СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Повторение: сложение и вычитание, устные приЁмы сложения и вычитания (учебник, ч. 1, с. 3–4; рабочая тетрадь, ч. 1, с. 3)
Цель деятельности учителя |
Создать условия для проверки умений самостоятельно работать на уроке, обосновывать выполненные действия, находить закономерность в построении ряда чисел, для усвоения понятий «число», «цифра», структуры двузначных, трехзначных чисел, для формирования вычислительных навыков, умений сравнивать трехзначные числа и решать задачи, находить признаки сходства и различия многоугольников |
Тип урока |
Постановочный, вводный |
Урок 1
Повторение: сложение и вычитание, устные приЁмы сложения и вычитания
(учебник, ч. 1, с. 3–4; рабочая тетрадь, ч. 1, с. 3)
Цель деятельности | Создать условия для проверки умений самостоятельно работать на уроке, обосновывать выполненные действия, находить закономерность в построении ряда чисел, для усвоения понятий «число», «цифра», структуры |
Тип урока | Постановочный, вводный |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знают правила именования чисел при сложении и вычитании; владеют приемами устных вычислений; умеют записывать и читать числа в пределах 100, решать простые и составные задачи. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: проявляют интерес к изучению учебного предмета (к освоению математических способов решения познавательных задач) |
методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, предметный абак с названиями разрядов |
Основные понятия | Число, цифра, нумерация, разряды |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Моти-вация | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет Громко прозвенел звонок – Начинается урок! Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем | Слушают учителя. | Фрон-тальная, индивидуальная | Л1 – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдение учителя за умением подготовить рабочее место |
II. Актуа-лизация знаний | 1. Целепо- | Сообщает тему и цель урока. | Слушают учителя. | Фрон-тальная, индивидуальная | П – извлекают необходимую информацию | Устные ответы, |
2. Устный счет. |
|
| ||||
1) Упражнения на вос-произведе- | – Назовите числа по порядку от 37 | Выполняют задания. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| ние последовательности чисел в прямом и обратном порядке. | – Назовите числа, следующие за данным при счете, предшествующие ему: 17, 29, 36, 78, 91. |
|
| Р – ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – обмениваются участников образовательного процесса. Л – осознают свои |
|
2) Упражнения на повторение десятичного состава двузначных чисел. | – Сколько десятков и единиц содер-жится в числах 72, 90, 64? – Какое число получим, если возьмем 4 десятка и 9 единиц? 6 десятков – Прочитайте числа: 3, 15, 7, 38, 42, 9, 24, 83. Сколько в каждом из них единиц и сколько десятков? – Прочитайте эти числа в порядке их возрастания (увеличения), а затем | Под руководством учителя у доски (в случае необходимости с использованием предметного абака) повторяют запись | ||||
3. Арифме-тический диктант. | Предлагает задание на увеличение каждое из чисел: 9, 29, 48, 99 – каждое из чисел: 20, 30, 65, 80 – Можно некоторые из написанных чисел представить в виде суммы разрядных слагаемых: | Выполняют задания. | ||||
|
| 49 = 40 + 9 48 = 40 + 8 19 = 10 + 9 29 = 20 + 9 64 = 60 + 4 79 = 70 + 9 |
|
| ватно рассуждать |
|
4. Знакомство с вводной статьей. | Разбирает совместно с учащимися вводную статью в учебнике на с. 4. – Посчитайте сотнями от 100 до 1 000 | Читают учебную | ||||
| Выставляет у доски абак с кармашками и задает вопросы. – На каком месте, считая справа налево, пишут единицы, десятки, сотни? – Как называются разряды? – Я поставлю в абак карточки с цифрами, а вы прочитаете, какие числа получились, и назовете, сколько в каждом сотен, десятков и единиц. Ставит числа: 600, 720, 602, 325, 871. – С помощью цифр 4, 5, 6 составьте | Выполняют задания, отвечают на вопросы. | ||||
Физкультминутка3 | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции | ||||
III. Практическая | 1. Повторение табличного сложе- | Игра «Лесенка». | Выполняют задания | Фронтальная, | П – самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществ- | Устные ответы, |
деятельность | ния и вычитания. | Игра «Молчанка». Игра «Набери слагаемыми». |
| индивидуальная | ляют поиск сущест-венной информации Р – ориентируются К – умеют задавать вопросы для уточнения последовательности действий. Л – осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам | в тет- |
2. Работа 1) Решение задач. | № 2.
Решение: 3 + 7 = 10 (чел.) – всего. Ответ: 10 человек всего.
Решение: 4 + 3 = 7 (чел.) – всего. Ответ: всего 7 детей.
Решение: 10 – 7 = 3 (чел.) – взрослых. Ответ: 3 взрослых.
Решение: 4 – 3 = 1 (чел.) Ответ: на 1 мальчика больше. | Совместно записывается условие, затем один ученик решает задачу Ученик читает задачу, затем записывает условие и решение. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| № 5. Решить задачу с комментированием
Решение: 1) 8 – 3 = 5 (г.) – свеклы. 2) 8 + 5 = 13 (г.) – всего. Ответ: пропололи 5 грядок свеклы; всего 13 грядок. |
|
|
|
|
| № 6. Было – 5 р. и еще 2 р. Истратил – 3 р. Осталось – ? р. I способ: 1) 5 + 2 = 7 (р.) – было. 2) 7 – 3 = 4 (р.) – осталось. | Один из учеников читает вслух. | ||||
| После решения задачи этим способом предлагает подумать, как можно решить эту задачу другим способом. II способ: 1) 5 – 3 = 2 (р.) 2) 2 + 2 = 4 (р.) Ответ: 4 рубля осталось. | После рассуждений приходят к выводу, что | ||||
2) Повторение устных | № 1. № 4 – выполняется устно. | Рассматривают решение примеров и вычисля- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| приемов |
| ют с устным объясне- |
|
|
|
3*. Задания из электронного при- |
|
| ||||
4. Работа | – В рабочей тетради выполните задания № 1, 3, с. 3 | Выполняют самостоятельно | ||||
IV. Итоги урока. Рефлексия деятель- | Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. Выставление оценок | Читает отрывок из стихотворения | Внимательно слушают. | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
– Чем мы занимались сегодня на уроке? – Что успели повторить? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? – Что осталось непонятным? – Что понравилось из заданий больше всего? Что не очень понравилось? | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения | |||||
V. До-машнее задание | Инструкция | Учебник, с. 4, № 3. Рабочая тетрадь, с. 3, № 2 | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают |
|
Ресурсный материал
Предметный абак
| Таблица разрядов
|
Игра «Лесенка»
| Игра «Молчанка»
| Игра «Набери
|
Мечта
Это ложь, что в науке поэзии нет.
В отраженьях великого мира
Сотни красок со звуков уловит поэт
И повторит волшебная лира.
За чертогами формул, забыв о весне,
В мире чисел бродя, как лунатик,
Вдруг гармонию выводов дарит струне,
К звучной скрипке прильнув, математик.
Настоящий ученый, он тоже поэт,
Вечно жаждущий знать и предвидеть.
Кто сказал, что в науке поэзии нет?
Нужно только понять и увидеть.
В. Михановский
Урок 2
Письменные приемы сложения и вычитания. Работа над задачей в два действия
(учебник, с. 5; рабочая тетрадь, с. 4)
Цель деятельности | Создать условия для проверки умений составлять и решать простые задачи, усвоения переместительного и сочетательного свойств сложения, формирования вычислительных навыков, умения составлять верные равенства из числовых выражений |
Тип урока | Закрепление знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся выполнять письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100 с переходом через разряд, составлять и решать простые задачи, объяснять верность равенств, составлять верные равенства из числовых выражений, пользоваться изученной Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: понимают значение математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин |
методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная, парная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Приемы сложения и вычитания, величины, ломаная |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Вот учитель входит в класс. Что мы делаем сейчас? Встали дружно. Что нам нужно? Вот учебник, вот тетрадь, Их не надо открывать. Знает каждый ученик, Будет нужен и дневник. Не забудьте про пенал, Чтоб на парте он лежал | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдение учи- |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Учитель проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – производят анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информа- | Устные ответы, |
2. Устный счет. | – Положите шарики в нужную | Выполняют задания. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| – Определите, какого рисунка |
|
| цию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие. Р – ориентируются К – обмениваются | полненные задания |
| «Занимательная рамка». |
| ||||
| – Вычислите, объясняя каждый раз, сколько всего прибавили к числу 8 + 2 + 4 6 + 4 + 3 12 – 2 – 5 18 – 8 – 1 Использует наборное полотно с двумя рядами карманов по 10 карманов в каждом ряду, иллюстрируя один пример | Записывают в тетрадь. | ||||
3. Целеполагание. | – Для чего мы выполнили это задание? Перед решением следующего примера предлагает вспомнить свойства сложения. | – Переместительное свойство: от перестановки слагаемых сумма Сочетательное свойство: два соседних слагаемых можно заменить их | ||||
| 65 + 9 + 5 = 65 + 5 + 9 = 70 + 9 = 79 | Решают с комментиро-ванием. | ||||
| 4. Повторение алгоритмов пись-менного сложения и вычитания. | № 2. № 3 – устно, под руководством | Выполняют задание. – Вычислив разность |
| в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса. Л – осознают свои |
|
5. Решение задач. | № 4. 1) 3 + 1 = 4 (н.) – в деревне. 2) 3 + 4 = 7 (н.) – всего. Ответ: 7 недель Ваня был в спортивном лагере и в деревне. | Решают самостоятельно. Одного ученика можно вызвать решать | ||||
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции | ||||
III. Практическая деятельность | 1. Работа | № 6. Выполняя работу по сравнению единиц длины, надо добиться от учащихся | Разбирают вместе | Фронтальная, индивидуальная, парная | П – осуществляют анализ, синтез, сравнение; используют зна-ково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно | Устные ответы, |
2*. Игра | – Как вы понимаете словосочетание «магический квадрат»? – В китайской древней книге «Жеким» | Высказывают свое Внимательно слушают. Работают в парах. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||
|
| 4 тысячи лет тому назад, увидел на берегу реки священную черепаху. На ее панцире был изображен рисунок из белых и черных кругов. Если заменить каждую фигуру числом, показывающим, сколько в ней кругов, получится таблица из чисел. | Рисунок лежит на пар-те, дети считают круги и вписывают в клетки квадрата их число. |
| Р – осуществляют Л – проявляют интерес к предмету |
| |||||
| – У этой таблицы есть замечательное свойство. Сложим числа 1-го столбца: 4 + 3 + 8 = 15. Сложим числа 2-го Он же получается при сложении чисел любой строки. Проверим. Мало того, этот же ответ получается, если сложить числа каждой из двух диагоналей: 4 + 5 + 6 = 8 + 5 + 2 = 15.
– Вот такое загадочное расположение чисел от 1 до 9! Рисунок китайцы |
|
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| магическим символом и употреблять при заклинаниях. Поэтому сейчас любую квадратную таблицу, составленную из чисел и обладающую таким свойством, называют магическим |
|
|
|
|
3. Работа |
|
| ||||
4*. Задания | – В рабочей тетради выполните задание № 4 | Решают самостоятельно 3-мя способами | ||||
IV. Итоги урока. Рефлексия деятель- | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? – Перечислите типичные ошибки – Какие рекомендации можете дать | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность. К – используют критерии для обоснования своего суждения. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
V. До-машнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 5, № 5. Рабочая тетрадь, с. 4, № 5 | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют поиск средств их достижения |
|
Ресурсный материал
«Положите шарики в коробочку»
| «Какого рисунка не хватает?»
|
«Занимательная рамка»
| «Рисунок на панцире черепахи»
|
Урок 3
Решение уравнений способом подбора неизвестного. Буквенные выражения
(учебник, с. 6; рабочая тетрадь, с. 4)
Цель деятельности | Создать условия для формирования умений применять латинские буквы в выражениях с переменной, решать уравнения, вычислять периметр геометрической фигуры, выполнять вычисления в столбик, для формирования вычислительных умений и навыков |
Тип урока | Комплексное применение знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять латинские буквы в выражениях с переменной, находить значения буквенных выражений, выполнять письменные приемы сложения и вычитания чисел, работать с геометрическими фигурами, вычислять периметр многоугольника, решать геометрические задачи. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; Личностные: понимают универсальность математических способов познания окружающего мира |
методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://festival.1september.ru/articles/212334 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Буквенные выражения, латинские буквы, уравнения |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный | ||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||||||||||||
I. Мотивация | Эмоциональная, психо-логическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Приготовились к уроку, В нем иначе нету проку. Здравствуйте, садитесь, Больше не вертитесь. Мы урок начнем сейчас, Интересен он для вас. Слушайте внимательно, Поймете все обязательно | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдение учителя за уме- | ||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, извлечение необходимой информации из текстов; используют зна- | Устные ответы, | ||||||||||||||||||||
2. Целеполагание. | – Определите тему и цель урока, | Формулируют тему | ||||||||||||||||||||||||
| 3. Устный счет: повторение состава чисел в пределах 20. | – Наберите слагаемыми число 13
| Выполняют задание. |
| ково-символические средства; подводят под понятие. Р – ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера | ненные задания | ||||||||||||||||||||
– На доске записаны примеры. 45 – 10 23 + 5 18 + 40 18 + 56 – 4 56 – | Внимательно слушают, | |||||||||||||||||||||||||
4. Закрепление правила | № 1. – Найдите сумму чисел а и 8. | Читают выражения, – Если а = 8, то 8 + 8 = 16. – Если а = 9, то 9 + 8 = 17. – Если а = 12, то 12 + 8 = – Если а = 17, то 17 + 8 = | ||||||||||||||||||||||||
|
|
| – Если а = 36, то 36 + 8 = – Если а = 54, то 54 + 8 = |
| Л – осознают свои возможности в учении |
| ||||||||||||||||||||
5. Решение уравнений. | № 3. – Ребята, рассмотрите записи. |
Выделяют уравнения: b + 2 = 12 х – 10 = 8 х – 8 = 2х – 4 = 6 k + 4 = 9 | ||||||||||||||||||||||||
| – Почему вы так решили? | – Потому что уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти. Решают выбранные урав-нения у доски с комменти-рованием. Из предложенных чисел выбирают для каждого уравнения такое значение х, при котором получится | ||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции | ||||||||||||||||||||||||
III. Практическая деятельность | 1. Решение примеров. | № 4. – На прошлом уроке мы с вами | Решают примеры самостоятельно, а потом проводится проверка. 38 + 29 + 12 + 11 = 64 + 7 + 6 + 43 = (64 + 6) + + (43 + 7) = 120 9 + 8 + 2 + 21 = (9 + 21) + + (8 + 2) = 40 3 + 4 + 5 + 6 + 7 = (3 + 7) + + (4 + 6) + 5 = 25 | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериацию, классификацию; выдвигают гипотезы и предлагают их обоснование; производят поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки Р – осуществляют волевую саморегуляцию К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют | Устные ответы, | ||||||||||||||||||||
2. Работа | № 5. – Что такое периметр многоуголь- |
– Периметр – это сумма длин всех сторон данного многоугольника. | ||||||||||||||||||||||||
| – Что нужно сделать, чтобы найти | – Сначала надо измерить все их стороны, а потом длину всех сторон сложить. | ||||||||||||||||||||||||
| Оказывает индивидуальную помощь тем учащимся, которые в ней Проводится проверка. | Работают самостоя- | ||||||||||||||||||||||||
3*. Игра «Маги- | – Проверим, магические это квадраты или нет? | – Нет | ||||||||||||||||||||||||
| ческий |
|
|
| и аргументируют свое мнение и позицию Л – ощущают ответственность за общее |
| ||||||||||||||||||||
4*. Задания |
|
| ||||||||||||||||||||||||
IV. Итоги урока. Рефлексия деятель- | Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. Выставление оценок | – Что нового узнали на уроке? – Чему научились? – Что осталось непонятным? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы | ||||||||||||||||||||
V. До-машнее задание | Инструктаж | Учебник, с. 7, № 4. Рабочая тетрадь, с. 4, № 6 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают |
|
Урок 4
Решение уравнений
(учебник, с. 7; рабочая тетрадь, с. 5; диск*)
Цель деятельности | Совершенствовать вычислительные навыки, умения решать уравнения на основе соотношения между целым |
Тип урока | Комплексное применение знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого на основе взаимосвязи чисел при сложении, сравнивать уравнения и выражения с переменной, объяснять решение, пользуясь изученной математической терминологией, выполнять проверку, решать текстовые задачи. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности |
методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://liceul.at.ua/publ/k_uroku/nachalo_uroka/5-1-0-41 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Уравнение |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психо-логическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Говори четко, внятно, Чтобы все было понятно. Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать. А помочь захочешь другу, Подними спокойно руку | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информа- | Устные ответы, учите-ля, вы- |
2. Целеполагание. | – Откройте учебник на с. 7, определите тему и цель урока. | Формулируют тему | ||||
| 3. Устный счет. | – Поставьте нужные знаки («+», «–») так, чтобы равенства остались (40 … 25) … 5 = 20 50 … (43 … 10) = 83 (90 … 30) … 20 = 80 (16 … 3) … 7 = 20 | Выполняют задания. |
| цию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие. Р – ориентируются К – обмениваются | полненные задания |
| – Продолжите ряды чисел. 26, 37, 48, …, …, …, … . 88, 87, 85, 82, 78, …, …, …, … . |
| ||||
| – Наберите слагаемыми число 15.
|
| ||||
4. Повторение связи между суммой и сла- | Выполняется на основе сравнения 4 + 3 = 7 7 – 4 = 3 7 – 3 = 4 | После решения примера Учащиеся, сравнивая |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
|
| – Из суммы (7) вычли Так же сравнивают третий пример с первым – Если из суммы (7) вычесть второе слагаемое |
| ции; могут работать Л – осознают свои |
|
| – Закончите вывод, помещенный | – Если из суммы двух | ||||
5. Решение уравнений. | № 1 – устно. х + 6 = 38 х = 38 – 6 х = 32 32 + 6 = 38 38 = 38 | Объясняют решение Один ученик – у доски, остальные – в тетради. | ||||
| № 2. х + 18 = 42 64 + х = 82 х = 42 – 18 х = 82 – 64 х = 24 х = 18 24 + 18 = 42 64 + 18 = 82 42 = 42 82 = 82 | Комментарии те же, что и при выполнении |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют задания |
|
|
|
III. Прак-тическая деятельность | 1. Решение задач. | № 3 – выполняется под руководством учителя. 1-я грядка – 20 кг. 2-я грядка – ? на 5 кг б. | После повторения | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют Р – осуществляют К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения; координируют в сотрудничестве разные позиции. Л – осуществляют смыслообразование | Устные ответы, |
| Решение: 1) 20 + 5 = 25 (кг) – со 2-й грядки. 2) 20 + 25 = 45 (кг) – всего. Ответ: 45 килограммов картофеля | Учащиеся решают само-стоятельно, а затем | ||||
| № 4. 1) 8 – 2 = 6 (ст.) – собрала сестра. 2) 8 + 6 = 14 (ст.) – всего. Ответ: 14 стаканов малины собрали дети | Дети заканчивают | ||||
2*. Задания |
|
|
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
IV. Итоги урока. Рефлек-сия дея-тель- | Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. Выставление оценок | – Ребята, что мы повторяли сегодня – Какую же связь мы установили? – Где использовали это правило – Что еще мы повторяли сегодня – Как вы оцениваете свою деятельность? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
V. До-машнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 7, № 5. Рабочая тетрадь, с. 5, № 8 | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают |
|
Урок 5
Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым
(учебник, с. 8; рабочая тетрадь, с. 5)
Цель деятельности | Способствовать развитию умений решать уравнения на нахождение неизвестного уменьшаемого на основе |
Тип урока | Комплексное применение знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать уравнения на нахождение неизвестного уменьшаемого на основе взаимосвязи чисел при вычитании, объяснять решение уравнений, пользуясь изученной математической терминологией, выполнять проверку, решать текстовые задачи. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; Личностные: самостоятельно выполняют определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат |
методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/ |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Неизвестное уменьшаемое |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||
I. Мотивация | Эмоциональная, психо-логическая и мотивационная под- | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Беритесь, ребята, скорей Учитесь считать, чтоб не сбиться Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Чтобы задачи без труда решать, Преобразовывать, считать, Чертить, смекать и рассуждать | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за умением организовать рабочее место | ||||||||
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная, | П – осуществляют сравнение, обобщение, классификацию, извлечение необходимой информации из текстов; используют | Устные ответы, дения учите-ля, вы- | ||||||||
2. Устный счет. | – Поработайте с занимательными | Выполняют задания | ||||||||||||
|
| – Решите арифметические ребусы.
|
| груп- | знаково-символические средства; подводят под понятие. Р – ориентируются К – обмениваются Л – способны адекватно рассуждать о при-чинах своего успеха или неуспеха в уче- | полненные задания | ||||||||
| – Найдите и исправьте ошибки. 6 + 7 – 9 = 4 17 – 8 + 11 = 20 7 + 8 – 6 = 9 13 – 8 + 7 = 12 4 + 9 – 7 = 6 11 – 7 + 9 = 13 |
| ||||||||||||
| – Выполните задание № 9 в рабочей тетради. |
| ||||||||||||
3. Целеполагание | – Откройте с. 8 учебника, определите тему и цель урока | Формулируют тему | ||||||||||||
III. Изучение нового материала | 1. Повторение связи между уменьшаемым, вычитаемым | № 1. 9 – 5 = 4 4 + 5 = 9 После решения примера на вычитание дети должны прочесть запись, используя термины «уменьшаемое», «вычитаемое» и «разность». | Формулируют вывод: – Если к разности прибавить вычитаемое, получится уменьшаемое. | |||||||||||
| 2. Решение уравнений | № 2. х – 20 = 31 х = 31 + 20 х = 51 51 – 20 = 31 31 = 31 | Учащиеся под руковод-ством учителя решают |
| нии, связывая успехи с усилиями, трудо- |
| ||||||||
| № 3. b – 8 = 54 х – 36 = 40 b = 54 + 8 х = 40 + 36 b = 62 х = 76 62 – 8 = 54 76 – 36 = 40 54 = 54 40 = 40 |
| ||||||||||||
| k + 14 = 20 k = 20 – 14 k = 6 6 + 14 = 20 20 = 20 |
| ||||||||||||
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют движения физкультминутки | ||||||||||||
IV. Практическая деятельность | 1. Решение примеров. | № 4.
| Выполняют с комментированием у доски. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, се- | Устные ответы, | ||||||||
| – Как можно использовать правило, которое мы сегодня разобрали, | – Для проверки вычитания нужно к полученной раз- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| для проверки вычитания? Проверка примера:
Аналогично решаются другие | ности прибавить вычитае-мое. Если получится уменьшаемое, значит, пример решен верно. |
| их обоснование; Р – осуществляют К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно |
|
2. Решение задач. | № 7. Учитель с учащимися разбирает | Составляют краткую
| ||||
| – Можем ли мы сразу ответить – Можем узнать, сколько розовых астр расцвело? – Каким действием? | Отвечают на вопросы. | ||||
| – А после этого можно будет узнать, сколько белых астр? Каким действием? | Решают задачу самостоятельно: 1) 15 – 3 = 12 (а.) – розовые. 2) 15 + 12 = 27 (а.) – белые. Ответ: по 27 белых астр. | ||||
3*. Занима-тельные | 1) В каждом из 4 углов комнаты сидят по одной кошке. Напротив каждой из этих кошек сидят три кошки. | Решают задачи |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| Сколько всего в этой комнате 2) У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько всего 3) В мастерской по пошиву одежды от куска сукна в 200 м ежедневно, 4) В клетке находятся 3 кролика. Три девочки попросили дать им |
|
| для обоснования Л – осуществляют смыслообразование, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
|
4*. Задания |
|
| ||||
V. Итоги урока. Рефлексия деятель- | Обобщение полученных на уроке Заключи-тельная | – Ребята, что мы повторяли сегодня на уроке? Что узнали нового? – Какую же связь мы выявили? – Где применяли это правило? – Что осталось непонятным? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность на уроке. | Устные ответы |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| беседа. Выставление оценок | – С какого задания хотелось бы начать следующий урок математики? |
|
| Л – проявляют интерес к предмету |
|
VI. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 8, № 9 | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают |
|
Ресурсный материал
«Занимательные рамки»
Урок 6
Решение уравнений с неизвестным вычитаемым
(учебник, с. 9; рабочая тетрадь, с. 6; диск)
Цель деятельности | Способствовать развитию умений решать уравнения с неизвестным вычитаемым, объяснять решение уравнений, пользуясь изученной математической терминологией, выполнять проверку |
Тип урока | Обобщение и систематизация знаний |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать уравнения на нахождение неизвестного вычитаемого на основе взаимосвязи чисел при вычитании, объяснять решение уравнений, пользуясь изученной математической терминологией, выполнять проверку. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; Личностные: понимают значение математических знаний в собственной жизни |
методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Неизвестное вычитаемое |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психо-логическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Будем правильно считать | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдение учителя за умением организовать рабочее место |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют | Устные ответы, |
2. Целеполагание. | – Откройте с. 9 учебника, определите тему и цель урока. | Формулируют тему | ||||
3. Устный счет | – Посмотрите на занимательные рамки, решите их. |
| ||||
|
| Игра «Найди ошибку». Заранее записывает на доске 6 при- 80 + 17 = 97 65 + 12 = 77 18 + 9 = 27 45 + 5 = 50 73 + 7 = 80 7 + 51 = 58 – Как проверяли? |
|
| ческие средства; Р – ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – обмениваются | ные задания |
| Если при этом окажется, что дети | – Можно было из суммы вычесть одно слагаемое, | ||||
| – Решите простые задачи на сложение и вычитание (арифметический диктант) | Записывают решения или только ответы | ||||
III. Изучение нового материала | 1. Сравнение взаимо-связанных примеров. | Повторение связи между уменьшаемым, вычитаемым и разностью можно провести на основе сравнения взаимосвязанных примеров. № 1. 8 – 6 = 2 8 – 2 = 6 | Формулируют вывод: – Если из уменьшаемого вычесть разность, то по-лучится вычитаемое. После решения примера | |||
| 2. Решение уравнений. | – Решите с комментированием. № 2. 74 – х = 8 х = 74 – 8 х = 66 74 – 66 = 8 8 = 8 | Под руководством учителя решают уравнения, используя ранее сформу-лированный вывод. |
| участников образовательного процесса. Л – осознают свои возможности в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием |
|
| № 3. Выполняется так же, как и задание |
| ||||
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют движения физкультминутки | ||||
IV. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 6. – Что известно в задаче и что нужно узнать? – Можно ли ответить на вопрос задачи сразу? – Что нужно узнать сначала? | Один из учеников читает вслух, отвечает 1) 16 – 6 = 10 (г.) – 2) 16 + 10 = 26 (г.) – Ответ: 26 грибов нашли мальчики. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют | Устные ответы, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| № 7. Решить эту задачу можно тремя I способ: 1) 32 + 40 = 72 (к.) – было всего. 2) 72 – 20 = 52 (к.) – осталось. II способ: 1) 32 – 20 = 12 (к.) – осталось на первой полке. 2) 40 + 12 = 52 (к.) – осталось всего. III способ: 1) 40 – 20 = 20 (к.) – осталось на второй полке. 2) 32 + 40 = 52 (к.) – осталось всего. Ответ: 52 книги осталось. |
|
| ния, логические Р – осуществляют контроль, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; используют критерии для обоснования своего суждения. Л – осуществляют смыслообразование |
|
2. Самостоя-тельная | – Выполните самостоятельно задания | Задача оформляется Сравнивают величины. Осуществляют взаимо-проверку. | ||||
3. Работа | – В рабочей тетради выполните задание № 10 | Решают задачи и соотносят со знаком действия |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 4*. Задания |
|
|
|
|
|
V. Итоги урока. Рефлексия деятель- | Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. Выставление оценок | – Ребята, что узнали нового сегодня – Какую же связь мы еще установили? – Где применяли это правило? – Что повторяли на уроке? – Как оцениваете свою работу | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 8, № 8 | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают |
|
Ресурсный материал
«Занимательные рамки»
Простые арифметические задачи (арифметический диктант).
1) В автобусе ехало 17 человек. 5 человек вышли. Сколько человек осталось?
2) Во дворе стояло 20 машин. Из них 8 легковых, а остальные грузовые. Сколько грузовых машин стояло во дворе?
3) Вике 18 лет, а Карине 10 лет. На сколько лет Карина младше Вики?
4) У Кости 13 красных шаров и столько же зеленых. Сколько всего шаров у Кости?
5) Когда Дима подарил 5 календариков, у него осталось 18. Сколько календариков было у Димы?
Урок 7
Обозначение геометрических фигур буквами
(учебник, с. 10; рабочая тетрадь, с. 7; диск)
Цель деятельности | Способствовать развитию умений распознавать геометрические фигуры, обозначать геометрические фигуры |
Тип урока | Обобщение и систематизация знаний |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся обозначать геометрические фигуры латинскими буквами, читать буквенные обозначения фигур, сравнивать предметы по размеру, работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; Личностные: проявляют положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе |
методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://детинн.рф/zanimatelnye-zadachi-s-otvetami |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Геометрические фигуры, вершины |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психо-логическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Все ль на месте? Всё ль в порядке: Ручка, книжка и тетрадка? Беритесь, ребята, Скорей за работу. Учитесь считать, Чтоб не сбиться со счета! | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдение учителя за умением организовать рабочее место |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, извлечение необходимой информации из текстов; используют зна-ково-символические средства; осознанно | Устные ответы, |
2. Целеполагание. | – Откройте учебник на с. 10, определите тему и цель урока. | Формулируют тему | ||||
3. Устный счет | На доске записаны три задания: уменьшить на 9: 24, 65, 18, 33; увеличить на 8: 16, 45, 71, 51; | Выполняя задания, записывают строкой ниже получаемые ответы. | ||||
|
| уменьшить на 6: 40, 72, 54, 93. |
|
| и произвольно строят речевые высказывания; подводят под понятие. Р – ориентируются К – обмениваются |
|
| Вызывает к доске трех учеников. | Отвечающие у доски объясняют, как выполняли задания, класс прове- | ||||
| Затем проводит с классом счет 5 + 8 – 9 + 6 14 – 7 + 5 – 8 + 9 12 – 9 + 8 – 5 + 4 |
| ||||
| – Разбейте выражения на две группы 23 + 15 15 + 23 47 – 14 47 – 33 38 – 23 38 – 15 33 + 14 14 + 33 | Выполняют задания | ||||
| – Подумайте и скажите: џ Кто быстрее переплывет речку – џ Какого цвета волосы у колобка? џ Лежали конфетки в кучке. Две матери, две дочки Да бабушка с внучкой |
| ||||
|
| Взяли конфет по штучке, И не стало этой кучки. Сколько конфет было в кучке? Росли 5 берёз. На каждой берёзе – |
|
| образовательного Л – осознают свои |
|
III. Изучение нового материала | Работа | – Мы все имеем имена, благодаря которым можем назвать нужного нам человека. Так же и в математике: геометрические фигуры имеют свои имена. | Внимательно слушают. На с. 10 читают вводную статью. |
|
|
|
| № 1 – работа по чертежу в учебнике | Выполняют под руковод-ством учителя. | ||||
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции | ||||
IV. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 2. – Как вы думаете: задача простая – Почему вы так решили? |
Отвечают на вопросы. | Фронтальная, инди-виду- | П – осуществляют логические действия; выдвигают гипотезы и их обосновывают; производят поиск | Устные ответы, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| – Поставьте вопрос к задаче. 1) 12 + 8 = 20 (яб.) – было. 2) 20 – 16 = 4 (яб.) – упало. Ответ: 4 яблока упало. | – Сколько яблок упало | альная | необходимой информации; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевые высказывания, логические цепочки рассуждений, доказательства. Р – осуществляют |
|
2. Решение уравнений. | № 3. 28 + а = 39 94 – b = 60 а = 39 – 28 b = 94 – 60 а = 11 b = 34 28 + 11 = 39 94 – 34 = 60 39 = 39 60 = 60 х – 25 = 75 х = 75 + 25 х = 100 100 – 25 = 75 75 = 75 | Решают самостоятельно или с комментиро- | ||||
3*. Задания |
|
| ||||
V. Итоги урока. Рефлексия деятель- | Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. | – Что понравилось на уроке? – Что показалось непонятным? – Для чего нам нужны эти знания? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность | Устные ответы |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Выставление оценок |
|
|
| Л – проявляют интерес к предмету |
|
VI. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 8, № 8 | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают |
|
Урок 8
Повторение пройденного:
«Что узнали? Чему научились?»
(проверка знаний и способов действий)
(учебник, с. 14–16)
Цель деятельности учителя: способствовать закреплению умений выполнять устные и письменные приемы сложения и вычитания, использовать математическую терминологию, решать задачи разных видов, находить значения числовых выражений, определять верные
и неверные неравенства.
Тип урока: урок-путешествие.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся выполнять устные и письменные приемы сложения и вычитания, использовать математическую терминологию, решать задачи разных видов, находить значения числовых выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок), определять верные и неверные неравенства.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют мотивацию к учебной деятельности и личностный смысл изучения математики.
Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы: http://pedsovet.su/load/240-1-0-19234;
http://mp3ostrov.com/?string; http://site15.sch-mos.ru/kremlin1/index.htm;
http://mp3ostrov.com/mp3/info/nikita-mihalkov-a-a-idu-6agau-po-moskve-982849
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, слайды с видами Москвы, индивидуальные карточки с цифрами, головоломки, красные карандаши, цветные фишки – звезды, изображение чемоданчика, тесты для каждого ученика.
Сценарий урока
I. Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
– Повторяйте за мной.
Я желаю тебе сегодня добра.
Ты желаешь мне сегодня добра.
Мы желаем друг другу сегодня добра.
Если тебе будет трудно, я тебе помогу!
– Вы любите путешествовать? (Да.)
– Мы посетим удивительное место и во время путешествия закрепим умение решать уравнения.
II. Актуализация знаний. Устный счет.
1. Решение примеров с «окошками». Работа в парах.
– Куда мы отправимся, вы сейчас догадаетесь сами. Перед вами примеры с пропущенным числом. Прежде чем приступить к выполнению задания, вспомним правила нахождения неизвестного компонента. Работать будем в парах. Главное – доброжелательность и взаимовыручка. Расскажите соседу по парте, как найти неизвестное число в выражении, затем поменяйтесь ролями. Во время работы мы проверим, как вы знаете эти правила.
85 – = 80 – 30 = 15
67 + = 70 8 · = 32
21 : = 3 : 2 = 7
– Догадайтесь, какие числа пропущены в «окошках», найдите их на рисунке и назовите рядом стоящие буквы. Сейчас вы узнаете, куда мы отправимся. (Москва.)
5 – м |
| 3 – о |
| 7 – с |
| 45 – к |
| 4 – в |
| 14 – а |
– Что вы знаете о Москве? (Столица нашей страны.)
Звучит песня «Когда мои друзья со мной» (сл. М. Танича, муз. В. Шаинского).
В кругу друзей
Лучше считать,
Легче решать
И побеждать.
2. Решение уравнений. Работа по вариантам.
– Отправиться можно на самолете или на поезде.
– I вариант, верно решив уравнение, узнаете, сколько времени мы затратим на дорогу, если полетим на самолете.
х + 86 = 87
– II вариант, верно решив уравнение, узнаете, сколько времени мы затратим на дорогу, если поедем на поезде.
28 – х = 10
– Ответы скажите товарищу по парте на ушко. А теперь давайте проверим.
III. Чистописание.
– Мы на главной площади страны – Красной площади. Кто знает, почему ее так называют? (Красивая.)
– Какую отметку ставит учитель, если у ученика в тетради записано все верно и красиво? (Пять.)
– Возьмите листочки с напечатанными цифрами и зачеркните все 5. (На листочке вразброс напечатаны разные цифры, сумма соответствует дате проведения урока.)
– Сосчитайте сумму зачеркнутых чисел.
– Проверим, все ли внимательны.
– Запишите число, «Классная работа».
– Пропишите красиво строчку цифры 5. Надеюсь, что в конце урока вы заслужите эту отметку.
IV. Математический диктант.
Демонстрирует карту Кремля.
– Перед вами карта Кремля.
– Знаете ли вы:
1) Какова наибольшая высота стен Кремля?
Наименьшая высота стен Кремля 9 м. А наибольшая – на 10 м больше. (Ответы записывают в тетрадях через запятую.)
2) Сколько всего башен в Кремле?
В Кремле 13 глухих башен, 6 проездных (с воротами) и 1 вне стен Кремля – Кутафья.
3) Сколько круглых башен в Кремле?
Из 20 башен Кремля 16 четырехгранных и 2 башни неправильной формы. Остальные круглые.
4) На скольких башнях кремлевские звезды?
Без звезд – 15 башен, а со звездами – в 3 раза меньше, чем без звезд.
Взаимопроверка: 19, 20, 2, 5. (Ответы записаны на доске.)
V. Решение уравнений.
– Сейчас для проезда в Кремль открыты ворота лишь трех башен. Рассмотрим эти башни поближе.
– Решив первое уравнение, вы узнаете высоту Спасской башни до звезды. (67 м.)
х – 17 = 50
х = 50 + 17
х = 67
67 – 17 = 50
50 = 50
На слайде появляются сведения о башне: высота башни до звезды – 67 м, со звездой – 71 м. Башня возведена в 1491 году. Ее ворота – главный парадный въезд в Кремль. На Спасской башне установлены Кремлевские куранты – главные часы страны.
– Решив второе уравнение, вы узнаете высоту Троицкой башни до звезды. (65 м.)
30 + х = 95
х = 95 – 30
х = 65
30 + 65 = 95
95 = 95
На слайде появляются сведения о башне: высота башни до звезды – 65 м, со звездой – 69 м. Троицкая башня – главная на западной стороне Кремля.
– Решив третье уравнение, вы узнаете высоту Боровицкой башни до звезды. (50 м.)
84 – х = 34
х = 84 – 34
х = 50
84 – 50 = 34
34 = 34
На слайде появляются сведения о башне: высота башни до звезды – 50 м, со звездой – 54 м. Боровицкая башня расположена на юго-западном склоне холма. Возведена в 1490 году.
Физкультминутка
Под музыку песни «А я иду, шагаю по Москве» (сл. Г. Шпаликова, муз. А. Петрова), учащиеся выполняют движения.
– Давайте узнаем, сколько весит Царь-пушка. (40 т.)
х · 2 = 80
х = 80 : 2
х = 40
40 · 2 = 80
80 = 80
На слайде появляются сведения о пушке: вес – 40 т. Изготовлена в 1586 году. Это самая большая пушка в мире.
– Чтобы узнать вес Царь-колокола, нужно не только решить уравнение, но и удвоить полученный результат. Что значит удвоить? (100 · 2 = 200 т.)
х : 2 = 50
х = 50 · 2
х = 100
100 : 2 = 50
50 = 50
На слайде появляются сведения о колоколе: вес колокола составляет 200 т. Высота – 6 м. Был отлит в 1735 году.
VI. Самостоятельная работа.
– Подходит к концу наше путешествие. Давайте проверим свои знания по теме «Уравнение» и вспомним, что нового мы узнали о Москве. У вас на столах тесты. Нужно выбрать верный вариант ответа и раскрасить соответствующую цифру в головоломке.
Тест
1. Выбери и подчеркни правильное утверждение.
1) Уравнение – это пример, в котором пропущено число.
2) Уравнение – это выражение с неизвестным компонентом.
3) Уравнение – это равенство, содержащее неизвестную величину.
2. Среди данных выражений найди и подчеркни уравнение. Реши его.
1) 2 + а + 5;
2) х + 8 = 17;
3) (с – 8) · 3;
4) 2 + 2 = 4.
3. Среди уравнений выбери и подчеркни только то, которое решается умножением. Реши его.
1) 10 · х = 60;
2) х : 8 = 9;
3) 35 : х = 7.
4. Укажи, подчеркнув, верный вес Царь-пушки:
1) 4 т;
2) 20 т;
3) 40 т.
5. Какая из этих башен Спасская:
1) Высота – 67 м (со звездой – 71 м).
2) Высота – 65 м (со звездой – 69 м).
3) Высота – 50 м (со звездой – 54 м).
– Покажите, какой рисунок получился в головоломке. Это ваша отметка за работу.
Головоломка:
– Проверим тест.
– А сейчас я проверю, кто во время путешествия был самым внимательным.
– Что произошло в Москве 31 февраля 2010 года? (В феврале 28 (29) дней.)
VII. Итоги урока. Рефлексия деятельности.
– Пора возвращаться в класс.
– А сейчас каждый из вас оценит работу на уроке. Кому было на уроке все понятно, со всеми заданиями справились уверенно – возьмите зеленую звездочку. Кто сомневался в выполнении некоторых заданий – желтую, а кто испытывал затруднения – красную. На своей звездочке напишите одним словом, чего бы вы хотели пожелать своему другу-однокласснику. Положите свои пожелания в чемоданчик «Счастливых путешествий».
Изображение чемоданчика на доске.
Домашнее задание: учебник, с. 14–16 (по выбору).