Организационный момент. Подготовка к основному этапу занятия | 3 мин | Ребята, как вы понимаете поговорку «Житие собачье, зато слава казачья»? Да, ребята, возможно, это сказано грубо, но у казаков действительно была нелёгкая жизнь. Единственное, чем они гордились и отличались- это своим мужеством, патриотизмом своей земле, своему народу, что помогало им в сражениях выходить победителями. Молву об их славных победах мы до сих пор обсуждаем. Как вы думаете, а что такое «слава»? Сейчас слово «слава» обозначает почётную известность за заслуги, талант и т.д. Раньше казаки славились своими военными заслугами. Итак, как вы считаете, о чём мы будем говорить на уроке? | Предположения детей Предположение детей О славе казаков | |
Основной этап | 10 мин | С 2000 года 18 октября отмечается день воинской казачьей славы. Особо чтили его казаки, вспоминавшие в этот день предков, павших в битвах за Отечество. В церкви проходили специальные богослужения, молились за души погибших во время сражений с врагами России. Сама же традиция уходит далеко в века и, говорят, возникла после знаменитого «Азовского сражения» в октябре 1641 года, когда отступили турецкие войска от Азова, так и не сумев побороть донских казаков. В октябре же - это уже из эпохи других сражений, в 1760 году - вступили казаки в Берлин. А октябрь 1854-го прославился геройским подвигом казаков в Севастопольскую кампанию… А потом еще была русско-турецкая война, русско-японская, 1-я мировая… Да и во время Великой Отечественной войны казаки не посрамили чести своих дедов-прадедов. Дай Бог внукам никогда не сражаться! Но память - хранить. Пусть над Доном, Кубанью и Хопром звучит песнь о том, что любо жить, да и с атаманом не приходится тужить! Отрывок из фильма «Едут, едут по Берлину наши казаки…» | Внимательно слушают учителя, высказывают предположения, смотрят отрывок из фильма | Презентация |
Обобщение информации | 10 мин | Возрождение казачества - это возрождение общинных социально-экономических связей, культуры, традиций, обычаев. Казаки отстаивают свое право на лучшую жизнь, но в неразрывном единстве со всей Россией. Строить свое благополучие не за счет русского народа, не пренебрегая интересами других народов и национальностей России, а только вместе и сообща. Я лишь знаю, что казачеству не придет никогда в голову бредить о самостийности, побуждаемой искусственным шовинизмом и подстрекаемый ложной ненавистью. Русский остается русским, казак - казаком, где бы он ни был и чем бы ни занимался, сознает свою ответственность перед своим народом и преданно служит идеалам своего отечества. Душа казачья всегда была, есть и остается русскою и православною. Это та несокрушимая основа, которую никогда и ничем невозможно искоренить. Эти два начала - национально-русское и религиозно-православное - глубоко заложены в душе у каждого казака. Именно эти корни и истоки всегда крепко связывали казачество с Россией, роднили, объединяли его со всем русским народом, которого оно является порождением, детищем, плотью от плоти. Отрывок из фильма «Едут, едут по Берлину наши казаки…» | Внимательно слушают учителя, высказывают предположения, смотрят отрывок из фильма | Презентация |
Систематизация информаци | 15 мин | Казачество всегда, при любых обстоятельствах и условиях, ревностно относилось к своим родовым корням и традициям, уходящим вглубь исторических времен. Казаки не только гордились своими предками, но и своих детей, внуков воспитывали на примерах своих славных и знаменитых предков-родичей, земляков. Наши деды и прадеды достойно исполнили свой патриотический долг - создали Россию, защитили и укрепили ее, приумножили ее славу. Они свой долг выполнили, своей чести не уронили, достоинств не растеряли. С 16 века казаки считались привилегированным военно-служилым сословием. Историки полагают, что вольное казачество появилось в конце 15 века. Казаками называли себя вольные, то есть никому не принадлежащие, люди, которые селились в основном на берегах больших рек: Волги, Дона, Терека, Урала, по границе степей, на землях, которые были «ничьи», и еще недавно были владениями Золотой Орды. Днепровские казаки в 16 веке основали знаменитую Запорожскую Сечь, куда бежали крестьяне, спасаясь от гнета помещиков и польских панов, а в начале 17 века военные общины, населявшие берега Дона, объединились в войско Донское. В 1614 году царь Михаил Федорович повелел именовать южнорусское казачество Великим войском Донским. Все жизненные вопросы решались на сходах (кругах). В мирное время казаки занимались земледелием и скотоводством, владели землей и были довольно зажиточными людьми. В военную пору казаки организовывали воинские соединения и участвовали в войнах. Казаки приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны во всех видах и родах войск Красной Армии, кроме того были сформированы кавалерийские казачьи части. Десятки тысяч казаков были награждены орденами и медалями, многие стали Героями Советского Союза. Никому не приносили своей присяги казаки, кроме царя и Отечества. Подвиги казаков овеяны легендами, о них сложены песни и легенды, написано множество книг и сняты кинофильмы. Казачество всегда было опорой для государства Российского, казаки несли государеву службу добровольно, охраняя границы России, часто принимали основной удар врагов на себя. Мальчиков казаки воспитывали как будущих воинов: уже в раннем детстве казачата учились управляться с лошадью, держали в руках нагайку и шашку, а подростками готовились к военной службе. Перед первыми военными сборами молодому казаку атаман дарил шапку, священник - Евангелие, а старики выправляли сапоги. Каждый мальчик в казачьей станице чувствовал себя мужчиной уже в 7 лет, он знал, что ответственен за свою семью, за мать, за земельный надел и свою родную станицу. Шашка и прёмы владения ею Шашка или сабля - символ полноты прав казака. Она вручалась в 17 лет и давала право обладать земельным паем. В церкви шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака встать на охрану веры. Сабля передавалась в семье по наследству, но если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась и укладывалась в гроб к умершему казаку. Нагайка и приёмы владения ею Нагайка - такой же символ власти, как и шашка. Ее имел право носить только женатый казак, она дарилась на свадьбе отцом невесты, а затем как знак власти мужа в семье висела в хате у двери в спальню. Отрывок из фильма «Едут, едут по Берлину наши казаки…» | Внимательно слушают учителя, высказывают предположения, смотрят отрывок из фильма | Презентация |