СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта логопедического занятия «Постановка звука [р]. Звук и буква Р» (1 класс)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта логопедического занятия «Постановка звука [р]. Звук и буква Р» (1 класс)»

 Технологическая карта логопедического занятия  «Постановка звука [р]. Звук и буква Р» (1 класс)
 

Ф.И.О.
учителя-логопеда

Степаненко Светлана Николаевна, учитель-логопед МОУ СОШ № 1 с. Покойного

Группа (класс,
логопедическое заключение)

1 класс, индивидуальное занятие.
Логопедическое заключение: ФФН.

Тема занятия

Постановка звука [р]. Звук и буква Р.

Тип занятия

«Открытие нового знания»

Используемые технологии

  1. Технология на основе деятельностного подхода.

  2. Здоровьесберегающие технологии.

  3. Информационно-коммуникативные технологии.

  4. Технология поэтапного формирования умственных действий.

Цель занятия

Формирование у младших школьников умений необходимых для правильного произношения звука [р]. Развитие фонематического слуха.

Задачи

Образовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут:
-  дифференцировать понятия «звук», «буква»;
- знать артикуляционную позу звука [р];
- обозначать на письме изучаемый звук.
 

Способствовать  развитию умений:
обобщать полученные знания, проводить   сравнение, делать выводы;
- выделять звук в слове, определять его место;
-  выражать свои мысли грамотно, точно, четко;
- задавать правильную артикуляцию для определённого звука;
- обеспечивать правильность речевого дыхания.

Создать  условия, обеспечивающие  положительный интерес к изучаемой  теме.
Способствовать  созданию условий обеспечивающих:
- формирование у учеников навыков самоконтроля;
- овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

Универсальные
учебные действия

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- создать   условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.
 

- развивать умение высказывать свое предположение;
учить принимать и сохранять учебную задачу.
 
 
 

- развивать умение слушать и понимать других;
-  учить работать в паре.
 
 

- развивать умение находить  и структурировать информацию;
- развивать умения представлять информацию и извлекать ее  из схем, таблиц;
- на основе анализа объектов делать выводы,
обобщать, классифицировать по признакам.

Ресурсы занятия

Аппаратное обеспечение: компьютер, жидкокристаллическая панель.
Базовая презентация «Артикуляционная гимнастика».
Индивидуальные зеркала, схемы звуков, демонстрационная картинка «буква и герой занятия».

 

 

 

 

 

 

 









Организационная структура логопедического занятия.


Этап

Длительность этапа

Методы
и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

I Этап
Мотивации

- создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс;
- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

 5 минут

Показ образца выполнения упражнения, ИКТ

Фронтально

Выполним дыхательную и артикуляционную гимнастику.
 

Выполняют
-дыхательную гимнастику: «Футбол»,«Кораблик»
«Кто спрятался?», «Греем руки».
- артикуляционную гимнастику: «Улыбка-Трубочка», «Грибок», «Лошадка», «Чистим зубки», «Чашечка», «Вкусное варенье».

II. Этап Актуализации знаний

актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания);
- закреплять полученные знания об артикуляции звука [р].

Длительность этапа

Методы
и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

3 мин

Практические
 

Фронтальная

1.  Артикуляционный уклад звука [р]
2. Произносим звук [р]

1. Артикулируют, глядя на себя в зеркало, повторяя за логопедом.
2. Затем произносят звук [р] длительно.

III. Этап Выявления места и причины  затруднений

- осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
- фиксация  места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения:
- постановка звука [р], выработка правильной артикуляции звука, закрепление его в слогах и изолированно.

Длительность этапа

Методы
и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность учителя-логопеда
 
 

Деятельность обучающихся

5 мин

Практические:
устные,
 аналитико-синтетические

Фронтальная

1. Игра «Здравствуй, пальчик!»: пальчиковая гимнастика (большой палец поочерёдно касается подушечкой остальных, при этом проговаривает слоги согласно таблице гласных букв):
          РА-РО-РУ-РЫ-РЭ.
2. Представим, что мы тигры: громко порычим Р-Р-Р
3. Работа в парах:
- Повернулись друг к другу и произнесли звук [р]. Обратите внимание на свою артикуляцию и  артикуляцию соседа. Сравните.
4 Логопед указывает на ошибки и недочёты.

1. Выполняют упражнение, проговаривают слоги.
 
 
 
 
 
2. Произносят длительный звук [р], имитируя руками лапы тигра
3. Произносят звук [р], сравнивают, обращают внимание на ошибки.

IV. Этап Объяснения (добывания) нового знания)

Цели УД и  способ  их реализации:
- учащиеся в коммуникативной форме формулируют конкретную цель будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения (какие знания нужны и чему необходимо научиться);
-предлагают и согласовывают тему занятия, которую учитель может уточнить,
-определяют средства для построения НЗ (новых знаний) (с помощью чего? – изученные понятия, алгоритмы, модели, способы записи).

Длительность этапа

Методы
и приемы работы

Формы организации
дея-ти уч-ся

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

10 мин

Наглядно-демонстрационные: схем, таблиц.
Практические: сопоставление- выбор правильных формулировок
- заполнение схемы звука.

фронтальная

Охарактеризовать звук [р].
1. Ещё раз произнесём и попробуем определить какой этот звук?
2. Гласный или согласный?
3. Произнесём звук твёрдо.
- Квадратиком какого цвета это обозначим?
4. Этот звук звонкий или глухой?
5. Почему?
 
 
6. Вспомним артикуляционную позу и определим, какими упражнениями нарисуем схему звука.
 
7. Познакомимся с буквой, которая обозначает этот звук на письме. (Показ, демонстрационной картинки «буква и герой занятия».) Рассматривание буквы в таблице рукописных букв.

 
1. Дети произносят.
 
2. Согласный.
3. [р].
- Синего.
 
4. Звонкий.
5. При артикуляции его мы пользуемся голосом. Работают голосовые связки.
6. Зубы «заборчиком»открыты, губы - «улыбочка» широкая, язык «чашечкой» (прогнутая стрелочка вверх), дрожит
7. Написание буквы указательным пальцем в воздухе.

V. Этап
Оздоравливающий момент

формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

Длительность этапа

Методы
и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

3 мин
 

Показ образца выполнения упражнения.

групповая
 
 

Выполняет движения, сопровождая их чистоговоркой вместе с обучающимися.
Чистоговорка:
Ар-ар-ар - на базар пошел Макар.
Ор-ор-ор - он купил себе топор.
Ыр-ыр-ыр - для хозяйки вкусный сыр.
Ёр-ёр-ёр - дочке красочный ковер.
Ир-ир-ир - а для бабушки - кефир.

Координация слов с движениями:
 
 

VI. Этап Закрепления, проговаривания во внешней речи

- усвоение нового способа действия;
- выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ действий;
- проговаривание выполнения вслух;
- развитие фонематического слуха.

Длительность этапа

Методы
и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

5 мин

- Наглядно-демонстрационные: предметные картинки.

Парная

Определение места звука в слове.
- Разложить предметные картинки на 3 (три) строчки: р-; -р-; -р.
 
 

 
Работают в парах сообща, раскладывают картинки по признаку звук [р] в начале слова, в середине, в конце.

VII.  Этап Самостоятельная работа

- создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля;
- способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Длительность этапа

Методы
и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

 

7 минут

Практические письменные
 

индивидуальная

Работа в тетради.
- Напишите эти слова в тетрадь в три столбика.
-Выделите букву Р

 
Пишут слова самостоятельно.

VIII. Этап
Рефлексия
 

формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».

Длительность этапа

Методы
и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

2 мин

аналитико-
синтетические

Фронтально-индивидуальная

- Сверьте свои записи с записями на доске (на оборотной стороне).
- Оцените свою работу на занятии
- Выбирайте себе значок.

Оценивают свои записи значками: