Технологическая карта урока русского языка по ФГОС Школа России
в 1 классе по теме: " Заглавная буква Щ". Учитель начальных классов: А.С. Лобанова 02.03.2017 г.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: научиться писать заглавную букву Щ, слоги и слова с этой буквой.
Задачи:
Развивать умение писать заглавную букву Щ, способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомера.
Расширять словарный запас, развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимопроверки, работать над развитием внимания.
Формировать самооценку учащихся, самостоятельность.
Воспитывать культуры общения в парах и в классном коллективе.
Создавать условия предотвращения умственного перенапряжения путём смены видов деятельности и проведения физкультминуток.
Планируемое формирование универсальных учебных действий:
Личностные:
Осознание важности изучаемой темы;
Развивать умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции;
Учится оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия для достижения цели;
контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Метапредметные:
Регулятивные:
Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
Умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
Умение на основе анализа объектов делать выводы;
Умение обобщать и классифицировать по признакам;
Коммуникативные:
Умение слушать и понимать других;
Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Умение оформлять свои мысли в устной форме;
Умение работать в паре, в группе;
Предметные:
Уметь различать заглавную и строчную букву Щ;
Умение соотносить звучание и написание слогов ща, щу;
Умение грамотно записывать предложения; дополнять предложения словами по смыслу; давать характеристику звуку;
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Уметь строить понятные для партнёра высказывания.
Оборудование к уроку:
Дидактический материал:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация к учебной деятельности - Рефлексия на начало урока | Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Мы за парты тихо сели, Друг на друга посмотрели, Улыбнулись от души- До чего ж мы хороши! - С каким настроением начнём урок, у вас знаки-настроения (смайлики), нарисуйте. Проговаривание правил поведения на уроке, проверка подготовки к уроку. | Проговаривают правила поведения на уроке. Готовятся к работе. | Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД) Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
2. Актуализация знаний | 1. Внимательно посмотрите на экран. ( Слайд 1) Прочитайте фамилии этих людей? Что в них общего? Для чего нужна заглавная буква? Эти люди выдающиеся деятели искусства. Художники и скульптор | Читают в слух: Щеглов, Щукин- художники; Щербаков - скульптор | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД) Логические действия (Познавательные УУД) Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. (Познавательные УУД) |
3.Формирование новых знаний | 1. Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? ( Слайд 2) Какие цели поставим к нашему уроку?(Слайд 3) Проблемный вопрос - Где же пишется заглавная буква Щ? (Слайд 4) | Формулируют тему урока: " Заглавная буква Щ." Цель: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ письменной буквы «Щ», научиться писать букву "Щ". | Уметь определять и формулировать тему и цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
4. Первичное закрепление | 1. Сейчас я буду называть слова, если вы услышите звук [щ҆], то хлопайте в ладоши: (Слайд 5) щегол, нарцисс, щёнок, щука, шоколад, щётка, солнце, щипцы. 2. Вспомните, что вы уже знаете о букве щ и звуке [щ҆]. ( Слайд 6-7) 3. Анализ образца печатной и письменной заглавной буквы Щ. ( Слайд 8-9) - На какие буквы похожа Щ? 4. Под руководством учителя рассматривается правильная посадка при письме. ( Слайд 10) Я тетрадку свою открою, И наклонно положу. Я от Вас друзья не скрою, Ручку я вот так держу.
- Подготовим руки к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Пальцы» 5. Обводим элементы букв и орнамент. ( Слайд 11) 6. Рассматриваем алгоритм написания заглавной буквы "Щ". ( Слайды 12, 13) (При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.) 7. Вспоминаем правила изученные на прошлом уроке ( жи-ши, ча-ща, чу-щу) ( Слайд 14) 8. Применяем здоровье сберегающую технологию ( физ.минутка) (Слайд 15) | Хлопают в ладоши.
Бывает строчной и заглавной. Слайд 6 Даёт: согласный, всегда мягкий, глухой, непарный звук. Слайд 7 Учащиеся выполняют анализ, сравнение печатной и письменной букв. Повторяют правила посадки на письме.
Имитация учащимися начертания буквы «Щ» в воздухе по алгоритму на основе двигательных элементов.
Обводим и прописываем букву Щ. | Ориентироваться в своей системе знаний. ((Познавательные УУД)
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Осуществлять синтез как составление целого из частей.(Познавательные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
|
5. Самостоятельная работа с самопроверкой | 1. Послушайте загадку и отгадайте её. (Игрушка-щенок) (стих читает Аня Б.) ( Слайд 16) 2. Несколько интересных фактов из жизни собак. ( Слайд 17) 3. Читаем предложения написанные в прописях. Обсуждаем. -Как чувствовал себя щенок? -Что значит «пищал от радости»? - Какую орфограмму услышали? (ща). -Самостоятельно запишите эти предложения. 4. Работа в парах с дальнейшей самопроверкой. (Слайд 18-19) Составление схемы слова " щенок". ( Слайд 20) 5.Применяем здоровье сберегающую технологию (физ.минутка) (презентация «Маленький щенок) (Слайд 21) 6. Вспоминаем известные факты о щуке. Из слов составляем предложение. Индивидуальная работа. ( Слайд 22) - Угадайте сказочного героя?(Слайд 23) 7. Работа в группах. Устное задание с самопроверкой. (Слайд 24) - Эталон | Слушают и отгадывают (щенок) Читают вслух один ученик (учитель) Отвечают на вопросы Самостоятельная работа в прописях. Прописываем слова и предложения, копируя образец. Учатся проверять, делают выводы. Вспоминаем правила работы в парах. Работа в парах с самопроверкой. Физкультминутка Рассказывают то, что вспомнили с прошлого урока. Используя зашифрованные цифрами буквы, составляют 3 слова. | Самоопределение ( Личностные УУД) Построение логической цепи рассуждений (Познавательные УУД) Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД) Уметь услышать друг друга и с уважением отнестись к собеседнику. (Коммуникативные УУД) |
6. Включение в систему знаний и повторение | (Слайд25-26) Вспомним, какую букву сегодня изучали? Из каких элементов на письме она состоит? В каких случаях мы будем писать заглавную букву Щ? | Вспоминают пройденный материал. Отвечают на вопросы. | Постановка и формулирование проблем ( Познавательные УУД) Отвечают на итоговые вопросы урока ( Познавательные УУД) |
7. Рефлексия | Какова была цель нашего урока? Что мы делали на уроке? Что запомнили? Что понравилось? (Слайд 27-28) Обобщаем сказанное. - Настроение на конец урока. (Смайлики) - Вам пришло письмо… Благодарю за работу на уроке. | Отвечают на вопросы учителя. Выражают своё отношение к новым знаниям, к уроку. Оценивают свою работу. | Рефлексия способов и условий действий (Регулятивные УУД) Самооценка ( Личностные УУД) |
Дополнительный материал
1 пара
Задание: вставь в слова пропущенную орфограмму и подчеркни её.
Зашумела берёзовая рощ_.
На небе появилась чёрная туч_.
На грядке вырос зелёный щавель.
2 пара
Задание: Закончи предложение.
Зашумела берёзовая __________. щавель
На небе появилась чёрная __________. роща
На грядке вырос зелёный _____________. Туча
3 пара
Задание: закончи предложение, вставив подходящие по смыслу слова, в которых есть орфограммы ча-ща.
Зашумела берёзовая __________.
На небе появилась чёрная __________.
На грядке вырос зелёный _____________.
Исправьте ошибку в словах:
зажыгалка 4) жывотное 7) чящя
2) чяйник 5) перчятка 8) шына
3) чюлок 6) щявель 9) щюка
Исправьте ошибку в словах:
зажыгалка 4) жывотное 7) чящя
2) чяйник 5) перчятка 8) шына
3) чюлок 6) щявель 9) щюка
Попробуем добавить слово и изобразить то, о чем говорится в предложении.
Жи-жи-жи – летают в городе …(стрижи).
Ши-ши-ши – маршируют … (малыши).
Ча-ча-ча – прискакала … (саранча).
Чу-чу-чу – молоточком я … (стучу).
Ща-ща-ща – я в реке поймал ... (леща).
Щу-щу-щу – в небо птицу … (отпущу).
Любите ли вы сказки? Узнайте сказочного героя:
«Парень слез с любимой печки,
За водой поплёлся к речке.
Щуку в проруби поймал
И с тех пор забот не знал». (Емеля)
Вдруг
Какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог...
Кто же это?
Мой щенок.
Что случилось,
Если сразу
Не узнала я щенка?
Нос распух, не видно глаза,
Перекошена щека,
И, впиваясь, как игла,
На хвосте жужжит пчела.
Мать сказала: - Дверь закрой!
К нам летит пчелиный рой. -
Весь укутанный,
В постели
Мой щенок лежит пластом
И виляет еле-еле
Забинтованным хвостом.
Я не бегаю к врачу -
Я сама его лечу.
(С. Михалков отрывок из стихотворения «Мой щенок»)
Пальчиковая гимнастика «Пальцы»
Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел,
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё поел,
Оттого и потолстел.