СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта музейного урока

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта музейного урока»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа №53 г. Бикина Бикинского муниципального района Хабаровского края.





Технологическая карта музейного урока

Тема:“История родной школы как часть истории Хабаровского края”



Учитель истории

МБОУ ООШ №53

Нурбахтина Н.Ю.,

руководитель школьного музея

2018 год

Г. Бикин

Технологическая карта урока – экскурсии в школьный музей



ФИО учителя  Нурбахтина Наталья Юрьевна

Образовательная организация: МБОУ ООШ №53 г. Бикина

Должность: учитель истории и обществознания, руководитель школьного музея «Моя малая Родина»

Квалификационная категория: первая

Педагогический стаж: 30 лет

Предмет историческое краеведение

Тип урока: урок открытия новых знаний

Класс: 6, общеобразовательный

Тема урока: «История родной школы как часть истории Хабаровского края»

Методы и технологии: ИКТ-технологии, технология сотрудничества, групповая технология, работа с архивными документами и фотографиями.

Формы работы: групповая, фронтальная

Методы обучения:

- словесный (беседа, объяснение);

- наглядный (показ презентации, работа с фотографиями, работа с архивными документами, с экспонатами музея)

Оборудование: проектор, экран, компьютер, слайдовая презентация по теме.

УМК: Борецкая Е.В. , Бордовская Н.К., Возная Н.П., Дворянкина Л.И., Иванова О.В., Игнатькова Л.С., Курган Н.Н., Максимова Е.Э., Нарожная Е.В., Рубанова Т.В., Талалаева Е. В., Швиткий «Здесь начинается Хабаровский край.

А.М. А. Е. Сейненский, Школьное историческое краеведение;

Цель урока: сформировать представление об истории школы как неотъемлимой части истории родного края, углубить знания учащихся по данной теме.

Задачи урока: 

- формировать устойчивое уважительное отношение к родному краю;

- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох;

- формировать толерантность, уважение, любовь к краеведению;

- воспитание высоконравственного и творческого гражданина России

Планируемые результаты:

1)Предметные: учащиеся должны знать основные этапы истории родной школы, связывать их с историческими этапами развития края.
2) Личностные: 

- воспитание любви к родному краю через знакомство с историей родной школы;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

- воспитание качеств личности ребенка, обеспечивающих социальную мобильность.

3) Метапредметные: 

- учащиеся должны уметь обобщать полученные знания, делать необходимые выводы;

- формирование представлений об истории родной школы как части истории города, края, страны.

Ход урока:

Ход урока


Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые

УУД



1.Организационный

этап

Цель: настроить учащихся на путешествие по различным историческим этапам развития родной школы.

Подготовить их к получению новых знаний; создать условия для мотивации внутренней потребности включения в данный процесс.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас не совсем обычный урок.

Я знаю, что вы не раз бывали в нашем школьном музее, что многие из вас являются активистами музея и сами проводят экскурсии по музею.

Сегодня я предлагаю вам стать стать музейными работниками, исследователями нашей богатой школьной истории. Давайте разделимся на группы. Их название мы придумаем позже.

































2.Актуализация знаний

Цель этапа: предъявить задания близкие жизненному опыту детей; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний; актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового материала.



Мы живем на Дальнем Востоке. Многие из вас – коренные жители Хабаровского края. Наш край – наше богатство. Мы должны изучать, знать и любить историю своего края.

Кто знает, какая наука занимается изучением истории своего края?



Что такое краеведение?

Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.







3.Постановка учебной задачи и подготовка учащихся на основном этапе.

Цель этапа:

Выявление места и причины затруднения и постановка цели.

Хабаровский край был образован Указом Президиума Верховного Совета от 20 октября 1938 года. Он расположен в центральной части российского Дальнего Востока. В нашем крае много лесных, минеральных, рыбных и других природных ресурсов.

Удивительна и увлекательна история края.

Наш город входит в состав Хабаровского края.

Любой город имеет свою, неповторимую, особенную историю и гордится ею.

И мы хотим городиться историей своего города, а для этого ее нужно хорошо знать. Знать с чего она начинается, кто создавал эту историю, где учились эти люди, кто их учил, чем они увлекались, о чем мечтали.









4. Проблемное изложение нового знания

Цель этапа: получение новых знаний об истории школы.

























































5.Подведение итогов урока.

Цель: обобщить полученную информацию





























































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































6.Рефлексия.

Цель: оценить результаты деятельности.

Итак, чему обычно посвящена заключительная часть урока?

Действительно, проверить достигнутые результаты и оценить их.

- Мы решили все задачи для достижения целей?

Да.

Ребята, это результат нашей совместной работы.



Предлагаю еще раз заглянуть в наши конверты, взять задание:

Закончи предложение:

- Хочу сказать спасибо (кому бы вы сказали спасибо за урок, за увлекательное путешествие по страницам истории нашей школы?)

- Я считаю, что прошедшее занятие (принесет мне пользу или нет?)

- Я испытывал удовольствие от (общения с кем?, чем?)

- Мне было не очень комфортно, когда (на каком этапе урока?






































Создает условия для самостоятельного определения обучающимися темы урока.

Побуждает к актуализации знаний обучающихся об истории школы и края.

Обеспечивает понимание содержания темы.

Способствует появлению интереса к теме урока.





























Вводит понятие «краеведение».

Создает учебную ситуацию, связанную с изучением истории школы в процессе практической работы.



















Задает вопрос: Какую дату мы будем отмечать в 2018 году?

Когда был образован наш край?


















Итак, кто назовет цель нашего урока?








Вернемся к названию наших групп. Перед вами на столе 5 конвертов. Открываем их.

1-я группа - «Исследователи» - изучает экспозицию «Здесь начинается Хабаровский край», отвечает на вопрос о появлении поселения Бикин.

2-я группа – «Архивариусы» - изучают архивные документы, фотографии первых учеников, директоров школы.

3-я группа – «Пионеры» - работают с музейными предметами, связанными с созданием первого пионерского отряда.

4-я группа – «Следопыты» - изучают экспозицию «Героями не рождаются».

5-я группа – «Наследники» - рассматривает альбомы с фотографиями выпускников школы, читает их воспоминания о школе, изучает информацию о дальнейшей судьбе выпускников.


Учитель создает ситуацию для проявления поисковой активности обучающихся при выполнении практической работы.



Выслушивает ответы групп, обобщает, дополняет.

Учитель обращается к экспозиции «История пионерской организации»













































































































Учитель сообщает дополнительную информацию:

Вот что вспоминает первая пионерка тех лет Антонина Дмитриевна Феоктистова:

«В 1923 году был организован первый пионерский отряд. Пионеров

было около 40 -50 человек. Форма пионерская – синие юбки в складку, кофты защитного цвета».

В пионерскую ячейку в то время записывалось очень мало детей. Родители запрещали своим детям вступать в пионеры, так как опасались за их жизнь. В районе свирепствовала банда Даренского, которая жестоко расправлялась со всеми активистами.

Вот что вспоминал пионер первого пионерского отряда, а затем и вожатый, Жуйко Василий Авраамович:

«Закончив школьные занятия, девочки и мальчики спешили в свои отряды. Здесь их ждали интересные дела, исполнение революционных песен, маршировка под звонкий пионерский барабан. Ребятам очень хотелось побольше узнать о жизни других пионерских отрядов. Вот почему стояла тишина на беседах, которые проводили с пионерами их старшие товарищи, учителя».

Далеким кажется сейчас то время. Но для Василия Авраамовича все это было очень свежо в памяти. Вот даже форму первых пионеров он помнил очень хорошо, которая совсем не походила на форму пионеров в 60 – 80 – е годы. А, вставая в строй, ребята в руках держали шест в свой рост, ведь они часто ходили в походы».

Учитель: Чем же занимались ваши сверстники в те далекие времена?

Учитель:

Частыми гостями пионеры первых лет были в селах Бикинского района – Васильевке, Козловке. Причем, добирались ребята до этих сел пешком, с песнями.

Пионерская ячейка носила имя товарища Неупокоева, Ивана, который был комиссаром 4 – го Амурского партизанского отряда.

В 1931 году в нашем городе был создан первый районный пионерский отряд, куда вошли 4 отряда, в каждом из которых было уже по 50 – 55 пионеров.



Учитель: а теперь послушаем ребят следующей группы.





























Дополнительная информация учителя:

К сожалению, о детских годах Николая Петровича известно очень мало. Он родился в селе Покровское Приморской области Приамурского генерал – губернаторства Российской империи 1 декабря 1911 года. Ныне это село Покровка Бикинского района Хабаровского края.

Николай Петрович родился не в простой крестьянской семье, а в семье уважаемого на селе человека – служащего фельдшера Петра Пустынцева.


Известно также, что в детские годы маленький Коля пел в церковном хоре.

Когда семья переехала в поселок Бикин, Николай поступил в школу – семилетку № 53.

Из воспоминаний Пустынцева:

« Я учился в школе 53 в 1925 – 27 годах в 6-м и 7-м классах.

Школа тогда была семилетней. Расположена была в одноэтажном здании, и обслуживали в основном детей железнодорожников. В те годы Бикин был небольшим поселком, и двух школ (одна сельская, другая – железнодорожная) вполне хватало для него. Весной 1927 года я окончил школу – семилетку, получил свидетельство об ее окончании.

С большой теплотой я вспоминаю своих учителей, преподававших тогда в школе № 53.

Классным руководителем нашего 7-го класса была учительница русского языка и литературы Нафтуллина Мария Павловна. Уроки ее проходили живо и интересно. Она умела мастерски читать, с большой теплотой рассказывала нам о русских писателях, об их творчестве, сумела многим из нас привить любовь к литературе. Из других преподавателей запомнились мне учитель химии Финансов Владимир Александрович и учитель математики Бобров.

Наряду с учебой нам приходилось много времени уделять и общественной работе. У нас в школе был создан свой кооператив, своя ученическая лавка. В ней продавались необходимые школьные принадлежности: тетради, ручки, перья и др.

Работой нашего кооператива руководил учком (ученический комитет). Я был выделен продавцом и кассиром.

Торговля проводилась во время перемен.

Каждый день после уроков, я должен был сдавать выручку (деньги) в магазин УСТПО.

В школе у нас хорошо работали кружки – драматический, спортивный и , помнится, кружок ИЗО (рисования).

Я был записан в драматический кружок. Руководил им учитель В.А. Финатов. Детских пьес тогда было немного.

Помню, с большим успехом прошла у нас на школьной сцене инсценировка романа Бичер - Стоу «Хижина дяди Тома».

Актовый зал был переполнен.

На наших школьных вечерах часто ставились живые газеты. В те годы они были модными. Без них не обходилось ни одно культурное мероприятие в честь праздника и в заводском, и в поселковом клубе.

Мы же, учащиеся, конечно, во всем брали пример со старших, с взрослых.

Живая газета обычно была составлена из интересных статей, в ней были представлены рассказы учащихся, юмористические сценки, декламации и пр.

Живая газета проходила на нашей школьной сцене и вызывала большой интерес у учащихся.

Хорошую инициативу проводил наш учком. В школе была создана читальня. Учеников обязали, чтобы они принесли имеющиеся у них книги. Помещение читальни хорошо оформили, на стенах были вывешены лозунги, плакаты. Вот один из них: «Чтение – вот лучшее учение». Ученики с большой охотой по вечерам посещали читальню.

С большим воодушевлением готовились учащиеся нашей школы к проведению таких знаменательных дат, всенародных праздников, как годовщина Великого Октября, День памяти В.И. Ленина, День Красной Армии и День 1-го мая.

Еще задолго до праздника учащиеся разучивали стихи, готовили хор, драмкружковцы занимались репетицией новой пьесы. Школьные вечера проходили очень организованно с большой активностью ребят.

Усиленно проводил свои сборы и наш пионерский отряд. Нередко с барабаном и горном мы проходили всем отрядом по улицам нашего поселка Бикин, пели веселые пионерские песни. Часто собирались вокруг костра, рассказывали стихи, слушали беседы старших коммунистов, участников гражданской войны на дальнем Востоке, пели свою любимую6 «Здравствуй, милая картошка!»

Наша школа № 53 в те далекие 20 – 30 – е годы была дружным и сплоченным коллективом. Из стен ее вышло немало замечательных людей, которые самоотверженно трудятся сейчас в народном хозяйстве, строят новое коммунистическое общество.

И всем, что в нас есть лучшее, мы обязаны нашей родной школе и нашим дорогим учителям». – Николай Пустынцев, Герой Советского Союза, один из бывших учеников школы № 53 гор. Бикина. 29. IX-1968 г».

В сентябре 1941 года Николай Петрович был призван в Красную Армию.

Красноармеец Пустынцев был разведчиком, в августе 1943 года был назначен командиром разведгруппы, тогда же ему было присвоено воинское звание «старший сержант».

За успешное форсирование реки Днепр, прочное закрепление плацдарма на западном берегу реки Днепр и проявленные при этом отвагу и геройство указом Президиума Верховного Совета от 20 декабря 1943 года гвардии старшему сержанту Пустынцеву Николаю Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С 1947 года старший лейтенант Пустынцев ушел в запас.

До 1972 года Николай Петрович жил и работал преподавателем на севере нашей страны – в городе Мурманске. Он является автором мемуаров о Великой Отечественной войне.

Он автор таких книг - воспоминаний о войне как «Сквозь свинцовую вьюгу», вышедшую в 1966 году (Воениздат), в которой он рассказывает о героических действиях советских разведчиков в годы войны, делится боевым опытом, дает советы молодым воинам, а также «На огненном рубеже» (Москва, 1976).

Николай Петрович вел активную литературную и общественную деятельность. Неоднократно публиковался в военной периодической печати.

15 июня 1990 года после продолжительной болезни в возрасте 78 лет Николай Петрович скончался. Похоронен он в Москве на Хованском кладбище.

6 мая 2010 года вышло Постановление Администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края «Об установлении мемориальной доски Герою Советского Союза Пустынцеву Н.П.»

В целях увековечивания памяти героев - бикинцев на здании МБОУ СОШ № 53 была установлена мемориальная доска Герою Советского Союза Пустынцеву Николаю Петровичу, участнику Великой Отечественной войны.

Митинг, посвященный открытию мемориальной доски Герою Советского Союза Пустынцеву Николаю Петровичу прошел 7 мая 2010 года, накануне 65-летия Великой Победы.







Учитель:

Итак, ребята, о чем вы узнали на нашем музейном уроке?

Как связана ли история школы с историей города и Хабаровского края?

Вы можете назвать имена земляков – героев Великой Отечественной войны?

Имена каких выпускников школы вам особенно запомнились?

Какой вклад в развитие города и края внесли выпускники нашей школы?

Создает учебную ситуацию, которая обеспечивает анализ результатов деятельности;

Рефлексию содержания результатов;

Обеспечивает понимание практической значимости полученных знаний.

Благодарит за урок.

Запишите домашнее задание:

Написать мини – сочинение «Один день в пионерском прошлом моих родителей или других родственников».
















































Актуализируют свои знания об истории школы и края.

В результате групповой работы предлагают свои варианты формулировки темы.
































Отвечают, что изучением истории края занимается наука краеведение.





















Ученики вспоминают, что 20 октября 2018 года Хабаровскому краю исполняется 80 лет.


















Ученики отвечают: «История родной школы как часто истории города и края».

Дополняют, что, вероятно, узнают о выпускниках школы.


Дети разошлись по группам, изучают предложенный материал.















































1-я группа - «Исследователи» докладывают:

«Появление поселения Бикин связано со строительством северного участка Уссурийской железной дороги.

Станция по проектным материалам сразу получила название Бикин.

Это название созвучно словосочетанию удэгейцев и нанайцев «бикини» и переводится как старший брат жены. Китайцы называли это место Дизинь-Хе – река острой горы.

Люди на этих фотографиях – инженеры, которые проектировали строительство Уссурийской железной дороги.

В 1908 году при станции Бикин открылось начальное 2-х классное железнодорожное училище. Где обучались дети железнодорожных служащих.

Оно располагалось в здании нашей школы, которое в то время было одноэтажным».

2-я группа – «Архивариусы»:

«После революции 1917 года в школу стали принимать всех детей. Независимо от места работы родителей. Железнодорожная школа стала именоваться фабрично-заводской семилеткой – ФЗС.

Школа в те далекие годы была не только местом, где обучали детей. Она была центром культурной и политической жизни жителей нашего города.

Вот имена директоров школы и первых учителей (обращаются к экспозиции с аналогичным названием).

3-я группа – «Пионеры»:

Первая пионерская ячейка была создана весной 1923 года в школе №53.

Секретарем ячейки был комсомолец Василий Матвеев, а вожатым был Борис Пуховец.

































































Пионеры готовили концерты художественной самодеятельности, выходили на субботники, помогали колхозникам на уборке урожая.

Они носили пионерские галстуки, значки».

























4-я группа – «Следопыты»:

Мы узнали, что в нашем городе служили, призвались на фронт и стали Героями Советского Союза:

Василий Иванович Матронин, Николай Михайлович Позевалкин, Николай Петрович Пустынцев, Уткин Илья Ильич, Зачеславский Василий Никифорович, Кузнецов.

А еще в нашей школе работал учителем биологии Величко Леонид Степанович – он был участником Великой Отечественной войны.



5-я группа – «Наследники» - называет имена выпускников, которые стали известными людьми не только в городе и крае, но и за его пределами.

Вот имена лишь некоторых из них:

Сергоманов Павел Аркадьевич – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ,

кандидат психологических наук, доцент, бывший ректор Красноярского института повышения квалификации.

Разов Валерий Иванович - доцент Владивостокского государственного университета.

Дубинина Галина Николаевна - доцент Хабаровского медицинского университета.

Много лет вносили свой вклад в развитие Бикинского района и Хабаровского края такие выпускники, как кандидат технических наук Тимошенко А. И., Крапивный Виталий Анатольевич в должности главного инженера 0 «Тайга», Шабуров А. Н., Андреев В.Д., Толстихин В.Н.,

Мелешко Сергей – старший специалист 1-го разряда отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства г. Хабаровска, Шишкина Нелли Викторовна – специалист министерства образования и науки Хабаровского края, Сиротская Светлана Владимировна – учитель 1-й категории школы №23, награжденная грамотой Министерства образования и науки РФ за добросовестный труд в деле образования и воспитания детей, и многие, многие другие.

















































































































































































































































































































































































































































Проводят анализ достигнутых результатов;

Осуществляют рефлексию учебной деятельности.

Смотрят приготовленную заранее презентацию по теме.















































































































































































































































Личностные:

эмоциональный настрой на урок

Регулятивные:

целеполагание;

планирование;

прогнозирование.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог;

участие в коллективном обсуждении;

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Познавательные:

выдвижение предположений;

формулирование собственных ожиданий от предстоящего урока





























Личностные:

активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему.

Регулятивные:

активная саморегуляция.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог;

участие в коллективном обсуждении;

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Познавательные:

знакомство с новыми знаниями













Личностные:

осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению,

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:

самостоятельное определение цели урока.

Коммуникативные:

Формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем.

Познавательные:

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.













Личностные:

aормирование мотивации к изучению документов, фотографий об истории школы.

Регулятивные:

формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; формирование умения работать в группах.

Коммуникативные:



Формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем.

Познавательные:

развитее умения получать информацию из текста и строить сообщение в устной форме; развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям,

 формирование умения осуществлять познавательную и личную рефлексию.







Личностные:

осмысление темы,

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:

формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; формирование умения работать в группах.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками,

участие в коллективном обсуждении проблем,

умение слушать и вступать в диалог,

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

владение монологичес-кой и диалогической речью

Познавательные:

развитее умения получать информацию из различных источников, текста и делать выводы.









































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Личностные:

проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной и исследовательской деятельности.

Регулятивные:

оценка достижения результатов.

Коммуникативные:

коллективная работа с учителем и сверстниками;

участие в совместном обсуждении проблем;

умение слушать и прислушиваться к другому мнению;

 оценка и самооценка деятельности; обобщение и систематизация знаний; учащиеся выражают свои эмоции по поводу музейного урока.

Познавательные:

углубление знаний по истории школы




















































































































































9
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!