Мотивация к образовательной деятельности. | Психологический настрой на образовательную деятельность. Ребята, сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения Вл. Солоухина: - Здравствуйте! – Поклонившись, мы друг другу сказали, Хоть были совсем незнакомы. - Здравствуйте! – Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? - «Здравствуйте!» свидетельствует о готовности к общению и предлагает сделать его доброжелательным. Я надеюсь, что наш сегодняшний урок пройдет в доброжелательной атмосфере. | Внимательно слушают | Личностные УУД (положительное отношение к школе, интерес к познанию русского языка) |
Актуализация опорных знаний. | 1.Все мы знаем, как важно в современном обществе умение грамотно строить свою речь. Один из критериев красивой грамотной устной речи - …….. ? Орфоэпическая пятиминутка. 2.Работа по карточкам и 3.Лексическая разминка (одновременно) Карточка 1. Постройте слова в пары, найдя каждому существительному его прилагательное. В какой форме стоят эти прилагательные? 1)Ветерок…, ландыш…, мороз…, снег…, атлет…, луч солнца…, лес…, гиппопотам…, день…, шиповник…, взгляд медузы Горгоны…, напиток «Кока-кола»…, успех…, Гермес… 2.Трескуч(?),неуклюж(?),шипуч(?),могуч(?), жгуч(?), пахуч(?), вездесущ(?), свеж(?), скрипуч(?), погож(?), колюч(?). дремуч(?), зловещ(?), блестящ(?). Карточка 2. Допишите словосочетания. Вместо точек вставьте существительные, заканчивающиеся на шипящий. Решение … ( задач ); Множество синих … ( туч ); Капает с… ( крыш ); Ожидание приятных … ( встреч); С соседних … ( дач ); Среди ужасных..(чудовищ) Читал «Остров … « ( сокровищ ); В глубине … ( чащ ); С пожеланием новых … ( удач ); Линии … ( электропередач ). Лексическая разминка. - Замените данные словосочетания существительными на шипящий. мелкие деньги (мелочь); неправда (ложь) неискренность, лицемерие (фальшь); изображение природы (пейзаж) доктор (врач); человек, играющий на скрипке (скрипач); конец суток (ночь) сообщение с места событий (репортаж); композиция из цветного стекла (витраж) торжественное открытие художественной выставки (вернисаж). Взаимопроверка лексической разминки. - Ребята, поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга работу. - Кто получил «5», «4», «3», «2» ? - На какое правило все эти слова? - Когда пишется мягкий знак после шипящих на конце имен существительных? -Когда не пишется? Проверка работы по карточкам. Какое правило связывает все словосочетания в работах на доске? Выявление связей между работой класса и индивидуальной работой учеников. Самооценка обучающихся. 4.Фронтальная работа с классом. - Ребята, прочтите предложения и определите, какие буквы необходимо вставить на месте пропусков. (текст на интерактивной доске) -Не плач… Мишенька, я тебя мёдом угощу. -Не надо, разве меня утешиш…? -Всю ноч… я работал, так и тянет прилеч… Изба уносится проч…, унося Василису и медведя. | Отвечают Правильно читают, записывают (Аэропорты, балованный, вручит, донельзя, завидно, исчерпать, каталог, налита, обеспечение, торты, шарфы) 2 ученика у доски-самостоятельная работа с последующей самопроверкой; Самостоятельная работа класса с последующей взаимопроверкой . Записывают слова Проверяют работы друг друга Отвечают на поставленный вопрос, вспоминают правило Отвечают и комментируют свой ответ. | Регулятивные УУД (учитывать выделенные учителем ориентиры в учебном материале) Коммуникативные УУД (проявлять интерес к общению на уроке) |
5.Первичное закрепление во внешней речи | Комментированное письмо (карточка) -Списать предложения, объяснить правописание. (По цепочке). Одна дверь на замок, другая настежь. Будь другом, отойди прочь! Теленок еще не родился, а они уж с обухом стоят. Замуж выходи – в оба гляди. Пшеничка по выбору кормит, а матушка – рожь всех сплошь. Хоть на час, да вскачь. Сын да дочь, да и тех кормить невмочь. Ты от горя за реку, а оно уж стоит на берегу. Врет сплошь, а переврать не умеет. Прочь поди, в грех не вводи. | Применяют правило на практике | Регулятивные УУД (действие по инструкции) |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. | Выборочно-распределительный диктант. - Из диктуемых пословиц выписать слова в два столбика: 1) с ь на конце после шипящих, 2) без ь на конце после шипящих. Печь нам мать родная. Стряхни его с плеч, а он на руки лезет. Отойди, ёж, на тебе тулуп нехорош. Не шути с огнём, обожжёшься. Что прочно, то и беречь можно. Семь в тебе душ, да ни в одной пути нет. Ешь до света, а делай до поту. Сплошь да рядом. Дочку замуж выдать – не пирог испечь. На богатого ворота настежь, на убогого запор. Неуклюж, да дюж. Групповая работа (резерв) - Каждая группа должна составить предложение, включив в него : слово с новой орфограммой, слово из орфоэпической разминки и причастный оборот. | Самостоятельная работа Самопроверка и самооценка Работа в группах Выступления обучающихся | Регулятивные УУД (действие по инструкции, контроль- в форме сличения результата с заданным эталоном) Коммуникативные УУД (договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности) |