СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока "Фотоэффект"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта открытого урока "Фотоэффект"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока "Фотоэффект"»

Название методической разработки: технологическая карта урока по физике «Фотоэффект»




Автор разработки: Вяткин Павел Григорьевич, преподаватедь ГАПОУ СО «ЭМТК»

Предмет

Класс

Тема урока

Тип урока

Физика

11

Фотоэффект

УОНЗ – урок «открытия» нового знания

Используемый учебник


Название

Класс

Авторы

Физика

11

Мякишев, Г. Я., Буховцев, Б. Б., Чаругин В.М.


Планируемые образовательные результаты


Предметные

Метапредметные

Личностные

- воспроизводить исторические сведения об

истории открытия фотоэффекта;

- формулировать определения физических

величин: работа выхода, красная граница

фотоэффекта;

- объяснять сущность явления «фотоэффект»;

- формулировать законы фотоэффекта

- перечислять возможности применения

явления фотоэффекта

познавательные – устанавливать причинно-следственные связи между экспериментальными данными и теорией, строить логические цепи рассуждений;

регулятивные – управлять своей познавательной деятельностью посредством характеристики вклада ученых в развитие квантовой физики;

коммуникативные – грамотно формулировать своё мнение

формировать целостное мировоззрение,

соответствующего современному уровню развития квантовой физики;

развитие внимательности, аккуратности,

самоорганизации и культуры интеллек-туального труда

ТСО (оборудование)

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

Персональный компьютер, проектор для интерактивных демонстраций

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4917/train/

Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Образовательные результаты

Организационный момент

Создание комфортной образовательной среды

Приветствие учителя, готовность к уроку

Развить личностные навыки учащихся

Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи

Мотивация к работе на уроке.



Организация беседы:

Что Вам известно о квантовой физике?

Можете ли Вы сформулировать понятие

«фотоэлектрический эффект»?



Демонстрация разрядки электрометра под действием облучения светом ртутно-кварцевой лампы.

В ходе беседы участвуют в формулировании темы цели и задач урока.



Записывают тему урока в тетрадь.

Развить предметные навыки учащихся (вспоминают изученный ранее материал)



Развить метапредметные навыки учащихся (принимают и формулируют учебную задачу)



Развить личностные навыки учащихся (формируют границы собственного знания и незнания)

Изучение нового материала

Предлагает учащимся проанализировать определение понятия «фотоэффект».













Явление фотоэффекта было открыто Генрихом Герцем в 1887 году. В нашей стране экспериментальным исследованием данного

Анализируют определение:

Определение

Ключевые слова

Фотоэффект – явление

вырывания электронов из

твёрдых и жидких

веществ под действием

падающего света


Делают записи в рабочей тетради. Задают вопросы

учителю.












Делают записи в рабочей тетради. Задают вопросы учителю.

Развить предметные навыки учащихся (проводят анализ определения и формулы)



Развить метапредметные навыки учащихся (выражают свои мысли в соответствии с задачей)



Развить личностные навыки учащихся (проявляют внимательность и самоорганизацию)


явления занимался Александр Григорьевич

Столетов. Выясним в чем заключется сущность явления. На рисунке 238 в учебнике (страница 299) приведена принципиальная схема установки для исследования фотоэффек-та. От чего зависит число вырванных светом с поверхности вещества фотоэлектронов, ка-кова зависимость количества электронов от

интенсивности световой волны? Ответы на эти

вопросы дают законы фотоэффекта:

1. Фототок насыщения прямо пропорциона-лен интенсивности света, падающего на катод.

2. Максимальная кинетическая энергия

фотоэлектронов линейно возрастает с

увеличением частоты падающего света и не

зависит от его интенсивности.

3. Для каждого вещества существует

минимальная частота света, ниже которой

фотоэффект невозможен. Эта минимальная

частота излучения называется красной

границей фотоэффекта.

Второй и третий закон фотоэффекта

объяснялись Эйнштейном с помощью закона

сохранения энергии. Энергия фотона идёт на совершение работы выхода и на сообщение вылетевшей частице кинетической энергии.


hv = Aвых + mv2/2 – уравнение


Эйнштейна для фотоэффекта

Изучают опыт Столетова по рисунку в учебнике.(интерактивной схеме презентации)










Записывают законы фотоэффекта в тетрадь.
















Анализируют формулу, записывают название каждой входящей в неё величины. Планируют и проводят дополнительное исследование теоре-тического материала (определение значения постоянной Планка).




Закрепление нового материала. Контроль и коррекция

Решение задачи учителем на доске с подробными комментариями:



Красная граница фотоэффекта для цезия равна 653 нм. Какова скорость электронов при облучении цезия оптическим излучением с длиной волны 400 нм?




Организация контроля и коррекции освоения нового материала в ходе беседы:

При каком условии возникает фотоэффект?

От каких факторов зависит красная граница фотоэффекта?

Что нужно знать для вычисления скорости фотоэлектронов?

Переносят решение задачи с доски в тетрадь, задают вопросы по ходу решения.










Принимают участие в беседе.

Развить предметные навыки учащихся (проводят анализ решения задачи)



Развить метапредметные навыки учащихся (формулируют собственное мнение)



Развить личностные навыки учащихся (демонстрируют полученные на уроке знания)

Подведение итогов урока. Рефлексия

Организует подведение итогов урока.

С помощью ряда вопросов способствует размышлению учащихся над их индивидуальными результатами, достигнутыми на уроке.

Подводят итоги своей работы на уроке, заполняя таблицу, определяют насколько необходимо дополнительно изучить изученный материал:

Вопрос / вариант

ответа

Легко

Надо подумать

Сложно

ответить

Что такое фотоэффект?




Кем и как были установлены законы

фотоэффекта?




Что такое

задерживающее напряжение и

отчего оно

зависит?





Развить личностные навыки учащихся (демонстрируют навыки рефлексии и оценивания)



Развить метапредметные навыки учащихся (формулируют собственное мнение)



Развить предметные навыки учащихся (осознают смысл явления фотоэффекта и его ценность)


Домашнее задание

Выдача и разъяснение домашнего задания: §73 (устно ответить на вопросы после параграфа), письменно решить задачи 1-5 на странице 302 учебника.

Записывают домашнее задание и задают вопросы по форме его проверки.

Развить личностные навыки учащихся (проявляют внимательность и самоорганизацию)