Технологическая карта модульного урока русского языка
Класс:
Раздел №
Модуль №
Модульный урок №
Дата:
Тема: Виды тропов и стилистических фигур. Анализ текста художественного стиля.
Количество часов: 1
Цели: обобщить и углубить знания по теме «Художественный стиль речи» Учащиеся должны знать: определения тропов и стилистических фигур речи Уметь: находить и правильно определять тропы и фигуры в текстах художественного стиля речи Формируемая область понимания: формирование навыков культуры речи и речевого общения, проверка орфографической и пунктуационной грамотности. Общеучебные и специальные умения и навыки: формирование навыков культуры речи и умения находить, определять, сопоставлять, сравнивать, обобщать, проверять, доказывать, устранять недочеты, закреплять навыки правописания и пунктуации. Педагогическая технология: модульная | |
Содержание заданий | Руководство по усвоению учебного материала |
Задание 1. Повторение. Вспомните план общей характеристики текста художественного стиля речи (сфера применения, задачи речи, стилевые черты, языковые средства, эстетическая функция) | Работа с планом-конспектом предыдущего урока. |
Задание 2. Используя справочники лингвистических терминов вспомнить определения тропов и стилистических фигур речи. | Работа по учебнику (стр.311) |
Задание 3. Проверка и закрепление знаний. Отработка умений и навыков. | Проверочный тест. Самооценка. |
Задание 4.Переписать упражнение (отрывок из романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»), вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Докажите, что данный текст относится к художественному стилю речи. Ответ аргументировать. | Работа в парах. Взаимопроверка (текст упражнения на слайде) и взаимоценивание. |
Задание 5. Проанализировать данный текст и определить, как М.А.Шолохов использовал изобразительно-выразительные средства языка (тропы и стилистические фигуры) для создания яркого и эмоционального художественного образа. Ответ аргументировать. | Самостоятельная работа в тетрадях. Письменный анализ теста (по плану анализа отрывка прозаического произведения). |
Модульный урок №____
Лист учета контроля Ф.И. учащегося ______________________________Класс_________
№№ | Учебный элемент (УЭ) | Количество баллов (каждое задание оценивается 1 баллом) и итоговая оценка |
1 | Повторение | |
2 | Работа с учебником | |
3 | Проверочный тест | |
4 | Выполнение упражнения | |
5 | Самостоятельная работа | |
| Итоговая оценка и самоанализ | |
Справочный материал к модульному уроку №_____
Виды тропов и стилистических фигур
Тропы
Эпитет – это слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство или качество.
А волны моря с печальным ревом о камень бились.
Сравнение – это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них с помощью другого.
Дредноут бился, словно живое существо, среди ревущего моря.
Метафора- это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
Смирились вы, весны моей высокопарные мечтанья.
Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
В сто сорок солнц закат пылал.
Литота – непомерное преуменьшение предмета или признака.
Руки у нее тонкие, как спички.
Перифраза – троп, состоящий в замене обычного названия описательным выражением.
Москва – белокаменная столица, Санкт-Петербург – город на Неве.
Метонимия – слово или выражение, употребляемое в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями.
Я три тарелки супа съел.
Оксюморон – прием сопоставления взаимоисключающих понятий.
Молодая старость. Юный пенсионер.
Стилистические фигуры
Анафора – повторение начальных слов с целью усиления к.-л. признака.
Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем.
Эпифора – повторение одних и тех же слов в конце предложений.
Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений.
Шелковая ниточка к стене льнет. Дунечка матушке челом бьет.
Молодым у нас везде дорога. Старикам у нас везде почет.
Антитеза – сравнительный оборот, в котором противопоставляются противоположные явления или понятия.
Где стол был яств, там гроб стоит.
Инверсия – необычное расположение слов с целью усиления к.-л. признака. Чаще всего используется в поэтической речи.
Люблю я пышное природы увяданье.
Градация - специальное расположение слов с целью усиления к.-л. признака.
Ветер усиливался, постепенно крепчал и переходил в ураган.
Эллипсис – пропуск подразумеваемого члена предложения.
Мы села – в пепел, грады – в прах.
Риторические обращения – привлечение внимание читателя к к.-л. объекту, выражение автором своего отношения к нему.
Поля мои! Я предан вам душой!
Риторические вопросы – это такие вопросы, которые не требуют ответов.
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!
Умолчание – намеренный перерыв в речи, передающий ее эмоциональность, взволнованность.
Нет, я не хотел…быть может, вы… я думал, не дали барону…умереть.
Многосоюзие или полисиндетон , а так же бессоюзие (или асиндетон) – прием, заключающийся в намеренном использовании или не использовании в речи союзов.
И пращ, и стрела, и кровавый кинжал щадят победителя годы.
Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон…
Проверочный тест
1. И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
2. Его игру любил творец Макбета.
3. Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь.
4. Путь шел по целине; люди падали от усталости с обрывов.
5. Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча…
6. Не станет нас, а миру хоть бы что.
Исчезнет след, а миру хоть бы что.
7. Она свежа, как вешний цвет.
Как тополь киевских высот,
Она стройна.
8. Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.
9. Мне нравятся велелые люди. Нравятся сияющие глаза, звонкий смех, громкий говор. Крики.
10. Я вижу пышное природы увяданье.
11. Цветы, любовь, деревня, праздность. Поле!
12. Вспомнились и лица, давно позабытые.
Вспомнились обильные страстные речи.
(Эпифора. Параллелизм. Сравнение. Параллелизм и анафора. Риторическое обращение. Антитеза. Синекдоха. Олицетворение. Оксюморон. Перифраза. Анафора.)
К модульному уроку №____
Художественный стиль речи
Списать, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
Безумно насл..ждаясь вернувшейся к ней жизнью Аксинья испытывала огромное желание ко всему прик..снут..ся руками все оглядеть. Ей хотелось потрогать поч..рневший от сырости смородиновый куст прижат..ся щекой к ветке яблони покрытой сизым бархатистым налетом хотелось пер..шагнуть через разруше...ое прясло и пойти по грязи бе..дорожно туда где за ш..роким логом сказочно зеленело сливаясь с тума..ой далью озимое поле.
Общая характеристика текста художественного стиля
1. Сфера употребления: используется в художественном произведении.
2.Задачи речи: нарисовать живую картину, изобразить то, о чем рассказывается.
3.Стилевые черты: высказывание обычно бывает образным, эмоциональным, конкретным.
4.Языковые средства: а) конкретные слова ( не птицы, а грачи; не сказал, а напомнил, прошептал); б)слова в переносном значении (море огней, земля спит); в)использование уменьшительно-ласкательных или оценочных слов (березка, звездочка, травушка; дурачина).
5.Использование изобразительно-выразительных средств языка (тропов и стилистических фигур).
6.Эстетическая функция художественного стиля речи.
Данный отрывок относится к художественному стилю речи. Автор «Тихого Дона» М.Шолохов передает в данном отрывке эмоциональное состояние героини: она «испытывала огромное желание», «ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони» и т.д. Использованы изобразительно-выразительные средства: «зеленело поле» (олицетворение); «почерневший куст», «сизый бархатисты налет» (эпитеты). Арсенал изобразительно-выразительных средств русского языка богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее точной, ясной, более выразительной. Здесь весь русский лексикон, таящий в себе несметные сокровища, ценности. Но раскрываются все эти богатства лишь тем, кто любит, ценит и понимает родной язык.