СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта на тему: "Мягкий знак после шипящих"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта на тему: "Мягкий знак после шипящих"»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРДИЛ





Технологическая карта по русскому языку




Подготовила:

студентка Ш-41 группы

Харченко Ангелина











Ейск, 2022 год.

Предмет: Русский язык.

УМК: «Школа России»

Класс: 3 класс.

Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.

Тип урокаоткрытие нового знания.

Цель: формировать навык правописания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского и мужского рода.

Задачи:

Познавательные:

  • дать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода;

  • познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского и мужского рода;

  • отработать использование алгоритма правописания мягкого знака в именах существительных женского рода после шипящих.

 Развивающие: 

  • развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, внимание. 

Воспитывающие: 

  • создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать дружно в паре, группе.


Формируемые УУД:


Личностные УУД

  • формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Регулятивные УУД

  • формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

Познавательные УУД: 

  • развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные УУД: 

  • развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

Оборудование: учебник УМК «Школа России» 3 класс, презентация, проектор.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте! Присаживайтесь. Меня зовут Ангелина Юрьевна, и урок русского языка у вас проведу я.


Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.

- Проверьте готовность к уроку, на партах должны лежать: учебник, тетрадь, пенал и дневник.


- Повернитесь к соседу по парте и улыбнитесь ему, начнём наш урок.


(В течение всего урока контролирую посадку и дисциплину учащихся)

Приветствуют учителя.



Проверяют готовность к уроку.



Улыбаются соседу.


Л

Р

К


Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии с выявлением места и причины затруднения

- Сегодня мы будем изучать новую тему, но для начала давайте откроем тетради и запишем число и классная работа.

-А теперь давайте прочитаем стихотворение со слайда.

Камышам пищала мышь:
— Шорох ваш нарушил тишь!
Шепчут шумно камыши:
Тише, мышка, не шурши!
Шелест твой услышит кошка.
Шла бы к бабушке, ты, крошка!
Не послушаешься, мышка,—
Кошка сцапает, глупышка!


- Какой согласный звук встречается в стихотворении чаще всего?

- Дайте характеристику. Какие еще шипящие звуки вы знаете? Что вы о них знаете? Какими буквами они обозначаются?

- А сейчас давайте пропишем в тетради строчные буквы ш, щ, ж – на первой строке, а на второй строке ч, ча и чу.

- А сейчас откроем словарь на странице 149 и в строчку через запятую запишите словарные слова, которые начинаются с буквы Ч. Не забудьте поставить ударение и подчеркнуть орфограмму. Первое слово пишется с большой буквы. А теперь устно придумайте предложение со словом «черный». У доски запишем одно предложение, найдем грамматическую основу.

Словарные слова: четверг, четыре, черный, чувство.


Мягкий знак – хитрый знак 
Не сказать его никак.
Он не произносится, 
А в слово часто просится.

- Есть ли ь в этих словах и для чего он служит?

кон-ки друз-я ладон- вороб-и роял- лист-я доч- луч-

- Есть ли слова, которые вызвали у вас затруднения?

- Какой часть речи являются эти слова?

- Можем ли мы ответить на вопрос, почему у некоторых существительных пишется на конце мягкий знак, а у некоторых нет?














- Ш. Звук ш – согласный, глухой, парный, твердый, непарный.


























- Это имена существительные, есть ь знак.

- Показатель мягкости.

- Разделительный ь знак.

- Нет.

Р

К

П


Построение проекта выхода из затруднения

-Так как вы думаете, какая же тема нашего урока?

- Какую цель мы перед собой поставим?

-Тема нашего урока - это правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных.

- Изучить данное правило и научиться его применять.

Р

Этап реализации построенного проекта выхода из затруднения




























Физминутка


-Чтобы узнать, как же нужно употреблять мягкий знак после шипящих, предлагаю прочитать правило в учебнике на странице 31.

- К каким частям речи можно применить эти правила?

- На какой звук должны заканчиваться имена существительные?

- Какие шипящие вы знаете?

- У существительных мужского рода будет писаться мягкий знак?

- А у существительных женского рода будет писаться мягкий знак после шипящего звука?

- Молодцы! Теперь мы может применить правило?

- Давайте немного потренируемся! На слайде вы видите слова. Вам нужно определить, пишется мягкий знак в данных словах или нет.

Ёж, лещ, печь, товарищ, обруч, тишь, рожь, скрипач, молодёжь, багаж, дочь.

- А сейчас проговорим правило еще раз. Давайте проговорим алгоритм использования нашего правила.

1. Слова какой части речи походят под это правило?

2. Какой звук должен быть в конце слова?

3. На конце слов какого рода пишется мягкий знак?

- Давайте запишем в тетрадь.

- Мягкий знак, который мы пишем у имен существительных после шипящих это и есть орфограмма о которой вы можете прочитать на странице 32. Откройте книгу на странице 32. Прочитайте правило. Запомните его.


Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.


Учащиеся читают правило.

- К имени существительному.

- На конце слова должен присутствовать шипящий звук.

- Ж, ш, ч, щ.

- У существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.

-У существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак.

- Нам нужно узнать род имени существительного.

- Да.












Выполняют физминутку.

П

К

Л

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- А теперь давайте обратим внимание на упражнение 51. Прочитайте задание.

-Что нам необходимо сделать?

- Хорошо, теперь записываем в тетради упражнение № 51 и выполним его коллективно.

(К доске выходят ученики и по одному выполняют задание)

- Что мы сейчас делали, выполняя это упражнение?

- Для чего мы это делали? Это связано с правилом?

- А теперь давайте вернемся к первому правилу, которое мы сегодня изучили. Расскажите это правило своему соседу по парте, после чего я несколько человек проверю еще раз.

- Приведите примеры слов женского рода, которые сегодня еще не упоминались на уроке.

- А теперь назовите примеры слов мужского рода.

-Молодцы, вы хорошо справились с этой задачей.

Читают задание.

- Нам необходимо определить род имен существительных.

- Да, это связано с правилом, потому что имен существительных женского рода мы пишем мягкий знак, а у имен существительных мужского рода мягкий знак не пишется.



- Определяли род имен существительных.


-Учащиеся проговаривают правило своим соседям по парте.

-Приводят примеры на данную орфограмму.


Р

Л

Самостоятельная работы с самопроверкой по эталону

- А сейчас запишем в тетради упражнение № 53 и выполним его самостоятельно.


-Заканчиваем работу. Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Возьмите в руки карандаш и, сверяясь со слайдом, проверьте работу своего товарища.


- Вновь обменяйтесь тетрадями. Посмотрите на свой результат. Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки? Умницы, поставьте себе оценку «5».

Поднимите руку те, кто допустил 1-2 ошибки? Будьте внимательней в следующий раз, поставьте себе отметку «4».

- А теперь поднимите руку те, у кого 3-4 ошибки? Вам необходимо ещё раз повторить тему сегодняшнего урока, поставьте себе отметку «3».

И те, кто допустил 5 и более ошибок с работой, к сожалению, не справился.


- Выполняют самостоятельную работу.

П

Р

К

Включение в систему знаний и повторения

- Ребята, так какую тему мы с вами сегодня изучили?

- В словах какого рода пишется после шипящих мягкий знак?

- А в каких словах не пишется мягкий знак?

- Приведите примеры.

- А теперь открываем дневник и записываем домашнее задание, которое вы видите на слайде.

- Вашей задача – это списать пословицы и выделить все слова, подходящие под правило, которое мы сегодня изучили.

Оценки сегодня получили …

- Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных.

- В именах существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак.

- А в именах существительных мужского рода после шипящих не пишется мягкий знак.

К

Р

Л

Рефлексия

Давайте подведем итоги.

-У кого не было проблем во время урока, поднимите ваши руки высоко-высоко к солнышку и хлопните.

- Если же вы испытывали трудности -потопайте.

-Незнайка вам говорит спасибо за урок, он много нового узнал.

-Урок окончен.

Оценивают свою деятельность во время урока.

Л






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!