Технологическая карта Хозяйство Европейского Юга
Предмет: география
Класс: 9 класс
Учитель: Орлова Т.В.
Место работы: МОУ Шипиловская ООШ
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока:
Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об экономических районах России.
Сформировать знания о хозяйстве Европейского Юга, его специализации, создать условия для формирования умений характеризовать ведущие отрасли промышленности и экологические проблемы района;
продолжить формировать умение с экономическими картами.
Методы и формы обучения: наглядный, частично-поисковый, проблемный.
Основные понятия: отрасли специализации, курортный район, толерантность.
Оборудование урока: Политико-административная карта и физическая карта России, мира, атласы, экономическая карта « Северный Кавказ»
Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научаться называть и объяснять особенности хозяйства Европейского Юга. Получат возможность характеризовать главные отрасли специализации Европейского Юга –и экологические проблемы района. | Познавательные: совершенствуют умение работать с картами; совершенствовать умения называть и показывать на карте объекты номенклатуры, работать с текстом, картами, статистическими материалами. Коммуникативные: развивают умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами урока, высказывать суждения. Регулятивные: развивают умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение взаимодействовать и работать в группе. | Формирование чувства гордости за страну, любовь к Родине, воспитание Толерантности, уважительного отношения к национальным традициям, культуре и образу жизни народов Европейского Юга. |
Организационная структура урока |
этапы | Обучающие и развивающие компоненты | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формы контроля |
1.мотивационный | Объяснение темы урока и совместная с учащимися постановка целей и задач | Создает условия для включения учащихся в учебную деятельность. | Слушают, обсуждают тему и цели урока, самостоятельно их формулируют | Фронтальная работа | |
2. Актуализация знаний | 1.Самостоятельная работа в форме теста. 2. . Определим ЭГП Европейского Юга. | Организует самостоятельную работу. | 1.Выполняют самостоятельную работу, сдают на проверку. 2. Ответ учащегося у доски. . На его территории расположена крайняя южная точка России – гора Базардюзю. На севере район граничит с Центрально-Черноземным и Поволжским районами; на западе – с Украиной, на юге – с Грузией и Азербайджаном. В союзные времена эти территории образовывали единый регион – Европейский Юг .Важная особенность географического положения Северо-Кавказского района – выход к морским бассейнам: на западе к Азово- Черноморскому, а на востоке – к Каспийскому .Несмотря на периферийное положение район имеет развитую транспортную сеть. Наибольшее значение имеет выход к Черному и Азовскому морям, то есть к Атлантическому океану. Здесь расположены порты Таганрог и Азов, а также более крупные – Туапсе и Новороссийск.В северной части района протекает река Дон, которая соединяется с Волгой судоходным каналом. По территории района проходят важные железные дороги, соединяющие его с Центральной Россией, Поволжьем, Украиной, республиками Закавказья. Крупнейшие железнодорожные узлы – Краснодар и Ростов-на-Дону. Ростов-на-Дону образно называют «Воротами Кавказа». Таким образом, экономико-географическое положение Северного Кавказа следует считать Выгодным. | Индивидуальная работа Монологический ответ | Письменные ответы |
3. Изучение нового материала | 1. Работа с учебником и картами атласа. 2. самостоятельная работа по группам 3. работа с картами атласа и с учебником | 1. Ставит перед классом задачу: Скажите, какие предпосылки для развития хозяйства имеются на Европейском Юге? - Как мы можем подтвердить наши предположения? Нацеливает на работу с экономической картой района. - Какие основные отрасли хозяйства можно выделить на территории Европейского Юга? 2.Организует самостоятельную работу по группам: - Пользуясь картами атласа и материалами учебника ( с. 171-175), дайте характеристику отраслям хозяйства Европейского Юга. 1. гр. – сельское хозяйство 2 гр. – промышленность 3 гр. – рекреационное хозяйство. 3. Проверка выполненной работы Ставит перед классом задачу - Каковы экологические проблемы района? | 1. Выдвигают свои предложения. Работают с картой. 2. Выполняют самостоятельную работу. 3. работают с учебником и картами атласа дают характеристику. Рассуждают опираясь на материалы учебника карты атласа. | Фронтальная работа Индивидуальная работа в тетрадях, составление таблицы, схемы. Ответы учащихся Индивидуальная работа Фронтальная работа. | Устные ответы Письменные ответы Устный ответ Устные ответы |
4. Первичное осмысление и закрепление изученного | Работа с атласом, учебником | Приложение 2 | Работают с Приложением 2 | Индивидуальная работа | письменно |
5. Итоги урока Рефлексия | Обобщение сведений, полученных на уроке | Определяет задания, организует контроль | Отвечают на вопросы, определяют свое эмоциональное состояние | Фронтальная работа | Оценка работы учащихся на уроке |
Домашнее задание | П. 37, творческое задание | Конкретизирует домашнее задание | Запись домашнего задания | Индивидуальная работа | |
Приложение 1. Индивидуальные тестовые задания (карточки выполняются индивидуально)
Вариант 1
1. В состав Северного Кавказа входят (вычеркните лишнее):
а) Краснодарский край; б) Ставропольский край; в) Ростовская область;
г) Дагестан; д) Калмыкия; е) Северная Осетия Алания; ж) Чечня;
з) Ингушетия; и) Адыгея; к) Карачаево-Черкесия.
2. Северный Кавказ граничит с:
а) Украиной; б) Грузией; в) Азербайджаном; г) Арменией.
3. На Европейском Юге проживает:
а) 17 млн. человек; б) 7 млн. человек; в) 21 млн. человек.
4. Наибольший естественный прирост на Северном Кавказе наблюдается в республиках:
а) Дагестан; б) Чечня; в) Ингушетия; г) Кабардино-Балкария.
5. Район расположен в природных зонах (найдите ошибку):
а) тайги; б) пустынь; в) степей; г) полупустынь;
д) субтропиков; е) высотной поясности.
6. Большая часть горских народов исповедует:
а) православие; б)ислам; в) буддизм.
Вариант 2
1. Северный Кавказ омывается морями (найдите ошибку):
а) Азовским; б) Аральским; в) Каспийским; г) Черным.
2 Рельеф Северного Кавказа:
а) равнинный; б) горный; в) равнинный и горный.
3. К народам Северного Кавказа относятся:
а) чеченцы, ингуши, адыгейцы;
б) карачаевцы, лакцы, карелы;
в) табасараны, кумыки, саамы.
4. Основными минеральными ресурсами Северного Кавказа являются:
а) уголь; б) нефть; в) газ; г) руды цветных металлов; д) железная руда;
5. На Северном Кавказе протекает река:
а) Волга б) Кубань в) Кама
6. Городом -миллионником на Северном Кавказе является:
а) Краснодар; б) Сочи; в) Грозный; г) Ростов-на-Дону
Приложение 2
Установить соответствие:
Отрасли промышленности | Центры |
1.Производство комбайнов | А. Невинномыск |
2.Производство азотных удобрений | Б. Новороссийск |
3.Рыбная промышленность | В. Ростов – на Дону |
4.Производство сахара | Г. Ставрополь |
5. Мясная промышленность | Д. Нальчик |
Сельскохозяйственные культуры | Район возделывания |
1. озимая пшеница | А.В низовьях Кубани |
2. рис | Б. Предкавказье |
3.подсолнечник | В. Краснодарский край |
4.чай | Г. Ставропольский край |