живой организм, обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, подвижность, размножение.
Этап урока | УУД | Деятельность |
учителя | учащихся |
Организационный момент | Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. Личностные УУД: - самоопределение, смыслообразование | Проверяет присутствующих, готовит к работе на уроке, проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся. | Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. |
Мотивация. Создание проблемной ситуации. | Личностные УУД: создание эмоционального фона урока; внутренний настрой учащихся на учебное занятие. Регулятивные УУД: реакция на звонок; волевая саморегуляция; развитие способности самоконтроля готовности к уроку. | Озвучивание эпиграфа к уроку | Обсуждение смысла эпиграфа |
Актуализация субъективного опыта | Личностные УУД: осознание границ собственных знаний; заинтересованность учащихся в приобретении и расширении знаний и способов действий. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач урока. Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге. | Постановка учебной задачи: распознать клетки простейших, назвать их отличительные признаки Актуализирует опорные знания учащихся | Распознают клетки амебы и эвглены по изображениям, называют их отличительные признаки; пытаются распознать клетку инфузории; Заполняют сравнительную таблицу; Пытаются назвать строение клетки инфузории Заполнение таблицы "Знал. Хочу узнать. Узнал" Формулируют тему урока. |
Создание проблемной ситуации. | Личностные УУД: - личностное самоопределение. Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать. | Организует осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Создает для учеников проблемную ситуацию. Например: демонстрирует движение механической (заводной) игрушки Организует беседу : - Какой признак живых организмов сейчас был показан? (движение); а рост – сосульки, сталактита; размножение – компьютерный вирус. Учитель просит дать определение «живой организм». Проводит подводящий диалог: - Что такое живой организм? Жизнь? - Какое вы заметили противоречие? - Что удивило? Почему не смогли выполнить задание.? | Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её |
Целеполагание | Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока) Личностные УУД: - смыслообразование и личностное самоопределение. | Учитель организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний. Подводящий диалог - Что мы знаем о живых организмах? - Существуют ли такие признаки (признак), который позволит нам дать определение «живой организм»? ( Ответы учащихся фиксируются на доске в виде таблицы, заполняются 1и 2, 3 колонки: Знаю, Хочу узнать , Что узнали? ) Учитель записывает признаки живых организмов, знакомые учащимся Организует подводящий диалог : - Каков главный вопрос нашего урока? - Какова цель? Выслушивает предположения детей, лучшие формулировки записываются в таблицу -2 колонка. (Что такое живой организм? Изучить признаки живых организмов, дать определение «живой организм») | Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться). Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности. |
Восприятие и осмысление учащимися нового материала | Личностные УУД: осознание границ собственных знаний; заинтересованность учащихся в приобретении и расширении знаний и способов действий. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач урока. Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге. | Постановка проблемной ситуации. выявление места и причины затруднения Организует работу в группах по построению проекта выхода из затруднения | Участвуют в проектной работе "Строение инфузории-туфельки" Цель: выяснить, признаки в строении и жизнедеятельности инфузории, которые доказывают ее усложнение Действия: -изучить текст и рисунки учебника на странице 42. -заполнить кластер -дать определение понятию "конъюгация" -Сделать выводы. Результат: 2 ядра, 2 сократительные вакуоли, клеточный рот и глотка, конъюгация. Вывод: Инфузории имеют более сложную организацию по сравнению с саркодовыми и жгутиконосцами, так как их клетка содержит большое и малое ядро, 2 сократительные вакуоли, клеточные рот и глотку для захвата добычи, образует порошицу для выведения из клетки ненужных веществ. Для инфузорий свойственен половой процесс - конъюгация. |
Первичное закрепление | Регулятивные УУД: определение цели учебной деятельности; умение самостоятельно выполнять задание; развитие способности самоконтроля. Личностные УУД: осознание значимости умения решать учебную задачу; внутренняя позиция школьника, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Познавательные УУД: способность к познанию; готовности осуществлять направленный поиск и отбор информации по отношению к натуральным биологическим объектам; выбор оснований для сравнения объектов, установления причинно-следственных связей Коммуникативные УУД: организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; согласованность при работе в паре; принятие позиции собеседника. | Организует проведение лабораторной работы | 1. Выполняют лабораторную работу "Строение и передвижение инфузории-туфельки". Делают выводы. 2. Отвечают на тестовые вопросы. Проводят самопроверку. Заполняют таблицу "Сравнительная характеристика простейших" Кратко сопоставив строение одноклеточных, учащиеся указывают на их сходство и различия, черты усложнения инфузорий |
Анализ | Регулятивные УУД: оценка собственной учебной деятельности на уроке; развитие способности самоконтроля. Личностные УУД: формирование личной ответственности за результат учебной деятельности. Познавательные УУД: осознание и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД: умение объяснять и аргументировать свою точку зрения. | Организация работы по анализу деятельности учащихся на уроке | Заполнение таблицы "Знал. Хочу узнать. Узнал" Участвуют в применении методики "Лесенка успеха" |
Рефлексия | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения. | Организация проведения рефлексии Учитель организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог . - Обратите внимание на наши записи! Демонстрирует: проблему урока, цель, задачи, план. - Всё мы выполнили? Вернёмся к нашей таблице! Предлагает работу с таблицей ( Знаю Хочу узнать Что узнали? ) - Что мы запишем в третьей колонке? - Как оцените свою работу? | Методика "Незаконченное предложение" На уроке я работал... Своей работой на уроке я... Я узнал... Я хотел бы узнать... Мне удалось... У меня вызвало затруднение... Мое настроение... |
Домашнее задание | Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения. Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий. | Озвучивает домашнее задание: 1. Прочитать п.1 стр. 8-11(задание обязательное для всех). Задание 2 или 3 выполняется по выбору. 2. Ответьте на вопрос, проявление каких свойств живых организмов можно наблюдать в процессе работы двигателя автомобиля? 3. Придумай рисунок, иллюстрирующий утверждение: «Всё, что нас окружает,- тела живой и неживой природы». Обозначь на рисунке, какие из изображённых тобой тел природы относят к телам живой, а какие из них – к телам неживой природыИзучить параграф Сделать рисунки строения одного из животных. | . Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания |