ТЕМА | Фосфор в природе, получение, свойства и применение |
ПРЕДМЕТ, КЛАСС | Химия. 9 класс |
ФОРМИРУЕМЫЙ ВИД / ВИДЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ | Естественно-научная, математическая, читательская |
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ |
ПРЕДМЕТНЫЕ | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ |
различать понятия простое вещество и химический элемент, предсказывать окислительно-восстановительные свойства фосфора на основе электронного строения атома | устанавливать причинно-следственные связи; формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с позициями других учеников, эффективно сотрудничать |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
ПРЕДМЕТНЫЕ | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ | ЛИЧНОСТНЫЕ |
совершенствовать навыки составления электронного баланса, ознакомиться с областями применения аллотропных модификаций | учиться управлять собственной познава- тельной деятель- ностью, планировать учебные цели | осознание личной ответственности за учебный результат |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этап урока | Задание для организации учебной деятельности учащихся | Наименование применяемых учебно -методических материалов по формированию ФГ | Форма организации учебной деятельности (работа в малых группах, работа в паре, дискуссия и др.) |
1. ЭТАП Актуализация знаний (актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы; развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества) | Вступительное слово учителя (психологический настрой, проверка готовности к уроку). Выступление обучающихся по теме «Магия 15-го элемента периодической таблицы». Задание получено на предшествую- щем уроке | Учебник, периодическая таблица, проектор. Материалы вебинара «Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики. Креативное мышление» АО «Издательство «Просвещение», 2020 | Представление учебного материала в виде средневековой сценки с участием гамбургского алхимика Бранда |
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации (Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием, овладение приемами постановки и определения проблемы) | После выступления учащихся задается проблемный вопрос | Периодическая таблица | Дискуссия |
3. ЭТАП Целеполагание (постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа, выделение в задаче известных и новых компонентов формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения) | Ученики формулируют цель урока: определить положение фосфора в периодической системе Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома фосфора, свойства и области применения | | Обсуждение содержания учебного материала, принятие учебной цели и задач урока. Осуществление самоконтроля, стремление к приобретению новых знаний и умений |
4. ЭТАП Планирование (Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников; формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах) | Фосфор в природе. Ознакомление с образцами минералов, содержащих фосфор. Строение атома фосфора. Получение. Аллотропные модификации. Свойства фосфора. Применение | Учебник, инструктивная карта, коллекции природных соединений фосфора, проектор | Работа с учебником по инструктивной карте (поиск ответов на проблемные вопросы). Ответы на вопросы |
5 ЭТАП «Открытие» нового знании (Изучение новой темы) (Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом; овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов: формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах: воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь) | Явление аллотропии на примере фосфора. Составление уравнений окислительно-восстановитель –ных реакций и уравнений электронного баланса, определение процессов окисления и восстановления, окислителей и восстановителей В чем ошибка автора при описании собаки Баскервилей с химической точки зрения? | Учебник, периодическая таблица. Материалы вебинара «Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики. Креативное мышление» АО «Издательство «Просвещение», 2020. Отрывок из романа Артура Конан Дойля «Собака Баскервилей» | Работа в парах, у доски, монолог, полилог. Воспитание культуры делового общения, по -ложительного отношения к мнению одноклассников |
6 ЭТАП Применение нового знания (Закрепление) (Задания, требующие от ученика применить новое знание – алгоритм, правило, понятие, закономерность – в процессе творческой деятельности в новой ситуации (решить новую задачу, изобразить правило/понятие в виде рисунка, сочинить рассказ, представить итог урока в виде стихотворного образа и т.п.) | Проведение химического «Брейн-ринга» по теме «Что вы знаете и еще не знаете о фосфоре». Возможно проведение поливариантно-го экспресс-тестирования | Периодическая таблица | 3 команды по 8 человек (по рядам) Работа в парах |
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока) (Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока, вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей) | Нарисовать фрагмент кри -сталлической решетки: белый фосфор-урок не понравился; черный фосфор-безразличное отношение к уроку; красный фосфор-урок познавательный и интересный | Учебник | Самооценка ученика собственной деятельности на уроке. Фиксирование степени соответствия собственной удовлетворенности уроком и полученной оценкой |
8 ЭТАП Домашнее задание. | Пар. 29, тест. зад., ЭП (разд. «Это интересно» к пар. 29) | Учебник, электронное приложение | |