СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 7 классе "Понятие о причастии. Причастие как особая форма глагола"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 7 классе "Понятие о причастии. Причастие как особая форма глагола"»

Технологическая карта открытого урока

ФИО учителя: Боршевцева Ирина Владимировна



Тема урока: «Понятие о причастии. Причастие как особая форма глагола»

Класс: 7

Тип урока: урок освоения новых знаний и умений

Программа, учебник: Учебник «Русский язык. 7 класс» М.Т. Баранов и др. М.: Просвещение, 2019.

Методы: частично-поисковый, проблемно-диалогический.

Технология: диалогическое проблемное обучение с элементами игровой технологии.

Межпредметная связь: литература

Цели и задачи урока: 1.познакомить учащихся с основными грамматическими признаками, которые свойственны причастию;

2.формировать умение отличать причастия от прилагательных;

3.учить самостоятельно делать выводы, используя метод наблюдения;

4.расширять словарный запас учащихся;

5.развивать память, мышление;

6.воспитывать интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Личностные:

стремиться правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать навыки сотрудничества со сверстниками, учителем в образовательной, учебно-исследовательской деятельности;

Метапредметные:

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, умение взаимодействовать, работая в паре, умение оценивать свою и чужую деятельность.

Предметные:

умение распознавать причастия среди других частей речи, отличать их от глаголов и прилагательных, использовать причастия в своей речи.

Оборудование:

  • компьютер;

  • проектор;

  • презентация «Что такое причастие?»;

Формы организации деятельности учащихся на уроке:

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • коллективная.

Изучив материал данной темы, учащиеся должны уметь:

  • определять морфологические и синтаксические признаки причастия,

  • уметь отличать причастие от прилагательного и глагола




п/п

Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Формируемые УУД


1

1

Мотивирование на учебную деятельность.


Ребята, сегодня у нас необычный урок: мы с вами отправляемся в удивительную страну Морфологию.

Все жители этой страны попросили нас встретиться с одной частью речи. Откройте тетради, запишите число, классная работа.


Подготовка рабочего места.


Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу.

Личностные: мобилизация внимания, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция.



































2



































Актуализация опорных знаний













Я предлагаю открыть конверт и посмотреть, что пишут нам жители Морфологии:

-В нашей стране обнаружена неизвестная часть речи. Этот неизвестный объект сообщает, что является близким родственником Глагола и Прилагательного, морфологические признаки не установлены, с собой у него только суффиксы –ущ-, -ющ-, -ом-, -ем-, -им-,-ш-, -вш-, -т-, -нн-, -енн- (суффиксы вывешиваются на доску)

Просим Вас разобраться и прислать нам биографию этогообъекта, чтобы решить, вносить ли его в список уже известных нам частей речи

Определим цели и задачи урока

Итак, мы должны сегодня познакомиться с новой, пока неизвестной нам частью речи, определить ее морфологические признаки, научиться находить ее в тексе и наше решение отправить в страну Морфологию.

-Познакомиться с новой частью речи.

-Определить ее морфологические признаки.

-Научиться находить ее в тексте.



Ребята, посмотрите на доску, может ли глагол иметь подобные суффиксы?

Приведите примеры суффиксов глагола (-а-, -и-, -ива-, -ыва-, -ова-,--л- )

Может ли прилагательное иметь такие суффиксы.

Приведите примеры суффиксов прилагательных(-н-, -онн-, -енн-, -лив-, -чив-).


Слайд 3.


Ребята, давайте вспомним суффиксы глаголов и имен прилагательных.














Вложенные в конверт суффиксы ученик прикрепляет на доску с помощью магнитов.

Читают, отвечают на вопросы.








Формулируют цели и задачи













Вспоминают суффиксы прилагательных и глаголов

Коммуникатив­ные:

планирование учебного сотруд­ничества с учите­лем и сверстни­ками;

Познаватель­ные:

  • активизировать мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и т.д)

Регулятивные:

Составлять план и последователь­ность своих дей­ствий;

Личностные:

мотивация учебной деятельности.





















Личностные:

самопроверка, оценивание.

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, построение монологического высказывания.




3
































Открытие нового знания, пробное учебное действие

Ключ к отгадке всегда рядом, нужно лишь только присмотреться. Может эта часть речи давно используется в русском языке, а мы просто не имели с ней дела?

Великий русский поэт А.С.Пушкин, написавший немало произведений, как никто другой знает русский язык и, наверное, был знаком с этой частью речи. Обратимся к строкам его стихотворения «Царскосельская статуя»

Пушкин учился в Царскосельском Лицее, в парке которого была статуя грациозной девушки. Будущий поэт часто ею любовался и написал стихи «Царскосельская статуя»


Слайд 4

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит


- Какое слово мы не смогли отнести ни к одной части речи?

-Почему? И можем ли мы утверждать, что перед нами и есть неопределенная часть речи?

-Значит, первый признак, по которому мы можем определить новую часть речи, -это?

В письме говорилось, что эта часть речи относит себя и к Глаголу, и к Прилагательному. Какие вопросы можно задать к данному слову?


-Все правильно. Попробуем определить, что кроме вопроса, дает основание этой части речи называть себя родственником Глагола и Прилагательного.
















Читают выразительно.

Отмечают, что слово разбитой не относится ни к одной изученной части речи. Это и есть неопределенная часть речи- Некто, потому что суффикс совпадает с прикрепленными в начале урока на доске. Выписывают в тетрадь вместе с определяемым словом.


-Наличие специального суффикса.




Задают вопрос прилагательного и вопрос глагола.

(из)урны (какой?) разбитой

(из)урны (что делавших ?) сиявших.



Коммуникатив­ные:

выражение своих мыслей с доста­точной полнотой и точностью


Познаватель­ные:

осознание и про­извольное по­строение рече­вого высказыва­ния;


Регулятивные:

Составлять план и последователь­ность своих дей­ствий;


Личностные:

мотивация учебной деятельности; уважительное отношение к иному мнению.







































































4






























5







6


































































Работа по теме, закрепление




























Итог урока







Рефлексия


Работа в парах.

Слайд 5

Признаки прилагательного Признаки глагола.

род время

число вид

падеж возвратность

Мы узнали, какими признаками обладает эта часть речи. А название этой части речи нам подскажет кроссворд.

Слайд 6.


1. Близкий друг Пушкина (Пущин)

2. Лицейское прозвище Пушкина (француз)

3. Учебное заведение, где учился Пушкин? (лицей)

4.Чем для Пушкина стали воспоминания о Царскосельском лицее в ссылке? (луч)

5. Кто из представителей государства присутствовал на открытии Лицея?

6. Кто подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя»? (Жуковский)

7.Кто из знакомых семьи Пушкиных сообщил об открытии Царскосельского Лицея? (Тургенев)

8. Директор Царскосельского Лицея, где учился Пушкин (Малиновский)

9. Любимое Пушкиным время года (осень).

-Правильно, ребята, название обнаруженной нами части речи – Причастие. Почему причастие так названо?

Прочитаем определение в учебнике

Слайд 7

Причастие-это особая форма глагола, обозначает признак по действию, имеет признаки глагола(время, вид, возвратность) и признаки прилагательного(изменяется по родам, числам, падежам

-Почему особая форма глагола? (дополняю алгоритм)

-Какой 3-й пункт нашего алгоритма, если причастие обозначает признак по действию?

Все верно, ребята. А как вы понимаете признак по действию? Давайте проведем эксперимент с мячиком

Физкультминутка Игра называется «Поймай мяч» ( Я бросаю мяч и называю глагол, дети ловят мяч и называют причастие)

Пользуясь алгоритмом, найдите причастия в строчках стихотворений А. С. Пушкина и укажите морфологические признаки

Слайды 8-10

Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь? («Зимнее утро»).


Пирует с дружиною вещий Олег

При звоне весёлом стакана…

Они поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они...(«Песнь о вещем Олеге»)


.Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса («Осень»)



Проверим, не попадетесь ли вы в ловушку

(задание на самопроверку)

Слайд11

Покрашенный, тыквенный, изученный, нашедший, стеклянный, летящий, каменный, написавший, слышимый, барабанный, посеянный, оловянный,

покрашенный, соломенный


Ребята, какую тему сегодня открыли? Чему научились?




Осталось написать «биографию» причастия и отправить в страну Морфология.


А теперь оцените свою работу.

Слайд12





Ребята, чтобы оценить свою работу на уроке, я предлагаю каждому ответить на вопросы:

1. Чему ты научился сегодня на уроке?

2. Что нового узнал? Что было уже известно?

3. Что на уроке показалось интересным?

4. Что оказалось самым трудным?








Домашнеее задание: §12

(по выбору)

1) упражнение 76;

2) написать сказку о причастии.



Получают карточки с заданиями. Указывают морфологические признаки прилагательного и глагола, делают вывод.

Признаки прилагательного

  1. Отвечает на вопрос?

  2. Имеет окончание?

  3. Обозначает как прилагательное?

  4. Имеет род, но в данном слове?

  5. Имеет число?

  6. Имеет падеж?

  7. Синтаксическая роль?

Признаки глагола

1.Отвечает на глагольный вопрос?

2.Образовано от глагола?

3.Обозначает как глагол?

4.Имеет время?

5.Имеет вид?

6.Имеет возвратность

Вывод: основные морфологические признаки

глагола



























Отвечают на вопросы









Имеет признаки и прилагательного, и глагола



Работа по учебнику.





Работа с определением (с ключевыми словами)




Потому что образованы причастия от глаголов

Вопрос прилагательного



Признак возникает в результате действия



Включаются в игру




Читают, находят причастия, рассуждая по алгоритму, выписывают вместе с определяемым словом, указывают морфологические признаки ( индивидуально у доски)



Устно называют только причастия, аргументируя выбор





Открыли причастие. Научились определять причастия. Узнали морфологические признаки причастия


Коллективно пишут письмо



Оценивают свою работу, ставят себе баллы






















Коммуникативные:

проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; формулировать собственное мнение и позицию;


Познавательные

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.


Регулятивные:

выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах.


Личностные:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию.


























Коммуникативные:

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельность.

Предметные:

знают признаки причастия, выделяют его в тексте.


Познавательные:

самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.


Регулятивные:

составлять план и последовательность действий; вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.


Личностные:

смыслообразование



















Личностные:

самопроверка.

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка.

Предметные:

знают признаки причастия, выделяют его в тексте; Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков




Предметные:

осознание, осмысление учащимися алгоритма работы с причастиями


Личностные: имеют адекватную самооценку;


Регулятивные: осознают конечный результат решения проблемы; оценивают собственную деятельность на уроке;

коммуникативные: строят понятные для партнеров речевые высказывания