СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологичекая карта урока русского языка по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока

Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Цель: ознакомление обучающихся с правилом употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий;

Задачи:

• формировать умения использовать правило при написании наречий; повторить правила написания мягкого знака после шипящих в других частях речи;

• развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать;

• воспитывать интерес к урокам русского языка, доброжелательное отношение к людям.

Планируемые результаты:

Предметные: умение употреблять мягкий знак после шипящих на конце наречий;

Личностные: положительное отношение к школе, интерес к познанию русского языка, уважение к другому человеку;

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; планирование – составление плана и последовательности действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев, контроль – в форме сличения результата с заданным эталоном;

Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу; выделение и формулирование познавательной цели, осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, и свойствах;

Коммуникативные: принимать участие в работе группами и парами; проявлять интерес к общению на уроке, адекватно воспринимать различные точки зрения и позиции

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: карточки, методический инструментарий учебника, интерактивная доска.







Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

  1. Мотивация к образовательной деятельности.

Психологический настрой на образовательную деятельность.


Ребята, сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения Вл. Солоухина:

- Здравствуйте! –

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

- Здравствуйте! –

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше

ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

сделалась жизнь?

-

«Здравствуйте!» свидетельствует о готовности к общению и предлагает сделать его доброжелательным. Я надеюсь, что наш сегодняшний урок пройдет в доброжелательной атмосфере.

Внимательно слушают

Личностные УУД

(положительное отношение к школе, интерес к познанию русского языка)

  1. Актуализация опорных знаний.

1.Все мы знаем, как важно в современном обществе умение грамотно строить свою речь. Один из критериев красивой грамотной устной речи - …….. ?

Орфоэпическая пятиминутка.


2.Работа по карточкам и



3.Лексическая разминка (одновременно)


Карточка 1.

Постройте слова в пары, найдя каждому существительному его прилагательное. В какой форме стоят эти прилагательные?

1)Ветерок…, ландыш…, мороз…, снег…, атлет…, луч солнца…, лес…, гиппопотам…, день…, шиповник…, взгляд медузы Горгоны…, напиток «Кока-кола»…, успех…, Гермес…

2.Трескуч(?),неуклюж(?),шипуч(?),могуч(?), жгуч(?), пахуч(?), вездесущ(?), свеж(?), скрипуч(?), погож(?), колюч(?). дремуч(?), зловещ(?), блестящ(?).

Карточка 2.

Допишите словосочетания. Вместо точек вставьте существительные, заканчивающиеся на шипящий.

Решение … ( задач );

Множество синих … ( туч );

Капает с… ( крыш );

Ожидание приятных … ( встреч);


С соседних … ( дач );

Среди ужасных..(чудовищ)

Читал «Остров … « ( сокровищ );

В глубине … ( чащ );

С пожеланием новых … ( удач );

Линии … ( электропередач ).

Лексическая разминка.

- Замените данные словосочетания существительными на шипящий.

мелкие деньги (мелочь);

неправда (ложь)

неискренность, лицемерие (фальшь);

изображение природы (пейзаж)

доктор (врач);

человек, играющий на скрипке (скрипач);

конец суток (ночь)

сообщение с места событий (репортаж);

композиция из цветного стекла (витраж)

торжественное открытие художественной выставки (вернисаж).


Взаимопроверка лексической разминки.


- Ребята, поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга работу.

- Кто получил «5», «4», «3», «2» ?





- На какое правило все эти слова?

- Когда пишется мягкий знак после шипящих на конце имен существительных?

-Когда не пишется?



Проверка работы по карточкам.

Какое правило связывает все словосочетания в работах на доске?

Выявление связей между работой класса и индивидуальной работой учеников. Самооценка обучающихся.


4.Фронтальная работа с классом.

- Ребята, прочтите предложения и определите, какие буквы необходимо вставить на месте пропусков.

(текст на интерактивной доске)

-Не плач… Мишенька, я тебя мёдом угощу.

-Не надо, разве меня утешиш…?

-Всю ноч… я работал, так и тянет прилеч…

Изба уносится проч…, унося Василису и медведя.


Отвечают

Правильно читают, записывают

(Аэропорты, балованный, вручит, донельзя, завидно, исчерпать, каталог, налита, обеспечение, торты, шарфы)


2 ученика у доски-самостоятельная работа с последующей самопроверкой;

Самостоятельная работа класса с последующей взаимопроверкой .


























Записывают слова


















Проверяют работы друг друга






Отвечают на поставленный вопрос, вспоминают правило












Отвечают и комментируют свой ответ.


Регулятивные УУД

(учитывать выделенные учителем ориентиры в учебном материале)





































Коммуникативные УУД

(проявлять интерес к общению на уроке)

3.Целеполагание.

– Как пишется слово прочь? Почему?

– Осталась последняя орфограмма, которую нам необходимо изучить в теме «Наречие». Назовите ее.

- Какова тема нашего урока? Запишите в тетрадь.

- Какова цель урока?

- Как мы поймём, что цель достигнута?



Возникает затруднение

Делают предположения

Сообщение темы урока

Определение цели урока

(применять правило и не допускать ошибок при выполнении заданий)

Определяют критерии достижения цели

Познавательные УУД

(выделение и формулирование познавательной цели)


Регулятивные УУД

(целеполагание)

Регулятивные УУД

(предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности )

4.Изучение нового материала

- Давайте попробуем самостоятельно сформулировать правило употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий. Поможет нам в этом упр. 288

( стр. 118)

Выразительное чтение стихотворения

Формулируют правило

Познавательные УУД

(строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте)

5.Первичное закрепление во внешней речи

Комментированное письмо (карточка)

-Списать предложения, объяснить правописание. (По цепочке).


Одна дверь на замок, другая настежь. Будь другом, отойди прочь! Теленок еще не родился, а они уж с обухом стоят. Замуж выходи – в оба гляди. Пшеничка по выбору кормит, а матушка – рожь всех сплошь. Хоть на час, да вскачь. Сын да дочь, да и тех кормить невмочь. Ты от горя за реку, а оно уж стоит на берегу. Врет сплошь, а переврать не умеет. Прочь поди, в грех не вводи.


Применяют правило на практике

Регулятивные УУД

(действие по инструкции)

Динамическая пауза

- Если утверждение верное- поднимаем руки вверх и хлопаем, если неверное- топаем.

-Наречие- неизменяемая часть речи.

-Наречие в предложении является определением.

-Наречие – особая глагольная форма.

-Наречие имеет степени сравнения.

-Некоторые наречия пишутся через дефис.

-На конце наречий УЖ,ЗАМУЖ,НЕВТЕРПЁЖ пишется мягкий знак.

Выполняют физминутку

Личностные УУД

(потребность в заботе о своём здоровье)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Выборочно-распределительный диктант.


- Из диктуемых пословиц выписать слова в два столбика: 1) с ь на конце после шипящих, 2) без ь на конце после шипящих.

Печь нам мать родная. Стряхни его с плеч, а он на руки лезет. Отойди, ёж, на тебе тулуп нехорош. Не шути с огнём, обожжёшься. Что прочно, то и беречь можно. Семь в тебе душ, да ни в одной пути нет. Ешь до света, а делай до поту. Сплошь да рядом. Дочку замуж выдать – не пирог испечь. На богатого ворота настежь, на убогого запор. Неуклюж, да дюж.

Групповая работа (резерв)

- Каждая группа должна составить предложение, включив в него : слово с новой орфограммой, слово из орфоэпической разминки и причастный оборот.

Самостоятельная работа
















Самопроверка и самооценка


Работа в группах


Выступления обучающихся

Регулятивные УУД

(действие по инструкции, контроль- в форме сличения результата с заданным эталоном)












Коммуникативные УУД

(договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности)

7.Рефлексия образовательной деятельности на уроке

- С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке?

- В каких случаях на конце наречий пишется мягкий знак?

- Поднимите руки те, кто хорошо усвоил тему.

- Кто что-то не понял?

- Как вы думаете, достигли ли мы цели урока?

Ответы обучающихся




Самооценка деятельности

Личностные УУД

(ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата)

8.Дом.задание

П. 46, упр. 289,290

Запись дом. задания





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!