МКДОУ Воронцовский детский сад
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НОД
по индивидуальному логопедическому занятию
по формированию произношения для ребенка 5 лет с ФФНР
на тему: «Автоматизации звука (ш) в слогах, в словах и предложениях»
Учитель-логопед Мирошник Маргарита Викторовна
2020год.
Технологическая карта НОД
Ф.И.О. логопеда | Мирошник Маргарита Викторовна |
Место работы | МКДОУ Воронцовский детский сад |
Возраст детей: | вторая старшая группа «Б», 5 лет |
Тема: | Автоматизации звука [ш] в слогах, словах и предложениях |
Используемая образовательная программа | Рабочая программа коррекционно – развивающей работы учителя – логопеда для детей с нарушением речи для логопедического пункта. |
Цель: | закрепление правильного произношения звука [ш] в различных видах речевой деятельности. |
Задачи: | I.Коррекционно-образовательные: Закреплять правильное произношение звука [ш] в слогах, словах и предложениях. Учить определять наличие слов со звуком [ш] в стихотворном тексте Продолжать учить определять место звука [ш] в словах Упражнять в подборе прилагательных к существительным, в употреблении слов-антонимов и уменьшительно-ласкательных форм Продолжать учить составлять предложения по опорным словам II.Коррекционно-развивающие: Развивать фонематический слух и восприятие: определение наличия или отсутствия звука [ш] в словах. Развивать артикуляционную моторику Развивать память, внимание, мелкую моторику III.Коррекционно-воспитательные: Воспитывать интерес к занятиям. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества. |
Интеграция образовательных областей: | Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие. |
Дидактическое обеспечение занятия: | Картинки-символы для артикуляционной гимнастики; конверт; полоски из картона с предметными изображениями на одной стороне; фигуры на улице; предметные картинки; ткань, музыкальное сопровождение, игрушечные машинки. |
Предварительная работа: | Работа над артикуляцией, постановка звука [ш], развитие фонематического слуха. |
Интеграция образовательных областей: | Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие. |
Структура занятия: | I часть. Вводная –2-3минуты. Орг. Момент. II часть. Основная – 10-14 минут. Задания, дидактические игры, артикуляционная и пальчиковая гимнастика. III часть. Заключительная – 1-2 минуты. Подведение итогов непосредственно образовательной деятельности. |
Форма организации: | индивидуальное занятие. |
Ход НОД:
I часть. Вводная.
Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Здравствуй Ваня! Сегодня я приглашаю тебя совершить путешествие. Однако перед дальней дорогой надо размяться.
Проводится артикуляционная гимнастика под соответствующую музыку: «Лопата», «Чашечка», «Лягушка и Слон, «Парус».
II часть. Основная.
Сообщение темы:
Разминка закончена, отправляемся в путь. А в дорогу
мы с собой возьмем звук ....
Ребенок узнает звук [ш] по беззвучной артикуляции и произносит его.
Определение на слух звука ш
Идем по дорожке. Шаг будем делать в том случае, если услышим звук [ш]. (Медленно читает стихотворение.) Для Мишутки малыша Маша вяжет теплый шарф. Шарф на шею он повяжет и тихонько Маше скажет: «Спасибо!»
Автоматизация звука (ш) в словах.
Куда же привела нас дорожка? (к Маше и Медведю). А давай их ласково назовём. Что у Мишки в руках? (конверт). Давай посмотрим ,что в нём? Это волшебное заклинание! Что ты Миша сказал? Нужно произнести его. Повторяй за мной, вот так: аШта, аШва, аШка, анШа, амШа, акШа. Посмотри, что это для нас Миша приготовил ? (достаём полоски) Они нам пригодятся для того чтобы перейти через дорогу.
Стоят машины.
Развитие фонематического слуха. Подбор прилагательных к существительным.
Смотри здесь ездят машины, но нет специальной дороги для пешеходов. Как она называется? (пешеходной дорожки) А давай её сделаем. Для этого у нас есть полоски из белой бумаги с картинками. Давай разберем эти полоски. А разложим их так: слева положим те картинки, в названии которых звук [ш] в начале слова, в центре — если звук в середине, а справа те картинки, в названии которых звук в конце слова. Ребенок раскладывает картинки-полоски в зависимости от места звука в слове. А теперь делаем дорожку. Выкладывая её из этих полосок, к каждой картинке подбирай слово: машина (какая?); петушок (какой?) ...
Ребенок строит дорожку, подбирая к каждой картинке подходящие слова. Логопед фиксирует себе эти слова и затем переворачивает каждую картинку изображением вниз.
Подбор слов-антонимов.
Перешли по пешеходной дорожке. Давай поздороваемся (Чебурашка и крокодил Гена). Я знаю, что Гена и Чебурашка играют в игру наоборот. А давай и мы поиграем. Гена какой, а чебурашка какой (показываю)
Маленький — ... большой. Плохой — ... хороший.
Узкий — ... широкий. Гладкий — ... шершавый.
Образование существительных с ум.-ласк. суффиксами.
Возле чебурашки стоит сундук. Чебурашка маленький и вся одежда у него маленькая. Давай ласково назовём.
(Достаём из сундука вещь).
У чебурашки не большая рубашка, а маленькая (рубашечка). У чебурашки не большая шапка, а ... маленькая. У чебурашки не большие шорты, а ... маленькие. У чебурашки не большие штаны, а ... маленькие.
Ребенок повторяет начало фразы и договаривает ее словом в уменьшительно-ласкательной форме.
Составление предложений по опорным словам.
Посмотри, что это там впереди? Мы подошли к смешарикам, но они любят играть в прятки и спрятались от нас под волшебной шторой. Нужно составить про них предложения. Как только им понравится твоё предложение, они появятся из-за волшебной шторы. Но чтобы тебе было полегче смешарики оставили нам подсказки (Возле каждого смешарика картинки, по ним ребенок составляет предложения).
Ребенок составляет предложения по опорным картинкам. Логопед наклоняется к смешарику и спрашивает: понравилось ли ему? За каждое составленное предложение логопед открывает одного из смешариков (они накрыты тканью).
Крош, машина, мешки.
Нюша, шарик, мишка.
Копатыч, подушка, карандаш.
Вот и появились все смешарики!
III часть. Заключительная.
Рефлексия
Нам пора возвращаться. А вот и наша пешеходная дорожка. Надо вновь пройти по ней и вспомнить все картинки. Ты ведь их хорошо запомнил? Про какую картинку ты говорил?.. Логопед поочередно перечисляет слова, которые подбирал ребенок. Тот, вспоминая картинку, отвечает: «Я хорошо запомнил...». В самом конце картинки переворачиваются для проверки правильности ответа ребенка. Логопед хвалит ребёнка.
Логопед. Вот и подошло к концу наше путешествие. А какой звук сопровождал нас в этом путешествии?
Ребенок. Ш-ш-ш.
Логопед хвалит ребенка. До свидания, Ваня.