СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта комбинированного открытого урока по литературе (5 класс) "Два мира сказки: «Снежная королева»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта комбинированного открытого урока по литературе (5 класс) "Два мира сказки: «Снежная королева»"»

Дата:

Тема урока

Два мира сказки: «Снежная королева».

Дисциплина

Литература

Класс

5 «Б»

Автор урока

Касьянова О.П.

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ №36 им..В.Г.Ободовского

Методическая информация

Тип урока

Комбинированный

Цели урока


Цели. Обучающие.

учить анализировать текст художественного произведения

Развивающие:

формировать ответственное отношение к учебе

Развивать навык аргументации

Воспитательные:

развивать умения обобщать, устанавливать аналогии, выдвигать гипотезы и приводить доказательства, развивать навыки логического мышления.


Задачи урока

-обобщить знания учащихся о сказках писателя; закрепить представления о художественном образе и средствах его создания;

формировать умение отыскивать нужную информацию в книге, ориентируясь на страницу  «Содержание» или «Оглавление»; умение определять содержание текста по его названию (тема, основная мысль, главное переживание);

-формировать деятельность наблюдения (отыскивать подробности и детали в литературном произведении) и обобщения (делая выводы на основании обнаруженных подробностей и деталей; объединяя разрозненные сведения в целостную картину);

-учить детей осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения;

-учить детей примерять высказывание к характеру героев;

-способствовать воспитанию сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы).


Используемые педагогические технологии, методы и приемы:

Словесно-логические - рассказ, объяснение, беседа;

Активные- проблемное изложение материала;

Иллюстративные - демонстрация мультимедийной презентации;

Практическиеработа с опорным конспектом, выполнение тестовых заданий, работа с наглядным пособием, учебниками, конспектом.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуали-зируют/ приобретут/ закрепят /др. обуча-ющиеся в ходе урока

Главная задача урока

Планируемые результаты урока:

Предметные.

Знать:


Метапредметные

Уметь:


Метапредметные

Уметь:

1. Наблюдать

2. Делать выводы из результатов.

3. Аргументировать свой ответ.

Основные этапы урока

Время (минуты)

I.Организационный этап.

II. Этап актуализации знаний.

III.Этап постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

IV. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

V.Этап контроля и самоконтроля.

VI.Этап коррекции и исправления ошибок.

VII.Этап обобщения и систематизации (слово учителя)

VIII.Этап информации о домашнем задании

IX.Этап рефлексии

1

5

5

20

6

3

1

2

2


конспект урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

I. Организационный этап.






II. Актуализация знаний










III. Формирование знаний

























































































































































































Домашнее задание






1. Приветствие учащихся.

2. Контроль готовности учащихся к уроку: наличие учебных принадлежностей, подготовка рабочего места.

3.Проверка присутствующих.

4.Проверка домашнего задания.

Ребята, прежде чем приступать к изучению новой темы, проведем опрос, насколько хорошо вы подготовили домашнее задание.


2. Актуализация знаний

а) Работа по содержанию

  • На какие два типа можно разделить сказки? (1 Народные. 2. Авторские)

  • Сказку «Снежная королева»- к какой группе можно отнести? Почему?

б) Беседа «Сравниваем авторскую сказку и народную»  

- Особенности сказочного героя.

Давайте вспомним, чем авторская сказка отличается от народной? 

В авторской сказке в описании предметов и событий есть много подробностей и деталей.

- Авторская сказка больше интересуется миром чувств.

- В авторской сказке любовь важнее, чем волшебство.

3.Беседа об авторе 

Кто автор сказки «Снежная королева»? Что вы можете рассказать об этом авторе?

Истоки характера Андерсена – в его детстве.

Родился 2 апреля 1805 года в небогатой семье башмачника и прачки. Маленький Ганс был очень пугливым ребенком. С детства увлекался кукольным театром. Из всевозможных материалов мастерил кукол и приглашал на представления соседских детей. В 14 лет мальчик отправился покорять анию- в столицу Копенгаген. Он мечтал стать знаменитым. Работал в театре, но так как был непривлекателен внешне, главных ролей в театре ему не давали.. С помошью добрых людей , Ганс поступает в известную датскую школу. Учеба не давалась парню легко. Он даже не полностью осилил письмо. Но это не сломило его на пути к славе. В 1833 году он выпускает свой фантастический рассказ, за который получает премию от самого короля. Это окрыляет Андерсена, и он решает связать свою жизнь с литературой. Начинает писать всевозможные произведения, среди которых огромное количество сказок, которые принесли автору мировую известность.

  • Как вы думаете, почему Андерсен стал сказочником?

 У него было умение в обыденном разглядеть таинственное и прекрасное. Это был человек необычный, непохожий на других, видевший жизнь, как он сам говорил, «через волшебное стекло».

Всю жизнь Ганс Христиан Андерсен был очень одинок, прожил холостяком, так и не дождавшись ответной любви. Только за два месяца до смерти из английской газеты писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире.

4. Сообщение темы урока

  • Какую сказку вы читали дома? 

  • Откройте нужную страницу учебника. Стр 179

5. Работа с толковым словарем. Во время прочтения сказки, вам встретились незнакомы слова. Давайте уточним значение этих слов. Тролль-  человекоподобное мифическое существо из скандинавской мифологии. Обычно враждебные людям, обитающие небольшими группами в горах, тролли часто охраняют в своих жилищах нажитые сокровища и избегают людей.

Камердинер- слуга во дворце.

Чертог- великолепное здание, дворец.

6. Работа над содержанием

             а) Определение вида сказок.( Какие виды сказок вы знаете?)

  • Какая это сказка? Волшебная

             б) Структурно-содержательное деление текста сказка

 «Снежная королева» - это  сказка в 7 рассказах.

Герда отправляется на поиски Кая

  • Как же описан этот поиск? Рассмотрим содержание всей цепочки событий эпизод за эпизодом.

Почему маленькая хрупкая девочка победила злую волшебницу? Давайте вспомним какой путь прошла Герда:

Река- волшебница-ворон-принц,принцесса-разбойница-финка -олень-замок королевы -Кай.

На пути Герды встречаются как препятствия, так и помощники. Добро всегда находит добро.

Река-любовь всегда способна на жертвы.

Старушка-волшебница- это препятствие или жертва? Как помогает милая старушка? (Она похожа на снежную королеву. Хотя автор называет ее «не злой колдуньей» онамделает злое дело, оставляя Герду у себя. Она Эгоистична, думает только о себе.

Вороны- помогают Герде. Они зародили надежду. Но это и испытание, узнав, что Кай женился на принцессе, Герда могла вернуться домой. Но для Герды было главное, что Кай живой!

Принц и принцессп-Докажите, что это испытание. Герда могла остаться жить у них в замке, но она выбирает, отправиться на поиски Кая)

Маленькая разбойница- Испытание. Но оно показывает, что любовь и дружба способны изменить человека.

Олень-Благодарность за спасение.

Замок Снежной королевы-каким Герда находит кая в замке? Как она смогла вернуть его? Почему же Герда смогла спасти Кая?( В сердце Герды жила любовь, способная на подвиг. Ее сердце было горячим. В нем не было места для холода.



Чем эта глава похожа на другие волшебные сказки? 

Мотив препятствия на пути героя и его преодолении.

д)  Работа с текстом. Выборочное чтение фрагментов сказки. Ответы на вопросы учебника. Устные пересказы

Истории пятая. «Маленькая разбойница»

  • Что приключилось с Гердой в лесу? 

«Вот Герда въехала в тёмный лес, в котором жили разбойники;  карета горела, как жар, она резала разбойникам глаза, и  они просто не могли этого вынести. «Золото! Золото!» — закричали они, схватив лошадей под уздцы, и вытащили из кареты Герду.»  (С.77)

  • Как выглядела маленькая разбойница? Найдите в тексте её описание. 

«Маленькая разбойница была ростом с Герду, но сильнее, шире в плечах и гораздо смуглее. Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные.»  (С.78)

  • Почему глаза маленькой разбойницы были «печальными»?

  • Какие слова и поступки помогают понять её характер? Как она разговаривает с матерью, с Гердой, со своими животными?

«…ее укусила за ухо её собственная дочка, которая сидела у неё за спиной и была такая необузданная и своевольная, что просто любо! …И девочка опять так укусила мать, что та подпрыгнула и завертелась на месте. … схватила одного голубя за ноги и так тряхнула его, что тот забил крыльями. …Их надо держать взаперти, не то живо улетят! …девочка потянула за рога привязанного к стене северного оленя в блестящем медном ошейнике. …Каждый вечер я щекочу его под шеей своим острым ножом — он до смерти  этого боится! …» (С.78 -79)

  • О чём рассказали Герде лесные голуби?

«Вдруг лесные голуби проворковали: … - Курр! Курр! Мы видели Кая! Белая курица несла на спине его санки, а он сидел в санях Снежной королевы. Они летели над лесом, когда мы, птенцы, ещё лежали в гнезде.  Она дохнула на нас, и все умерли, кроме нас двоих! Она полетела, наверно, в Лапландию, ведь там вечный снег и лёд! Спроси у северного оленя, что стоит тут на привязи! …Да, там вечный снег и лёд: чудо как хорошо! — сказал северный олень. — Там прыгаешь себе на воле по огромным блестящим ледяным равнинам! Там раскинут летний шатёр Снежной королевы, а постоянные её чертоги у Северного полюса, на острове Шпицберген!»  (С.80-81)

  • Как собирает Герду в дорогу? 

«Маленькая разбойница подсадила на него Герду, крепко привязала её для верности и даже подсунула под неё мягкую подушку, чтобы ей удобнее было сидеть. …- Так и быть, — сказала она затем, — возьми назад свои меховые сапожки — ведь холодно будет! А муфту уж я оставлю себе, больно она хороша. Но мёрзнуть я тебе не дам: вот огромные рукавицы моей матери, они дойдут тебе до самых локтей! Сунь в них руки! …  Терпеть не могу, когда хнычут! — сказала маленькая разбойница. — Теперь ты должна радоваться.  Вот тебе ещё два хлеба и окорок, чтобы  не пришлось голодать! … Затем маленькая разбойница отворила дверь, перерезала своим острым ножом верёвку, которою был привязан олень, и сказала ему:  - Ну, живо! Да береги, смотри, девочку.»  (С.81-82)

  • Почему же маленькая разбойница решила помочь Герде?

  • Какая же черта её характера победила остальные?

«И она отёрла слёзы Герде. …Маленькая разбойница обвила одной рукой шею Герды.» (С.79-80)

  • Могла ли Герда преодолеть все трудности, если бы ей не помогали люди и звери? Почему они помогают девочке? 

Герда пробуждает милосердие в сердцах людей. Ей служат даже животные – это подчёркивает могущество её веры. 

Истории шестая. «Лапландка и финка»

  • Упоминаются ли в пятой и шестой историях конкретные географические названия мест?  ( Лапландия, Северный полюс, остров Шпицберген, Финляндия.) 

  • Встречаются ли такие подробности в народных сказках?

  • Какое очередное испытание должна была выдержать Герда, чтобы попасть в чертоги Снежной королевы? 

«Долгий же вам ещё предстоит путь! Придётся сделать сто миль с лишком, пока доберётесь до Финляндии, где живёт Снежная королева.» (С.83)

  • Почему финка отказалась приготовить для Герды волшебный напиток? Прочитайте нужный отрывок.

«Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат и люди, и звери? Её сила — в её сердце. Если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и  извлечь из сердца Кая осколок, то мы и подавно ей не поможем!» (С.84)

  • Как вы понимаете выделенные слова?

  • Почему финка говорит, что не может сделать Герду сильнее, чем она есть?

Колдовство не сильнее веры чистого сердца.

  • Найдите и зачитайте фразу, которая помогает понять самое главное в Герде.

 «Её сила — в её сердце.» (С.84)

  • Что же более важно в авторской волшебной сказке: сила волшебных предметов или сила чувств?

  • И опять в сказке появляется мотив страдания. Где?

«Бедная девочка осталась одна-одинёшенька на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц. Она побежала вперёд что было мочи.  Навстречу ей нёсся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба — небо было совсем ясное, и в нём полыхало северное сияние, — нет, они бежали по земле прямо на Герду и становились всё крупнее и крупнее. Герда вспомнила большие красивые хлопья под увеличительным стеклом, но эти были куда больше, страшнее и все живые. Это были передовые дозорные войска Снежной королевы.»  (С.85)

История седьмая. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом?

  • В царстве Снежной королевы было не только страшно и неуютно? Или  ещё красиво и величественно? Подтвердите свой ответ строчками из текста.

«Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Веселье никогда и не заглядывало сюда! …Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится,  в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замёрзшее озеро. Лёд треснул на нём на тысячи кусков, таких одинаковых и правильных, что это казалось каким-то фокусом. Посреди озера сидела Снежная королева, когда была дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по её мнению, это было единственное и лучшее зеркало в свете.» (С.86-87)

  • Можно ли сказать, что в чертогах Снежной королевы всё было подчинено разуму, а не чувству?

  • Андерсен, говоря о Кае, указывает, что мальчик «посинел, почти почернел». О чём это говорит? Только ли об изменении цвета лица?

Нет, изменилась, «почернела» его душа. «Поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его было всё равно что кусок льда.» (С.87)

  • Что же делал в это время Кай?

«Кай возился с плоскими остроконечными льдинами, укладывая их на всевозможные лады. Кай  складывал разные затейливые фигуры из льдин, и это называлось ледяной игрой разума. В его глазах эти фигуры были чудом искусства, а складывание их — занятием первостепенной важности. Это происходило оттого, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала! Складывал он и такие фигуры,  из которых получались целые слова, но никак не мог сложить того, что ему особенно хотелось, - слово «вечность». Снежная королева сказала ему: «Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков». Но он никак не мог его сложить.»  (С.87)

  • Зачем Каю нужно было сложить из льдинок слово «вечность»? Почему он не смог этого сделать?

Ему это не удаётся, потому что он руководствуется только рассудком.

  • Кому удалось это сделать? Почему льдины сами составили это слово?

Вера Герды складывает это слово независимо от её желанияУ Кая и Герды разные понятия о вечности. Вечность - ледяной порядок, логичный и безошибочный (Кай). Вечность -   христианская любовь (Герда).

  • Как Герда «оживила» Кая? Можно ли сказать, что он ожил?

Слёзы девочки растопили ледяное сердце, её вера возвратила мальчику любовь.

  • Из каких строчек понятно, что Герде служат не только люди и звери, но и природные явления?

«Они шли и перед ними стихали буйные ветры, проглядывало солнышко. Они шли, и по дороге расцветали весенние цветы, зеленела травка.»  (С.89)

  • Что увидели Кай и Герда на пути домой? (Любовь и доброту.)

  • Почему город встретил их колокольным звоном? (Дьявол побеждён, всеобщая радость.)

  • Что дети увидели, вернувшись домой? (Розы зацвели.)

  • Что изменилось в Кае и Герде?

«Они шли, и на их пути  расцветали весенние цветы, зеленела травка. Вот раздался колокольный звон, и они узнали колокольни своего родного города. Они поднялись по знакомой лестнице и вошли в комнату, где всё было по-старому: часы говорили «тик-так», стрелки двигались  по циферблату. Но, проходя в низенькую дверь, они заметили, что стали совсем взрослыми. Цветущие розовые кусты заглядывали с крыши в открытое окошко; тут же стояли их детские стульчики. Кай с Гердой сели каждый на свой, взяли друг друга за руки, и холодное, пустынное великолепие чертогов Снежной королевы забылось, как тяжёлый сон. …Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе стояло лето, тёплое благодатное лето.» (С.90)

7.Обобщение

а) Беседа по вопросам

  • В чём же заключается сила Герды? Найдите нужные строчки. Что же это за сила?

  • В каких других сказках любовь оказывается сильнее волшебства?

  • Что же характерно для авторских сказок? 

б) Работа в группах составить синквейн.

1в Герда

2в Разбойница

3в Кай



8.Итог урока. Рефлексия 

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Помогал(а) мне …

Лучше всех на уроке работал…

Больше всего млне понравилось…

Труднее всего было…

Подсчитывание жетонов, выставление оценок.

9. Домашнее задание: подготовить пересказ 7 главы. Написать мини-сочинение на тему: «Почему Снежная королева выбрала Кая а не Герду?»










Приветствуют преподавателя. Готовятся к уроку.

Проверка домашней работы.

Записывают новую тему в тетрадь.

Закрепление знаний





Рефлексия