые башмаки, шляпу, пояс и перчатки… Она стала вести странную жизнь. Не свою… Обманывает, выклянчивает деньги, обстригла волосы, стала курить, громко хохотала, если слышала  какую-нибудь двусмысленность. Наконец,  изменила мужу).

2. Какие качества характера можно определить у героини? Привести примеры.

 (Бесхарактерность, слабоволие, паразитический образ жизни, способность совершать позорные поступки как результат выше перечисленного).

3. Какой художественный прием лежит в основе рассказа? Обосновать.

(Основной художественный прием – олицетворение. Рассказ построен на одушевлении неодушевленного предмета, который не просто действует самостоятельно, а управляет жизнью своего владельца).

4. Какие уроки можно вынести из содержания рассказа? Есть ли в наше время такие Олечки?

Формулируют ответ, аргументы.

Выступление групп.

-владеют коллективными формами работы.

-владеют навыками поиска и выделения нужной информации.

-умеют формулировать выводы.

-умеют выполнять самооценку и оценивать работу других, аргументировать свою точку зрения.




ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Рефлексия.

- Оправдался ли наш прогноз?

- Что случилось с Ольгой, с воротником?

- Как вы думаете, не попадет ли она вновь под влияние какой-нибудь вещи?




Учитель сообщает учащимся о д/з: слайд

Написать сочинение-рассуждение в котором вы выразите своё согласие/несогласие со словами Смайлса Самюэла: «Человек без принципов и воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса, он меняет своё направление с каждой переменой ветра».


Дают аргументированные ответы на вопросы.

Обсуждают их.






Записывают домашнее задание в дневники.



- активно включается в диалогическое общение, отстаивает свое мнению доброжелательно и толерантно;

- осуществляет оценку познавательной деятельности и её результатов.