Ейск, 2022 год.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте! Присаживайтесь. Меня зовут Ангелина Юрьевна, и урок русского языка у вас проведу я. Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться. - Проверьте готовность к уроку, на партах должны лежать: учебник, тетрадь, пенал и дневник. - Повернитесь к соседу по парте и улыбнитесь ему, начнём наш урок. (В течение всего урока контролирую посадку и дисциплину учащихся) | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Улыбаются соседу. | Л Р К |
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии с выявлением места и причины затруднения | - Сегодня мы будем изучать новую тему, но для начала давайте откроем тетради и запишем число и классная работа. -А теперь давайте прочитаем стихотворение со слайда. Камышам пищала мышь: — Шорох ваш нарушил тишь! Шепчут шумно камыши: Тише, мышка, не шурши! Шелест твой услышит кошка. Шла бы к бабушке, ты, крошка! Не послушаешься, мышка,— Кошка сцапает, глупышка! - Какой согласный звук встречается в стихотворении чаще всего? - Дайте характеристику. Какие еще шипящие звуки вы знаете? Что вы о них знаете? Какими буквами они обозначаются? - А сейчас давайте пропишем в тетради строчные буквы ш, щ, ж – на первой строке, а на второй строке ч, ча и чу. - А сейчас откроем словарь на странице 149 и в строчку через запятую запишите словарные слова, которые начинаются с буквы Ч. Не забудьте поставить ударение и подчеркнуть орфограмму. Первое слово пишется с большой буквы. А теперь устно придумайте предложение со словом «черный». У доски запишем одно предложение, найдем грамматическую основу. Словарные слова: четверг, четыре, черный, чувство. Мягкий знак – хитрый знак Не сказать его никак. Он не произносится, А в слово часто просится. - Есть ли ь в этих словах и для чего он служит? кон-ки друз-я ладон- вороб-и роял- лист-я доч- луч- - Есть ли слова, которые вызвали у вас затруднения? - Какой часть речи являются эти слова? - Можем ли мы ответить на вопрос, почему у некоторых существительных пишется на конце мягкий знак, а у некоторых нет? | - Ш. Звук ш – согласный, глухой, парный, твердый, непарный. - Это имена существительные, есть ь знак. - Показатель мягкости. - Разделительный ь знак. - Нет. | Р К П |
Построение проекта выхода из затруднения | -Так как вы думаете, какая же тема нашего урока? - Какую цель мы перед собой поставим? | -Тема нашего урока - это правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных. - Изучить данное правило и научиться его применять. | Р |
Этап реализации построенного проекта выхода из затруднения Физминутка | -Чтобы узнать, как же нужно употреблять мягкий знак после шипящих, предлагаю прочитать правило в учебнике на странице 31. - К каким частям речи можно применить эти правила? - На какой звук должны заканчиваться имена существительные? - Какие шипящие вы знаете? - У существительных мужского рода будет писаться мягкий знак? - А у существительных женского рода будет писаться мягкий знак после шипящего звука? - Молодцы! Теперь мы может применить правило? - Давайте немного потренируемся! На слайде вы видите слова. Вам нужно определить, пишется мягкий знак в данных словах или нет. Ёж, лещ, печь, товарищ, обруч, тишь, рожь, скрипач, молодёжь, багаж, дочь. - А сейчас проговорим правило еще раз. Давайте проговорим алгоритм использования нашего правила. 1. Слова какой части речи походят под это правило? 2. Какой звук должен быть в конце слова? 3. На конце слов какого рода пишется мягкий знак? - Давайте запишем в тетрадь. - Мягкий знак, который мы пишем у имен существительных после шипящих это и есть орфограмма о которой вы можете прочитать на странице 32. Откройте книгу на странице 32. Прочитайте правило. Запомните его. Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | Учащиеся читают правило. - К имени существительному. - На конце слова должен присутствовать шипящий звук. - Ж, ш, ч, щ. - У существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется. -У существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак. - Нам нужно узнать род имени существительного. - Да. Выполняют физминутку. | П К Л |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - А теперь давайте обратим внимание на упражнение 51. Прочитайте задание. -Что нам необходимо сделать? - Хорошо, теперь записываем в тетради упражнение № 51 и выполним его коллективно. (К доске выходят ученики и по одному выполняют задание) - Что мы сейчас делали, выполняя это упражнение? - Для чего мы это делали? Это связано с правилом? - А теперь давайте вернемся к первому правилу, которое мы сегодня изучили. Расскажите это правило своему соседу по парте, после чего я несколько человек проверю еще раз. - Приведите примеры слов женского рода, которые сегодня еще не упоминались на уроке. - А теперь назовите примеры слов мужского рода. -Молодцы, вы хорошо справились с этой задачей. | Читают задание. - Нам необходимо определить род имен существительных. - Да, это связано с правилом, потому что имен существительных женского рода мы пишем мягкий знак, а у имен существительных мужского рода мягкий знак не пишется. - Определяли род имен существительных. -Учащиеся проговаривают правило своим соседям по парте. -Приводят примеры на данную орфограмму. | Р Л |
Самостоятельная работы с самопроверкой по эталону | - А сейчас запишем в тетради упражнение № 53 и выполним его самостоятельно. -Заканчиваем работу. Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Возьмите в руки карандаш и, сверяясь со слайдом, проверьте работу своего товарища. - Вновь обменяйтесь тетрадями. Посмотрите на свой результат. Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки? Умницы, поставьте себе оценку «5». Поднимите руку те, кто допустил 1-2 ошибки? Будьте внимательней в следующий раз, поставьте себе отметку «4». - А теперь поднимите руку те, у кого 3-4 ошибки? Вам необходимо ещё раз повторить тему сегодняшнего урока, поставьте себе отметку «3». И те, кто допустил 5 и более ошибок с работой, к сожалению, не справился. | - Выполняют самостоятельную работу. | П Р К |
Включение в систему знаний и повторения | - Ребята, так какую тему мы с вами сегодня изучили? - В словах какого рода пишется после шипящих мягкий знак? - А в каких словах не пишется мягкий знак? - Приведите примеры. - А теперь открываем дневник и записываем домашнее задание, которое вы видите на слайде. - Вашей задача – это списать пословицы и выделить все слова, подходящие под правило, которое мы сегодня изучили. Оценки сегодня получили … | - Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных. - В именах существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак. - А в именах существительных мужского рода после шипящих не пишется мягкий знак. | К Р Л |
Рефлексия | Давайте подведем итоги. -У кого не было проблем во время урока, поднимите ваши руки высоко-высоко к солнышку и хлопните. - Если же вы испытывали трудности -потопайте. -Незнайка вам говорит спасибо за урок, он много нового узнал. -Урок окончен. | Оценивают свою деятельность во время урока. | Л |