ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет - Технология | Класс - 7 | |
Тема урока – Вышивание лентами |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Усвоение - основных техник вышивания лентами; - общих правил работы с лентами; - правил безопасной работы с необходимыми инструментами при вышивании лентами Выработка умения - выполнения ленточных стежков, необходимых для вышивания цветка ромашки; - вышивания цветка ромашки | Регулятивные: Умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижению результата, самооценка; умение самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями учебника, инструкцией пошаговой вышивки. Коммуникативные: Умение задавать вопросы, объективно оценивать работу другого человека, уважительно относиться к чужому мнению. Познавательные: Повышение мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию. | Ответственное отношение к выполнению учебных задач |
Словарь урока: прямой ленточный стежок, стебельчатый стежок, французский узелок; названия других видов ленточных стежков и швов (прямой стежок с завитком, изогнутый прямой стежок, ленточный стежок «бант», швы «шнурок», «сетка», «петля с прикрепом», «полупетля с прикрепом», «рококо»), розы «паутинка» и кручёная. |
Ресурсы урока: учебник «Технология» 7 Н.В. Синица, П.С Самородский, В.Д. Симоненко и др., презентация «Вышивание лентами», инструкционные карты, карточки по безопасности, книги по вышивке, коллекция готовых изделий; материалы и инструменты: иглы, ножницы, пяльцы, канва, атласные ленты, карандаши; оборудование: компьютер, мультимедийный проектор. |
| ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ |
1 этап. Орг. момент | Приветствие. |
2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации) | Деятельность учителя 1) Сообщаю о том, что на уроке познакомимся с моим любимым видом рукоделия и отправимся в удивительную страну, создающую красоту (слайды № 1-3) 2)Создаю для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление: предъявляю ученикам одновременно два противоречивых факта: готовые вышивки одного и того же рисунка с цветком мака, выполненные в разных техниках: «крест» и «вышивка атласными лентами» - Задаю вопрос: «Какая вышивка вам больше понравилась и почему?», который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их. - Задаю вопрос: «А с какой техникой вышивки вы бы справились сами, имея схему и используя те приёмы, которые вам знакомы ?» Вопрос обнажает ситуацию, невыполнимую при имеющемся уровне знаний и умений. | Деятельность учащихся - Вступая в диалог с учителем выявляют противоречие – осознают и проговаривают его. Отвечают, что справились бы с вышивкой в технике «крест», а как выполнить объёмные лепестки мака, пока не знают. |
| Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, Общий итог этапа мотивации – формулирование учащимися предполагаемой темы урока. |
3 этап. Актуализация знаний | Деятельность учителя Задаю вопрос: «Какие виды декоративно-прикладного искусства вы знаете?» Предоставляю кроссворд (Слайды №4-№6), позволяющий осуществить переход к изучению нового материала. Вопрос: «Какова же тема сегодняшнего урока?» (Слайд № 7) Вопрос: - что нужно знать, чтобы освоить этот вид рукоделия и где можно эти знания добыть? | Деятельность учащихся Вспоминают известные виды, делают содержательные обобщения (работа с деревом – резьба, пирография; работа с металлом – чеканка; работа с нитями – вязание, макраме; работа с тканью и нитями или, как оказалось, с лентами – вышивание; работа с бумагой – аппликация, оригами и др.) - Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой темы. Вышивание лентами -Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть) Научиться выполнять ленточные стежки и швы Добыть знания можно на уроке (учебник, специальные пособия, мастер-классы от учителя), дома можно найти мастер-классы в сети Интернет. |
4 этап. Целеполагание и планирование | А теперь попробуйте сформулировать цель нашей учебной деятельности. Какова она? А что бы вы хотели узнать про эту технику вышивания, кроме того, что это волшебный вид рукоделия? Давайте составим план деятельности, осуществив который, мы достигнем цели и научимся вышивать цветок ромашки. | Научиться вышивать атласными лентами и вышить какой-нибудь цветок (Слайд № 8) Отвечают на вопрос 1.Познакомимся с историей вышивки и её использованием в настоящее время. 2.Узнаем о материалах и инструментах и правилах безопасной работы с ними. 3. Познакомимся с основными техниками вышивания (видами стежков) и общими правилами работы с лентами. 4.Выполним практическую работу и вышьем ромашку. (Слайд № 9) |
5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы) | Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление. |
Деятельность учителя Познакомиться с историей вышивки лентами и её использованием сегодня вы можете из презентации (Слайды № 10-№ 20) О материалах и инструментах, используемых при вышивании лентами, а также правилами безопасной работы с иглой, булавками и ножницами вы также можете получить информацию из презентации (Слайды № 21- №23) - Для знакомства с техникой вышивания лентами обратитесь к учебнику с. 152. Возьмите в руки простой карандаш и сделайте пометки: «+» , если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете и вам понятно, как это выполнить; « -», если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знали; «?», если то, что вы читаете, непонятно, и вы хотели бы получить более подробные сведения. - Всем ли понятно, как закрепить ленту на игле? Давайте ещё раз рассмотрим алгоритм этого процесса (Слайд № 24) воспроизведём закрепление ленты самостоятельно. - А теперь сделаем на краю ленты узелок (Слайд № 25). Я думаю, что все подготовились к выполнению прямого стежка – одного из главных стежков в вышивке лепестков цветка ромашки. - Какой стежок нужно ещё научиться делать, чтобы выполнить серединку цветка? (Слайд №29). Есть ли различие в технике в выполнения этого стежка лентой и нитью? А стежка для вышивки стебля цветка? (Слайд № 30). А как мы вышьем листья на стебле? Чтобы ответить на этот вопрос, познакомимся с мастер-классом вышивания цветка ромашки, но прежде добудем знания об общих правилах работы с лентами и вооружимся важными моментами и полезными советами (Слайды № 31-33). А сейчас у нас физкультминутка Из-за парт мы дружно встали, головою покачали. Сели – встали, сели – встали. За работой мы устали. Наклонились мы вперёд, а потом наоборот, в стороны – на раз, два, три и ещё раз повторим. Руки вверх мы поднимаем, в стороны их опускаем. Повторили ещё раз. И работаем сейчас. Теперь перейдём к мастер-классу (Слайды № 34-39) | Деятельность учащихся - Работают с разными источниками информации Работают в парах, малых группах над решением учебной задачи. - Фиксируют на бумаге, доске свое «открытие». - Работают по алгоритму и выполняют учебные действия - Делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают с изложенным в учебнике. - Вступают в диалог. - Выполняют задание учителя. Предлагают варианты ответов по учебной проблеме. Выполняют упражнения. |
7 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) | А теперь попробуем вышить цветок ромашки самостоятельно. У вас на столах есть инструкционные карты для работы. Действуем согласно этим картам, помня о критериях оценивания работы. (Слайд № 40) | Выполняют задание. |
8 этап. Рефлексия и оценивание | Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживание в связи с успехом или неудачей товарищей. |
Деятельность учителя - Предлагаю назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. - Выставляю и комментирую отметки. | Деятельность учащихся - Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. - Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка). (Слайд № 41) - Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка). |
9 этап. Домашнее задание | Домашнее задание предполагает самостоятельное творчество (Слайды №42-№43). |