СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока. Русский язык. Тема: Второстепенные члены предложения. Обстоятельство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока. Русский язык. Тема: Второстепенные члены предложения. Обстоятельство»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 
«Саликская СОШ им. Курбанова Я.Д.»







Технологическая карта открытого урока.

Русский язык.



Тема:

Второстепенные члены предложения.

Обстоятельство

Подготовила: Османова Назаркет Гайдарбековна

учитель начальных классов



Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Тема:Второстепенные члены предложения. Обстоятельство

Цель урока: формирование понятий об обстоятельстве, расширение знаний о конструкции предложения.

Задачи:

1. Образовательная – дать понятие об обстоятельстве, как члене предложения, его роли в предложении, связи с другими членами предложения, развивать умение графически выделять обстоятельства на письме.

2. Развивающая –развивать мышление: умение делать самостоятельно выводы, используя наблюдения и сравнения; устную и письменную речь; долговременную память.

3. Воспитательная – воспитывать усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность, аккуратность, уважение друг к другу, интерес к языку и слову.

Тип урока – урок освоения новых знаний и способов действий.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

объяснять, что такое обстоятельство;

называть обстоятельства выраженные именем существительным и наречием;

находить обстоятельства места, времени, способа действия;

употреблять обстоятельства места, времени, способа действия в различных речевых ситуациях.

2. Личностные:

формировать позитивное отношения к учебному процессу;

формировать мотивацию к обучению и познанию;

формировать уважительное отношение к иному мнению.

3. Метапредметные:

пониматькоммуникативную важность грамотного сочетания слов в предложении;

составлять предложения используя второстепенные члены предложения.

Универсальные учебные действия:

Методы обучения: словесные (беседа, рассказ); наглядные (демонстрация – презентация, работа с книгой); практические (письменное выполнение упражнений, тест).

Формы работы обучающихся: индивидуально-обособленная (работа у доски; самостоятельная работа (письменная)); фронтальная (устная); групповая работа.

Этап урока,

виды работ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный этап

1. Приветствие

2. Мотивация к учебной деятельности

– Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Готовы слушать, рассуждать и друг другу помогать.

– Садитесь. Меня зовут Элина Аскаровна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

– Надеюсь, что на уроке вам будет интересно, и вы будете активно работать. Покажите свои знания, умения и постарайтесь освоить новое.

– За каждый правильный ответ вы будете получать жетон.

– В конце урока вы соберёте весёлого снеговика, желаю вам успеха, посмотрим, у кого получится самый высокий снеговик.

– Здравствуйте!

Слушают учителя.

Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

Коммуникативные: слушать и понимать речь

Личностные: умение настроиться на работу

II. Актуализация опорных знаний и способов действий.

1. Минутка чистописания.

2. Фронтальный опрос.

3. Подготовка к восприятию нового материала.

4. Выявление проблемы.

– У каждого на столе лежит рабочий лист, подпишите его. Укажите фамилию и имя.

– На верхних двух строчках запишите число, классная работа.

– Отгадайте загадку

Все его зимой боятся —

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице …

– Проведём минутку чистописания.

Оро, мороз, морозный, морозить, морозно.

– Что общего в этих словах?

– Значит какие это слова?

– Выделите корень в этих словах.

– Задайте вопросы к каждому слову.

– Чем эти слова отличаются друг от друга?

– Ребята у нас гости.

(На экране появляется Олаф с вопросами)

– Как вы думаете, что произошло с Олафом?

– Мы поможем Олафу найти морковку.

– Попробуем ответить на его вопросы.

(когда?) … я потерял морковку(где?) ….

– Вам даны слова для справок. Подберите слова подходящие по смыслу.

Слова для справок: вчера, холодно, в лесу, весело, яркая.

– Запишите подобранные слова в рабочий лист.

– Сделаем синтаксический разбор предложения, разберем по членам.

– Желающие ответить поднимают руку.

– Подчеркните главные члены предложения, надпишите, чем они выражены.

Вчераяпотеряллюбимуюморковкув сугробе.

– Раз мы уже нашли главные члены предложения, то какие остались?

– Найдём второстепенный член предложения - дополнение.

Потерял (что?) морковку.

– Найдём второстепенный член предложения – определение.

Морковку (какую?) любимую.

– Определим, каким членом предложение является слово вчера.


Подписывают рабочий лист.

Записывают число, классная работа.

Слушают загадку.

– МОРОЗ

Записывают слова в рабочий лист.

– Общий корень «мороз».

– Однокоренные.

Выделяют корень.

– (что?) мороз, (какой?) морозный, (что делать?) морозить, (как?) морозно.

– Это разные части речи.

– Олаф потерял морковку.

Выполняют задание.

Записывают слова.

Выполняют синтаксический разбор.

– (кто?) я м (что сделал?) потерял гл.

– Второстепенные члены предложения

– Это дополнение выраженное именем существительным подчёркиваем пунктирной линией.

– Это определение выраженное именем прилагательным подчёркиваем волнистой линией.

– Не можем определить, каким членом предложения является слово вчера.

Новый второстепенный член предложения.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: определение промежуточных целей

III. Решение проблемы

1. Работа с учебником (стр. 17).

2. Формирование понятия «обстоятельство»

3. Выявление темы и цели урока

– Для того чтобы точно назвать, что такое обстоятельство, самостоятельно прочитайте правило на странице 17. Затем ответьте на вопросы.

Второстепенный член предложения, который обозначает место, время и способ действия и отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? как? называется обстоятельством. Подчёркивается _ . _ . _

– Сделайте вывод.

– Что же такое обстоятельство?

– На какие вопросы отвечает?

– Как подчеркиваем?

– Что обозначает обстоятельство?

– Сформулируйте тему урока.

– Определите цель.

Читают правило.

– 

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

– Научиться определять обстоятельство в предложении.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование темы урока;

осознанное построение речевого высказывания.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.



IV.Первичное закрепление

1. Работа у доски. Выполнение упражнения в учебнике (учитель диктует).

– На странице 17 учебника, взгляните на 28 упражнение.

– Прочитайте задание. Что нужно выполнить?

– Кто пойдёт к доске?

– … запишет предложение на доске, а вы работаете в рабочих листах.

Ночью ворвался в город северный ветер.

– Чтобы определить обстоятельство мы задаём вопрос от сказуемого.

ворвался (когда?) ночью

– Какой частью речи является словоночью?

ворвался (куда?) в город

– Какой частью речи является словогород?

– Сделаем вывод. Обстоятельство может быть выражено именем существительным.

– Кто запишет у доски второе предложение?

Сильнодрожалистёклаокон.

– Какой частью речи выражено обстоятельство в этом предложении?

– Обстоятельство может быть выражено ещё и наречием.

– Сделайте вывод.

– Списать. Выполнить разбор первого и второго предложения по членам предложения. Указать, на какой вопрос отвечает обстоятельство, к какому слову относится.

северный.

– Это обстоятельство выраженное именем существительным.

– Это обстоятельство выраженное именем существительным.

 Обстоятельство может быть выражено не только именем существительным, а также наречием.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

высказывания.




Физминутка

– Встали. Проведём физминутку.

– Молодцы. Садитесь.

Повторяют движения за учителем.


V. Вторичное закрепление

1. Определение основных видов обстоятельств.

2. Групповая работа

3. Самопроверка. Исправление допущенных ошибок.

– Взгляните на экран.

– На какие группы можно разбить данные вопросы?

– Какую информацию вы получите, когда вам ответят на эти вопросы?

– С помощью вопросов где? куда? мы можем определить место предмета.

– Вопросы когда? с каких пор? помогут нам узнать время.

– Как? каким образом? укажут нам на способ действия.

– Это основные виды обстоятельств.

– Сейчас мы поработаем в группах

– На экране записаны предложения с обстоятельствами разных групп.

Зима подкралась тихо и незаметно. Вчера и сегодня дул сильный ветер. Слева и справа намело большие сугробы.

– Первая группа выпишет одно предложение с обстоятельствами места.

– Вторая группа выпишет одно предложение с обстоятельствами времени.

– А третья группа выпишет одно предложение с обстоятельствами способа действия.

– Проверим себя.

– Представитель первой (второй, третьей) группы, какое предложение выбрали вы?

– Если допустили ошибку, то запишите правильный вариант ответа на следующей строке.

Ответы обучающихся.

Выполняют задание самостоятельно.

(1) Слева и справа намело большие сугробы.

(2) Вчера и сегодня дул сильный ветер.

(3) Зима подкралась тихо и незаметно.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

..

РЕЗЕРВ

– Закрепим алгоритм определения второстепенного члена – обстоятельства. (С 18 в учебнике упражнение 29.)



VI.Организация самостоятельной работы

1. Тест.

2. Взаимопроверка.

3. Оценивание

(0 ошибок – 2 ж,

1 ошибка – 2 ж,

2 и более ошибок – 0 ж)

– Предлагаю вам тест для самостоятельной работы.

– В рабочих листах у вас указаны цифры обозначающие номер вопроса. Выберите букву, под которой находится правильный ответ, и запишите букву правильного варианта ответа возле цифры.

1. Обстоятельство – это …

А) часть речи

Б) второстепенный член предложения

В) главный член предложения

2. Обстоятельство отвечает на вопросы:

А) Где? Когда? Как?

Б) Кто? Что?

В) Какой? Какая? Какое?

3. Обстоятельство подчёркивается:

А) двумя линиями

Б) волнистой линией

В) пунктир точка

4. Обстоятельство выражено частью речи:

А) именем существительным, глаголом

Б) глаголом, прилагательным

В) именем существительным, наречием

5. Обстоятельство обозначает:

А) действие предмета

Б) место, время, способ действия

В) признак предмета

– Поменяйтесь листами с соседом.

– Проверим правильность выполненного теста.

– Проверяем внимательно.

– Неверный ответ зачеркните одной чертой.

– Верните рабочие листы.

– Поднимите руку те, кто не совершил ни одной ошибки? Одну? две и более?

– Молодцы!

Отвечают на вопросы тестирования, записывают правильные ответы в рабочий лист.

Проверяют правильность выполнения теста соседа по парте.

1. Б

2. А

3.В

4. В

5. Б

Личностные:

нравственно-этическое оценивание.

Регулятивные:

контроль, коррекция.

Познавательные:

структурирование знаний, рассуждение, доказательство.

VII. Информация о домашнем задании

– Откройте дневники, запишите домашнее задание.

– Я разделила домашнее задание на 2 уровня.

1 уровень – выполните упр 30, с. 18 из учебника.

2 уровень – творческое задание: составить связный текст, используя все виды обстоятельств.

– Желаю, чтобы у вас не возникло трудностей дома, когда вы будете выполнять домашнее задание!

Записывают домашнее задание в дневник.



VIII. Рефлексия учебной деятельности

Итог урока

– На сегодня наше исследование второстепенных членов предложения заканчивается. Для того чтобы понять, хорошо ли вы усвоили тему, посмотрите на экран и закончите предложения.

Сегодня на уроке

Я узнал(а)…Было трудно…Теперь я умею…

– Ребята, как вы думаете, достигли мы нашей цели, которую ставили вначале урока?

– Надеюсь вы не забыли, для чего мы собирали жетоны в течение урока?

– С помощью клея приклейте с обратной стороны рабочего листа полученные жетоны, сложите снеговика. Это показатель вашей активности на уроке.

– Что не так с нашим снеговиком?

– Если на уроке вам было интересно нарисуйте снеговику улыбку.

– Если урок вызвал затруднения, нарисуйте грустного снеговика.

– Мне сегодня было приятно и легко работать с вами. Спасибо за активное участие на уроке. Прошу вас подготовится к следующему уроку.

– До свидания.

Слушают учителя.

Оценивают свои знания.

– Достигли / не достигли поставленной цели.

– Да / нет

Считают количество полученных жетонов.

– У него нет лица.

Рисуют лицо полученному снеговику.

Слушают учителя.

 До свидания!

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания




1 уровень – упражнение 30, с. 18 учебника.

2уровень (творческое задание) – составить связный текст, используя все виды обстоятельств.

Домашнее задание(на выбор).






Рабочий лист.


Ф.И. __________________________________________________ класс 4 «А»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Когда?)__________ я потерял любимую морковку (где?) в _____________.

Упражнение 28 __________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Выписать._______________________________________________________________________________________________________________________________

Тест.

1.

2.

3.

4.

5.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________























Отзыв

на открытый урок русского языка, проведённого

в 4 «А» классе учителем начальных классов

Османовой Назаркет Гайдарбековной

Дата: 19.09 2023г

Место проведения: МБОУ «Саликская СОШ»

Тема урока: «Второстепенные члены предложения. Обстоятельство».

Цель урока: формирование понятий об обстоятельстве, расширение знаний о конструкции предложения.

Методы обучения: словесные (беседа, рассказ); наглядные (демонстрация – презентация, работа с книгой); практические (письменное выполнение упражнений, тест).

Формы работы обучающихся: индивидуально-обособленная (работа у доски; самостоятельная работа (письменная)); фронтальная (устная); групповая работа.

Используемые педагогические технологии: системно-ориентированные, технология проблемного диалога, технология сотрудничества, информационные технологии.


Назаркет Гайдарбековна провела урок русского языка в 4 классе

Урок начался с организационного этапа, на котором Назаркет Гайдарбековна настроила обучающихся на работу и мотивировала их к учебной деятельности.

Актуализация знаний проводилась путём вовлечение обучающихся в беседу и учебную ситуацию. На данном этапе урока проводилась минутка чистописания, с целью формирования навыка графически правильного, чёткого письма.

Затем учащиеся приступили к постановке проблемы. С целью вовлечения обучающихся в деятельность, Назаркет Гайдарбековна использовала мультипликационный персонаж. Перед обучающимися встала задача – восстановить предложение и провести разбор по членам предложения. На уроке прослеживается взаимосвязь с другими уроками по предмету, связанными с данной темой. В ходе синтаксического разбора, обучающиеся пришли к выводу, что им известны не все второстепенные члены предложения.

На этапе решения проблемы учащиеся обратились к учебнику. Обучающиеся учились анализировать полученную информацию и извлекать её из учебника. После проведенного фронтального опроса обучающиеся смогли самостоятельно определить тему и сформулировать цель урока.

Затем приступили к первичному закреплению. На этом этапе мы работали у доски. Данная форма работы помогла облегчить восприятия материала, и стала опорой для мыслительной и речевой деятельности. В ходе работы у доски обучающиеся смогли не просто найти обстоятельство в предложении, но так же понять какой частью речи оно может быть выражено.

На 15 минуте урока применялись здоровьесберегающие технологии. Провела физминутку с использованием ритмичной музыки.

На этапе вторичного закрепления продолжили сбор информации о второстепенном члене предложения – обстоятельствах места, времени и способа действия. Источником информации становятся личные наблюдения учеников; используются материалы разных форматов (текст, схемы). Была организована работа в группах с дальнейшей самопроверкой.

В качестве самостоятельной работы Назаркет Гайдарбековна использовала тест из пяти вопросов, включающие в себя основные понятия по теме урока.

Домашнее задание состояло из двух уровней сложности, тем самым предоставив право выбора в соответствии со своими возможностями.

На этапе рефлексии продолжили формирование навыков самоконтроля и самооценки. Обучающиеся смогли достичь цели поставленной в начале урока. В результате детьми была оценена собственная учебная деятельность.

Тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствует его содержанию, тема урока была раскрыта, цель достигнута, задачи реализованы.

Задания на уроке способствуют формированию в большей степени предметных результатов наряду с метапредметными результатами. Внутрипредметные связи на уроке соблюдались, т.к. была опора на предыдущий материал. Наглядный материал использовался в качестве иллюстрации, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач.данный урок заслуживает высокой оценки.



Директор МБОУ «Саликская СОШ» ____________ Новрузалиев П.Т.





















Отзыв на открытый урок русского языка в 4 классе

проведённого учителем начальных классов

Османовой Назаркет Гайдарбековной


Класс : 4 «А»

Дата: 19.09 2023г

Место проведения: МБОУ «Саликская СОШ»

Тема урока: «Второстепенные члены предложения. Обстоятельство».

«Великолепный, очень насыщенный урок!»- это первые слова, которые приходят на ум после посещения урока замечательного педагога профессионала Назаркет Гайдарбековны.

     Урок начался с организационного момента: подготовки  класса к занятию, приветствия учителя. Учитель Назаркет Гайдарбековна. поздоровалась с ребятами, настроила их на рабочий лад и попросила сесть.

      Данный урок был проведен на тему: «Второстепенные члены предложения. Обстоятельство».. Цель, задачи и тему урока учащиеся определяли путем наводящих вопросов и заданий самостоятельно. Так как учитель придерживалась четко намеченного плана, структура   урока была соблюдена. Время между отдельными частями урока было распределено   вполне грамотно и рационально.

         На уроке учитель использовала различные виды деятельности: беседа, опрос, тестирование слово учителя, работа с учебником, работа с доской, дифференцированная  самостоятельная работа и успешно   сочетала  формы фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы;

       С точки зрения психологии и методики преподавания все  использованные на уроке приемы работы   соответствовали возрастным возможностям учащихся.

       Успешному ходу урока  способствовал правильный   подбор   учителем   материала: содержание урока полностью  соответствовало  требованиям программы;

        На уроке был реализован ведущий принцип обучения:  связь теории с практикой (изученные правила отрабатывались в системе  речевых тренировочных упражнений). 

      По ходу урока уроке учитель активно использовала дидактический материал , доску и другие средства наглядности: таблицы и  схемы и еще ИКТ.

      Урок был построен таким образом, что были задействованы  и сильные и  слабоуспевающие  ученики. Для слабоуспевающих учащихся был применен алгоритм, которым они могли пользоваться и на самостоятельной работе.

          В процессе урока учитель  предъявляла единые требования к учащимся.

       В  конце урока учитель провела  индивидуальную тестовую работу по карточкам  для закрепления полученных знаний по теме.    При проведении урока были учтены такие психологические основы урока как: развитие и поддержание внимания, развитие памяти, мышления, воображения,  эмоциональная атмосфера урока.

       На уроке учащиеся были очень активны: качество их ответов было на достаточно высоком уровне, по ходу урока учащиеся задавали учителю очень мало вопросов, что ,на мой взгляд, свидетельствовало о неплохих  знаниях и  подготовки учащихся к уроку.

      В процессе урока учитель продемонстрировала такие личные качества как  собранность, доброжелательность в обращении с учащимися, умение прислушиваться   к  ответам учащихся. Её речь отличалась грамотностью, эмоциональностью и свободой изложения.

       Учителем совместно с учащимися была выведена цель на следующий урок, проведена рефлексия урока. Урок достиг поставленных целей.


Учитель начальных классов

МБОУ «Саликская СОШ» ____________ Юсупова Рена Мусаевна