Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего Образования
(структурное подразделение)
Медицинский колледж
«Крымский федеральный Университет им. В.И. Вернадского»
Технологическая карта лекционного занятия № 4.
Тема занятия :
«Аптечные организации, их виды. Организационно-правовые формы аптечных организаций»
Дисциплина «Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией при отсутствии специалиста с высшим образованием».
Специальность 33.02.01 Фармация курс 3.
Цели занятия, мотивация
Образовательная:
Ознакомиться с материалом об аптеке как розничном звене системы доведения ЛС до потребителя.
Сформировать знания о классификации фармацевтических организаций по форме собственности и организационно-правовым формам, организации работы мелкорозничной сети..
Обобщить и систематизировать знания о порядке открытия аптеки.. Порядке аккредитации и лицензирования.
Отражать новые, еще не получившие освещения, знания. Подготовить студента к применению знаний в аптеке на учебной и производственной практике. ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности. ПК 1.7. Оказывать первую медицинскую помощь. ПК 1.8. Оформлять документы первичного учета.
Развивающая: развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.
Воспитательная: способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию. Формировать профессиональный кругозор и общую культуру. ОК1-понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК 2-организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5 использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности, ОК6- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями, ОК7-брать на себя ответственность за работу членов команды за результат выполнения заданий, ОК8 –самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. ОК 10- бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11- быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
Междисциплинарные связи: латинский язык с основами медицинской терминологии, технология приготовления лекарств
Внутридисциплинарные связи: связь с другими темами
Место проведения Лекционная № 2, корпус 7а, цокольный этаж.
Тип занятия лекционное.
Количество часов 2 ч.
Обеспечение занятия (средства обучения) методическая разработка занятия, учебно-наглядные пособия, ноутбук.
Литература
1.Управление и экономика фармации .Фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование. Издательский центр «Академия», Москва, 2011. ,с.221-264
Студент должен знать:
1.Какими субъектами может осуществляться розничная торговля?
2. Определения: розничное звено, аптечная организация.
3. Какие отношения регулирует ФЗ-61?
4. Классификация аптечных учреждений по форме собственности.
5.Классификация аптек по организационному типу
6. Порядок открытия аптеки ( устав, аккредитация, сертификация, цель аккредитации и сертификации, лицензирование , лицензия)
Студент должен уметь:
Добиться усвоения материала по теме: «Организация движения товара на аптечном складе»
Структура занятия:
№ | Этапы учебного занятия | Время ( минуты) |
1 | Организационный момент | 2 |
2 | Вступление, мотивация изучения темы: -формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности; - постановка целей; - изложение плана лекции, включающего основные вопросы, подлежащие рассмотрению; -актуализация имеющихся знаний, ретроспекция( вопросы, изученные на прошлой лекции, связь их с новым материалом). | 2 2 2 2 |
3 | Основная часть лекции(изложение содержания в соответствии с планом) | 70 |
4 | Обобщение и систематизация изученного материала | 5 |
5 | Подведение итогов | 3 |
6 | Характеристика рекомендуемой литературы | 2 |
Ход занятия
Организационный момент
Проверка готовности к занятию (внешнего вида студентов, аудитории, наличие конспектов) и проверка присутствующих.
Мотивация (цели) занятия см.выше
Введение нового материала ( план изложения содержания с определением разделов, вопросов для самостоятельного изучения):
ПЛАН :
Аптека как розничное звено системы доведения ЛС до потребителя.
2.Классификация фармацевтических организаций.
2.1 Организация работы мелкорозничной сети
3. Открытие аптеки. Порядок аккредитации и лицензирования.
А)введение
В соответствии с Федеральным законом « Об обращении лекарственных средств» розничная торговля ЛП осуществляется следующими субъектами при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность:
Аптечными организациями;
Ветеринарными аптечными организациями;
Индивидуальными предпринимателями;
Медицинскими организациями , их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами(отделениями ) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации;
Ветеринарными организациями.
Сложность взаимоотношений на фармацевтическом рынке определяется наличием различных типов потребителей:
1. Промежуточные потребители – медицинские работники, назначающие лекарственный препарат (лечение в стационаре, клинике, санатории) или выписывающие рецепт на него (при амбулаторном лечении).
2. Конечные потребители – пациент, семья, приобретающие товары аптечного ассортимента для личного или семейного использования.
3. Институциональные потребители - это потребители-организации, в качестве которых могут выступать государственные и коммерческие предприятия, приобретающие товары для дальнейшего использования в рамках организации (например, лечебно-профилактические учреждения) или перепродажи другим потребителям (оптовое и розничное звено фармацевтического рынка).
Б) основная часть
Розничное звено (розничная торговля, розничная сеть) включает в себя предпринимательскую деятельность по продаже товаров (или оказанию услуг) непосредственно конечным потребителям (для личного некоммерческого использования).
В системе продвижения аптечных товаров розничное звено представлено аптечными учреждениями.
Аптечная организация – организация или структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения (в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств").
Данный Федеральный закон создает правовую основу деятельности субъектов обращения лекарственных средств; устанавливает систему государственных органов в сфере обращения лекарственных средств; регулирует отношения, возникающие в связи с разработкой, производством, изготовлением, доклиническими и клиническими исследованиями лекарственных средств, контролем их качества, эффективности, безопасности и продажи. Законом определены порядок и полномочия органов исполнительной власти в сфере оказания фармацевтической помощи.
Основной целью деятельности аптечных организаций является достижение двух главных результатов:
маркетингового (удовлетворение наиболее эффективным способом спроса потребителей фармацевтической помощи);
экономического (поддержание рентабельности аптечной организации).
При этом главной задачей аптеки является обеспечение населения и ЛПУ лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, медицинской техникой, биологически активными добавками и парафармацевтической продукцией.
Реализация цели и задачи обеспечивается выполнением ряда функций, которые можно условно представить действиями "прямого" и "обратного" хода, в зависимости от субъекта, для которого эти действия выгодны или удобны.
К функциям "прямого хода", направленным на конечного потребителя и развитие организации, относятся:
логистическая – управление товарными запасами (определение размера, периодичности поставок, прием, организация хранения, гарантирующего сохранность качества);
сбытовая – реализация товаров и услуг;
производственная – изготовление экстемпоральных лекарственных форм по рецептам и требованиям ЛПУ;
информационно-консультационная – оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения, предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов, предоставление медицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и др. необходимой информации об имеющихся в аптеке лекарственных препаратах, а также о новых лекарственных препаратах;
медицинская – оказание в случае необходимости первой доврачебной помощи;
аналитическая – анализ финансово-хозяйственной деятельности аптечной организации;
управление процессами – стратегический менеджмент, включая формирование политики в области ассортимента, цен, продвижения продукции, подбора и обучения персонала и т.д.;
контрольная – слежение за качеством отдельных операционных процедур аптечной организации (обслуживание, удовлетворение спроса, выполнение заказов).
Функциями "обратного хода" являются:
коммуникативная – поддержание взаимодействия с субъектами внешней среды аптечной организации (поставщики, органы контроля и надзора за фармацевтической деятельностью, общественные организации и т.д.);
транспортная – транспортировка и экспедирование грузов при наличии собственного транспорта у аптечной организации;
информационные и рекламные услуги.
КЛАССИФИКАЦИЯ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Классификация по форме собственности и организационно-правовым формам.
В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации признаются следующие формы собственности:
частная (собственность граждан или юридических лиц);
государственная (собственность федеральная и субъектов федерации);
муниципальная (собственность городских, сельских поселений и других муниципальных образований);
иные формы собственности (собственность благотворительных и иных фондов).
Организационно-правовые формы аптечной деятельности – это комплекс юридических, правовых, хозяйственных норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений между собственниками предприятия, а также между предприятием и другими хозяйствующими субъектами и органами государственной власти.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Коммерческие организации – организации, основная цель которых – получение прибыли и распределение её между участниками.
Табл. 1. Краткая характеристика организационно-правовых форм собственности.
Организационно-правовая форма | Краткая характеристика |
Хозяйственные товарищества | Коммерческие организации, в которых вклады в уставный капитал разделены на доли учредителей (2 и более) |
Полное товарищество | Товарищество, участники которого (полные товарищи) от имени товарищества занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам не только своими вкладами в уставный капитал ПТ, но и принадлежащим им имуществом |
Товарищество на вере | Товарищество, в котором наряду с полными товарищами имеется хотя бы один участник другого типа — вкладчик (коммандитист), который не участвует в предпринимательской деятельности и несет риск лишь в пределах своего вклада в уставный капитал ТНВ |
Хозяйственные общества | Коммерческие организации, в которых вклады в уставный капитал разделены на доли учредителей |
Общество с ограниченной ответственностью | Хозяйственное общество, участники которого не отвечают по его обязательствам и несут риск лишь в пределах своих вкладов в уставный капитал ООО |
Общество с дополнительной ответственностью | Хозяйственное общество, участники которого солидарно несут субсидиарную (полную) ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов в уставный капитал ОДО |
Открытое акционерное общество | Хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, владельцы которых могут отчуждать принадлежащую им часть без согласия других акционеров. Акционеры несут риск лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций |
Закрытое акционерное общество | Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими его акционерами. Акционеры несут риск лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций |
Дочернее хозяйственное общество* (подвид хозяйственного общества, а не ОПФ) | Хозяйственное общество признается дочерним, если принимаемые им решения в силу того или иного обстоятельства определяются другим хозяйственным обществом или товариществом (преобладающего участия в уставном капитале, согласно договору или иным образом) |
Зависимое хозяйственное общество* (подвид хозяйственного общества, а не ОПФ) | Хозяйственное общество признается зависимым, если другое общество имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества или более 20 % Уставного капитала общества с ограниченной ответственностью (ООО) |
Производственные кооперативы | Добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на личном трудовом участии и объединении его членами имущественных паевых взносов (в паевой фонд кооператива) |
Унитарные предприятия | Унитарным признается предприятие, не наделенное правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия |
Государственное (казенное) предприятие | Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления и созданное на базе имущества, находящегося в федеральной (государственной) собственности. Создается по решению Правительства Российской Федерации |
Муниципальное предприятие | Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения и созданное на базе государственной или муниципальной собственности. Создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления |
Классификация по организационному типу.
Основные виды аптечных организаций утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 № 553н "Об утверждении видов аптечных организаций":
аптека (готовых лекарственных форм, производственная, производственная с правом изготовления асептических лекарственных форм);
аптечный пункт;
аптечный киоск.
Они различаются между собой масштабом, объемом работы, ассортиментом и функциями.
Организация работы мелкорозничной сети.
Для приближения лекарственной помощи к населению организовываются аптечные пункты и аптечные киоски. Они составляют в совокупности мелкорозничную сеть и организуются юридическими или физическими лицами.
Аптечный пункт организуется при ЛПУ, врачебных участках, научно-исследовательских медицинских институтах, фельдшерско-акушерских пунктах, на фабриках и заводах, где есть учреждения здравоохранения, и осуществляет отпуск лекарств по рецептам и без рецепта. Аптечный пункт может быть организован, как самостоятельная аптечная организация с правами юридического лица.
Аптечный киоск организуется в местах большого сосредоточения людей в зданиях лечебно- профилактического профиля, в магазинах, метро или в отдельно стоящем здании. Он имеет статус юридического лица или быть подразделением аптеки. Внешнее оформление киоска такое же, как в аптечном пункте: вывеска с названием, режим работы, адреса и телефоны близлежащих аптек. Необходим устав, печать и штамп, расчетный счет, лицензия.
Аптечный киоск отпускает ЛС без рецепта, предметы гигиены, предметы ветеринарного назначения, косметические средства. В киоске обязательно наличие электричества, кассового аппарата, шкафов для хранения ЛС ИМН, холодильника для термолабильных лекарств. Должность заведующего исполняет лицо с фармацевтическим образованием.
Табл. 2. Классификация аптечных организаций по различным признакам
Классификационный признак | Вид организации | Краткая характеристика |
Наличие производственной функции | Производственные (аптеки и аптечные пункты) | Осуществляют изготовление экстемпоральных лекарственных форм по рецептам и требованиям ЛПУ. |
Непроизводственные | Реализуют только готовые к отпуску товары аптечного ассортимента |
Обслуживаемый контингент | Аптечные организации, обслуживающие население | Обслуживают только население |
Больничные | Обслуживают ЛПУ, в котором организованы |
Межбольничные | Обслуживают несколько ЛПУ и другие учреждения (дошкольные, школы, санатории и т.д.) |
Ведомственные | Обслуживают определенные ведомства (военные, правительство и т.д.) |
Характер товарного ассортимента | Универсальные | Отсутствует специализация и профилирование деятельности |
Специализированные | Специализируются на продаже товаров отдельных ассортиментных групп (гомеопатические, детские и т.д.) |
Профильные | Имеют профиль деятельности по определенной нозологии (онкология, кардилогия и т.д.) |
Место расположения | Городски и сельские Расположенные в деловых и торговых центрах, в спальном районе |
Режим работы | Обычный | Как правило, с 8.00 до 20.00 |
Дежурные | Для работы в ночное время в аптеке остается дежурант |
Круглосуточные | В ночное время работают в обычном режиме |
Степень кооперации | Единичная независимая организация или индивидуальный предприниматель |
Ассоциации | Некоммерческое объединение независимых аптечных организаций |
Аптечные сети | Объединяют аптечные организации, принадлежащие одному владельцу |
По наличию прикрепленной мелкорозничной сети | С прикрепленной мелкорозничной сетью |
Без прикрепленной мелкорозничной сети |
ОТКРЫТИЕ АПТЕКИ. Порядок аккредитации и лицензирования
Для получения статуса юридического лица организация должна пройти регистрацию в органах местного самоуправления. Они регистрируют организацию, присваивают ей регистрационный номер, который заносится в единый государственный реестр юридических лиц (единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей – для ИП), а также утверждают форму собственности. Организация получает временное свидетельство о государственной регистрации.
Для регистрации организации необходимо предоставить:
заявление установленной формы, за подписью учредителей
протокол и учредительный договор
устав аптеки
документ об уплате государственной пошлины
В уставе аптечной регистрации указываются её учредители (для государственных аптек – это органы государственной власти, федерации или её субъектов; для муниципальных аптек – органы местного самоуправления; для частных аптек – различные юридические и физические лица). В уставе фиксируется адрес и юридический статус аптеки, отмечается наличие у неё печати со своим наименованием и указанием организационно-правовой формы, углового штампа, самостоятельного баланса и расчётного счёта в банке. В уставе определяются задачи и функции аптеки, а также другие виды деятельности. Устав определяет имущество и средства аптеки, права аптеки, порядок управления аптекой, права руководителя и коллектива, порядок приёма и увольнения, порядок и гарантии оплаты труда, порядок контроля за деятельностью аптеки, её отчётность, порядок прекращения деятельности и причины.
Юридическое лицо, созданное одним учредителем действует на основании устава, который утверждает учредитель. Если учредителей несколько, то между ними обязательно заключается учредительный договор, представляемый в регистрационные органы вместе с уставом.
Учредительный договор – это договор, заключаемый в письменном виде между представителями организации, в котором они обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условие передачи ему своего имущества и участие в его деятельности.
Учредительный договор определяет также порядок и условия распределения между учредителями прибыли и убытков, управление деятельностью юридического лица и выхода учредителей из его состава.
После регистрации на основании полученного временного свидетельства аптека открывает расчётный счёт в банке. Для открытия счёта ей необходимо встать на учёт:
1) в налоговых органах
2) в органах государственной статистики
3) в фонде занятости населения
4) в пенсионном фонде
5) в территориальном фонде обязательного медицинского страхования
6) в фонде социального страхования
После этого аптека обменивает временное свидетельство на постоянное свидетельство о государственной регистрации и с этого момента официально существует как юридическое лицо. Однако она ещё не имеет права осуществлять фармацевтическое обслуживание населения и ЛПУ. Для получения такого права каждая аптечная организация должна пройти аккредитацию, сертификацию и получить лицензию на фармацевтическую деятельность.
Аккредитация – это процесс, определяющий соответствие места и условий фармацевтической деятельности, установленным требованиям к организации лекарственной помощи и услугам. После аккредитации аптека и работающие в ней специалисты проходят сертификацию.
Сертификация – это процесс получения сертификата, подтверждающего соответствие условий деятельности (для организаций) или уровня подготовки (для специалистов) установленным стандартам.
Целью аккредитации и сертификации является гарантия качества обслуживания населения. Аккредитация, сертификация и лицензирование вновь открываемой аптечной организации осуществляются одновременно специально уполномоченными органами исполнительной власти территории РФ.
Перед тем как аптечная организация получит сертификат и лицензию, проводится проверка квалификационного состава организации, наличия собственной или арендованной материально-технической базы, действующих НД в соответствующих видах фармацевтической деятельности, соблюдение санитарно-гигиенических норм, противопожарной безопасности и охранных мероприятий, правил охраны труда и техники безопасности, торговли и реализации фармацевтической продукции, наличие сертификатов качества на товары.
Для проверки соответствия организации существующим стандартам лицензирующие органы привлекают на контрактной основе независимых экспертов, в качестве которых выступают опытные специалисты с высшим фармацевтическим образованием. По итогам экспертной проверки составляется акт экспертизы. В результате сертификации аптечной организации выдаётся аккредитационный сертификат соответствия условий деятельности установленным стандартам.
К фармацевтической деятельности в РФ допускаются лица, получившие фармацевтическое образование и специальное звание, имеющий диплом и сертификат специалиста. Сертификацию специалистов проводят государственные учебные заведения, осуществляющие дополнительное профессиональное образование и профессиональные фармацевтические ассоциации, получившие на это разрешение федеральных органов власти. Специалисты, прошедшие полный курс обучения, сдают сертификационный экзамен. Успешно сдавшие его получают сертификат специалиста, свидетельствующий о соответствии уровня подготовки специалиста государственным образовательным стандартам и квалификационным требованиям. Сертификат специалиста действует на всей территории РФ и подтверждается через каждые 5 лет после соответствующей подготовки в системе дополнительного профессионального образования. Сертификаты аптечной организации и специалистов являются необходимыми для получения лицензии на фармацевтическую деятельность.
Федеральным законом о лицензировании отдельных видов деятельности учреждён перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. К их числу отнесена: фармацевтическая деятельность и деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Лицензирование – это мероприятие, связанное с выдачей государственных разрешений, приостановлением их действия и аннулированием, а также надзором лицензирующих органов за соблюдением организациями лицензионных требований и условий.
Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Лицензия – это официальный документ, разрешающий осуществление указанного в нём вида деятельности в течение установленного срока и определяющим обязательное для исполнения требования и условия его осуществления. Бланк лицензии имеет степень защищённости на уровне ценной бумаги на предъявителя, учётную серию и номер. Полученные с 3 ноября 2011 года лицензии, будут действовать бессрочно.
В соответствии с данным ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности:
производство лекарственных средств;
оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;
фармацевтическая деятельность.
Для получения лицензии аптечная организация представляет в лицензирующие органы следующие заявление о выдаче лицензии, по установленной форме, подписанное руководителем, в котором указываются:
1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;
2) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;
3) идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
4) лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:
1) копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;
2) копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами;
3) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;
4) опись прилагаемых документов.
Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимаются в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:
а) наличие в представленных документах недостоверной или искажённой информации
б) отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности и условиям безопасности.
Уведомление об отказе предъявляется заявителю в письменной форме в 45-дневный срок со дня принятия соответствующего решения с указанием причин отказа. Организация имеет право обжаловать в установленном законодательством РФ порядке этот отказ.
Для получения права на приобретение, хранение, изготовление, отпуск и реализацию наркотических средств и психотропных веществ, необходимо получение отдельной лицензии выдаваемой МЗ РФ. Для получения такой лицензии необходимо представить:
1) Лицензию на использование объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, выданную специально уполномоченными органами внутренних дел;
2) Справки специальных лечебно-профилактических учреждений об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получают непосредственный доступ к наркотическим средствам и психотропным веществам, заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом, а также об отсутствии среди них лиц признанных непригодными к выполнению работ, связанных с оборотом этих средств и веществ.
3) Заключение ОВД об отсутствии у этих работников непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое или особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также о том, что никому из них не предъявлено обвинение в совершении подобного преступления.
Вместе с лицензией выдаётся протокол, который содержит сведения о профиле или специализации вида фармацевтической деятельности аптечной организации, а также перечень услуг, оказываемых населению по лекарственному обеспечению.
В) заключение:
Контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензией осуществляют лицензирующие органы. Они имеют право:
1. проводить проверки деятельности аптечной организации (АО) по соблюдению ею лицензионных требований и условий;
2. запрашивать и получать от АО необходимые объяснения и материалы по вопросам, возникшим при проведении проверки;
3. составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений;
4. выносить решения, обязывающие АО устранить выявленные нарушения в определенные сроки;
5. выносить предупреждения АО.
Лицензирующие органы имеют право приостановить действие лицензии в случае:
а) нарушения АО лицензионных требований и условий;
б) отсутствие фармацевтической деятельности в течение года со дня выдачи лицензии;
в) невыполнения АО решений лицензирующих органов, обязывающих ее устранить выявленные нарушения.
Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа. При подаче заявления в суд, лицензирующий орган может приостановить действие лицензии до вступления в силу решения суда. Основания для аннулирования лицензии:
1. обнаружение недостаточных или искаженных данных в документах, предоставленных для получения лицензии;
2. неоднократное или грубое нарушение АО лицензионных требований и условий;
3. не устранение АО выявленных нарушений в установленные сроки;
4. незаконность решения о выдаче лицензии.
4.Закрепление материала:
Обратить внимание на основные аспекты темы, задать вопросы по прочитанной теме аудитории, выяснить неясные моменты.
5.Рекомендуемая литература:
« Управление и экономика фармации .Фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование.» Издательский центр «Академия», Москва, 2011.Том 1, с.221-264
6.Подведение итогов занятия : рассмотрена тема : «Аптечные организации, их виды. Организационно-правовые формы аптечных организаций»
Преподаватель __________________