СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта. Литературное чтение. 3 класс. К.Г. Паустовский "Растрёпанный воробей".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературного чтения, 3 класс из раздела "Были-небылицы" (1 урок) по произведению К.Г. Паустовского "Растрёпанный воробей".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта. Литературное чтение. 3 класс. К.Г. Паустовский "Растрёпанный воробей".»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7 п. Весёлый Чунский район

Учитель начальных классов Подскребышева Елена Юрьевна


Технологическая карта урока Литературного чтения, 3 класс

Тема урока: К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Место урока: Глава «Были - небылицы», 1 урок по произведению К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

Цель: создать условия для формирования читательской компетенции при первичном осмысленном чтении литературных произведений на примере произведения К.Г. Паустовского "Растрёпанный воробей" и понимания поступков и состояния героев; расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя.

Задачи: 

- учить анализировать художественный текст и на этой основе формировать умение осмысленно воспринимать литературные произведения;

- учить детей видеть произведение глазами автора и высказывать собственную точку зрения;

- развивать интеллектуальные, творческие способности, эмоциональную сферу, расширять кругозор, приобщая к ценностям русской литературной классики;

- развивать память, речь, мышление, обогащать словарный запас учащихся;

- воспитывать общую культуру, умение сочувствовать, сопереживать, определять действительную доброту, любить и беречь природу

Планируемые результаты:

Личностные УУД: формирование  навыков  культурного поведения при общении.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель урока, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. 

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке.

Познавательные УУД:  понимать содержание литературного произведения; умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Автор УМК: Л.Ф. Климанова и другие.

№ п\п



Этапы урока

Цель и содержание учебного материала.

Функции и виды деятельности учителя

Формы и виды деятельности учащихся

Планируемые результаты УУД

Оценка результатов деятельности учащихся

Используемые

образовательные технологии

1

Мотивация к учебной деятельности

Цель: выработать на личностно значимом уровне внутреннюю готовность к выполнению нормативов учебной деятельности

Ну-ка, всё проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

-Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и повторяйте за мной:

Я дарю тебе тепло моих ладошек,

Я дарю тебе частичку моей доброты,

Если тебе будет трудно - я тебе помогу.

-И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.

Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!)

Активизирует требования к  обучающимся со стороны учебной деятельности

(- надо!)

- устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!)

Обучающиеся встали, настроились на работу, проверили наличие учебных предметов, поделились эмоциями.

Самоопределение к деятельности – (Л);

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К,Р)



Технология педагогического общения

2

Актуализация знаний
















Цель: подготовить мышление учащихся  и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит открыть много нового. А свои открытия я вам предлагаю начать с работы над ранее изученным материалом.

- Перед вами карточка с текстом. Прочтите его.

Я – весёлый воробьишка,

Серый маленький воришка.

Я беспечен и болтлив,

И пуглив,

Чив-чив.

Мне едою служат мошки,

Мне едою служат крошки.

Я хитёр и шаловлив,

Суетлив,

Чив-чив.

- К какому жанру литературы вы отнесёте его?

- Ваша задача: подготовить выразительное чтение данного стихотворения, выделяя главные слова.

- Как бы вы назвали это стихотворение?

- Что вы знаете о воробьях?

Дополняю: воробьи имеют коротенькие ножки, поэтому передвигаются по земле прыжками. Они очень любят семена подсолнечника, пшеничную крупу , бабочек, гусениц т.е. поедают вредителей сада и огорода, тем самым оказывают помощь садоводам и фермерам. Воробьи  не могут голодать больше двух суток, поэтому зимой их гибнет очень большое количество.

- Как вы думаете, раз воробьям очень тяжело выжить зимой, почему они не улетают в тёплые края?

- Оказывается воробьи, будучи в воздухе, не могут лететь более 15 минут, им обязательно нужен отдых для восстановления сил.

- Как мы можем помочь воробьям? Поднимите руку, пожалуйста,  те, кто хоть раз за эту зиму покормил птичек или сделал  кормушку?

- Подумайте, а кто из птичьего царства может обидеть воробья?

- Верно, вороны. А что вы знаете об этих птицах?

- Надо ли их подкармливать зимой? (Вороны чётко знают, где достать им пищу. Они очень наблюдательны и не упускают из виду ни один мусорный бак.)

Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет задания  на повторение изученного материала.

Организует подготовку к изучению нового материала.




Организует работу в парах.


Воспроизводят и фиксируют ЗУНы, достаточные для построения нового способа действий.

Актуализируют изученный ранее материал (знаю, могу)

Дети смотрят в карточку и читают текст. Дети выполняют работу в парах.






Делают вывод, что это стихотворение. Читают его выразительно.


Формулируют заголовок.

Делятся своим жизненным опытом и знаниями о воробьях.


































-Мыслительные операции (обобщение, анализ,  синтез, сравнение) -П;

-осознанные и произвольные речевые высказывания – К;

-волевая саморегуляция  в затруднении – Р;

-выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью – К;

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации - К  
























Устная оценка учителя.
















Создание проблемной ситуации












Технология сотрудничества



3

Самоопределение к деятельности.

Цель: поставить цель учебной деятельности  и на этой основе  выбрать способ и средства её реализации.

-Как вы думаете, исходя из всего вышесказанного, какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Откройте учебники на стр. 12.

- Прочтите название произведения. Слово воробей нам понятно, а как вы объясните значение «растрёпанный»?

- Прежде чем приступить к работе с новым текстом, давайте поставим цели урока.

- Произведение большое, в 3-х частях. Сегодня познакомимся с 1-й частью. Постарайтесь перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно станьте не только наблюдателями, но и участниками событий.

Учитель выступает в роли организатора.















После ответов детей уточняет цель и тему урока.

Дети формулируют тему урока.



Поясняют слово «растрёпанный».





Дети формулируют цели (Узнать об авторе, прочесть произведение, проанализировать его, поговорить о героях и т.д.)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К,Р) Самоопределение – Л;

Смыслообразова

ние –Л;

Мыслительные операции – П;

Самостоятельное выделение и формирование цели-Р;




4

Работа с текстом до чтения












Цель: развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

- Кто автор данного произведения? Известен ли он вам?

- Несколько ребят приготовили сообщения о жизни и творчестве К.Г. Паустовского. Давайте их выслушаем.











После выступлений детей обобщает информацию об авторе.








Отвечают на вопрос и слушают выступающих ребят

Развитие монологической речи -К



5

Физкультминутка.

Ну-ка, птички, полетели,

Полетели и присели,

Поклевали зёрнышки,

Поиграли в полюшке,

Водички попили,

Пёрышки помыли,

В стороны посмотрели,

Прочь улетели.





Смена видов деятельности

6

Продолжение работы с текстом до чтения.








Работа с текстом во время чтения.














Работа с текстом после чтения.

- Предположите, о чём этот текст по его названию. А иллюстрация подтверждает это?









Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

- Давайте проверим ваши предположения (Создаёт мотивацию к чтению).

Словарная работа по ходу чтения:

Кузнец – мастер по ковке металла.

Наковальня – металлическая опора, на которой куют металлические заготовки.

- Ваши предположения, о чём этот текст, подтвердились?

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

- С чего начинается произведение?





- Как звали девочку?


- Как зовут нянюшку?


Что вы узнали о родителях девочки?







- С какой вещью разговаривала мама, а раньше никогда этого не делала?



Учитель выступает в роли организатора.









Читать текст начинает учитель, продолжают дети.












Задаёт вопросы по прочитанной части произведения.




Организует обсуждения учащихся.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы (Речь пойдёт о воробье, исходя из названия, хотя на иллюстрации его нет.)

Читают до слов «Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке…»

Если затрудняются в объяснении значения слова, то обращаются к записи на доске.







Предполагаемые ответы детей:

- Произведение начинается с описания стенных часов. Они необычные.

- Ее зовут Маша.

- Имя нянюшки – Петровна.

- Мама танцевала в Большом театре. А папа был далеко в плавании у берегов Камчатки.

- Мама доставала стеклянный букетик и говорила ему несколько слов. Его подарил папа, когда отправлялся в длительное плавание и сказал, чтобы мама приколола его к платью , когда будет исполнять роль Золушки. Подарок был очень дорог для мамы

Мыслительные операции – П;

-поиск и выделение необходимой информации- П.


Установление причинно – следственных связей -П;






Устная оценка учителя

Технология сотрудничества

Технология продуктивного чтения.
















7

Рефлексия учебной деятельности





























1.Обмен

мнениями






2.Оценивание деятельности



Цель: оценка учащимися собственной учебной деятельности.

- Поиграем в игру «Верно или нет» (на столах карточки красного и зелёного цвета). Если вы согласны с моим высказыванием, поднимите карточку зелёного цвета, если не согласны, то карточку красного цвета.

- Железный кузнец в часах ударил по наковальне 10 раз.


- Маша стояла у окна.


- Маша ушла в театр.

- Театр был огромный с деревянными ставнями.

- На крыше театра взвивались на дыбы чугунные лошади.

- Мама Маши танцевала в театре.

- Нянюшку звали Ивановна.

- Букетик цветов был сделан из хрусталя.

- Машин отец отправился в плавание.

- Ворона за окном ждала, когда Петровна откроет форточку и уведёт Машу умываться.

- А теперь давайте поделимся впечатлениями от сегодняшнего урока.

Я понял….

Я узнал…..и т.д.

Что можно было сделать по-другому?

- Ребята, в чём вы испытали затруднение?

- Что у нас получилось лучше всего?

Организует рефлексию (по высказываниям)  и самооценку собственной учебной деятельности.





Если высказывание не верно, дети поясняют.


















Какова была цель урока? Достиг ли урок цели?  Что нового узнали?












- Нет. 8 раз (красная карточка).

- Да (зелёная карточка).

- Нет.


- Нет.


- Да.


- Да.

- Нет.


- Нет.


- Да.



- Да.

Соотносят цель и результат учебной деятельности

Фиксируют степень соответствия.

Намечают  цели дальнейшей деятельности.

Рефлексия способов и условий действий – П;

Контроль и оценка способов своей деятельности -Р;

Самооценка на основе  критерий успешности-Л;

Адекватное понимание успешности или неуспешности;

Выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

Планирование успешного сотрудничества - К

Следование моральным нормам и этическим требованиям - Л

Самооценка. Устная оценка учителя.

Технология педагогического общения

8

Итог урока.

- Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. На следующем уроке мы узнаем продолжение этой истории. Всем спасибо за урок!