Тема | ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАССТОЯНИЙ И РАЗМЕРОВ ТЕЛ В СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ |
Цели | Образовательные: Способствовать формированию понятий параллакс, параллактическое смещение, угловые размеры небесных тел. Познакомить с методами определения расстояний до небесных тел: горизонтальный параллакс, радиолокационный метод и лазерная локация, триангуляция. Развивающие: Содействовать развитию у учащихся умений анализировать информацию, полученную из текста научного содержания; объяснять суть методов определения расстояний и размеров тел Солнечной системы. Воспитательные: Воспитание культуры поведения учащихся при фронтальной работе, при организации самостоятельной познавательной деятельности. |
Планируемый результат | Предметные: Знать способы вычисления расстояний от Земли до Солнца. Способы определения расстояний в Солнечной системе: 3-й закон Кеплера, параллактический, радиолокационный, триангуляция. Параллакс, параллактическое смещение. Определение размеров небесных тел. Разбор задач Уметь формулировать определения терминов и понятий «горизонтальный параллакс», «угловые размеры объекта»; пояснять сущность метода определения расстояний по параллаксам светил. Личностные: формировать мировоззрения, соответствующие современному уровню развития науки и общественной практики; уметь ставить цели и жизненные планы; Метапредметные: Регулятивные: выбирать оптимальный путь достижения цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной целью. Коммуникативные: развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения; использовать адекватные (устные и письменные) языковые средства; владеть монологической речью. Познавательные: искать и находить обобщенные способы решения задач; выходить за рамки учебного предмета в поиске средств и способов действий. |
Основные понятия | 3-й закон Кеплера, параллакс, параллактическое смещение, световой год, парсек, астрономическая единица. Расстояния и размеры небесных тел. |
Межпредметные связи | Физика, математика, география |
Ресурсы: | учебник Астрономия 11 класс. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (3мин) Цели: создание условий для восприятия нового материала | Приветствуют учителя, самоорганизация и рефлексия на учебно-познавательную деятельность | Приветствует учащихся, создает положительный психологический климат. Проверяет готовность учащихся к восприятию новых знаний, проверяет домашнее задание | Ответьте на вопросы: - Дать определение конфигурации планет - Какие конфигурации вы знаете? - Назовите условия видимости планет - Что такое элонгация? - В чем отличие синодического периода обращения от сидерического периода обращения? - Сформулируйте Законы Кеплера | Отвечают на поставленные вопросы | (Личностные УУД). Формируется мотивация к обучению |
II. Формулирование темы урока, постановка цели (4 мин) Цели: Сообщение темы урока и целей | Озвучивают тему и цели урока | Мотивирует учебную деятельность учащихся, акцентирует внимание на основные вопросы темы | Почему планеты, которые больше Земли, нам кажутся маленькими на звездном небе? Назовите тему урока, исходя из темы, определите цели урока | Формулируют тему и цели урока | (Познавательные УУД). Самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели и темы урока (Коммуникативные УУД). Умеют слушать, выражать свои мысли в условиях постановки темы и целей урока (Регулятивные УУД). Постановка учебной задачи на соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно |
III. Изучение нового (15 мин) Цели: знакомство учащихся с историческими сведениями, методами определения расстояний и размеров тел Солнечной системы; Обнаружение связи между физическими, математическими, географическими и астрономическими величинами | Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы учителя, осознанно строят свои высказывания по теме урока | Организует работу по составлению плана урока, направляет учебно-познавательную деятельность учащихся при «открытии новых знаний» | 1.Из 3-го закона Кеплера выразить расстояние до планеты Солнечной системы 2. Определите расстояния до Меркурия и Венеры в моменты элонгации (из прямоугольного треугольника по углу элонгации). 3. Определите расстояние АС 4. Определите расстояние D 5. Какие методы были использованы вами при решении задач? Какие методы были для вас незнакомыми? Назовите современные методы определения расстояний до тел Солнечной системы 6. Методы определение размеров тел Солнечной системы (из учебника) 1) Определение радиуса Земли 2) Определение размеров тел Солнечной системы 7)Записывают в тетрадь определение парсека, астрономической единицы, светового года. | Учащиеся знакомятся с историческими сведениями, методами определения расстояний и размеров тел Солнечной системы; Обнаруживают связи между физическими, математическими, географическими и астрономическими величинами | (Познавательные УУД) Поиск и выделение информации из текста учебника, интернет-ресурсов, пояснений учителя (Коммуникативные УУД). Поиск информации в учебнике, в компьютерных источниках, сотрудничают с учителем, одноклассниками |
IV. Закрепление нового (10 мин) Цель: первичное осмысление и закрепление материала урока | Просматривают опорный конспекта, текст учебника, усваивают теоретический материал урока, выделяют формулу для определения расстояний и размеров тел Солнечной системы, решают задачи | Организует решение задач учащимися, корректирует знания учащихся | Решение задач на определение расстояний и размеров тел Солнечной системы Годичный параллакс самой близкой звезды из созвезддия Центавра 0, 76 секунды.. Кково до нее расстояние в прсеках, световых годах, километрах? Расстояние до звезды Бетельгейзе 652 св. года. Чему равен ее параллакс? Праллакс Проциона 0,28 секунды. Склько времени свет идет от этой звезды до Земли? | Применяют новые знания, полученные на уроке, к решению качественных и количественных задач на определение расстояний и размеров тел Солнечной системы | (Познавательные УУД). выбор наиболее эффективных способов решения задач, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений (Коммуникативные УУД). Умеют слушать, выражать свои мысли, сотрудничество с одноклассниками, учителем |
V. Контролирующее задание (10 мин) Цель: проверка умений применять знания, полученные при изучении нового материала, к решению задач | Решают задачу | Контролирует выполнение решения задачи | Самостоятельное решение задачи: Найти расстояние до звезды Альдебаран, имеющей годичный параллакс 0,05 секунды. | Применяют новые знания, полученные на уроке, к решению задачи на определение расстояний и размеров тел Солнечной системы | (Познавательные УУД) выбор наиболее эффективных способов решения задач (Личностные УУД). Формируют мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки (Регулятивные УУД). Сличение способа действий при решении задач с результатом |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: подведение итогов урока; домашнее задание | Определяют наиболее сложные вопросы темы урока и способы действий | Фиксирует выводы по материалу урока, оценивает работу учащихся на уроке, выставляет отметки. Объясняет домашнее задание | Рефлексия Домашнее задание | Формируется целостная картина мира | (Коммуникативные УУД). Анализируют и синтезируют полученные знания (Регулятивные УУД). Выделяют и осознают то, что уже усвоено, качество и уровень усвоенного. (Личностные УУД). Формируют потребность в самореализации, самооценке |