Закрепить алгоритм решения задач данного вида, записывая краткую запись в виде таблицы, научить детей находить разные способы решения задач.
Развивать мышление, память учащихся, умение рационально использовать время на уроке, самостоятельность, умения делать умозаключения, выводы.
Воспитывать интерес к математике, повышение учебной мотивации.
Предмет | Математика |
Класс | 4 «А» класс |
Автор урока | Баулина Кристина Александровна |
Образовательное учреждение | МБОУ СОШ № 9, станица Тамань |
Тема урока | Задачи на пропорциональное деление |
Тип урока | Урок систематизации знаний и умений (закрепление пройденного) |
Цель: | Создание условий для формирования умения решать задачи на пропорциональное деление. |
Задачи: | 1.Закрепить алгоритм решения задач данного вида, записывая краткую запись в виде таблицы, научить детей находить разные способы решения задач. 2.Развивать мышление, память учащихся, умение рационально использовать время на уроке, самостоятельность, умения делать умозаключения, выводы. 3.Воспитывать интерес к математике, повышение учебной мотивации. |
Планируемый результат: | Предметные УУД: научатся решать задачи с помощью пошагового алгоритма, уметь определять тип той или иной математической задачи, выполнять устные и письменные вычисления, уметь применять формулы для решения различного типа учебных задач. Метапредметные: овладеют способностью понимать и сохранять учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, работать в парах, оценивать свои достижения, адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников на уроке; умеют вступать в речевое общение, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; строить рассуждение для аргументирования выражения собственной точки зрения. признавать существование различных точек зрения. Личностные УУД: понимают значение математических знаний в собственной жизни. |
Форма организации | Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Оборудование: | Компьютер, презентация, учебник. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный | В каждом ритме и движении этого мира скрываются математические формулы, в каждой странице нашей жизни мы используем математический язык. Мы во многих жизненных ситуациях говорим на математическом языке. Важным моментом нашей жизни является умение решать задачи. Детям предлагается назвать ассоциации к слову «Задача». | Определяют готовность к уроку. Включаются в деловой ритм. Приветствуют учителя. Организуют рабочее место. Предлагают ассоциации. |
2. Мотивационный | | | | На этом этапе учитель проводит аналогии между математическими и жизненными задачами. Для решения тех и других необходимы определённые личностные качества. Дети предлагают различные варианты личностных качеств, необходимых для решения задач. Учитель произносит мотивационный девиз: «Ждёт сегодня нас удача, если мы решим…. (дети произносят хором) задачи!» | | | | | | | | | | Внимательно слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы Выполняют задания. |
3. Целеполагание, выдвижение гипотез, закрепление имеющихся знаний. | Учитель предлагает детям схему, на котором изображены алгоритмы решения различным типов задач в виде формул. С опорой на формулы дети вспоминают и называют типы задач, с которыми они знакомы (макет кроссенса в приложении № 1). Это следующие типы математических задач: на нахождение целого, нахождение части, задачи на скорость, задачи на нахождение стоимости. В центре кроссенса находится поле с вопросительным знаком. Все типы задач пронумерованы. Это необходимо для дальнейшей групповой работы. Учитель: Ребята, какого типа задачи мы еще умеем решать? Дети: (здесь возможно два варианта развития событий) 1 вариант – дети назовут тип задач на пропорциональное деление или 2 вариант развития событий – дети не смогут назвать еще один тип задач. Учитель в любом случае действует далее следующим образом: детям для групповой работы предлагается карточка № 1, на которой есть примеры различных типов задач. Этих задач 5. Дети читают каждую задачу, определяют и записывают тип задачи в малой группе (по два человека). Далее на маркерной доске дети по очереди записывают ответы. Учитель: Делаем вывод. Задачи 5 –го типа – это задачи на нахождение 4-го пропорционального. Их еще называют задачами на «справедливое деление». Учитель: Вспомним, какие величины есть в задачах данного типа. 1. Постоянная переменная. Давайте найдем ее в задаче на карточке №1. 2. Две переменные величины. Ищем их в задаче. 3. Для решения задачи не хватает 4- ой величины. Это величина….. 4. Только после ее нахождения задача может быть решена. | Анализируют задачи. Вспоминают формулы. Анализируют структуру задач на нахождение 4-го пропорционального. Работают в паре. |
Актуализация полученных знаний. Создание алгоритма решения задач определённого вида. Рефлексия своих действий. | Детям предлагается создать пошаговый алгоритм решения задач на нахождение 4-го пропорционального в группе из 4-х человек. Учитель: Ребята, сейчас вы будете работать в группах по 5 человек. Вам будет необходимо записать пошаговый алгоритм решения задач на нахождение 4-го пропорционального. При составлении алгоритма Вы должны обратить внимание на следующие утверждения и вопросы (карточка № 2) Можем ли мы решить задачу такого типа сразу? В каждой задаче такого типа 4 величины. Три – известны, а четвертую, прежде чем решить задачу нужно найти. Одна величина – постоянная, а две другие – переменные. Что это за величина? Вместо краткой записи к задаче нужно составить …………… После нахождения 4-го пропорционального умножаем его на первую переменную, а затем на вторую. Две команды по желанию делают презентацию пошагового алгоритма решения задач на нахождение четвёртого пропорционального. На этом этапе включаем взаимооценку работы в группах, дополняем алгоритмы. Алгоритм решения данного типа задач записывается на доске. Учитель. Как вы можете оценить свою работу в команде? Насколько ваш алгоритм был близок к эталону? Давайте попробуем записать в нашу схему вместо вопроса формулу, которой мы можем пользоваться для решения задач данного типа. Формулу составляем совместными усилиями: П.В:(П1+П2)=4П.В., 4П.В.*П1, 4П.В.*П2. | Создают алгоритм. Работают в группе. Ориентируются на дополнительную информацию. Систематизируют свои знания. Ориентируются на эталон и оценивают свою работу. Дают оценку качества работы одноклассников. Учатся сворачивать умственные действия в форулу. |
5.Физкультминутка | Игра «Четыре стихии». Активизация физической активности детей. | Дети выполняют упражнения на активизацию физической деятельности. |
6.Применение знаний в практике решения определённого типа задач | Учитель. Ребята, мы начали наш урок с того, что существуют арифметические, а есть жизненные задачи. Давайте попробуем их совместить. Какую основную жизненную задачу Вам предстоит решить в 2022 году? Дети. Переход из начальной школы в основную школу. Учитель. Какие качества личности нужны для эффективного обучения? Выслушиваем ответы детей. Учитель. Мы наш урок начали словами Аристотеля. Давайте посмотрим ещё на одну его фразу «Математика – это дверь и ключ к наукам». Знание математики во многом – это и есть основной ключ к успехам в основной школе. Сейчас я вам предлагаю решить задачу на нахождение 4-го пропорционального. Эта задача будет связана с вашими жизненными задачами на 2022 учебный год. Детям предлагается карточка № 3. Там записано условие задачи на нахождение 4-го пропорционального, связанное с пошивом костюмов для детей 5-го класса. Дети решают задачу самостоятельно, оформляя записи в рабочей тетради. Ответы фиксируют на маркерной доске. По итогам работы ставятся оценки за работу на уроке. | Решают задачу. Объясняют её решение. Решают задачи Записывают решение с комментированием. Проверяют правильность решения задачи по формуле. |
7.Рефлексия. | Учитель. Оцените свою работу на уроке. На доске несколько незаконченных предложений. Выберите одно предложение и постарайтесь его закончить. На уроке мне было трудно….. Теперь я понял, что……… В ходе урока я почувствовал…… Я научился………… Выслушиваем ответы детей. | Оценивают свою деятельность с помощью технологии незаконченных предложений. |
8. Домашнее задание | Дома вам нужно составить задачу на нахождение 4-го пропорционального, которая касается ваших жизненных задач, связанных с обучением в 5-м классе. | Дети составляют и записывают задачу на формате А 5. После этого у каждого будет возможность порешать различные задачи этого типа. |