СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта классного часа "Где казак, там и слава" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта классного часа "Где казак, там и слава" 3 класс»

Технологическая карта классного часа

Дата проведения: 22.01.2021

Место проведения: МОУ ООШ №25, класс 3

Тема урока: «Где казак, там и слава»

Тип урока: урок мужества

Дидактическая цель урока: на примере исторического материала познакомить учащихся с героическими страницами боевой славы донских казаков.

Задачи урока:

-обучающая: на основании исторического материала подвести учащихся к выводу об особенностях качествах как воинов донских казаков; приобщать детей к донской истории;

-развивающая: развитие чувства эмоциональной отзывчивости от соприкосновения с культурой и историей казачества; развивать историческую память на примерах военной истории казачества

-воспитательная: прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой Родине; воспитывать гордость за историческое прошлое и настоящее своей малой Родины;

Планируемые результаты:
Личностные : 

- формирование норм нравственно-эстетического поведения в разных формах работы.

Метапредметные:

- формирование умения слушать и слышать учителя (одноклассников);

- формировать навык делового сотрудничества.

Формирование  УУД:

Личностные:

- создать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности.

 Регулятивные:

- оценивать собственные знания и умения;   доводить дело до конца.

Коммуникативные:

- уметь общаться и взаимодействовать друг с другом: объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать, уметь работать в группах.




Этап урока

Время

Действия учителя

Действия учащихся

Оборудование

Организационный момент. Подготовка к основному этапу занятия

3 мин

Ребята, как вы понимаете поговорку «Житие собачье, зато слава казачья»?

Да, ребята, возможно, это сказано грубо, но у казаков действительно была нелёгкая жизнь. Единственное, чем они гордились и отличались- это своим мужеством, патриотизмом своей земле, своему народу, что помогало им в сражениях выходить победителями. Молву об их славных победах мы до сих пор обсуждаем. Как вы думаете, а что такое «слава»?

Сейчас слово «слава» обозначает почётную известность за заслуги, талант и т.д. Раньше казаки славились своими военными заслугами.

Итак, как вы считаете, о чём мы будем говорить на уроке?


Предположения детей







Предположение детей






О славе казаков


Основной этап

10 мин

С 2000 года 18 октября отмечается день воинской казачьей славы. Особо чтили его казаки, вспоминавшие в этот день предков, павших в битвах за Отечество. В церкви проходили специальные богослужения, молились за души погибших во время сражений с врагами России.

Сама же традиция уходит далеко в века и, говорят, возникла после знаменитого «Азовского сражения» в октябре 1641 года, когда отступили турецкие войска от Азова, так и не сумев побороть донских казаков. В октябре же - это уже из эпохи других сражений, в 1760 году - вступили казаки в Берлин. А октябрь 1854-го прославился геройским подвигом казаков в Севастопольскую кампанию… А потом еще была русско-турецкая война, русско-японская, 1-я мировая… Да и во время Великой Отечественной войны казаки не посрамили чести своих дедов-прадедов. Дай Бог внукам никогда не сражаться! Но память - хранить. Пусть над Доном, Кубанью и Хопром звучит песнь о том, что любо жить, да и с атаманом не приходится тужить!

Отрывок из фильма «Едут, едут по Берлину наши казаки…»

Внимательно слушают учителя, высказывают предположения, смотрят отрывок из фильма

Презентация

Обобщение информации

10 мин

Возрождение казачества - это возрождение общинных социально-экономических связей, культуры, традиций, обычаев. Казаки отстаивают свое право на лучшую жизнь, но в неразрывном единстве со всей Россией. Строить свое благополучие не за счет русского народа, не пренебрегая интересами других народов и национальностей России, а только вместе и сообща. Я лишь знаю, что казачеству не придет никогда в голову бредить о самостийности, побуждаемой искусственным шовинизмом и подстрекаемый ложной ненавистью.

Русский остается русским, казак - казаком, где бы он ни был и чем бы ни занимался, сознает свою ответственность перед своим народом и преданно служит идеалам своего отечества. Душа казачья всегда была, есть и остается русскою и православною. Это та несокрушимая основа, которую никогда и ничем невозможно искоренить. Эти два начала - национально-русское и религиозно-православное - глубоко заложены в душе у каждого казака. Именно эти корни и истоки всегда крепко связывали казачество с Россией, роднили, объединяли его со всем русским народом, которого оно является порождением, детищем, плотью от плоти.

Отрывок из фильма «Едут, едут по Берлину наши казаки…»

Внимательно слушают учителя, высказывают предположения, смотрят отрывок из фильма

Презентация

Систематизация информаци

15 мин

Казачество всегда, при любых обстоятельствах и условиях, ревностно относилось к своим родовым корням и традициям, уходящим вглубь исторических времен. Казаки не только гордились своими предками, но и своих детей, внуков воспитывали на примерах своих славных и знаменитых предков-родичей, земляков. Наши деды и прадеды достойно исполнили свой патриотический долг - создали Россию, защитили и укрепили ее, приумножили ее славу. Они свой долг выполнили, своей чести не уронили, достоинств не растеряли.

С 16 века казаки считались привилегированным военно-служилым сословием. Историки полагают, что вольное казачество появилось в конце 15 века. Казаками называли себя вольные, то есть никому не принадлежащие, люди, которые селились в основном на берегах больших рек: Волги, Дона, Терека, Урала, по границе степей, на землях, которые были «ничьи», и еще недавно были владениями Золотой Орды.

Днепровские казаки в 16 веке основали знаменитую Запорожскую Сечь, куда бежали крестьяне, спасаясь от гнета помещиков и польских панов, а в начале 17 века военные общины, населявшие берега Дона, объединились в войско Донское. В 1614 году царь Михаил Федорович повелел именовать южнорусское казачество Великим войском Донским. Все жизненные вопросы решались на сходах (кругах). В мирное время казаки занимались земледелием и скотоводством, владели землей и были довольно зажиточными людьми. В военную пору казаки организовывали воинские соединения и участвовали в войнах. Казаки приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны во всех видах и родах войск Красной Армии, кроме того были сформированы кавалерийские казачьи части. Десятки тысяч казаков были награждены орденами и медалями, многие стали Героями Советского Союза. Никому не приносили своей присяги казаки, кроме царя и Отечества. Подвиги казаков овеяны легендами, о них сложены песни и легенды, написано множество книг и сняты кинофильмы.

Казачество всегда было опорой для государства Российского, казаки несли государеву службу добровольно, охраняя границы России, часто принимали основной удар врагов на себя. Мальчиков казаки воспитывали как будущих воинов: уже в раннем детстве казачата учились управляться с лошадью, держали в руках нагайку и шашку, а подростками готовились к военной службе. Перед первыми военными сборами молодому казаку атаман дарил шапку, священник - Евангелие, а старики выправляли сапоги. Каждый мальчик в казачьей станице чувствовал себя мужчиной уже в 7 лет, он знал, что ответственен за свою семью, за мать, за земельный надел и свою родную станицу.

Шашка и прёмы владения ею

Шашка или сабля - символ полноты прав казака. Она вручалась в 17 лет и давала право обладать земельным паем. В церкви шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака встать на охрану веры. Сабля передавалась в семье по наследству, но если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась и укладывалась в гроб к умершему казаку.

Нагайка и приёмы владения ею

Нагайка - такой же символ власти, как и шашка. Ее имел право носить только женатый казак, она дарилась на свадьбе отцом невесты, а затем как знак власти мужа в семье висела в хате у двери в спальню.

Отрывок из фильма «Едут, едут по Берлину наши казаки…»

Внимательно слушают учителя, высказывают предположения, смотрят отрывок из фильма

Презентация

Подведение итогов

2 мин

Мы сегодня с вами сегодня узнали много нового о военной истории, традициях казачества. Надо знать не только настоящее, но и прошлое, чтобы глубоко и преданно любить свою Родину, свой город и свою семью.

И хочется закончить наш разговор словами М.А. Шолохова: «Низко кланяюсь и по - сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая, степь!»