СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта. Односоставные предложения. Типы односоставных предложений

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта. Односоставные предложения. Типы односоставных предложений»

Технологическая карта (план) занятия №




Группа

Дата

Дисциплина

Русский язык





Тема занятия

Односоставные предложения. Типы односоставных предложений

Вид занятия

Теоретическое (урок изучения нового материала с элементами практикума)

Цель занятия:


обучающая

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Предложения»;

совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной единицы;


- совершенствовать навыки работы с правилами русской орфографии и пунктуации.

развивающая

- способствовать развитию умений грамотно писать и говорить на основе изученного материала.

воспитательная

- способствовать воспитанию интереса и любви к русскому языку.


Результат

Должны знать:

- смысл понятий

Что такое предложение


Члены предложения


Должны уметь:


Выполнять синтаксический разбор

Применять правила на практике


Показатели оценки

результата

Активность на занятии

Правильность выполнения заданий

Быстрота выполнения заданий

Умение работать в группе

Индивидуальная работа

Межпредметные связи

Обеспечивающие

дисциплины

Русский язык, литература


Обеспечиваемые

дисциплины

(модули, МДК)

Предметы общеобразовательного цикла




Средства


Компьютер, подборка раздаточного материала по теме, учебник



Основная

Русский язык под ред. А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой; Москва; Просвещение, 2005 г.

литература


Дополнительная

Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы под ред. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков; Москва; Просвещение, 1987 г.

литература





содержание занятия

этапа

Этапы занятия, учебные вопросы,

формы и методы обучения

Временная

регламентация

этапа

1.

Организационный этап:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить обучающихся к работе на уроке.

СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния аудитории и готовности обучающихся к занятию, организация внимания.

5 мин

2.

Этап проверки домашнего задания:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми обучающимися, установить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствую при этом знания, умения, навыки.

15 мин

3.

Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность обучающихся, постановка целей учебной деятельности.

Мы живем в большом и очень многообразном, постоянно меняющемся мире. Но все, что мы видим вокруг себя, все, что существует вместе с нами, можем как-то назвать. Согласны с этим? Какая часть речи помогает нам в названии всего существующего?

(имя существительное)

Из частей речи состоят предложения. А что такое предложение? О чем мы будем сегодня говорить?

Этот ответ и будет темой нашего урока


Открываем тетради, записываем число, тему урока

Какие ассоциации у вас связаны со словом ПРЕДЛОЖЕНИЕ?

(дети называют ассоциации).

Давайте совместно дадим определение ПРЕДЛОЖЕНИЮ. А теперь ОДНОСОСТАВНОМУ предложению.

10 мин

4.

Этап усвоения новых знаний:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – дать обучающимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала; добиться от обучающихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения обучающимися способов, путей, средств получения знаний, оперирования ими.

Запись алгоритма рассуждения (с привлечением знаний учащихся)

Словарный диктант (учащиеся работают в тетрадях , один ученик – у доски)/ Индивидуальная работа по карточкам / Выполнение тестовых заданий на компьютере. 

Варьировать, лосьон, въявь, объявление, обязанность, четырёхъячеистый, четырёхэтажный, сэкономить, сверхизысканный, сверхъестественный, бурьян, объесть, обед, бульон, двуязычный, двухэтажный, двухъярусный, Кащей Бессмертный, 9 Мая, Ломоносовские чтения, Герой Российской Федерации, Народный артист России, Большая Медведица, США, Красный Крест, Ближний Восток, Дом актёра, Ясная Поляна.

 

-  Исправьте ошибки. Объясните основные орфограммы,  встретившиеся в диктанте.

(употребление ъ и ь в качестве разделительных, ь для обозначения мягкости, для обозначения формы слова; правописание и, ы после приставок, употребление прописных букв).

Знакомство с новым материалом.

Проблемная постановка темы.

Односоставные предложения

По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.

Двусоставными называются простые предложения, в грамматической основе которых имеются оба главных члена — подлежащее и сказуемое. В лесудержался запах прелой травы.

Односоставными называются простые предложения, у которых грамматическая основа состоит из одного главного члена — подлежащего (назывные) или сказуемого (глагольные). Летний полдень.



Трудность в определении грамматической основы представляют неполные предложения — предложения, в которых может быть не назван какой-либо член, который ясен из ближайшего текста. При этом неполные предложения могут быть как двусоставными, так и односоставными.
1) Финишировали велогонщики. Распрямили усталые спины. Во втором предложении не названо подлежащее велогонщики, ясное из предыдущего предложения. Второе предложение является неполным двусоставным.
2) В воскресенье утром иду на стадион. Вечером — на концерт. Во втором предложении не назван главный член односоставного предложения иду. Это неполное односоставное (определённо-личное) предложение.

Неполными предложения могут быть только по составу членов предложения, но не по смыслу. Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются благодаря предыдущим предложениям (контексту) или соответствующей внеязыковой ситуации.

Назывные предложения

Назывные предложения — это односоставные простые предложения с главным членом — подлежащим. В назывных предложениях сообщается о каком-либо предмете, явлении и утверждается, что этот предмет или это явление есть в настоящем. Скорый поезд. Он гремит лесами, стелет дым на жёлтое жнивьё.

Назывные предложения произносятся с интонацией сообщения. Назывные предложения чаще всего употребляются в публицистическом и художественном стилях.

Глагольные односоставные простые предложения

В глагольных односоставных простых предложениях главный член — сказуемое. Глагольные односоставные предложения делятся на определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные.

1. Определённо-личные предложения

Определённо-личными называются односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица. Плывём пустынной Ладогой под яркой аркой-радугой.

В определённо-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом в прошедшем времени и в форме 3-го лица единственного числа: 3-е лицо не является определённым, а прошедшее время вообще не указывает на лицо. Определённо-личные предложения по смыслу синонимичны двусоставным предложениям и нередко используются для того, чтобы избежать повторения одного и того же слова.

2. Неопределённо-личные предложения

В неопределённо-личных предложениях сказуемое выражается глаголами 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени либо множественного числа прошедшего времени. Скоро объявят о результатах выборов.



3. Обобщённо-личные предложения

Обобщённо-личные предложения — это односоставные предложения, в которых глагол-сказуемое называет действие, относящееся к любому лицу. Группа обобщённо-личных предложений выделяется по смыслу. Грамматически обобщённое значение передаётся обычно глаголом в форме 2-го лица единственного числа. Обобщённо-личные предложения типичны для пословиц и афористичных высказываний. Учи других — и сам научишься.

Обобщённое значение может иметь и форма 3-го лица множественного числа.Спустя лето по малину не ходят.

Определённо-личные и неопределённо-личные предложения приобретают обобщённое значение (т. е. переходят в разряд обобщённо-личных), если называют действие, которое может быть отнесено ко всем и к каждому в отдельностиДобро поощряй, а зло порицай.

4. Безличные предложения

Безличные предложения — это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Пахнет черёмухой, медовой кашкой и ландышем.

Сказуемое в безличных предложениях обычно выражается безличными глаголами, но нередко используются и личные глаголы в значении безличных. Дымкой синей серый снег заволокло.

В качестве сказуемого могут выступать глаголы в неопределённой форме, а также слова категории состояния. Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин

35 мин

5.






Этап проверки понимания обучающимися нового материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить осмыслили ли обучающиеся связи и отношения фактов, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

Диагностический контроль (с целью выявления «слабых мест»). Коллективная работа. Анализ предложений.

5 мин

6.

Этап закрепления нового материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – закрепить у обучающихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу.

Самостоятельная работа учащихся

Выполнение синтаксического разбора по вариантам по вариантам. 

10 мин

7.

Рефлексия учебной деятельности:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности.

Учащиеся заполняют лист самооценки, отвечая на вопросы:

  1. Что нового я узнал (а) на уроке?

  2. Насколько я справился (ась) с каждым заданием?

  3. Как проявились мои креативные способности?

  4. В какой мере проявились мои аналитические способности?

  5. Насколько комфортно мне было работать в группе?

  6. Объективно я оценивал (а) работу других групп?

  7. Какова эффективность моего участия на уроке?

Какую работу мне необходимо провести для полного овладения темой урока?

 - Какие понятия, прозвучавшие на уроке оказались для вас новы? (Конкретные, отвлечённые, собирательные и вещественные существительные.)

- Какие  затруднение при изучении нового материала у вас возникли?

3 мин

8.

Этап информации обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подвести итоги и выставить оценки, сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Составить предложения по каждому пункту правила.

7 мин


Преподаватель




Родина Е.А.





(И.О. Фамилия)