Тип урока: урок постановки учебной задачи |
Задачи: обеспечить усвоение знаний о явлении электромагнитной индукции; формировать умения демонстрировать явление электромагнитной индукции |
Планируемые результаты |
Предметные: Научатся раскрывать суть и объяснять условия возникновения электромагнитной индукции; показывать причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции | Метапредметные: позновательные - выделять и формулировать познавательные цели; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезу; её обоснование; предлагать пути её решения; работать с учебником и другими источниками информации; регулятивные – управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей; осуществлять действия, приводящие к выполнению поставленной цели; коммуникативные – формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Личностные: формирование позитивной самооценки; развитие культуры умственного труда; формирование ответственного отношения к учению |
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи. | Организует беседу, используя вопросы: - Как создаётся электростатическое поле? - Как создаётся магнитное поле? Вопрос запуска постановки учебной задачи: - Что Вам известно об электрических и магнитных полях, которые меняются во времени? Формулирует учебную задачу: - Исследовать явление электромагнитной индукции | Отвечают на вопросы: - электростатическое поле создаётся неподвижными заряженными частицами. - Магнитное поле создаётся движущимися зарядами, то есть электрическим током. Осознают важность решения поставленной учебной задачи | Развивать навыки целеполагания |
III. Сообщение темы, Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование целей и задач урока. - Внимательно прочитайте тему урока - Какие цели и задачи урока вы можете предложить? - Что вам необходимо будет узнать на уроке? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока; 1)усвоить суть явления электромагнитной индукции; 2)научиться демонстрировать явление электромагнитной индукции | Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу |
IV.Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов: - Что меня заинтересовало в теме «Явление электромагнитной индукции»? - Что я ожидаю от знаний, которые получу сегодня на уроке? - Как сконцентрироваться на теме урока? - Какую цель я поставлю себе на данный урок? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Выражать свои мысли. Развивать навыки самомотивации. |
V.Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала. | Организует обсуждение проблемного вопроса: - Может ли магнитное поле вызывать появление электрического тока в проводнике? Рассказывает учащимся: - В 1821 году М.Фарадей записал в своём дневнике: «Превратить магнетизм в электричество». Через 10 лет эта задача была им решена. Предлагает учащимся выяснить, как М.Фарадей сделал своё открытие и что помешало это сделать швейцарскому физику Колладону. Способствует проведению опытов Фарадея. Организует обсуждение проблемного вопроса: - Как описать явление электромагнитной индукции? Предлагает учащимся исследовать понятие «магнитный поток». Помогает сделать вывод: - Сила индукционного тока зависит не от скорости изменения магнитной индукции, а от скорости изменнеия потока магнитной индукции. Объясняет учащимся: - Единицей магнитного потока является вебер. Магнитный поток в 1 вебер (1 Вб) создаётся однородным магнитным полем с индукцией 1 Тл через поверхность площадью 1 м2 , расположенную перпендикулярно вектору магнитной индукции | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Предлагают идеи, строят предположения. Исследуют историю вопроса открытия электромагнитной индукции. Выясняют: явление электромагнитной индукции заключается в возникновении электрического тока в проводящем контуре, который либо покоиться в переменном во времени магнитном поле; либо движется в постоянном постоянном магнитном поле таким образом, что число линий магнитной индукции, пронизывающих контур, меняется. Проводят опыты Фарадея. Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Обдумывают, как следует характеризовать переменное магнитное поле. Проводят исследование. Анализируют определение понятия «магнитный поток»(табл.): | Выражать свои мысли в соответствии с задачей. Проводить исследования |
Определение | Ключевые слова | Вопросы учителю | Магнитным потоком через поверхность S называют величину, равную произведению модуля вектора магнитной индукции на площадь и косинус угла между векторами B и N | Площадь Произведение Модуль Вектор Магнитная индукция Косинус | | Исследуют значение формул: Ф=BScos и Ф= BnS. Делают записи в рабочие тетради. Задают вопросы учителю |
VI.Закрепление изученного материала | Организует самоанализ усвоенных знаний учащихся. Оказывает помощь учащимся, которые не знают ответы на вопросы. Создаёт условия для повторного изучения вопросов, которые вызвали затруднения. | Честно отвечают на вопросы. Определяют уровень усвоения знаний. Заполняют таблицу. Вопросы | Знаю ответ на вопрос (+) | Не знаю ответ на вопрос (-) | В чём заключается явление электромагнитной индукции? | | | В чём главное отличие переменных электрических магнитных полей от постоянных? | | | Какую величину называют магнитным потоком? | | | Что является единицей магнитного потока? | | | От чего зависит магнитный поток? | | | Анализируют ответы на вопросы. Проводят дополнительное изучение нового материала. Задают вопросы учителю. | Осуществляют актуализацию полученных на уроке знаний и умений |
VII.Решение задания | Задание. Определите магнитный поток через плоскую поверхность, ограниченную контуром радиусом 10 см. Вектор магнитной индукции и нормаль к поверхности составляют угол 30о. Магнитное поле однородно, индукция поля 102 Тл. | Ответ: Ф=BScos = 2,72 Вб. | Развивать умение самостоятельно принимать решения |
VIII.Решение тестового задания | Задание: Ответить на тестовые вопросы | Решают тестовые задания. |
IX.Подведение итогов урока. Рефлексия. | Организует подведение итогов урока учащимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами: - Оправдал ли урок мои ожидания? - Можно ли сказать, что я проявил(-а) активность во время урока? -Появилось ли у меня желание больше узнать о явлении электромагнитной индукции? - Как я оценил(-а) бы свою работу на уроке? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Отслеживать цель учебной деятельности |
X.Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника, задачника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записываю домашнее задание. | Формировать навыки самоорганизации |