Организационно-мотивационный этап | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия | Рассказ, сюрпризный момент | Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла» и раздается стук в дверь. Ребята, к нам в группу сегодня пришел почтальон и принес посылку. А чтобы узнать, что в посылке нам надо отгадать загадку. Загадка: Есть для вас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко Наша русская ….. -Правильно!Отгадали. Сто лет назад известный мастер Игрушку чудную создал, Игрушка-кукла расписная, А как назвать её, не знал. «Красивая игрушка, Похожа на Катюшку, А, может на Танюшку?»- Ей имя подбирал. Красивая игрушка, Как русская девчушка. И мастер ту игрушку Матрёшкою назвал. С тех пор живёт Матрёшка, Как русский сувенир. Шагает по планете, И радуется мир. Матрешку знают во всем мире. Матрёшка – одна из самых популярных русских игрушек, русский сувенир. Ее изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. После покрывают лаком. Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. | Внимательно слушают музыку и воспитателя.,сидя на ковре полукругом. Отвечают:Матрешка. Внимательно слушают воспитателя. | 5 мин. |
Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме | Рассматривание наглядных пособий. | Сегодня мы с вами поближе познакомимся с матрешками. Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением матрешки. По форме они удлиненные, с небольшой головой. А уж нарядом могут похвалиться! На голове у них яркие платочки-полушалки с цветами, поверх сарафана - фартучек. Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше. Сначала показывает детям одну пятиместную матрешку. Раскрывает ее и расставляя всех матрешек на столе,говорит: -Мы красавицы матрешки Разноцветные одежки Раз Матрена, два — Милаша, Мила – три, четыре – Маша, Маргарита это пять, Нас не трудно сосчитать. Спрашивает: -Ребята, сколько у нас матрешек на столе? - Молодцы. А какие матрешки? -Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты? Говорит: - Правильно. Затем выставляет три-четыре матрешки(по разному оформленные) и сообщает ребятам,что сегодня они будут рисовать матрешек,будто мастера-игрушечники. | Обследуют образец. Отвечают на вопросы: -Пять матрешек. -Красивые, разные по росту, большие и маленькие. -В сарафан,платок,фартук,бусы. | 5 мин. |
Этап ознакомления с материалом | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений | Овладение действиями, способами решения проблемы. Физкультминутка. | Выставляет две-три матрешки в удобных для обзора местах и конкретизирует творческую задачу:”Мы с вами будем рисовать матрешек с натуры,как это делают настоящие художники.если хотят очень точно нарисовать какой-то предмет. Вот натура(показывает на матрешек). Давайте постараемся передать особенности внешнего вида-форму тела,черты лица,”одежду” и красивый узор на ней,чтобы матрешки на наших рисунках были похожи на настоящих-деревянных,расписных.нарядных и веселых. Говорит: - Ребята, наши матрешки , веселушки - хохотушки, очень любят играть и танцевать. Давайте мы с вами тоже немножко потанцуем. Физкультминутка " Мы веселые Матрешки": Веселые матрешки, (Хлопают в ладоши) На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед) Сарафаны пестрые, (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево) Яркие платочки, (Наклоны головой влево-вправо) Любим танцевать, (Топают ногами) Раскраснелись наши щечки, (потереть щечки) Мы веселые матрешки, Мы похожи словно сестры. (Хлопают в ладоши) Спрашивает: -Готовы приступить к работе? -Тогда начнем. Затем показывает последовательность рисования матрешки ( с натуры): -Рассматриваем матрешку ,поместив ее лицом к себе; -Берем простой или цветной карандаш,обрисовываем матрешку в воздухе,на растоянии,так чтобы запомнить очертания “фигуры”; -Думаем,как лучше разместить лист бумаги... (воспитатель ставит чистый лист бумаги за матрешку и помещает его: -сначала горизонтально.... -затем вертикально.... -Кладем лист бумаги на стол вертикально; -Делаем набросок (эскиз) простым карандашом:рисуем туловище-большой овал или “яйцо”,сглаживаем переход от головы к туловищу-рисуем плавные линии;внизу “срезаем” овал,чтобы наша матрешка не упала и не была похожа на неваляшку; -”Одеваем” матрешку в сарафан,фартук,платок; -Рисуем руки по бокам туловища или на животе; -Цветными карандашами или тонкой кистью рисуем “лицо”-круглые глаза и ротик; -Берем краски и оформляем нарядную матрешку красивыми цветочными узорами. По ходу рисования следит за последовательностью выполнения задания, помогает советом. Советует обратиться к таблице с вариантами растительных элементов и к технологической карте,напоминающей последовательность рисования. Если есть в этом необходимость, показывает отдельные способы рисования на своем листе бумаги и своей кисточкой. Яркие получаются матрешки, так и кажется, взмахнут они платочками и пустятся в пляс... | Рассматривают матрешек. С удовольствием делают физкультминутку. Отвечают: -Да! Проходят и садятся за рабочие столы. Думают,как лучше расположить лист бумаги. Наглядно убеждаются,что матрешка не помещается. Видят.что матрешка”вписывается” в формат листа. Размещают листы белой бумаги вертикально,берут простые карандаши или цветные и,сверяясь с натурой,делают наброски(скизы). Под аудиозапись русских народных мелодий дети продолжают работу. Выполняют работу гуашевыми красками соблюдая рекомендации педагога. Завершают рисование своих матрешек. | 15 мин. |
Заключительный этап | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки | Рефлексия | -Вы сегодня молодцы, ребята, какие славные матрешки у вас получились. В конце занятия спрашивает у детей: - Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились? -А из чего матрёшка сделана? -А какие у нас матрешки? -Какие матрёшки бывают по росту? -А как можно с ними играть? -А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть. -А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров? -Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно. -Когда наши матрешки высохнут мы сделаем из них хороводную выставку,то есть выложим их по кругу и будем ими любоваться. | Рассказывают о своих матрёшках. Отвечают: - С матрешкой. -Из дерева. -Нарядные,веселые,красивые. -Разные,маленькие и большие. -Собирать и разбирать. -Конечно да. -Бережно и аккуратно. -Обязательно устроим хоровод из наших матрешек. | 5 мин. |