СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока окружающего мира в 4 классе по теме "Страна, открывшая путь в космос"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Страна, открывшая путь в космос

Тип урока: Изучение нового материала

Класс: 4

Учитель: Тилинина Е.А.

Задачи:

 - формировать знания о становлении космонавтики в СССР, первооткрывателях космического пространства;

 - развивать познавательную активность, прививать интерес к изучению космоса и истории космонавтики

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

 - иметь представление о первых этапах освоения космоса, достижениях СССР в области космонавтики;

 - знать дату первого полета в космос и имя первого космонавта;

 - знать имена основоположников современной космонавтики: К.Э. Циолковский, С.П. Королёв

 - определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

 - извлекать информацию из фотографий;

 - работать с текстом;

 - выступать с сообщениями;

 - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

 - проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность;

 - устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

 - проявлять самостоятельность в информационной деятельности

Ресурсы урока: Учебник, ч.2; рабочая тетрадь, ч.2; презентация для интерактивной доски; статьи к теме урока.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока окружающего мира в 4 классе по теме "Страна, открывшая путь в космос"»

Тема урока: Страна, открывшая путь в космос

Тип урока: Изучение нового материала

Задачи:

- формировать знания о становлении космонавтики в СССР, первооткрывателях космического пространства;

- развивать познавательную активность, прививать интерес к изучению космоса и истории космонавтики

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- иметь представление о первых этапах освоения космоса, достижениях СССР в области космонавтики;

- знать дату первого полета в космос и имя первого космонавта;

- знать имена основоположноков современной космонавтики: К.Э. Циолковский, С.П. Королёв

- определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

- извлекать информацию из фотографий;

- работать с текстом;

- выступать с сообщениями;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

- проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность;

- устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

- проявлять самостоятельность в информационной деятельности

Ресурсы урока: Учебник, ч.2; рабочая тетрадь, ч.2; презентация для интерактивной доски; статьи к теме урока.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Актуализация необходимых знаний


  • Предлагает учащимся ответить на вопросы:


- Какое название наша страна носила до 1991 года?

- Сколько республик входило в состав СССР?

- Как развивалась наша страна в послевоенное время?


  • Отвечают на вопросы:


- Союз Советских Социалистических республик.

- 15

- Люди трудились, надеялись на счастливую жизнь. Поднимали из руин города, села. Было много трудностей, но, несмотря на это, наука и техника продвигались вперед.



Мотивация познавательной деятельности


  • Предлагает учащимся разгадать кроссворд.


События, о которых пойдет речь на сегодняшнем уроке, относятся к тому времени, когда наша страна носила название СССР. Мы узнаем тему урока, если отгадаем кроссворд.

1.Чудо-птица – алый хвост

Полетела в стаю звёзд.

2. В синей чашке алый мяч,

Он и светел и горяч.

3. Четыре стороны горизонта,

А только с одной восходит солнце.

4. На шаре леса, горы, моря,

Он такой родной для тебя и меня.

5. Синий потолок, очень он высок.

Сколько ни пожелаем,

До него мы не достанем.

6. Быстро в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт,

Человек им управляет.

Что такое?..


  • Помогает детям определить тему и учебную задачу урока.


- Назовите ключевое слово.

- Назовите синоним слова космос.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? О чём мы узнаем?

- Прочтите тему урока на доске. Правы ли вы?

- Что вы уже знаете по данной теме? Что вам ещё хотелось бы узнать?

Космонавты говорят, что из космоса Земля видна в голубовато-белой дымке. Из иллюминаторов космических кораблей они видят голубые озёра, земные леса и луга.


  • Отгадывают кроссворд, работают в парах.


С О Л Н Ц Е

В О С Т О К

З Е М Л Я

Н Е Б О

С А М О Л Ё Т

Р А К Е Т А










  • Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.


- Космос.

- Вселенная.

- О космосе, об освоении космического пространства, космонавтах.



Организация познавательной деятельности

  • Организует работу по изучению новой темы.

- Давайте представим, что мы с вами отправились в путешествие в космос. С какого космодрома мы будем стартовать?

- Кто знает, что такое космодром?

- Что такое космический корабль?

- Как вы думаете, какая наука занимается полётами в космическое пространство? Запишите это слово и его определение в свой словарик на странице 69 в рабочей тетради.

  • Сообщает новый материал, организует работу с учебником

Основоположником космонавтики и ракетостроения стал Константин Эдуардович Циолковский. Именно он обосновал возможность использования ракеты для полётов в космическое пространство.

Позже идеи Циолковского были развиты другими выдающимися учеными. Один из них – учёный-конструктор Сергей Павлович Королёв. Именно он воплотил в жизнь самые заветные мечты своего предшественника.

Откройте учебники на странице 147. Прочитайте первые 2 абзаца статьи «Первые в космосе» и скажите, почему же 4 октября 1957 года – знаменательная дата для нашей страны?

Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар с антеннами, диаметром 58 см и весом 83,5 кг. Вспомните, мы видели макет в натуральную величину на выставке в Петропавловской крепости.

Началась космическая эра. Перед учеными встала задача – вывести на орбиту живое существо.

- Какое существо проложило для человека дорогу в космос?

Множество собак и других животных побывало на орбите нашей планеты. Всё было готово для полёта человека в космос.

Под руководством С.П. Королёва был сконструирован космический корабль «Восток». Скажите, почему так сложно покинуть Землю и отправиться в космическое путешествие? Давайте разберемся, как летает ракета.

  • Организует проведение опыта

Для этого проведём небольшой опыт. На каждой парте есть воздушный шарик. Надуйте его и отпустите. Что заметили?

По такому же принципу взлетает ракета. Топливо сгорает и образуется раскалённый газ, который вырывается через узкое отверстие – сопло, толкая ракету и заставляя её лететь вверх, преодолевая земное притяжение.

  • Задает вопросы о первом полёте человека в космос

И вот наступил день, когда советский человек – гражданин СССР, нашей Родины, - совершил первый полёт в космическое пространство, преодолев земное притяжение.

- Знает ли кто-нибудь, когда наступил этот день?

- А кто же первым совершил полёт в космос?


  • Предлагает прослушать аудиозапись сообщения на радио о первом полёте человека в космос.


По всей стране разнеслось сообщение об этом событии. Прослушайте, пожалуйста, его запись.


  • Сообщает учащимся о других событиях, связанных с освоением космического пространства


Наряду с мужчинами осваивали космическое пространство и женщины. Кто знает имя первой в мире женщины-космонавта?

18 марта исполнилось 51 год с того дня, когда состоялся первый выход человека в открытый космос.

Посчитайте, в каком году это было?

Назовите имя этого космонавта.

  • Организует работу с текстом учебника

Время шло, космические полёты стали обыденным делом. Пришло время, когда на орбите Земли появились орбитальные станции. Об одной из таких космических путешественниц прочитайте в учебнике на стр.151-152.

- Что интересного узнали из текста?

- Какие научные открытия были сделаны при помощи этой станции?

Предлагает задание на доске

- Давайте посмотрим, как выглядит орбитальная станция изнутри. А что мы увидим, если посмотрим в иллюминатор?

Давайте проверим. Мы с вами увидели планету Земля такой, какой увидел её Юрий Гагарин, после своего первого полёта в космос. Найдите в дополнительных материалах, что же сказал Гагарин о нашей планете.

  • Предлагает выполнить задание 4 на стр. 53 рабочей тетради.

В тетрадь запишите 2-3 факта из дополнительных материалов, которые показались вам интересными.




- Байконур.

- Космодром – это комплекс сооружений для запуска космических кораблей.

- Космический корабль – это аппарат для полёта человека в космос.

- Космонавтика.









- Был запущен первый искусственный спутник Земли.






- Собака.




- Мешает земное притяжение.


  • Проводят опыт


- Шарик стремительно взлетает вверх, потом падает вниз.



  • Отвечают на вопросы




- 12 апреля 1961 года.

- Юрий Алексеевич Гагарин



  • Слушают аудиозапись






  • Отвечают на вопросы


- Валентина Терешкова




- 18 марта 1965 года.


- Алексей Леонов


  • Работают с текстом учебника: самостоятельно читают текст, обсуждают и объясняют название текста, отвечают на вопросы.







- Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать  её!


  • Работают в парах с тетрадью и с доп. материалами.

Подведение итогов

- Давайте представим, что нам нужно отправить человека в космос. Все вы знаете, что не каждый человек сможет стать космонавтом. Почему?

- На ваших листах с заданиями и на доске предлагаются различные качества. Раскрасьте цветными карандашами те, которыми, на ваш взгляд, можно охарактеризовать космонавта.

- Теперь мы с вами отправимся в центр управления полётами. Руководитель центра подготовил для вас вопросы. Вы можете найти их в своих листах с заданиями.

Поменяйтесь работами. Проверим ответы.



  • Выполняет проверку теста на доске.


- Выполним еще одно задание. На доске вы видите разные изображения. Нам нужно их расположить в хронологическом порядке.

  • Рефлексия


- Космонавт – профессия необычная, требующая особой подготовки.

  1. Первый космонавт, вышедший в открытый космос.

А)Ю. Гагарин; б) А.Леонов; в) В.Терешкова


  1. Основоположник современной космонавтики.

А) С.Королев; б) К. Циолковский; в) Белка и Стрелка


  1. Первый космический корабль.

А) «Мир»; б) «Союз»; в) «Восток»


  1. Год, в который человек впервые полетел в космос.

А) 1951; б) 1961; в) 1957


  • Выполняют взаимопроверку


  • Выходят к доске и располагают картинки в нужном порядке.


  • Отвечают на вопросы





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!