СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока биологии в 7 классе по теме: Тип Простейшие. Класс Инфузории.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока биологии в 7 классе по теме: Тип Простейшие. Класс Инфузории.»

Технологическая карта открытого урока биологии в 7 классе по теме :Тип Простейшие .Класс Инфузории.

Предмет

Биология

Класс

7


Тема урока


Тип Простейшие .Класс Инфузории.



Тип урока



Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности


Предметно-дидактические цели

Создать условия для освоения учащимися знаний об особенностях строения и жизнедеятельности животных типа Инфузории, раскрыть признаки, свидетельствующие об усложнении организации животных в типе Инфузории по сравнению с саркодовыми и жгутиконосцами


Деятельная цель

Формирование умений реализации новых способов действия

-формулировать цель учебной деятельности, по овладению обобщенными способами приобритения новых знаний,

-уметь выбирать способ и средства реализации учебной цели,

-осуществлять самооценку собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.


Планируемые образовательные результаты

Предметные


Метапредметные


Личностные

- формирование понятий о клетке Простейших как самостоятельном организме;


- распознавание инфузории, сопоставление строения организма с выполняемыми функциями;


- объяснение признаков клетки инфузории-туфельки и ее жизнедеятельности, свидетельствующие об усложнении организации

- развитие умения пользоваться аппаратом ориентировки учебника;


- формирование умения сравнивать различные живые объекты, находить их общие закономерности, различия, формулировать выводы;



- формирование мировоззренческих позиций, способствующих пониманию основных закономерностей в живой природе;


- формирование личностных представлений о ценности животных, осознания значимости охраны животного мира




  Основные понятия, изучаемые на уроке:

живой организм, обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, подвижность, размножение.

Учащийся  должен знать: основные признаки Инфузориевых,  определения: живой организм, обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, подвижность, размножение; особенности  их проявления  у растений и животных..

Учащиеся должны уметь: называть признаки Инфузориевых,  , сравнивать объекты живой и неживой природы, анализировать и  обобщать теоретический материал,  выявлять особенности проявления основных признаков этих организмов, давать определения понятиям: обмен веществ, рост, размножение.



Обеспечение урока: учебники, рабочие тетради, компьютер,  интерактивная доска.



Этап урока

УУД

Деятельность

учителя

учащихся

Организационный момент

Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. Личностные УУД: - самоопределение, смыслообразование


Проверяет присутствующих, готовит к работе на уроке, проверяет подготовленность рабочего места  учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.


Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.



Мотивация.

Создание проблемной ситуации.

Личностные УУД: создание эмоционального фона урока; внутренний настрой учащихся на учебное занятие.


Регулятивные УУД: реакция на звонок; волевая саморегуляция; развитие способности самоконтроля готовности к уроку.

Озвучивание эпиграфа к уроку

Обсуждение смысла эпиграфа



Актуализация субъективного опыта



Личностные УУД: осознание границ собственных знаний; заинтересованность учащихся в приобретении и расширении знаний и способов действий.


Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач урока.


Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге.

Постановка учебной задачи: распознать клетки простейших, назвать их отличительные признаки






Актуализирует опорные знания учащихся

Распознают клетки амебы и эвглены по изображениям, называют их отличительные признаки; пытаются распознать клетку инфузории;




Заполняют сравнительную таблицу;


Пытаются назвать строение клетки инфузории


Заполнение таблицы "Знал. Хочу узнать. Узнал"


Формулируют тему урока.

Создание проблемной ситуации.


Личностные УУД: - личностное самоопределение. Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать.


Организует осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий и  фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Создает для учеников проблемную ситуацию.

Например: демонстрирует движение механической (заводной) игрушки Организует беседу : - Какой признак живых организмов сейчас был показан? (движение); а рост – сосульки, сталактита;  размножение – компьютерный вирус. 

Учитель просит дать определение «живой организм».

Проводит подводящий диалог: - Что такое живой организм? Жизнь? - Какое вы заметили противоречие?  - Что удивило? Почему не смогли выполнить задание.?

                    Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её

Целеполагание

Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока) Личностные УУД: - смыслообразование и личностное самоопределение.

Учитель организует работу по  формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний.

Подводящий диалог

- Что мы знаем о живых организмах? - Существуют ли такие признаки (признак), который позволит нам дать определение «живой организм»?  ( Ответы учащихся фиксируются на доске в виде таблицы, заполняются 1и 2, 3 колонки:  Знаю, Хочу узнать , Что узнали? )

Учитель записывает признаки живых организмов, знакомые учащимся  

    Организует подводящий диалог :

- Каков главный вопрос нашего урока?

- Какова цель?

Выслушивает предположения детей, лучшие формулировки записываются в таблицу -2 колонка. (Что такое  живой организм? Изучить признаки живых организмов,  дать определение «живой организм»)  

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.                     Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться). Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности.


Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Личностные УУД: осознание границ собственных знаний; заинтересованность учащихся в приобретении и расширении знаний и способов действий.


Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач урока.


Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге.

Постановка проблемной ситуации. выявление места и причины затруднения



Организует работу в группах по построению проекта выхода из затруднения

Участвуют в проектной работе "Строение инфузории-туфельки"


Цель: выяснить, признаки в строении и жизнедеятельности инфузории, которые доказывают ее усложнение


Действия:


-изучить текст и рисунки учебника на странице 42.


-заполнить кластер


-дать определение понятию "конъюгация"


-Сделать выводы.


Результат: 2 ядра, 2 сократительные вакуоли, клеточный рот и глотка, конъюгация.


Вывод: Инфузории имеют более сложную организацию по сравнению с саркодовыми и жгутиконосцами, так как их клетка содержит большое и малое ядро, 2 сократительные вакуоли, клеточные рот и глотку для захвата добычи, образует порошицу для выведения из клетки ненужных веществ. Для инфузорий свойственен половой процесс - конъюгация.

Первичное закрепление

Регулятивные УУД: определение цели учебной деятельности; умение самостоятельно выполнять задание; развитие способности самоконтроля.


Личностные УУД: осознание значимости умения решать учебную задачу; внутренняя позиция школьника, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.


Познавательные УУД: способность к познанию; готовности осуществлять направленный поиск и отбор информации по отношению к натуральным биологическим объектам; выбор оснований для сравнения объектов, установления причинно-следственных связей


Коммуникативные УУД: организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; согласованность при работе в паре; принятие позиции собеседника.

Организует проведение лабораторной работы

1. Выполняют лабораторную работу "Строение и передвижение инфузории-туфельки". Делают выводы.


2. Отвечают на тестовые вопросы. Проводят самопроверку.


Заполняют таблицу "Сравнительная характеристика простейших"


Кратко сопоставив строение одноклеточных, учащиеся указывают на их сходство и различия, черты усложнения инфузорий



Анализ

Регулятивные УУД: оценка собственной учебной деятельности на уроке; развитие способности самоконтроля.


Личностные УУД: формирование личной ответственности за результат учебной деятельности.


Познавательные УУД: осознание и произвольное построение речевого высказывания.


Коммуникативные УУД: умение объяснять и аргументировать свою точку зрения.

Организация работы по анализу деятельности учащихся на уроке

Заполнение таблицы


"Знал. Хочу узнать. Узнал"



Участвуют в применении методики "Лесенка успеха"

Рефлексия

Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся  выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения.


Организация проведения рефлексии

Учитель организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог

. - Обратите внимание на наши записи!

 Демонстрирует: проблему урока, цель, задачи, план.

- Всё мы выполнили? Вернёмся к нашей таблице! Предлагает работу с таблицей (  Знаю Хочу узнать Что узнали?  )  

  - Что мы запишем в третьей колонке?  

- Как оцените свою работу?  

Методика "Незаконченное предложение"


На уроке я работал...


Своей работой на уроке я...


Я узнал...


Я хотел бы узнать...


Мне удалось...


У меня вызвало затруднение...


Мое настроение...



Домашнее задание

Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения. Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.                                            


Озвучивает домашнее задание:

1. Прочитать п.1 стр. 8-11(задание обязательное для всех). Задание 2 или 3 выполняется по выбору.

2. Ответьте на вопрос, проявление каких свойств живых организмов можно наблюдать в процессе работы двигателя автомобиля?

3. Придумай рисунок, иллюстрирующий утверждение:  «Всё, что нас окружает,- тела живой и неживой природы». 

Обозначь на рисунке, какие из изображённых тобой тел природы относят  к телам живой, а какие из них – к телам неживой природыИзучить параграф

Сделать рисунки строения одного из животных.

.   Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания