СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта обобщающего урока "Полезные ископаемые" 5 класс (VIII вид)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта обобщающего урока "Полезные ископаемые" 5 класс (VIII вид)»

Урок природоведения 5 класс.

Тема: Обобщающий урок «Полезные ископаемые»

Цель: Систематизация имеющихся у обучающихся знаний о полезных ископаемых.

Задачи: 1.Закрепить знания о видах горных пород; формировать у обучающихся умения привести примеры использования горных пород и минералов человеком.

2. Развивать умения заполнения таблиц; развивать логическое мышление;

3. Продолжить воспитание аккуратности при работе в тетради.

Оборудование: образцы горных пород, карточки с заданиями, иллюстрации и фотографии горных пород, учебная презентация.

Практическая работа «Изучение горных пород по образцам».


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

  1. Устный опрос. Рассказать по схеме, какие бывают полезные ископаемые.

  2. Расшифруй в таблице слово.


М

Р

А

О









  1. Отгадай ребусы.

"' "'

П Е



  1. Индивидуальные задания.

А) Заполните перфокарту, отметь знаком «+» - строительные П.И., знаком «*»- горючие П.И.



Строительные П.И.

Горючие П.И.

Торф

Каменный уголь


Песок



Мел



Поваренная соль



Гранит




  1. Практическая работа

Учитель показывает горные породы и минералы, обучающиеся называют признаки по которым они отличатся.

Затем ученикам на парты раздаются памятки со свойствами горных пород.

  1. Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета.

Прозрачность. Характеризуется способность минерала пропускать свет. Выделяют непрозрачные – не пропускающие солнечные лучи; прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу; полупрозрачные или просвечивающие – пропускающие свет подобно матовому стеклу.

Блеск показывает способность минералов преломлять свет. Выделяют минералы с блеском, без блеска – матовые.

Твердость: твердая, мягкая, хрупкая.

Вес: тяжёлый, средней тяжести, лёгкий


Первую горную породу учитель исследует вместе с учениками, а остальные образцы ученики изучают самостоятельно. После заполнения таблицы, обучающиеся делают выводы о связях свойств горных пород и минералов и происхождении.


  1. Ребятам предлагаются образцы горных пород, которые они должны описать по плану в виде таблицы.


Название

Цвет

Прозрачность

Блеск

Излом

Твердость

Вес


































  1. Сравнить горные породы. Проанализируйте, что у них общего, а чем они отличаются.

Отличительные признаки

Гранит

Торф

Мел

Каменный уголь

Цвет

Серого, красного или зеленого цвета, с вкраплениями черного и белого цвета

светло-коричневый

белый

черный

Прозрачность

непрозрачный

непрозрачный

непрозрачный

непрозрачный

Блеск

с блеском

матовый

матовый

с блеском

Твёрдость

твердый

хрупкий

твердый

Твердый, но хрупкий

Вес

Тяжелый

легкий

легкий

Тяжелый


  1. Подведение итогов урока.

1.Отгадать кроссворд




По горизонтали:

1.

Он очень прочен и упруг, 
„R„„„‚„Ђ„y„„„u„|„‘„} – „~„p„t„u„w„~„Ќ„z „t„‚„…„s:
„D„Ђ„}„p, „ѓ„„„…„Ѓ„u„~„y, „Ѓ„Ђ„ѓ„„„p„}„u„~„„„Ќ
„K„‚„p„ѓ„y„r„Ќ „ѓ„„„p„~„…„„ „y „x„p„}„u„„„~„Ќ. („C„‚„p„~„y„„)

3.

Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. („M„u„|)

4.

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. („P„u„ѓ„Ђ„{)

5.

На кухне у мамы помощник отличный. 
„O„~ „ѓ„y„~„y„} „€„r„u„„„{„Ђ„} „‚„p„ѓ„€„r„u„„„p„u„„ „y„x „ѓ„Ѓ„y„‰„{„y. („C„p„x)

6.

Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл. 
„N„u „Ѓ„Ђ„t„~„y„}„u„„„ѓ„‘ „‚„p„{„u„„„p. 
„O„„„s„p„t„p„z„„„u, „‰„„„Ђ „w„u „Џ„„„Ђ? („N„u„†„„„Ћ)

8.

Она варились долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда)

По вертикали:

1.

Если встретишь на дороге, 
„S„Ђ „…„r„‘„x„~„…„„ „ѓ„y„|„Ћ„~„Ђ „~„Ђ„s„y,
„@ „ѓ„t„u„|„p„„„Ћ „}„y„ѓ„{„… „y„|„y „r„p„x„… – 
„O„~„p „Ѓ„Ђ„~„p„t„Ђ„q„y„„„ѓ„‘ „ѓ„‚„p„x„…. („C„|„y„~„p)

2.

Покрывают им дороги,
Улицы в селении, 
„@ „u„‹„u „Ђ„~ „u„ѓ„„„Ћ „r „€„u„}„u„~„„„u,
„R„p„} „Ђ„~ – „…„t„Ђ„q„‚„u„~„y„u. („I„x„r„u„ѓ„„„~„‘„{)

7.

Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. („S„Ђ„‚„†)

9.

Он чёрный, блестящий, 
„L„ђ„t„‘„} „Ѓ„Ђ„}„Ђ„‹„~„y„{ „~„p„ѓ„„„Ђ„‘„‹„y„z. 
„O„~ „~„u„ѓ„u„„ „r „t„Ђ„}„p „„„u„Ѓ„|„Ђ. 
„O„„ „~„u„s„Ђ „{„‚„…„s„Ђ„} „ѓ„r„u„„„|„Ђ. 
„P„Ђ„}„Ђ„s„p„u„„ „Ѓ„|„p„r„y„„„Ћ „ѓ„„„p„|„y,
„D„u„|„p„„„Ћ „{„‚„p„ѓ„{„y „y „Џ„}„p„|„y. („T„s„Ђ„|„Ћ)



Тест «Полезные ископаемые».

1.Какие ученые изучают полезные ископаемые и отыскивают их в природе?

А) геологи;

Б) археологи;

В) биологи;

Г) строители.

2. Какие вещества называются полезными ископаемыми?

А) все полезные вещества;

Б) витамины;

В) залегающие под землей или на поверхности земли полезные для человека вещества;

Г) древние вещества.

3. Выдели НЕ относящееся к данной группе полезное ископаемое:

А) каменный уголь;

Б) нефть;

В) гранит;

Г) природный газ.

4.Выдели лишнее:

А) кирпич;

Б) песок;

В) железная руда;

Г) глина.

5.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

А) песок, глина;

Б) гранит, торф;

В) каменный уголь, поваренная соль.

6. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

А) оловянная и медные руды;

Б) каменный уголь, природный газ;

В) графит, сера.

7.3ачем мы собираем металлолом?

А) мы сохраняем запасы руды;

Б) очищаем территорию от мусора;

В) участвуем в соревновании между классами.

8.Из какого полезного ископаемого получают металлы?

А) из угля;

Б) из гранита;

В) из руды.


3.Подбери слова, которые характеризуют эти полезные ископаемые.

Гранит: ___________________________________________________________.

Глина:____________________________________________________________.

Известняк:________________________________________________________.

Слова для справок: белого цвета, хорошо лепится, твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, мягкая, серого или красного цвета, хорошо полируется

4. Резервное задание.

Под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых. Первый вариант выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка. Второй вариант- свойства нефти и глины.

1 .горючее; 9. сыпучее;

2. твердое; 10. легче воды;

3. жидкость; 11. газообразное;

4. тяжелее воды; 12. белого цвета;

5. черного цвета; 13. пластичное;

6. желтого цвета; 14. плохо пропускает воду;

7. хрупкое; 15. коричневого или белого цвета.

8. имеет запах;


  1. Домашнее задание.

1.Творческое задание: нарисовать человечка, состоящего из любого полезного ископаемого, опиши какой у него характер.