СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературе в 11 классе (ФГОС)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.

С.И. Гессен.

То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия. Технологическая карта урока – что это? Понятие “технологическая карта” пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов.

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго Поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературе в 11 классе (ФГОС)»


«Применение современных образовательных технологий на уроках литературы в старших классах»





Технологическая карта урока по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»



ГОЛДАЕВСКАЯ ВАЛЕНТИНА АНАТОЛЬЕВНА,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ города Москвы «Школа № 1499

имени Героя Советского Союза

Ивана Архиповича Докукина»

Конспект урока

ФИО учителя: Голдаевская Валентина Анатольевна

Место работы: ГБОУ города Москвы «Школа № 1499 имени Героя Советского Союза Ивана Архиповича Докукина»

Класс: 11

Предмет: Литература

Тема: «Любовь… Великий дар или трагедия?» (по повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”) 

Время проведения: 2 урока

Тип урока: урок изучения нового материала (урок освоения новых знаний)

Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна

Задачи урока:

Ι. Образовательные: познакомить учащихся с историей создания повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»; формировать умение анализировать текст художественного произведения (проблематика, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов); развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстраций); обогащать словарный запас; осмыслить значение слова “любовь”, пользуясь описанием этого чувства в повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя (умение видеть мир чувств и переживаний) и навыки сравнения героев произведения; формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, способствуя развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения; развивать умение обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку; отношение к любви, как к некой высшей ценности, которая определяет духовный мир людей.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению, воспитание правильного отношения к чувствам другого человека, душевную чуткость и внимание; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;

– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, умение инсценировать;

– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.

Методы: эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности.

Приемы: диалог, комментированное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, работа в группах.

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, тексты.

Литература:

1. Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

2. Толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова.

3. Текст письма Наполеона Жозефине (сокращенный вариант).

Технологическая карта урока (урок рассчитан на 2 часа)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный. Цель: создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Психологический настрой учащихся на урок. Проверка готовности необходимой к уроку литературы.

Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

регулятивные: саморегуляция.

2. Мотивация учебной деятельности.

Читает фрагмент письма Наполеона Жозефине («Моя единственная Жозефина — вдали от тебя весь мир кажется мне пустыней, в которой я один... Наполеон Бонапарт – Жозефине, 3 апреля 1796 г.) и предлагает проанализировать его по плану.

Работают с письмом Наполеона по следующему плану:

- выписывают те фразы из текста, которые вызвали определенные эмоции (согласие, протест или непонимание);

- комментируют, почему именно эти фразы привлекли их внимание, какие мысли, ассоциации у них возникли при чтении.


познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные: формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения;

регулятивные: целеполагание.

3. Постановка учебной задачи, целеполагание (формулировка темы урока).

Задает вопросы:

- С каким чувством или понятием ассоциируется у вас письмо Наполеона? Как вам кажется, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?

Ставит перед учащимися учебную задачу:

- Сформулируйте цель сегодняшнего занятия.

/ Понять, что такое любовь, вдуматься в смысловые оттенки этого слова, изучить концепцию любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» - такова цель нашего урока…/

Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь.

коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения;

регулятивные: целеполагание;

познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации.


4. Актуализация имеющихся знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Организует проверку выполнения домашнего задания (по 4 группам). Обсуждает с учащимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах:

- Каким было ваше домашнее задание?

- В каких произведениях русской и зарубежной литературы идет речь о любви?

- Одинаково ли писатели и поэты трактуют эту тему?

- Положительные или отрицательные чувства может вызывать любовь?

Выступают с сообщениями (по д/з):

Первая группа: искала ответ на вопрос – какие положительные чувства может вызывать любовь, указывает авторов, произведения.

Вторая группа: искала ответ на вопрос – какие отрицательные чувства может вызывать любовь, указывает авторов, произведения.

Третья группа: подбирала эпитеты к слову «любовь».

Четвертая группа: работала с толковыми словарями, выписывала значения слова «любовь».

личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям;

познавательные: умение работать с разными источниками информации;

регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами.

5. Первичное усвоение новых знаний.

- Перед тем как мы откроем повесть А.И. Куприна и посмотрим, как он видит это сложное, неоднозначное чувство – как великий дар или великое проклятие, необходимо обратиться к предыстории создания этого произведения…

Сообщение ученика «История создания повести «Гранатовый браслет» (индивидуальная домашняя работа учащегося) - факт из семейной хроники князей Туган-Барановских из воспоминаний Л.Любимова.

познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;

коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.

6. Проблемное объяснение нового.


Проводит эвристическую беседу по проблемному объяснению нового знания:

- Есть ли в повести персонаж, способный на возвышенную любовь?

- Как мы узнаём о любви Желткова? Кто о ней рассказывает?

- Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу? 

– Что значит гранатовый браслет для самого Желткова? Подумайте, почему Желтков подарил Вере самую ценную для него вещь? Каково символическое звучание этой детали?

- Почему страстная любовь Желкова оказалась неразделенной?

- Какой предстаёт княгиня перед читателями в первых главах повести?

- Способна ли она на пылкую, страстную любовь?

- Кто ополчается против Желткова? Почему?

- Кто из знакомых княгини защищает Желткова? Почему?

- Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме?

- Почему автор дал главному герою имя Георгий? Нет ли тут иронии?

- Какова судьба гранатового браслета?

- Почему автор закончил повесть трагической развязкой?

- Как вы думаете, почему Вера заплакала? Что стало причиной ее слез – «впечатление смерти» или что-то другое? 

- Каков смысл названия повести?

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение, анализируют.


коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение);

участие в дискуссии; высказывание о героях и их поступках;

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

познавательные: поиск и выделение в тексте необходимой информации.





7. Первичная проверка понимания.

Подбирает цитаты. Ставит учебную задачу.

- Герои повести высказывают свое мнение о любви. Перед вами высказывания некоторых из них. Чья точка зрения вам ближе и почему?


Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.

Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”

Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…”

Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования…”

личностные: умение выражать своё отношение к событиям; формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания;

коммуникативные: умение вступать в диалог с автором произведения; строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

познавательные: умение на основе анализа текста делать выводы; осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

8. Закрепление материала в ходе представления результатов собственной деятельности.

Организует работу в группах, определяет круг вопросов для мини-исследований.

Обсуждение и поиск общего решения в группе, представление результатов работы в группе.

Группа 1: “Любовь” и “влюблённость”: чем отличаются эти понятия?

Группа 2: Какую роль играет в произведении музыка Бетховена?

Группа 3: Любовь без взаимности: счастье или трагедия?

Группа 4: Любить и быть любимым – это одно и то же? Что лучше?

Группа 5: Какова история генерала Аносова? Почему она даётся так подробно?

познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; умение на основе анализа текста создавать интерпретации, делать выводы;

овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи;

коммуникативные:

умения слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с задачей; оформлять своё мнение в устной форме; работать в группе;

личностные: формирование нравственной позиции учащихся на основе сопереживания; формирование навыков развернутого анализа.

9. Работа с самопроверкой по эталону.

Предлагает учащимся проверить свои знания текста, пройдя он-лайн тест.


Выполнение теста с последующей самопроверкой (на сайте можно посмотреть статистику правильных и неправильных ответов).

познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

личностные: формирование навыков самооценки.

10. Итоги урока. Оценки. Рефлексия.

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

Подводит итоги урока:

- Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?

- Актуально ли произведение   в наши дни?

- Как теперь вы ответите на вопрос: что такое любовь?

Организует рефлексию обучающихся по поводу их эмоционального состояния, деятельности на уроке:

- Какую ставили учебную задачу?

- Удалось ли ее решить?

- Что понравилось на уроке?

Оцените свою работу на уроке: - На уроке я работал активно/пассивно.

- Своей работой на уроке я доволен /не доволен, почему?

- Материал урока мне был понятен / не понятен?

Осуществляют самооценку работы групп, используя лист оценивания. Заполняют рефлексивную карту.

регулятивные: формирование навыков рефлексии.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: сравнение, оценивание.


11. Домашнее задание

Цель: Включение новых знаний в систему изученного материала.

Информирует учащихся о домашнем задании: предлагает написать сочинение-миниатюру или проанализировать указанный эпизод.

Записывают домашнее задание, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить.

Анализируют эпизод или пишут мини-сочинение в форме эссе (с последующим почтением вслух и обсуждением прочитанного).

коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!