СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?". Самоанализ урока.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Входит в раздел «Слова. Слова. Слова.»

Цель урока:

Содержательная: познакомиться с понятиями корень и родственные слова; узнать его правила.

Деятельностная – развивать умения находить и выделять корень в однокоренных, родственных словах;  умение подбирать однокоренные слова и  группу родственных слов.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?". Самоанализ урока.»

Технологическая карта урока в 2 классе

ФИО учителя: Шпис Наталия Владимировна

Предмет: Русский язык

Тема урока: Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

Место и роль урока в изучаемом разделе: входит в раздел «Слова. Слова. Слова.»

Тип урока: урок открытия нового знания

Педагогические технологии:

  • проблемно-диалогическое обучение;

  • деятельностно-поисковое обучение;

  • здоровьесберегающее обучение

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Цель урока:

Содержательная: познакомиться с понятиями корень и родственные слова; узнать его правила.

Деятельностная – развивать умения находить и выделять корень в однокоренных, родственных словах; умение подбирать однокоренные слова и группу родственных слов.

Задачи:

- образовательные: сформировать умение находить и выделять корень, подбирать однокоренные слова..

- развивающие: способствовать развитию умения рассуждать , мыслить; развитию навыков устной и письменной речи; развитию памяти, критического мышления, умения вести диалог; развитию способности четко формулировать свои мысли.

- воспитательные: пробуждать интерес к предмету через игру; воспитывать самостоятельность, активность, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группах (планировать работу, совместно оценивать результат работы).

Ресурсы (материально-техническое оборудование урока и учебно-методическое пособие): В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. - Школа России, -М., «Просвещение»; проектор, экран, презентация; карточки с заданиями.

План урока:

1. Мотивация к учебной деятельности

2. Актуализация знаний

3. Выявление места и причины затруднения

4. Постановка проблемы, целеполагание

5. Реализация построенного проекта

5.1 Физминутка

6. Первичное закрепление.

7. Самостоятельная работа

8. Включение в систему знаний и повторения

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Закрепление знаний о правилах

  • Правописание имён существительных, овладение первоначальными представлениями о грамматических нормах русского языка;

  • Овладение понятиями «корень слова»; «однокоренные слова»

  • Овладение умением находить корень в словах, умением находить однокоренные слова

  • Контролировать ход и результат нахождения корня слова.


Универсальные учебные действия:

Личностные:

  • проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу,

  • понимает причины успеха в учебной деятельности.

Регулятивные:

  • определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя,

  • учится работать по предложенному учителем плану,

  • оценивает деятельность одноклассников на уроке и свою работу.

Познавательные:

  • осмысливает  нахождение и исправление ошибок;

  • извлечение информации, представленной в разных формах;

  • осуществление анализа однокоренных слов;

  • проводит сравнение,  классификацию по заданным критериям.

  • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя,

  • составляет алгоритм действий под руководством учителя,

  • наблюдает, анализирует, сравнивает и обобщает выводами полученную новую информацию.

Коммуникативные:

  • слушает и понимает речь других,

  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в том числе в ситуации столкновения интересов.



Ход урока:

Этапы урока

Предполагаемое время (в мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид работы

Формируемые УУД

Примечания

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

2 мин

Приветствие учеников.

Проверяет готовность к уроку

Создает положительную атмосферу в классе:

- Здравствуйте, ребята!

- Я надеюсь, что сегодня у нас состоится интересный урок.



Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.



- Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга


Дети отвечают на приветствие учителя. Включаются в деловой ритм урока.








Фронтальная, индивидуальная


















Личностные УУД:

-формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Слайд 1

II.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося

.

5 мин

Минута чистописания, словарно-орфогр работа:

Записать в тетрадях пословицу, соблюдая все правила написания букв и их соединение, а также орфографию:

Ум да разум надоумят сразу.









- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока .

Актуализация знаний (повторение):

- Ребята, у вас на столах конверты с пословицами, но слова разделены. Ваша задача собрать пословицы, работаете в паре.

- Давайте проверим, что у вас получилось? Прочитайте

(Слайд)

Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Добро всегда побеждает зло.

Глупый осудит, а умный рассудит.

- А теперь посмотрите внимательно на пословицы, какие слова есть в каждой пословице?

- Что такое антонимы?

- выпишите из пословицы пары противоположных слов

(слайд)

Свет – тьма, ученье – не ученье, добро - зло, глупый – умный

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте, оцените

- У кого домики с красной крышей? С синей крышей?

(Слайд)

- А теперь прочитайте слова , какое слово будет лишим?

- почему?

Дом, домашний, домик, домовой, изба.

- Проверьте (слайд), оцените себя

- от какого слова образованы данные слова?

- Ребята вспомните и назовите, из каких частей состоит дерево. - А без какой самой главной части растения не смогли бы выжить, эта часть питает растение удерживает его в земле? - Так и в словах есть часть, без которой они не могут обойтись. И как же она называется? Где мы можем об этом узнать?

-Как называется главная часть слова?

- Сформулируйте тему нашего урока? Ребята, а как вы думаете, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме? (Слайд)

- Чему мы с вами будем учиться?

- Какие цели мы поставим: чему мы должны научиться, что должны выяснить?

- Значит, цель нашего урока: научиться находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.

Чтобы он стал нам волшебным помощником, мы должны потрудиться, пройти испытания.

Учащиеся записывают число, классная работа в тетрадь. Читают пословицу, объясняют смысл пословицы, записывают пословицу себе в тетрадь.

Ум да разум надоумят сразу.

Проверяют, объясняют орфограммы.

Оценивают себя



Дети работают с раздаточным материалом. Учащиеся собирают пословицы.

Проверяют правильность выполнения задания.













Отвечают на вопросы (в каждой пословице, есть антонимы, антонимы – это противоположные по смыслу слова)







Выполняют задание,

Меняются тетрадями, проверяют, оценивают друг друга









Учащиеся читают, находят лишнее слово (изба)









Корень, ствол, крона: ветви с листьями.

-Без корня.











- В учебнике (дети открывают страницу 61 учебника), читают правило



- Корень слова



-Что такое корень слова? - Роль корня в слове? - Как выделить корень в слове?

Формулируют тему и цель урока:

научиться находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.

Фронтальная, индивидуальная, парная

Личностные УУД:

проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Познавательные УУД:

-развиваем умения извлекать информацию из фраз, текста.

Регулятивные УУД:

-умение высказывать своё предположение на основе работы с ранее изученным материалом.

Коммуникативные УУД:

-умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других.





















Слайд 2













Затем

черный экран, слайд 3


III. Выявление места и причины затруднения.

Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)

6 мин

Испытание: В строчке найти «лишние» слова и объяснить, почему.







Группа слов на доске:

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.

Выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными.



Какие затруднения у вас появились? В чем вы испытывали затруднение?

Со всеми заданиями вы смогли справиться? Почему?

Если справились с заданием, то вопрос: правильно выполнили, сможете ли объяснить?


Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали.

















В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в выполнении заданий, на котором они «ошиблись» — это место затруднения.




Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные УУД:

договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Регулятивные УУД:

-учится работать по предложенному учителем плану,

-оценивает деятельность одноклассников на уроке и свою работу.

Слайд 4,





Слайд 5


























IV.Построение проекта выхода из затруднения

Цель: создание проекта будущих учебных действий


3 мин

Подводящий диалог:

Какова цель нашего урока?

Какова тема нашего урока?

Построим план наших действий. (Как будем действовать)

Если мы будем знать, что такое корень и уметь его находить и подбирать слова, то…


Ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике.



Ответы детей


Фронтальная, индивидуальная

Познавательные УУД:

- анализ объектов с целью выделения признаков,

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов,

-установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других.

Слайд 6


V.

Реализация построенного проекта

Цель: выбор оптимального варианта, фиксация (вербально и знаково)

4 мин

- Давайте с вами теперь поподробнее узнаем, что такое корень слова. У вас на столах лежат толковые словари. Поработайте в парах и найдите значение этого слова в словаре. Но будьте внимательны. Ведь слово «корень» имеет много значений, а нам нужно только то значение, которое относится к русскому языку.

- Верно. Давайте теперь вернёмся к нашей оставшейся группе слов. Какую одинаковую часть слова вы видите во всех этих словах? - Правильно. «Дом» во всех этих словах будет являться корнем.



- Ребята, как вы думаете, как же можно назвать эти оставшиеся слова, у которых одинаковый корень и похожее значение? Кто они друг другу? - Правильно. У нас у всех есть мама, папа, братья, сёстры. В семье родственники похожи друг на друга.      Семьи бывают разные: большие и маленькие. В одной семье три человека, у кого - то шесть. А есть и большие семьи, где десять и более человек. В русском языке тоже есть родственники. Это родственные слова. Их еще называют однокоренными. Эти слова похожи друг на друга. – Сформулируйте определение родственных (однокоренных) слов.

- Выделите корень в словах (показываю как) ( слайд)

- Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение слов.













- дом-



-Лишнее слово – изба.









- Потому что все остальные слова близкие по значению, а это – нет.





- Родственники, родные.









- Родственными (однокоренными) называют слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень.



Выделяют корень

Индивидуальна, парная

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Познавательные УУД:

- умение извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия.

Регулятивные УУД:

-оценивать полученную информацию для ответа на поставленный проблемный вопрос

Личностные УУД:

-осуществление самоанализа хода и результатов деятельности,

- самооценка успешности в достижении цели,

-определение собственной мотивации

Слайд 7


V(I) Физминутка

2 мин

Раз подняться, потянуться

2 - согнуться, разогнуться

3 – в ладоши 3 хлопка,

Головою 2 кивка

На 4 - руки шире

5 - руками помахать

6 - за парту тихо сесть.

Дети выполняют зарядку

Фронтальная

Регулятивные УУД:

-умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую и мыслительную

Личностные УУД:

-развитие умения применять в жизненных ситуациях и учебном процессе снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал.


VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: закрепление с проговариванием нового знания, (запись в виде опорного сигнала)


7 мин

А теперь я предлагаю вам выполнить такое задание. Запишите родственные слова

1-й ряд – с корнем «лес»,

2-й ряд – с корнем «сад»,

3-й ряд – с корнем «вода».





- Проверяем и оцениваем себя. Эталон правильных ответов вы видите на слайде. У кого результаты совпали с эталоном, поставьте плюс. Скажите у кого есть другие слова?

- Выделите корень

- Оцените себя

Учащиеся выполняют задание.

Сверяют с эталоном.

Лесной, лесник, лесничий, лесовичок,

перелесок.

Сад, садик, садовый,

садовник, посадил.

Вода, водный, водолаз, водичка,

водяной.

Проверяют, выделяют корень, оценивают себя)

Парная, индивидуальная

Познавательные УУД:

-умение анализировать информацию,

-составлять устные высказывания, структурировать полученные знания,

-адекватно оценивать свои действия, умение работать со схемами и моделями, установка на поиск решения проблем.

Регулятивные УУД:

-оценивать полученную информацию для ответа на поставленный проблемный вопрос

Коммуникативные УУД:

-развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других.

Личностные УУД:

-осуществление самоанализа хода и результатов деятельности.

Слайд 8,9

























Слайд 10


VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: осознание учеником того, что он уже умеет




5 мин

- Молодцы. А теперь выполним с вами задание в учебнике упр 87, стр 62 Теперь проверим по эталону на слайде.



- Молодцы. Все справились с этим заданием. Что нужно сделать, чтобы правильно определить корень в слове?

- Оцените себя

- поработаем в группах (3 группы)

- Каждой группе выдается рисунок пустого домика, клей и карточки со словами.

- И так ваша задача

- 1 группа заселяет свой домик словами с конем РЫБ

- 2 группа заселяет свой домик словами с корнем ВОРОН

- 3 группа заселяет свой домик словами с корнем ГРИБ



- готовые домики вывешиваются и проверяются по эталону.

- Так же каждой группе выдан маленький домик, закрасьте крышу домика в соответствующий цвет (красный или синий)

Учащиеся выполняют задание

Сверяют с эталоном

Оцениваю себя



Подобрать как можно больше однокоренных слов, та часть, которая не изменяется и будет корнем слова.

Учащиеся делятся на три группы, выполняют задания



















Проверяют выполнение задания, оценивают


Парная, индивидуальная, групповая

Познавательные УУД:

-умение анализировать информацию,

-составлять устные высказывания,

-структурировать полученные знания



-адекватно оценивать свои действия,

-умение работать со схемами и моделями, установка на поиск решения проблем.



Личностные УУД:

-осуществление самоанализа хода и результатов деятельности,

- самооценка успешности в достижении цели,

-определение собственной мотивации.



Слайд 11








VIII.

Включение в систему знаний и повторения

Цель: выявление границ применимости нового знания


5 мин

- Итак, ребята, вот наш урок подходит к концу. Как вы думаете, мы выполнили те задачи, которые ставили в начале урока?

- Что мы узнали сегодня нового?


- Да, выполнили.

- Мы узнали, что такое корень слова и однокоренные слова, какова роль корня в слове, как выделить корень в слове.

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные УУД:

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,

-умение самостоятельно планировать свою деятельность, осуществлять взаимоконтроль



Коммуникативные УУД:

-умение участвовать в коллективном обсуждение проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.



Личностные УУД:

-действие смыслообразования, т. е. установление связи между учебной деятельностью и её мотивом.

Слайд 12,13















Слайд 14


IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Цель: осознании обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса

4 мин

- Продолжите фразу, которая на слайде.

- Я узнал… - Я научился… - Мне понравилось… - Покажите, пользуясь светофориками, как бы вы оценили свою работу. - Синий цвет – если вы довольны своей работой, вам было интересно. - Зеленый цвет – если вы затруднялись в выполнении заданий, что-то осталось непонятным. - Красный цвет – если вам на уроке многое не удавалось, затруднения возникли при выполнении многих заданий.

Ученики оценивают свою работу: продолжают фразы.

Оценивают собственную деятельность и работу своих одноклассников по заданным критериям.


Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные УУД:

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,

-умение самостоятельно планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль



Личностные УУД:

-формировать любознательность и стремление расширять кругозор,

-адекватно воспринимать оценку своей работы одноклассниками и учителем.

Слайд 15


IX. (I)Домашнее задание

2 мин

- Мы сегодня хорошо поработали. -Спасибо за работу.

- Выучить правило с. 61. Упр. 87.

Учащиеся записывают домашнее задание

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные УУД:

-умение самостоятельно планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

-осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение

Личностные УУД:

-осуществление самоанализа хода и результатов деятельности,

- самооценка успешности в достижении цели,

- определение собственной мотивации.

Слайд 16



Самоанализ урока Русский язык в 2 классе:

Тема урока: «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Место и роль урока в изучаемом разделе: входит в раздел “ Слова. Слова. Слова.”

Тип урока: урок открытия нового знания

Педагогические технологии:

• проблемно-диалогическое обучение;

• деятельностно-поисковое обучение;

• здоровьесберегающее обучение

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Цель урока:

Содержательная: познакомиться с понятиями корень и родственные слова; узнать его правила.

Деятельностная – развивать умения находить и выделять корень в однокоренных, родственных словах; умение подбирать однокоренные слова и группу родственных слов.

Задачи:

- образовательные: сформировать умение находить и выделять корень, подбирать однокоренные слова..

- развивающие: способствовать развитию умения рассуждать , мыслить; развитию навыков устной и письменной речи; развитию памяти, критического мышления, умения вести диалог; развитию способности четко формулировать свои мысли.

- воспитательные: пробуждать интерес к предмету через игру; воспитывать самостоятельность, активность, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группах (планировать работу, совместно оценивать результат работы).

Ресурсы (материально-техническое оборудование урока и учебно-методическое пособие): В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. - Школа России, -М., «Просвещение»; проектор, экран, презентация; карточки с заданиями.

План урока:

1. Мотивация к учебной деятельности

2. Актуализация знаний

3. Выявление места и причины затруднения

4. Постановка проблемы, целеполагание

5. Реализация построенного проекта

5.1 Физминутка

6. Первичное закрепление.

7. Самостоятельная работа

8. Включение в систему знаний и повторения

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

10. Домашнее задание


Планируемые результаты:

Предметные:

  • Закрепление знаний о правилах

  • Правописание имён существительных, овладение первоначальными представлениями о грамматических нормах русского языка;

  • Овладение понятиями «корень слова»; «однокоренные слова»

  • Овладение умением находить корень в словах, умением находить однокоренные слова

  • Контролировать ход и результат нахождения корня слова.


Универсальные учебные действия:

Личностные:

  • проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу,

  • понимает причины успеха в учебной деятельности.

Регулятивные:

  • определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя,

  • учится работать по предложенному учителем плану,

  • оценивает деятельность одноклассников на уроке и свою работу.

Познавательные:

  • осмысливает  нахождение и исправление ошибок;

  • извлечение информации, представленной в разных формах;

  • осуществление анализа однокоренных слов;

  • проводит сравнение,  классификацию по заданным критериям.

  • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя,

  • составляет алгоритм действий под руководством учителя,

  • наблюдает, анализирует, сравнивает и обобщает выводами полученную новую информацию.

Коммуникативные:

  • слушает и понимает речь других,

  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в том числе в ситуации столкновения интересов.

Анализ структуры и организации урока.

Тип урока - урок открытия нового знания. Структура урока соответствует его целям. Урок построен на основе деятельностного метода. На каждом этапе время распределено рационально.

Содержание урока соответствует требованиям государственных программ по русскому языку. На протяжении всего урока просматривается доступность изложения материала, полнота. Для более легкого усвоения учебного материала для ребят были подготовлены наглядные материалы: конверты и карточки с заданиями. На уроке была создана проблемная ситуация, учащиеся проходили три испытания. Использовались различные методы работы: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.

Контроль на уроке осуществлялся при помощи: самоконтроля, взаимоконтроля, ученик-учитель. Использование чередования различных видов деятельности позволило не привести к переутомляемости учащихся. На уроке учащиеся работали активно, с интересом. Дифференциацированный подход к каждому ученику позволил выявить возможные затруднения и способы их ликвидации. План урока был реализован. Поставленные цели и задачи достигнуты.