СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью урока является создание условий для формирования коммуникативной компетенции в процессе знакомства с лирикой В. А. Жуковского.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока по литературному чтению»

Технологическая карта открытого урока


Дата: ___________

Ф.И.О.______________

Класс: _______

Учебная дисциплина. Чтение (Литературное чтение)

Тема: В. Жуковский «Жаворонок»

Тип урока. Комбинированный.

Цель урока: создание условий для формирования коммуникативной компетенции в процессе знакомства с лирикой

В. А. Жуковского.

Задачи:

- организовать деятельность учащихся по знакомству со стихотворением В. А. Жуковского «Жаворонок»

- обеспечить развитие читательских умений, навыков выразительного чтения;

- обогащать активный словарный запас путём ввода в него новых слов из стихотворения;

- развивать воображение при словесном описании картин природы, представленных в стихотворении.

- воспитывать чувство прекрасного посредством формирования представлений о красоте, добре, любви к Родине;

Межпредметные связи: окружающий мир, музыка, изобразительное искусство.

Предметные умения:

- выразительно читать;

-объяснять лексическое значение слов;

- уметь выполнять анализ прочитанного;

- уметь правильно произносить слова с учетом фонематических норм русского языка.

Планируемые результаты:

Личностные БУД:

- определять общие правила поведения;

оценивать усваиваемое содержание.

Регулятивные БУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные БУД:

- ориентироваться в учебнике;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить сравнение.

Коммуникативные БУД:

- слушать и понимать речь других;

умение выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи.

Формируемые компетенции: учебно-познавательная, коммуникативная.

Оборудование: учебники, репродукция портрета В. Жуковского, иллюстрация жаворонка, иллюстрации весенней природы, индивидуальные карточки с текстом стихотворения, индивидуальные карточки с новыми словами, аудиозапись трели жаворонка.

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


I.













II.

Организационное начало урока

- психологический настрой обучающихся к работе на уроке.







Актуализация усвоенных знаний и умений

- фронтальный опрос, краткий пересказ рассказа «Три веточки мимозы»

- обобщение ответов учителем.














Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид).

- Мне бы очень хотелось, чтобы этот урок принёс нам радость общения и познания. Пусть он наполнит наши сердца тёплыми чувствами.

- Добрый день! Солнцу и птицам!

- Добрый день улыбчивым лицам!



- На прошлом уроке мы познакомились с необыкновенным произведением, рассказом Владимира Карповича Железнякова «Три веточки мимозы», увидели и прочувствовали его глубокий смысл. Мимоза - название южной акации с жёлтыми цветками, она известна тем, что сворачивает листья при прикосновении к ним.

- Ребята, о чем повествует прочитанный рассказ?

- Ребята, кто главный герой рассказа?

- Что произошло утром?

- Почему мальчик не хотел брать цветы?

- Что произошло в школе?

- Опишите поведение Вити дома.

- Какое было настроение у Лены по дороге домой?

- Какой нравственный урок преподнёс автор произведения?

- Автор уходит от семейного скандала и завершает свой рассказ на позитиве.

Обучающиеся приветствуют учителя, друг друга, принимают правильное положение за партой.











Обучающиеся работают по учебнику, отвечают на вопросы. (Рассказ о взаимоотношениях между людьми.)

Произведение учит нас быть внимательными друг к другу.

Отвечают на вопросы учителя. Анализируют произведение. (Надо уметь прощать людям слабости, понимать их, дарить радость, счастье)


III.











































IV.















































V.




Подготовительная работа.











































Сообщение темы и цели урока.









Физминутка.

- снять общее утомление обучающихся



















Словарная работа.

Словарно-лексическая работа.

- познакомить с лексическим значением новых слов.

- Ни одного времени года мы не ждём с таким нетерпением, как весну. Ребята, а вы ждёте весну? Почему? Все мы устали от снега, зимнего холода, тёплой одежды. Все мы ждём первых признаков появления весны. Вспомним, какие это признаки: звон первой капели, более яркие и тёплые лучи солнца, первые проталины, цветы и, конечно, звонкое пение и щебетание птиц. (Показ иллюстраций, беседа по ним.)

Тему весны, радости, надежды и хорошего настроения продолжает в своем произведении Василий Андреевич Жуковский – известный русский поэт-лирик, поэт-сказочник. Он родился более 200 лет тому назад. Это человек, который всей душой любил русские сказки и предания. В возрасте 14 лет поступил в московский благородный университетский пансион и обучался там 4 года. Там же и написал свои первые стихи. Василий Андреевич Жуковский дружил с Александром Сергеевичем Пушкиным, Жуковский был старше на 16 лет, всегда и во всем по-отцовски поддерживал его в творческих начинаниях, восхищался талантом.

Жуковский очень любил весну, она не могла оставить его равнодушным. Уже много лет с удовольствием читают дети и взрослые весеннее стихотворение «Жаворонок».

- Жаворонок – это маленькая птичка, один из лучших певцов, который поднимается высоко-высоко в небо, кажется, что к самому солнцу, и оттуда, с высоты звучат его нежные, переливчатые трели. В народе говорят, что жаворонок приносит на своих крыльях весну. (Аудиозапись голоса жаворонка)

- Сегодня на уроке мы прочитаем стихотворение «Жаворонок» и узнаем, как описывает это время года В. Жуковский, но прежде нам нужно решить три задачи:

- объяснить … непонятные слова;

- выразительно … прочитать;
- поговорить о содержании стихотворения.



Учитель предлагает всем обучающимся встать около своих мест и выполнить упражнения. Выполняются движения с проговариванием стихотворения.

Учитель следит за правильностью выполнения движений.

Мы войдем в весенний лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки вверх и покачали –

Это дерево в лесу.

Кисти мы сейчас встряхнули –

Это ветер сбил росу.

В стороны руки и плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся - покажем

Руки сложили вот так.




- Прежде чем вы будете читать стихотворение, разберём некоторые слова и словосочетания из него. Автор стихотворения жил более ста лет назад и люди тогда говорили несколько иначе, чем сейчас, поэтому не всё нам может быть понятно.

Лес зардел-стал ярко-красным, багряным, пурпурным.

- Кто-нибудь из вас видел восход солнца? Какого цвета оно бывает, когда всходит?

Зардел – это значит, что лес, ещё не одетый в зелень листвы, окрашен в красный цвет от лучей восходящего солнца.

Долина- углубление в земле вытянутой формы. Речная вода, смывая берега и подошву, образует речную долину.

Пар беле́ет то́нкий

Когда лучи солнца пригревают влажную землю, то вода испаряется и появляется пар или туман.

Кто-нибудь из вас видел утром пар, туман? Какого он цвета, можно ли его взять руками? Поэтому и говорят – белый, тонкий.

Лазурь- светло-синий цвет.


Обучающиеся слушают, отвечают на вопросы, принимают участие в беседе.







Обучающиеся слушают сообщение учителя.



















Обучающиеся слушают аудиозапись с трелью жаворонка. Обмен впечатлениями.













Обучающиеся выполняют движения и проговаривают слова стихотворения.



















Читающие ученики читают слова.

Нечитающие ученики повторяют слова за учителем.

Обучающиеся проявляют свои знания по теме в ходе беседы.

VI.







VII.




Первичное восприятие текста.





Второе чтение и анализ.

Чтение стихотворения учителем.

- Послушайте с каким настроением я читаю это стихотворение. Где при чтении я делаю паузы. Точка-большая пауза. Запятая-маленькая.

- Прочитаем стихотворение по строчкам и сделаем зарисовки к каждой строчке.

На солнце темный лес зардел – тихо, спокойно, прохладно, розовый, темный; медленный темп, умеренная громкость.

В долине пар белеет тонкий – тихо, спокойно, холодно, темный, белый.

И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий – голос жаворонка, желтый, голубой, тепло, нежность, радость.

Он голосисто с вышины поет, на солнышке сверкая – радость, счастье.

Весна пришла к нам молодая! Я здесь пою приход весны! – опять радость, ликование.


Чтение стихотворения обучающимися.


Обучающиеся слушают учителя, анализируют произведение.

















Обучающиеся читают стихотворение, оценивают собственную деятельность.

VIII.

Синтез (составление плана заучивания наизусть)


Заучивание первого четверостишия.

- Прочитайте первое четверостишие.

- Прочитайте второе четверостишие.

- Прочитайте стихотворение целиком.

- Попробуем выучить первое четверостишие наизусть.

Сначала заучивается первая строчка, дети повторяют её хором, с закрытыми глазами. Аналогично проходит работа над второй сточкой, затем первые две строчки повторяются вместе. Далее работа идет аналогично. После этого первое четверостишие наизусть читают более сильные учащиеся, более слабые могут прочитать две или одну строчку.

Заучивание наизусть.

Нечитающие ученики повторяют слова за учителем.


IX.

Подведение итогов урока и оценка деятельности.


- С каким стихотворением мы познакомились на уроке?

- Кто автор этого стихотворения?

- Какое настроение у вас после нашего урока?

- Что повлияло на ваше настроение?

Выставление оценок за урок с комментарием учителя.


Обучающиеся отвечают на вопросы учителя и анализируют работу на уроке, оценивают собственную деятельность.


X.

Инструктаж домашнего задания.


Учитель комментирует домашнее задание, используя дифференцированный подход. (Выучить стихотворение наизусть; выразительное чтение стихотворения)


Обучающиеся слушают инструктаж по домашнему заданию.

XI.

Рефлексия.

- выяснить мнение обучающихся об уроке.

Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал …

Мне показалось интересным …

Меня удивило…


Обучающиеся выполняют

рефлексию своего эмоционального состояния, деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!