Технологическая карта логопедического занятия
Логопед – Писарева Оксана Александровна
Предмет: фронтальное логопедическое занятие
Класс: 3
Тема занятия: Лексическая тема «Фрукты». «Гласные и согласные звуки и буквы».
Тип занятия: комбинированное.
Цель: формирование представлений о гласных и согласных звуках и буквах на материале лексической темы «Фрукты»
Задачи:
1) Образовательные:
Актуализировать знания по лексической теме «Фрукты»
Уточнить и систематизировать знания о гласных и согласных звуках и буквах
Создавать условия для формирования умения анализировать информацию, грамотно выражать свои мысли.
Совершенствовать и развивать умение выполнять действия согласно заданному алгоритму.
2) Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематический слух при различении гласных и согласных звуков Совершенствовать фонематический анализ - выделять первый и последний звук в слове Развивать звукобуквенный анализ слова Развивать умение дифференцировать гласные и согласные звуки и буквы Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение при группировке по определенному признаку и выделении лишнего предмета Развивать навык согласования существительных и прилагательных. Развивать и коррегировать навыки чтения.
3). Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам, тактичное отношение к ошибкам других детей.
Формировать умение работать в коллективе
Оборудование: интерактивная доска, предметные картинки, карточки – задания, фишки красного и синего цвета, наборы букв.
Планируемые результаты обучения:
Личностные результаты:
умение сотрудничать с учителем и другими обучающимися;
умение определять план выполнения заданий на занятии под руководством педагога;
оформлять свои мысли в устной речи; слушать и понимать речь других;
умение осмысливать и использовать чужой опыт, делиться своим опытом
Предметные результаты:
Умение соотносить звук с буквой
Умение различать понятия звук и буква
Умение различать гласные и согласные звуки
Умение согласовывать прилагательные и существительные в роде.
Умение проводить звуковой анализ слова (минимальный уровень – выделять первый звук)
Самостоятельная запись слов по звуковым схемам ( минимальный уровень- умение собрать слово из букв)
этап | Задачи этапа | Время | Формы учебного взаимодействия | Деятельность логопеда | Деятельность учащихся | Формируемые БУД и предметные действия |
1. Орг.момент | Психологический настрой на занятие, активизация внимания. Обеспечить актуализацию имеющихся знаний о звуках и буквах, гласных и согласных. | 5 мин | Фронтальная | Приветствует учащихся. Организует деятельность учащихся, актуализируя знания по теме «Гласные и согласные звуки и буквы» | Приветствуют логопеда С помощью логопеда формулируют понятия звук и буква, гласный и согласный звук. Называют гласные звуки и буквы. | Личностные: Умение позитивно настраиваться на работу. Познавательные: Умение дифференцировать понятия звук-буква, гласный и согласный Коммуникативные: Высказывать свои предположения и работать в коллективе Регулятивные: Произвольно включаться в деятельность |
2. Мотивационно-целевой | Организовать формулирование темы и цели с помощью логопеда | 4 мин | Фронтальная | 1.Предлагает игру «Гласные принцессы» 2. Предлагает учащимся игру «Собери слово» | На слух определяют гласный звук в слогах и соотносят с буквами. С опорой на картинки определяют последний звук в слове и вписывают соответствующую букву, получая название темы. Определяют тему и цель занятия с помощью логопеда | Предметные: Развивать фонематический слух при различении гласных звуков Познавательные: Умение выделять последний звук в словах и соотносить его с буквой Регулятивные: Определять и осознавать цели учебной деятельности. Коммуникативные: Высказывать свои предположения и корректировать формулировки |
3. Гимнастика для глаз. | Проводит зрительную гимнастику | 2 | Фронтальная | Проводит зрительную гимнастику «Яблоко» | Выполняют зрительную гимнастику | Регулятивные: Умение активно участвовать в деятельности и работать в общем темпе |
4.Актуализация изученного материала | Организовать условия для актуализации и практического применения знаний о гласных и согласных звуках и буквах. | 5 мин | Фронтальная | Организует работу с интерактивной доской, актуализируя знания о гласных и согласных звуках. | Выполняют задания на дифференциацию гласных и согласных звуков в начале слова | Предметные: Умение различать гласные и согласные звуки в начале слова Познавательные: Умение выполнять инструкцию Регулятивные: Уметь корректировать свою деятельность с учетом выявленных ошибок |
5. Сисиематизация знаний | Способствовать усвоению звукового анализа слова и его символьного обозначения. | 3 мин | Фронтальная | Организует работу по звуковому анализу слова с символическим изображением гласных и согласных звуков. | С помощью логопеда проводят звуковой анализ слова, составляют его звуковую схему и слово из букв. | Предметные: Умение проводить звуковой анализ слова, соотносить звук с буквой и собирать слово. Личностные:умение проявлять инициативу, высказывать свои предположения. |
Физминутка | Развивать общую моторику через выполнение физических упражнений. Снятие мышечного напряжения | 2 мин | Фронтальная | Проводит физминутку «Яблоня» | Выполняют физические упражнения | Регулятивные: Умение активно участвовать в деятельности и работать в общем темпе |
5.Применение знаний и умений в новой ситуации | 1.Самостоятельная работа с самопроверкой. Совершенствовать навык звукобуквенного анализа и синтеза. 2.Развивать навык согласования имени прилагательного и имени существительного в роде. | 7 мин | Индивидуальная. Фронтальная фронтальная | Предлагает составить звуковые схемы и слова на карточках №1 _________________________- предлагает работу на карточке задании №2 Предлагает найти окончания прилагательных в соответствии с существительным СОК, ВАРЕНЬЕ,ПИРОГ | Составляют звуковые схемы и слова на карточках №1 __________________________________________на карточке №2 закрашивают красным цветом все гласные буквы. Собирают из частей прилагательные, обозначающие соки, варенья и пирог. | Предметные: Умение проводить звуковой анализ слова, соотносить звук с буквой и собирать слово. Познавательные: Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: Контролировать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: Читать вслух и про себя. Слушать других. Познавательные: Умение согласовывать прилагательные и существительные в роде |
6.Рефлексивно-оценочный | Оценивают результат своей деятельности. Излагают суждения в устной форме. | 2 мин | Фронтальная | Подведение итогов занятия по методике «Яблоня» Диалог логопеда с детьми. . | Оценивают свое эмоциональное состояние | Личностные: Способность к самооценке. Адекватное отношев оценке своей деятельности. Коммуникативные: Умение адекватно использовать речевые средства для оформления своих суждений. Умение слушать. |
Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И учиться начинаем.
Сегодня мы с вами отправимся в Королевство, где живут Звуки и Буквы.
Но сначала нам нужно вспомнит законы Королевства. Я начну, а вы мне поможете их продолжить.
Звуки мы – говорим и …. (слышим)
Буквы мы видим,… и ….(читаем и пишем).
Название гласные звуки происходит от слова «голос», потому что …(мы можем их петь, воздух свободно проходит и не встречает преграды).
Гласные звуки обозначаются ,…(красным цветом ). Гласных звуков 6, назовем их –АОУЭЫИ, но есть еще 4 хитрых гласных буквы Е,Е,Ю,Я в них два звука. (Запись на доске)
Давайте споем гласную песенку
А О У Э Ы И
Когда мы произносим согласные звуки у нас во рту (образуется преграда и воздух свободно выйти не может)
Произнесите звук Б, что мешает воздуху выйти? Правильно, губы.
А теперь звук С? Что мешает? Зубы.
А теперь пошипим Ш-Ш-Ш, что мешает и создает шум? Конечно, это язык.
Каким цветом мы обозначаем согласные звуки? Синим.
Молодцы! Все про звуки и буквы вы знаете, а теперь в путь.
Посмотрите, мы в гостях у Гласных принцесс. Они собираются на праздник, только вот бусы рассыпались. Помогите принцессам, слушайте слоги, услышите гласный звук, нажмите на нужную букву на платье у Принцессы.
Принцессы
Молодцы, вы замечательно справились.
В Королевстве Звуков и Букв два больших замка, в одном из них -Красном замке живут Гласные принцессы, а Синем замке живут Согласные принцы.
Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Правильно, осень.
В Королевстве Звуков и Букв тоже осень и его жители трудятся, собирают урожай. Попробуем узнать, что же они собирают сегодня.
Посмотрите на картинку, назовите, что изображено на ней, выделите последний звук и запишите букву в табличку.
ШАРФ, СЫР, КЕНГУРУ,ЛУК, ТОРТ, ЗУБЫ (ФРУКТЫ)
Верно, жители сегодня собирают фрукты.
Где растут фрукты? (Фрукты растут в саду, на дереве). Давайте поможем Принцам и Принцессам со сбором фруктов. Я показываю на фрукт, а вы его называете.
АПЕЛЬСИН, АБРИКОС, АНАНАС, ПЕРСИК, СЛИВА, БАНАН, ГРУША и капуста. Ребята, что здесь лишнее и почему? Конечно, это капуста, ведь она –овощ.
Ребята, мы сегодня будем много работать на интерактивной доске, поэтому подготовим наши глазки
У прохожих на виду.(зажмуриваем и открываем глаза)
Висело яблоко в саду
Hу кому какое дело? (влево-вправо)
Просто яблоко висело.
Только Конь сказал, что низко.(глаза вниз)
А мышонок - высоко.(глаза вверх)
Воробей сказал, что близко,(смотрим на нос)
А Улитка - далеко.(смотрим вдаль)
А теперь вернемся к сбору урожая.
Принцы Согласные собирают только те фрукты, названия которых начинаются с согласного, а Гласные принцессы фрукты, названия которых начинаются с гласных.
Дети выходят по очереди к доске и распределяют фрукты для Принцессы и Принца.
_______________, назови фрукты для Принцев. __________,назови фрукты для Принцесс.
Урожай собран, можно и гостей на праздник Урожая приглашать.
На приглашении изображение фрукта и узор из бусин, но не простой. Каждая бусина это звук, а значит, и цвет ее будет красный или синий. Давайте вместе сделаем приглашение со сливой.
СЛИВА
Назовем звуки и посчитаем сколько из С,ЛЬ,И,В,А
5 звуков, а теперь составим звуковой узор
С-согласный, значит синяя бусина
ЛЬ- согласный-синяя
И-гласный-красная
В-согласный-синяя
А-гласный-красная бусина.
Посмотрите, какой нарядный узор
Теперь соберем слово из букв
Одно приглашение мы сделали с вами вместе, а сейчас вы будете это делать сами.
(Картинка с фруктом, внизу схема, набор букв и крышек ЛИМОН, КИВИ, ГРУША)
А у ________________________ будут особые задания. Раскрасить красным только те части рисунка, где написана гласная буква.
А теперь немного отдохнем.
Физминутка
Посадили семечко в землю, (присели на корточки)
Дождик его поливал, солнышко грело (потихоньку «растем»)
И выросла яблоня (потянулись вверх, пошевелили веточками)
Поспели на ней сладкие яблоки
Тянемся, собираем яблоки слева, (тянемся влево-вправо
справа,
И на землю яблоки упали и там соберем (наклоны вниз)
Ух, устали (вдохнули и выдохнули)
Урожай собран и в Королевстве Звуков и Букв готовятся к празднику, что можно приготовить из фруктов (сок, компот, пироги, варенье, джем)
Список блюд для праздничного стола напечатали, но были очень невнимательны и окончания слов потерялись.
Вставить окончания в названия соков, варенья и пирога.
Дополнительное задание
Будем на праздник печь яблочный пирог.
Яйцо, масло, мука, сахар, вода, фрукты
В Красном и Синем Замках начинается праздник, а Принцы и Принцессы вас благодарят за помощь.
Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали. Чем мы сегодня занимались на уроке?
Помогали собирать бусины Гласным Принцессам.
Подбирали фрукты, начинающиеся с гласных и согласных звуков.
Делали приглашения на Праздник Урожая.
Исправляли меню (список блюд) для праздника
(Пекли яблочный пирог)
А сейчас мы пойдем в сад к яблоне. Если вы на уроке чувствовали себя хорошо, вам было интересно, то повесьте на яблоню красное яблоко, а если настроение было плохое- то зеленое.
Спасибо вам ребята, наше занятие окончено.