СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта лабораторной работы по физике в 9 классе "Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторная работа в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта лабораторной работы по физике в 9 классе "Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины"»

Селимова З.С., учитель физики

Технологическая карта урока

по учебному предмету «Физика» в 9 классе

на тему «Лабораторная работа «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».


Тип урока

Урок комплексного применения ЗУН учащихся.

Дидактические цели: урок применения знаний и умений.

Способ проведения: лабораторная работа

Авторы УМК

Пёрышкин А.В.

Цели урока

Систематизировать знания по теме: механические колебания. Показать практическое значение физических величин - период и частота колебаний.

Задачи урока

Общеучебные:

- повторить понятие период и частота, исследовать зависимость периода и частоты от длины маятника.

Обучающие:

- применить знания о способах исследования зависимости периода и частоты от длины маятника во время проведения лабораторной работы.

- продолжить работу над формированием умений анализировать и обобщить знания об математическом маятнике.

-сформировать умения анализировать результаты опытов и на их основе формулировать логические выводы.

Развивающие:

- развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности.

- развить приемы умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение);

- развить умения использовать полученные знания в повседневной жизни;

Воспитывающие:

- стимулировать познавательный интерес учащихся (познавательные УУД);

- воспитать уважительное отношение друг к другу при работе в группах (коммуникативные УУД);

- развить уверенность в собственных силах (личностные УУД).

Метод обучения:

Проблемно-поисковый с применением элементов технологий дифференцированного обучения и здоровье сбережения. Системно – деятельностный подход.



Планируемые образовательные результаты:

Личностные: оценивание практического значения зависимости периода и частоты от длины маятника тела.

Предметные: повторить понятие период и частота, исследовать зависимость периода и частоты от длины маятника.

Метапредметные: измерение длины маятника, вычисление периода и частоты колебаний, работа с различными единицами измерения

Познавательные: умение работать с различными источниками информации.

Коммуникативные: развитие навыков общения во время проведения лабораторной работы.

Регулятивные: определение темы урока, цели урока, поиск ответа, сравнение и оценивание.

Оборудование:

Интерактивная доска, штатив лабораторный с лапкой и муфтой, шарик на нити длиной 130 см,секундомер сотового телефона



Этапы урока.

Этап урока


Время


I. Мотивация.

Организационный момент. Целеполагание.

3

мин


Актуализация знаний. Фронтальная работа.

3

мин

II. Осмысление.

Создание проблемной ситуации.

1

мин


Выдвижение предположений, гипотез.

2

мин


Решение проблемы - лабораторная работа. Парная работа. Групповая работа на уроке. Индивидуальная работа.

27

мин


Анализ полученных результатов, выводы.

3

мин

III. Рефлексия

Проверка решения проблемы, упражнения.

3

мин


Задание на дом.

2

мин
















Селимова З.С., учитель физики

Карта урока

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

Лабораторная работа№3.

9 класс.


№ п/п

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ожидаемый результат

УУД

1

1. Мотивация.

Организационный момент.


Актуализация знаний




Подготовить учащихся к восприятию учебного материала


Повторить понятие период колебания, частота колебания, зависимость периода от частоты колебаний.

1) Распределение учащихся по парам (по желанию учащихся).

Приветствие учащихся.

Эпиграф"Скажи мне-и я забуду,

покажи мне-и я запомню,

дай сделать-и я пойму" Конфуций

Ответьте на вопросы: Назовите характеристики колебательного движения.

  • Что называется периодом колебаний?Единицы измерения?

  • Что называется частотой колебаний?Единицы измерения?

  • От чего может зависит период и частота свободных колебаний нитяного маятника?

(слайд)


Занять места.

На столах оборудование: штатив лабораторный с лапкой и муфтой, шарик на нити длиной 130 см, секундомер сотового телефона.


Учащиеся отвечают поставленные на вопросы.

Коммуникативные УУД- развитие навыков общения.

Познавательные УУД - умение работать с различными источниками информации,

Личностные УУД- мотивация к учению и оценивание практического значения данной темы.


  1. 222222222222222

1. Осмысление


Целеполагание.

Проблемная ситуация.




2) Выдвижение предложений, гипотез.

Определить тему урока, цель и задачи.


Исследовать зависимость периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины


Мы будем работать в парах, индивидуально.

Учитель предлагает учащимся для определения темы урока рассмотреть задачу.

Задача. Как будет изменяться ход маятниковых часов при наступлении летних жарких дней по сравнению с холодными зимними днями, если часы установлены в неутепленном помещении (стержень маятника металлический)?

(слайд)

Хочу услышать ваши гипотезы и предположения по этому поводу.А как можно проверить эту зависимость?(слайд)


В конце урока мы проверим наше предположение.

Обучающиеся читают задачу и выдвигают предположения решения данной задачи.

По условию задачи учащиеся приходят к выводу, что для решения необходимы новые знания: зависимость времени колебания от длины маятника.


Далее, определяют тему урока и ставят цель данного урока:

выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины


Личностные УУД-

формирование навыков рефлексии, оценки работы сверстников и самооценки

Коммуникативные УУД-

строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем.

Включаются в процесс целеполагания

регулятивные УУД- определение темы урока.

познавательные УУД - активация мышления на основе сравнения.

  1. 3

Лабораторная работа

Развить умения работать с учебным оборудованием

1) Обсуждение темы, цели работы.

2) Инструктаж по охране труда при работе с приборами.(на столах листы с инструкцией по ТБ)

3) Обсуждение хода работы: работа в парах, индивидуальная работа.

Во время работы разрешается выполнять работу стоя около своего стола, т.е. физическая разминка.

4) Таблица лабораторной работы.


1

2

3

4

5

Длина маятника l, см

5

20

45

80

125

Число колебаний N

30

30

30

30

30

Время колебаний t, c






Период T=t/N, c






Частота v=1/T, Гц







1) Записывают в тетрадь отчёт работы.

2) Знакомятся с правилами работы приборами.

3) Изучают план — задание.

4) Ученики строят таблицу.

5) Отвечают на вопросы учителя.

6) Собирают экспериментальную установку по рисунку.

7) Устанавливают длину маятника, указанную в таблице.

8) Отклоняют маятник от положения равновесия на 5 см и отпускают его.

9) Измеряют время тридцати полных колебаний.

10) Результат измерения записывают в таблицу.

11) Вычисляют период колебаний и частоту, результат вычисления записывают в таблицу.

12) При остальных указанных в таблице длинах маятника проделывают аналогичные измерения и вычисления, их результаты записывают в таблицу.


Коммуникативные:

строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем.

Регулятивные:

формировать навыки контроля и оценки.

Личностные УУД-

формирование навыков рефлексии, оценки работы сверстников и самооценки


Анализ полученных результатов, выводы.

Сравнить результаты измерений

1. Проверим результаты измерений и вычислений.Обсуждение результатов и формулы зависимости периода от длины и ускорения свободного падения(слайд)


2.Запишите ваш вывод в тетрадь.

Я научился …?

Я определил …


Учащиеся делают вывод: я выявил зависимость периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

Записывают вывод в тетрадь.

Коммуникативные:

строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем.

Регулятивные:

формировать навыки контроля и оценки.

Личностные УУД-

формирование навыков рефлексии, оценки работы сверстников и самооценки

Рефлексия. Домашнее задание.

Вернуться к задаче, предложенной в начале урока

Верное решение задачи: летом длина металлического стержня увеличивается, значит период колебаний увеличится, т.е. увеличится время одного колебания и поэтому часы будут идти медленнее(слайд).


А как изменится ход маятниковых часов,если их перевезти из Ногинска на Северный полюс;Из Ногинска на экватор?(Если период будет меньше,чем нам нужно,то часы начнут спешить и наоборот,если период колебаний увеличится,то часы начнут отставать. Для ответа на вопрос нужно выяснить как изменится период колебаний..Ускорение свободного падения на полюсе больше ,чем в Ногинске,а если ускорение увеличится,то период уменьшится. Вследствие этого часы будут спешить. А если учесть и разность температур,то........


Вы прекрасно сегодня работали на уроке,каждый делал это в меру своих сил и способностей. И сейчас попрошу каждого из вас оценить свое отношение к уроку ...

.

Добились ли мы цели урока?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?


Ученики узнают правильное решение задачи.

Отвечают на вопросы.

Учащиеся записывают домашнее задание по выбору:

Придумать и решить качественную задачу по теме "Механические колебания" или составить кроссворд из 10 слов по данной теме.(слайд)



Познавательные УУД- активация мышления на основе сравнения. Личностные УУД- формирование нравственно-эстетического отношения к результатам обучения.

Познавательные УУД- развитие логического мышления, наблюдательности, способности анализировать и перерабатывать информацию. Регулятивные УУД- выбор.