Классный час «Когда лень – всё идет через пень»
Цель: - формирование собственной позиции по отношению к лени и ее проявлениям. Обсуждение с учащимися проблемы человеческой лени и выявление личностных качеств детей и их отношение к лени. Формирование положительной мотивации к труду и трудолюбию.
Задачи:
1. Познакомить со значением слова «лень», дать характеристику ленивого человека на примерах мультипликационных героев
2. Выявить способы борьбы с ленью, составить памятку «антилень»
3. Развивать у детей память, словарный запас, речь, чувство юмора.
4. Развивать умение сотрудничать с другими, оценивать свои поступки и поступки других.
5. Развивать навыки межличностного взаимодействия и взаимодействия в группе;
6. Воспитывать чувство ответственности и ценностное отношение к трудолюбию.
Оборудование:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Презентация к уроку
Пластилин
Коробка
Пословицы
Труд человека кормит, а лень портит. У лентяя Федорки всегда отговорки. Бездельник – что бесплодное дерево.
Ход кл. часа.
Вступительное слово.
- Добрый день, ребята
- Добрый день! Я говорю всем, кто настроился работать.
-За окном зима, морозы. И часто в это время года люди болеют.
-Чем обычно мы болеем зимой?
-А кто из вас болел?
- А чем вы лечились?
Очень хорошо, что вы выздоровели и посещаете школу.
-Но,ребята, оказывается есть болезни, которыми можно заболеть в любое время года, а вот вылечиться от них бывает сложно.
- Вот как о такой болезни пишет детский писатель С.Я.Маршак.
Он лежит в постели,
Дышит еле-еле.
Перед ним на стуле-
Капли и пилюли.
И с водой, и без воды,
И с едой, и без еды!
Порошки и банки,
Пузырьки и склянки.
Доктор выслушал младенца,
А потом и говорит:
-Инфлюэнца - симуленца,
Притворенца , лодырит!
Вот такая болезнь очень часто заражает и детей и взрослых.
И называется она (хором) -Лень.
Как вы думаете о чем сегодня у нас пойдет разговор на нашем классном часе?
Как мы можем сформулировать тему классного часа «Когда лень-все идет через пень».
-А кто-нибудь болел из вас этой болезнью?
Для того чтобы вылечить эту болезнь нам необходимо отправиться в путешествие. Мы будем преодолевать различные преграды, путешествовать по морям и океанам. И мы прибываем к какому-то странному острову. Посмотрите на этот остров.
II Отвечаем на вопросы.
- Как вы думаете как он называется?
Учащиеся: хором - остров «Ленивый».
- А что значит остров ленивый?
- Как вы думаете, как называется столица этой страны?
- Как вы думаете, как выглядит эта страна?
-Как живут в ней люди? Какие они - люди, населяющие остров?
- Долго ли сможет просуществовать остров «Ленивый»?
-А вы знаете значение слова «лень»?
Давайте обратимся к словарю.
Лень – это любовь к безделью; отсутствие желания трудится, работать, учится. Ленивые дети не слушают объяснений учителя в классе и не учат уроков, заданных на дом.
2. Конкурс «Попробуй стать мудрецом» (работа в группах)
Сейчас я вам предлагаю побыть мудрецами и составить пословицы о лени.
- Народная мудрость всегда была сосредоточена прежде всего в пословицах и поговорках. В них народ выражал свое отношение к человеческим порокам, в том числе к безделью и бездельникам
-Кто такой мудрец?
Мудрец - человек, обладающий высшим знанием, мыслитель.
Дети пробуют сочинить свои пословицы о лени, вспоминая свои примеры. У вас будет одна минута, для того чтобы из слов составить пословицу. Будьте внимательны, т.к у вас еще будет задание.
Труд человека кормит, а лень портит.
Человек от лени болеет, от труда здоровеет.
У лентяя Федорки всегда отговорки.
Бездельник - что бесплодное дерево.
Без дела жить - только небо коптить.
-Прочитайте пословицы и назовите, те которые прочитали в группах.
- Что звучит в пословицах?
-А как вы считаете уважали ли таких людей, ценили или высмеивали?
Уч-ся. В пословицах и поговорках всегда осуждалась и высмеивалась праздность, ленивые люди вызывали презрение.
Сейчас я вам предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма про современного школьник, который заразился такой болезнью. Посмотрите внимательно какие признаки болезни у мальчика вы увидите?
Просмотр мультфильма « Нехочуха»
-Можно ли считать Нехочуху жителем острова «Ленивый»?
-Трудно ли жить Нехочухе?
-Какое любимое слово у героя мультфильма?
-А вы используете такие слова?
-Чем он хотел заниматься больше всего? О чём мечтал?
А вы мечтаете о том же?
- Понравился вам Нехочуха? Опишите его?
- Как он относится к бабушке?
-Как выглядит комната Нехочухи?
- А вы помогаете своим родителям?
А у кого есть такие качества как у Нехочухи?( уборка комнаты, помощь родителям, домашние поручения)
- Как вы думаете, чем закончился мультфильм?
Как помочь Нехочухе и можно ли ему помочь? Что бы вы ему посоветовали?- Какое волшебное слово надо было ему сказать, чтобы стать хорошим мальчиком?
- Мы не будем лениться, будем бодрыми и веселыми, немного подвигаемся.
Физминутка «Емеля»
( Учащиеся повторяют движения под музыку)
4. Творческая работа
Как вы считает быть ленивым человеком хорошо или плохо. Я предлагаю вам сегодня предлагаю вылепить лень и спрятать ее.У каждого человека.
Я попросила вас вылепить из пластилина фигурки лени. А какая же она сама –Лень? Опишите её, пожалуйста. Представьте ее. Это м. б. какой-то образ, фигура, может это будет просто колючка или что другое.
Дети лепят из пластилина лень и кладут ее в волшебную коробку. Коробку закрываем и прячем в шкаф.
-Я предлагаю вам собрать ваши фигурки в волшебный короб и пусть ваша лень останется там навсегда.
- Подумайте что самое главное средство от лени?
Ученики:
Надо трудиться каждый день.
Учитель:
Я вам предлагаю составить советы, которые ленятся. Давайте поможем другим избавиться от лени.
Придумаем советы
- Давайте подумаем какой совет вы могли бы дать?
Чтобы не стать лентяем, нам необходимо….. на столах листы, пишут ответы, вывешываю на доску.
Итак, мы с вами выяснили:
почему лень мешает нам учится, общаться, помогать родителям.
Учитель. Проявляйте активность, инициативность, добросовестность, увлеченность и удовлетворенность самим процессом труда.
Составление памятки «Антилень»
В конце занятия каждому ученику вручается памятка «АНТИЛЕНЬ» с текстом самовоспитания от лени.
Памятка «АНТИЛЕНЬ»
ЕСЛИ долго ты в постели провалялся.
Если выучить уроки не успел,
Если маме помогать ты отказался,
Значит, ленью ты серьезно заболел.
Ленью можно друг от друга заразиться,
Лень прилипчива, как клей или смола,
И одно лекарство есть - трудиться,
Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.
(раздаю всем детям на память).
Посмотрите на вашу памятку, что вам в ней понравилось, можете ее вклеить в дневник, повесить у себя в комнате над вашим рабочим столом. И каждый раз когда у вас будут проявления лени, вы можете заглядывать в эту памятку.
Давайте с вами вернемся к Нехочухе. Если бы Нехочуха услышал наши советы он изменился бы?
Давайте посмотрим услышал он наши советы или нет?
Если бы люди населяющие остров «Ленивый» следовали нашим советам изменились люди и остров? Какой стал остров?
5. Рефлексия:
- О чем мы сегодня говорили?
- Почему важно говорить о лени?
-О чем вас заставил задуматься классный час?-
6. Итог
Песня «Всегда найдется дело»
(сл. М. Ивенсена, муз. А.А. Александрова) – грамзапись.
Дети танцуют и провожают свою лень