1. Приветствие учащихся. 2. Контроль готовности учащихся к уроку: наличие учебных принадлежностей, подготовка рабочего места. 3.Проверка присутствующих. 4.Проверка домашнего задания. Ребята, прежде чем приступать к изучению новой темы, проведем опрос, насколько хорошо вы подготовили домашнее задание. 2. Актуализация знаний а) Работа по содержанию На какие два типа можно разделить сказки? (1 Народные. 2. Авторские) Сказку «Снежная королева»- к какой группе можно отнести? Почему? б) Беседа «Сравниваем авторскую сказку и народную» - Особенности сказочного героя. Давайте вспомним, чем авторская сказка отличается от народной? - В авторской сказке в описании предметов и событий есть много подробностей и деталей. - Авторская сказка больше интересуется миром чувств. - В авторской сказке любовь важнее, чем волшебство. 3.Беседа об авторе Кто автор сказки «Снежная королева»? Что вы можете рассказать об этом авторе? Истоки характера Андерсена – в его детстве. Родился 2 апреля 1805 года в небогатой семье башмачника и прачки. Маленький Ганс был очень пугливым ребенком. С детства увлекался кукольным театром. Из всевозможных материалов мастерил кукол и приглашал на представления соседских детей. В 14 лет мальчик отправился покорять анию- в столицу Копенгаген. Он мечтал стать знаменитым. Работал в театре, но так как был непривлекателен внешне, главных ролей в театре ему не давали.. С помошью добрых людей , Ганс поступает в известную датскую школу. Учеба не давалась парню легко. Он даже не полностью осилил письмо. Но это не сломило его на пути к славе. В 1833 году он выпускает свой фантастический рассказ, за который получает премию от самого короля. Это окрыляет Андерсена, и он решает связать свою жизнь с литературой. Начинает писать всевозможные произведения, среди которых огромное количество сказок, которые принесли автору мировую известность. Как вы думаете, почему Андерсен стал сказочником? У него было умение в обыденном разглядеть таинственное и прекрасное. Это был человек необычный, непохожий на других, видевший жизнь, как он сам говорил, «через волшебное стекло». Всю жизнь Ганс Христиан Андерсен был очень одинок, прожил холостяком, так и не дождавшись ответной любви. Только за два месяца до смерти из английской газеты писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. 4. Сообщение темы урока Какую сказку вы читали дома? Откройте нужную страницу учебника. Стр 179 5. Работа с толковым словарем. Во время прочтения сказки, вам встретились незнакомы слова. Давайте уточним значение этих слов. Тролль- человекоподобное мифическое существо из скандинавской мифологии. Обычно враждебные людям, обитающие небольшими группами в горах, тролли часто охраняют в своих жилищах нажитые сокровища и избегают людей. Камердинер- слуга во дворце. Чертог- великолепное здание, дворец. 6. Работа над содержанием а) Определение вида сказок.( Какие виды сказок вы знаете?) б) Структурно-содержательное деление текста сказка «Снежная королева» - это сказка в 7 рассказах. Герда отправляется на поиски Кая Почему маленькая хрупкая девочка победила злую волшебницу? Давайте вспомним какой путь прошла Герда: Река- волшебница-ворон-принц,принцесса-разбойница-финка -олень-замок королевы -Кай. На пути Герды встречаются как препятствия, так и помощники. Добро всегда находит добро. Река-любовь всегда способна на жертвы. Старушка-волшебница- это препятствие или жертва? Как помогает милая старушка? (Она похожа на снежную королеву. Хотя автор называет ее «не злой колдуньей» онамделает злое дело, оставляя Герду у себя. Она Эгоистична, думает только о себе. Вороны- помогают Герде. Они зародили надежду. Но это и испытание, узнав, что Кай женился на принцессе, Герда могла вернуться домой. Но для Герды было главное, что Кай живой! Принц и принцессп-Докажите, что это испытание. Герда могла остаться жить у них в замке, но она выбирает, отправиться на поиски Кая) Маленькая разбойница- Испытание. Но оно показывает, что любовь и дружба способны изменить человека. Олень-Благодарность за спасение. Замок Снежной королевы-каким Герда находит кая в замке? Как она смогла вернуть его? Почему же Герда смогла спасти Кая?( В сердце Герды жила любовь, способная на подвиг. Ее сердце было горячим. В нем не было места для холода. Чем эта глава похожа на другие волшебные сказки? Мотив препятствия на пути героя и его преодолении. д) Работа с текстом. Выборочное чтение фрагментов сказки. Ответы на вопросы учебника. Устные пересказы Истории пятая. «Маленькая разбойница» «Вот Герда въехала в тёмный лес, в котором жили разбойники; карета горела, как жар, она резала разбойникам глаза, и они просто не могли этого вынести. «Золото! Золото!» — закричали они, схватив лошадей под уздцы, и вытащили из кареты Герду.» (С.77) «Маленькая разбойница была ростом с Герду, но сильнее, шире в плечах и гораздо смуглее. Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные.» (С.78) Почему глаза маленькой разбойницы были «печальными»? Какие слова и поступки помогают понять её характер? Как она разговаривает с матерью, с Гердой, со своими животными? «…ее укусила за ухо её собственная дочка, которая сидела у неё за спиной и была такая необузданная и своевольная, что просто любо! …И девочка опять так укусила мать, что та подпрыгнула и завертелась на месте. … схватила одного голубя за ноги и так тряхнула его, что тот забил крыльями. …Их надо держать взаперти, не то живо улетят! …девочка потянула за рога привязанного к стене северного оленя в блестящем медном ошейнике. …Каждый вечер я щекочу его под шеей своим острым ножом — он до смерти этого боится! …» (С.78 -79) «Вдруг лесные голуби проворковали: … - Курр! Курр! Мы видели Кая! Белая курица несла на спине его санки, а он сидел в санях Снежной королевы. Они летели над лесом, когда мы, птенцы, ещё лежали в гнезде. Она дохнула на нас, и все умерли, кроме нас двоих! …Она полетела, наверно, в Лапландию, ведь там вечный снег и лёд! Спроси у северного оленя, что стоит тут на привязи! …Да, там вечный снег и лёд: чудо как хорошо! — сказал северный олень. — Там прыгаешь себе на воле по огромным блестящим ледяным равнинам! Там раскинут летний шатёр Снежной королевы, а постоянные её чертоги у Северного полюса, на острове Шпицберген!» (С.80-81) «Маленькая разбойница подсадила на него Герду, крепко привязала её для верности и даже подсунула под неё мягкую подушку, чтобы ей удобнее было сидеть. …- Так и быть, — сказала она затем, — возьми назад свои меховые сапожки — ведь холодно будет! А муфту уж я оставлю себе, больно она хороша. Но мёрзнуть я тебе не дам: вот огромные рукавицы моей матери, они дойдут тебе до самых локтей! Сунь в них руки! … Терпеть не могу, когда хнычут! — сказала маленькая разбойница. — Теперь ты должна радоваться. Вот тебе ещё два хлеба и окорок, чтобы не пришлось голодать! … Затем маленькая разбойница отворила дверь, перерезала своим острым ножом верёвку, которою был привязан олень, и сказала ему: - Ну, живо! Да береги, смотри, девочку.» (С.81-82) «И она отёрла слёзы Герде. …Маленькая разбойница обвила одной рукой шею Герды.» (С.79-80) Могла ли Герда преодолеть все трудности, если бы ей не помогали люди и звери? Почему они помогают девочке? Герда пробуждает милосердие в сердцах людей. Ей служат даже животные – это подчёркивает могущество её веры. Истории шестая. «Лапландка и финка» Упоминаются ли в пятой и шестой историях конкретные географические названия мест? ( Лапландия, Северный полюс, остров Шпицберген, Финляндия.) Встречаются ли такие подробности в народных сказках? Какое очередное испытание должна была выдержать Герда, чтобы попасть в чертоги Снежной королевы? «Долгий же вам ещё предстоит путь! Придётся сделать сто миль с лишком, пока доберётесь до Финляндии, где живёт Снежная королева.» (С.83) «Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат и люди, и звери? Её сила — в её сердце. Если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и извлечь из сердца Кая осколок, то мы и подавно ей не поможем!» (С.84) Как вы понимаете выделенные слова? Почему финка говорит, что не может сделать Герду сильнее, чем она есть? Колдовство не сильнее веры чистого сердца. Найдите и зачитайте фразу, которая помогает понять самое главное в Герде. «Её сила — в её сердце.» (С.84) Что же более важно в авторской волшебной сказке: сила волшебных предметов или сила чувств? И опять в сказке появляется мотив страдания. Где? «Бедная девочка осталась одна-одинёшенька на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц. Она побежала вперёд что было мочи. Навстречу ей нёсся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба — небо было совсем ясное, и в нём полыхало северное сияние, — нет, они бежали по земле прямо на Герду и становились всё крупнее и крупнее. Герда вспомнила большие красивые хлопья под увеличительным стеклом, но эти были куда больше, страшнее и все живые. Это были передовые дозорные войска Снежной королевы.» (С.85) История седьмая. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом? В царстве Снежной королевы было не только страшно и неуютно? Или ещё красиво и величественно? Подтвердите свой ответ строчками из текста. «Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Веселье никогда и не заглядывало сюда! …Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замёрзшее озеро. Лёд треснул на нём на тысячи кусков, таких одинаковых и правильных, что это казалось каким-то фокусом. Посреди озера сидела Снежная королева, когда была дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по её мнению, это было единственное и лучшее зеркало в свете.» (С.86-87) Можно ли сказать, что в чертогах Снежной королевы всё было подчинено разуму, а не чувству? Андерсен, говоря о Кае, указывает, что мальчик «посинел, почти почернел». О чём это говорит? Только ли об изменении цвета лица? Нет, изменилась, «почернела» его душа. «Поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его было всё равно что кусок льда.» (С.87) «Кай возился с плоскими остроконечными льдинами, укладывая их на всевозможные лады. Кай складывал разные затейливые фигуры из льдин, и это называлось ледяной игрой разума. В его глазах эти фигуры были чудом искусства, а складывание их — занятием первостепенной важности. Это происходило оттого, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала! Складывал он и такие фигуры, из которых получались целые слова, но никак не мог сложить того, что ему особенно хотелось, - слово «вечность». Снежная королева сказала ему: «Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков». Но он никак не мог его сложить.» (С.87) Ему это не удаётся, потому что он руководствуется только рассудком. Вера Герды складывает это слово независимо от её желания. У Кая и Герды разные понятия о вечности. Вечность - ледяной порядок, логичный и безошибочный (Кай). Вечность - христианская любовь (Герда). Как Герда «оживила» Кая? Можно ли сказать, что он ожил? Слёзы девочки растопили ледяное сердце, её вера возвратила мальчику любовь. Из каких строчек понятно, что Герде служат не только люди и звери, но и природные явления? «Они шли и перед ними стихали буйные ветры, проглядывало солнышко. Они шли, и по дороге расцветали весенние цветы, зеленела травка.» (С.89) Что увидели Кай и Герда на пути домой? (Любовь и доброту.) Почему город встретил их колокольным звоном? (Дьявол побеждён, всеобщая радость.) Что дети увидели, вернувшись домой? (Розы зацвели.) Что изменилось в Кае и Герде? «Они шли, и на их пути расцветали весенние цветы, зеленела травка. Вот раздался колокольный звон, и они узнали колокольни своего родного города. Они поднялись по знакомой лестнице и вошли в комнату, где всё было по-старому: часы говорили «тик-так», стрелки двигались по циферблату. Но, проходя в низенькую дверь, они заметили, что стали совсем взрослыми. Цветущие розовые кусты заглядывали с крыши в открытое окошко; тут же стояли их детские стульчики. Кай с Гердой сели каждый на свой, взяли друг друга за руки, и холодное, пустынное великолепие чертогов Снежной королевы забылось, как тяжёлый сон. …Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе стояло лето, тёплое благодатное лето.» (С.90) 7.Обобщение а) Беседа по вопросам В чём же заключается сила Герды? Найдите нужные строчки. Что же это за сила? В каких других сказках любовь оказывается сильнее волшебства? Что же характерно для авторских сказок? б) Работа в группах составить синквейн. 1в Герда 2в Разбойница 3в Кай 8.Итог урока. Рефлексия Сегодня на уроке я узнал(а)… Помогал(а) мне … Лучше всех на уроке работал… Больше всего млне понравилось… Труднее всего было… Подсчитывание жетонов, выставление оценок. 9. Домашнее задание: подготовить пересказ 7 главы. Написать мини-сочинение на тему: «Почему Снежная королева выбрала Кая а не Герду?» |