СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта логопедического занятия по теме "Фрукты. Гласные и согласные звуки и буквы" 3 класс

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта логопедического занятия "Фрукты. Гласные и согласные буквы и звуки" предназначена для учащихся 3 класса с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта логопедического занятия по теме "Фрукты. Гласные и согласные звуки и буквы" 3 класс»



Технологическая карта логопедического занятия

Логопед – Писарева Оксана Александровна

Предмет: фронтальное логопедическое занятие

Класс: 3

Тема занятия: Лексическая тема «Фрукты». «Гласные и согласные звуки и буквы».

Тип занятия: комбинированное.

Цель: формирование представлений о гласных и согласных звуках и буквах на материале лексической темы «Фрукты»

Задачи:

1) Образовательные:

Актуализировать знания по лексической теме «Фрукты»

Уточнить и систематизировать знания о гласных и согласных звуках и буквах

Создавать условия для формирования умения анализировать информацию, грамотно выражать свои мысли.

Совершенствовать и развивать умение выполнять действия согласно заданному алгоритму.

2) Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематический слух при различении гласных и согласных звуков Совершенствовать фонематический анализ - выделять первый и последний звук в слове Развивать звукобуквенный анализ слова Развивать умение дифференцировать гласные и согласные звуки и буквы Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение при группировке по определенному признаку и выделении лишнего предмета Развивать навык согласования существительных и прилагательных. Развивать и коррегировать навыки чтения.

3). Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам, тактичное отношение к ошибкам других детей.

Формировать умение работать в коллективе

Оборудование: интерактивная доска, предметные картинки, карточки – задания, фишки красного и синего цвета, наборы букв.

Планируемые результаты обучения:

Личностные результаты:

умение сотрудничать с учителем и другими обучающимися;

умение определять план выполнения заданий на занятии под руководством педагога;

оформлять свои мысли в устной речи; слушать и понимать речь других;

умение осмысливать и использовать чужой опыт, делиться своим опытом

Предметные результаты:

Умение соотносить звук с буквой

Умение различать понятия звук и буква

Умение различать гласные и согласные звуки

Умение согласовывать прилагательные и существительные в роде.

Умение проводить звуковой анализ слова (минимальный уровень – выделять первый звук)

Самостоятельная запись слов по звуковым схемам ( минимальный уровень- умение собрать слово из букв)























этап

Задачи этапа

Время

Формы учебного взаимодействия

Деятельность логопеда

Деятельность учащихся

Формируемые БУД и предметные действия

1. Орг.момент

Психологический настрой на занятие, активизация внимания.


Обеспечить актуализацию имеющихся знаний о звуках и буквах, гласных и согласных.



5

мин

Фронтальная

Приветствует учащихся. Организует деятельность учащихся, актуализируя знания по теме «Гласные и согласные звуки и буквы»





Приветствуют логопеда

С помощью логопеда формулируют понятия звук и буква, гласный и согласный звук.

Называют гласные звуки и буквы.


Личностные:

Умение позитивно настраиваться на работу.

Познавательные:

Умение дифференцировать понятия звук-буква, гласный и согласный

Коммуникативные:

Высказывать свои предположения и работать в коллективе

Регулятивные:

Произвольно включаться в деятельность


2. Мотивационно-целевой

Организовать формулирование темы и цели с помощью логопеда









4 мин

Фронтальная

1.Предлагает игру «Гласные принцессы»


2. Предлагает учащимся игру

«Собери слово»


На слух определяют гласный звук в слогах и соотносят с буквами.

С опорой на картинки определяют последний звук в слове и вписывают соответствующую букву, получая название темы.

Определяют тему и цель занятия с помощью логопеда

Предметные: Развивать фонематический слух при различении гласных звуков

Познавательные:

Умение выделять последний звук в словах и соотносить его с буквой

Регулятивные:

Определять и осознавать цели учебной деятельности.

Коммуникативные:

Высказывать свои предположения и корректировать формулировки

3. Гимнастика

для глаз.

Проводит зрительную гимнастику

2

Фронтальная

Проводит зрительную гимнастику «Яблоко»

Выполняют зрительную гимнастику

Регулятивные:

Умение активно участвовать в деятельности и работать в общем темпе


4.Актуализация изученного материала

Организовать условия для актуализации и практического применения знаний о гласных и согласных звуках и буквах.


5 мин

Фронтальная

Организует работу с интерактивной доской, актуализируя знания о гласных и согласных звуках.

Выполняют задания на дифференциацию гласных и согласных звуков в начале слова

Предметные:

Умение различать гласные и согласные звуки в начале слова

Познавательные:

Умение выполнять инструкцию

Регулятивные:

Уметь корректировать

свою деятельность с учетом выявленных ошибок


5. Сисиематизация знаний


Способствовать усвоению звукового анализа слова и его символьного обозначения.

3 мин

Фронтальная

Организует работу по звуковому анализу слова с символическим изображением гласных и согласных звуков.





С помощью логопеда проводят звуковой анализ слова, составляют его звуковую схему и слово из букв.

Предметные:

Умение проводить звуковой анализ слова, соотносить звук с буквой и собирать слово.

Личностные:умение проявлять инициативу, высказывать свои предположения.


Физминутка

Развивать общую моторику через выполнение физических упражнений.

Снятие мышечного напряжения

2 мин

Фронтальная


Проводит физминутку «Яблоня»

Выполняют физические упражнения

Регулятивные:

Умение активно участвовать в деятельности и работать в общем темпе


5.Применение знаний и умений в новой ситуации

1.Самостоятельная работа с самопроверкой. Совершенствовать навык звукобуквенного анализа и синтеза.










2.Развивать навык согласования имени прилагательного и имени существительного в роде.

7 мин

Индивидуальная.

Фронтальная












фронтальная

Предлагает составить звуковые схемы и слова на карточках №1

_________________________- предлагает работу на карточке задании №2









Предлагает найти окончания прилагательных в соответствии с существительным СОК, ВАРЕНЬЕ,ПИРОГ

Составляют звуковые схемы и слова на карточках №1

__________________________________________на карточке №2 закрашивают красным цветом все гласные буквы.






Собирают из частей прилагательные, обозначающие соки, варенья и пирог.

Предметные:

Умение проводить звуковой анализ слова, соотносить звук с буквой и собирать слово.

Познавательные:

Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

Контролировать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные:

Читать вслух и про себя. Слушать других.


Познавательные:

Умение согласовывать прилагательные и существительные в роде


6.Рефлексивно-оценочный

Оценивают результат своей деятельности.

Излагают суждения в устной форме.

2 мин

Фронтальная

Подведение итогов занятия по методике «Яблоня»

Диалог логопеда с детьми.

.

Оценивают свое эмоциональное состояние

Личностные:

Способность к самооценке. Адекватное отношев оценке своей деятельности.

Коммуникативные:

Умение адекватно использовать речевые средства для оформления своих суждений. Умение слушать.


Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И учиться начинаем.


Сегодня мы с вами отправимся в Королевство, где живут Звуки и Буквы.

Но сначала нам нужно вспомнит законы Королевства. Я начну, а вы мне поможете их продолжить.


Звуки мы – говорим и …. (слышим)

Буквы мы видим,… и ….(читаем и пишем).

Название гласные звуки происходит от слова «голос», потому что …(мы можем их петь, воздух свободно проходит и не встречает преграды).

Гласные звуки обозначаются ,…(красным цветом ). Гласных звуков 6, назовем их –АОУЭЫИ, но есть еще 4 хитрых гласных буквы Е,Е,Ю,Я в них два звука. (Запись на доске)

Давайте споем гласную песенку

А О У Э Ы И


Когда мы произносим согласные звуки у нас во рту (образуется преграда и воздух свободно выйти не может)

Произнесите звук Б, что мешает воздуху выйти? Правильно, губы.

А теперь звук С? Что мешает? Зубы.

А теперь пошипим Ш-Ш-Ш, что мешает и создает шум? Конечно, это язык.

Каким цветом мы обозначаем согласные звуки? Синим.

Молодцы! Все про звуки и буквы вы знаете, а теперь в путь.

Посмотрите, мы в гостях у Гласных принцесс. Они собираются на праздник, только вот бусы рассыпались. Помогите принцессам, слушайте слоги, услышите гласный звук, нажмите на нужную букву на платье у Принцессы.

Принцессы

Молодцы, вы замечательно справились.



В Королевстве Звуков и Букв два больших замка, в одном из них -Красном замке живут Гласные принцессы, а Синем замке живут Согласные принцы.

Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Правильно, осень.

В Королевстве Звуков и Букв тоже осень и его жители трудятся, собирают урожай. Попробуем узнать, что же они собирают сегодня.


Посмотрите на картинку, назовите, что изображено на ней, выделите последний звук и запишите букву в табличку.


ШАРФ, СЫР, КЕНГУРУ,ЛУК, ТОРТ, ЗУБЫ (ФРУКТЫ)

Верно, жители сегодня собирают фрукты.


Где растут фрукты? (Фрукты растут в саду, на дереве). Давайте поможем Принцам и Принцессам со сбором фруктов. Я показываю на фрукт, а вы его называете.

АПЕЛЬСИН, АБРИКОС, АНАНАС, ПЕРСИК, СЛИВА, БАНАН, ГРУША и капуста. Ребята, что здесь лишнее и почему? Конечно, это капуста, ведь она –овощ.

Ребята, мы сегодня будем много работать на интерактивной доске, поэтому подготовим наши глазки


У прохожих на виду.(зажмуриваем и открываем глаза)
Висело яблоко в саду
Hу кому какое дело? (влево-вправо)
Просто яблоко висело.
Только Конь сказал, что низко.(глаза вниз)
А мышонок - высоко.(глаза вверх)
Воробей сказал, что близко,(смотрим на нос)
А Улитка - далеко.(смотрим вдаль)


А теперь вернемся к сбору урожая.

Принцы Согласные собирают только те фрукты, названия которых начинаются с согласного, а Гласные принцессы фрукты, названия которых начинаются с гласных.

Дети выходят по очереди к доске и распределяют фрукты для Принцессы и Принца.

_______________, назови фрукты для Принцев. __________,назови фрукты для Принцесс.



Урожай собран, можно и гостей на праздник Урожая приглашать.

На приглашении изображение фрукта и узор из бусин, но не простой. Каждая бусина это звук, а значит, и цвет ее будет красный или синий. Давайте вместе сделаем приглашение со сливой.

СЛИВА

Назовем звуки и посчитаем сколько из С,ЛЬ,И,В,А

5 звуков, а теперь составим звуковой узор

С-согласный, значит синяя бусина

ЛЬ- согласный-синяя

И-гласный-красная

В-согласный-синяя

А-гласный-красная бусина.

Посмотрите, какой нарядный узор

Теперь соберем слово из букв


Одно приглашение мы сделали с вами вместе, а сейчас вы будете это делать сами.

(Картинка с фруктом, внизу схема, набор букв и крышек ЛИМОН, КИВИ, ГРУША)

А у ________________________ будут особые задания. Раскрасить красным только те части рисунка, где написана гласная буква.


А теперь немного отдохнем.

Физминутка

Посадили семечко в землю, (присели на корточки)

Дождик его поливал, солнышко грело (потихоньку «растем»)

И выросла яблоня (потянулись вверх, пошевелили веточками)

Поспели на ней сладкие яблоки

Тянемся, собираем яблоки слева, (тянемся влево-вправо

справа,

И на землю яблоки упали и там соберем (наклоны вниз)

Ух, устали (вдохнули и выдохнули)


Урожай собран и в Королевстве Звуков и Букв готовятся к празднику, что можно приготовить из фруктов (сок, компот, пироги, варенье, джем)


Список блюд для праздничного стола напечатали, но были очень невнимательны и окончания слов потерялись.

Вставить окончания в названия соков, варенья и пирога.


Дополнительное задание

Будем на праздник печь яблочный пирог.

Яйцо, масло, мука, сахар, вода, фрукты


В Красном и Синем Замках начинается праздник, а Принцы и Принцессы вас благодарят за помощь.

Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали. Чем мы сегодня занимались на уроке?

Помогали собирать бусины Гласным Принцессам.

Подбирали фрукты, начинающиеся с гласных и согласных звуков.

Делали приглашения на Праздник Урожая.

Исправляли меню (список блюд) для праздника

(Пекли яблочный пирог)

А сейчас мы пойдем в сад к яблоне. Если вы на уроке чувствовали себя хорошо, вам было интересно, то повесьте на яблоню красное яблоко, а если настроение было плохое- то зеленое.

Спасибо вам ребята, наше занятие окончено.