Тип урока | Урок комплексного применения ЗУН учащихся. Дидактические цели: урок применения знаний и умений. Способ проведения: лабораторная работа |
Авторы УМК | Пёрышкин А.В. |
Цели урока | Систематизировать знания по теме: механические колебания. Показать практическое значение физических величин - период и частота колебаний. |
Задачи урока | Общеучебные: - повторить понятие период и частота, исследовать зависимость периода и частоты от длины маятника. Обучающие: - применить знания о способах исследования зависимости периода и частоты от длины маятника во время проведения лабораторной работы. - продолжить работу над формированием умений анализировать и обобщить знания об математическом маятнике. -сформировать умения анализировать результаты опытов и на их основе формулировать логические выводы. Развивающие: - развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности. - развить приемы умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение); - развить умения использовать полученные знания в повседневной жизни; Воспитывающие: - стимулировать познавательный интерес учащихся (познавательные УУД); - воспитать уважительное отношение друг к другу при работе в группах (коммуникативные УУД); - развить уверенность в собственных силах (личностные УУД). |
Метод обучения: | Проблемно-поисковый с применением элементов технологий дифференцированного обучения и здоровье сбережения. Системно – деятельностный подход. |
| |
Планируемые образовательные результаты: | Личностные: оценивание практического значения зависимости периода и частоты от длины маятника тела. Предметные: повторить понятие период и частота, исследовать зависимость периода и частоты от длины маятника. Метапредметные: измерение длины маятника, вычисление периода и частоты колебаний, работа с различными единицами измерения Познавательные: умение работать с различными источниками информации. Коммуникативные: развитие навыков общения во время проведения лабораторной работы. Регулятивные: определение темы урока, цели урока, поиск ответа, сравнение и оценивание. |
Оборудование: | Интерактивная доска, штатив лабораторный с лапкой и муфтой, шарик на нити длиной 130 см,секундомер сотового телефона |
№ п/п | Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Ожидаемый результат УУД |
1 | 1. Мотивация. Организационный момент. Актуализация знаний | Подготовить учащихся к восприятию учебного материала Повторить понятие период колебания, частота колебания, зависимость периода от частоты колебаний. | 1) Распределение учащихся по парам (по желанию учащихся). Приветствие учащихся. Эпиграф"Скажи мне-и я забуду, покажи мне-и я запомню, дай сделать-и я пойму" Конфуций Ответьте на вопросы: Назовите характеристики колебательного движения. Что называется периодом колебаний?Единицы измерения? Что называется частотой колебаний?Единицы измерения? От чего может зависит период и частота свободных колебаний нитяного маятника? (слайд) | Занять места. На столах оборудование: штатив лабораторный с лапкой и муфтой, шарик на нити длиной 130 см, секундомер сотового телефона. Учащиеся отвечают поставленные на вопросы. | Коммуникативные УУД- развитие навыков общения. Познавательные УУД - умение работать с различными источниками информации, Личностные УУД- мотивация к учению и оценивание практического значения данной темы. |
222222222222222 | 1. Осмысление Целеполагание. Проблемная ситуация. 2) Выдвижение предложений, гипотез. | Определить тему урока, цель и задачи. Исследовать зависимость периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины | Мы будем работать в парах, индивидуально. Учитель предлагает учащимся для определения темы урока рассмотреть задачу. Задача. Как будет изменяться ход маятниковых часов при наступлении летних жарких дней по сравнению с холодными зимними днями, если часы установлены в неутепленном помещении (стержень маятника металлический)? (слайд) Хочу услышать ваши гипотезы и предположения по этому поводу.А как можно проверить эту зависимость?(слайд) В конце урока мы проверим наше предположение. | Обучающиеся читают задачу и выдвигают предположения решения данной задачи. По условию задачи учащиеся приходят к выводу, что для решения необходимы новые знания: зависимость времени колебания от длины маятника. Далее, определяют тему урока и ставят цель данного урока: выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины | Личностные УУД- формирование навыков рефлексии, оценки работы сверстников и самооценки Коммуникативные УУД- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. Включаются в процесс целеполагания регулятивные УУД- определение темы урока. познавательные УУД - активация мышления на основе сравнения. |
3 | Лабораторная работа | Развить умения работать с учебным оборудованием | 1) Обсуждение темы, цели работы. 2) Инструктаж по охране труда при работе с приборами.(на столах листы с инструкцией по ТБ) 3) Обсуждение хода работы: работа в парах, индивидуальная работа. Во время работы разрешается выполнять работу стоя около своего стола, т.е. физическая разминка. 4) Таблица лабораторной работы. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Длина маятника l, см | 5 | 20 | 45 | 80 | 125 | Число колебаний N | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | Время колебаний t, c | | | | | | Период T=t/N, c | | | | | | Частота v=1/T, Гц | | | | | | | 1) Записывают в тетрадь отчёт работы. 2) Знакомятся с правилами работы приборами. 3) Изучают план — задание. 4) Ученики строят таблицу. 5) Отвечают на вопросы учителя. 6) Собирают экспериментальную установку по рисунку. 7) Устанавливают длину маятника, указанную в таблице. 8) Отклоняют маятник от положения равновесия на 5 см и отпускают его. 9) Измеряют время тридцати полных колебаний. 10) Результат измерения записывают в таблицу. 11) Вычисляют период колебаний и частоту, результат вычисления записывают в таблицу. 12) При остальных указанных в таблице длинах маятника проделывают аналогичные измерения и вычисления, их результаты записывают в таблицу. | Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. Регулятивные: формировать навыки контроля и оценки. Личностные УУД- формирование навыков рефлексии, оценки работы сверстников и самооценки |
| Анализ полученных результатов, выводы. | Сравнить результаты измерений | 1. Проверим результаты измерений и вычислений.Обсуждение результатов и формулы зависимости периода от длины и ускорения свободного падения(слайд) 2.Запишите ваш вывод в тетрадь. Я научился …? Я определил … | Учащиеся делают вывод: я выявил зависимость периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины. Записывают вывод в тетрадь. | Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. Регулятивные: формировать навыки контроля и оценки. Личностные УУД- формирование навыков рефлексии, оценки работы сверстников и самооценки |
| Рефлексия. Домашнее задание. | Вернуться к задаче, предложенной в начале урока | Верное решение задачи: летом длина металлического стержня увеличивается, значит период колебаний увеличится, т.е. увеличится время одного колебания и поэтому часы будут идти медленнее(слайд). А как изменится ход маятниковых часов,если их перевезти из Ногинска на Северный полюс;Из Ногинска на экватор?(Если период будет меньше,чем нам нужно,то часы начнут спешить и наоборот,если период колебаний увеличится,то часы начнут отставать. Для ответа на вопрос нужно выяснить как изменится период колебаний..Ускорение свободного падения на полюсе больше ,чем в Ногинске,а если ускорение увеличится,то период уменьшится. Вследствие этого часы будут спешить. А если учесть и разность температур,то........ Вы прекрасно сегодня работали на уроке,каждый делал это в меру своих сил и способностей. И сейчас попрошу каждого из вас оценить свое отношение к уроку ... . Добились ли мы цели урока? Как вы оцениваете свою работу на уроке? | Ученики узнают правильное решение задачи. Отвечают на вопросы. Учащиеся записывают домашнее задание по выбору: Придумать и решить качественную задачу по теме "Механические колебания" или составить кроссворд из 10 слов по данной теме.(слайд) | Познавательные УУД- активация мышления на основе сравнения. Личностные УУД- формирование нравственно-эстетического отношения к результатам обучения. Познавательные УУД- развитие логического мышления, наблюдательности, способности анализировать и перерабатывать информацию. Регулятивные УУД- выбор. |